«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР, В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ»

Ветхозаветный св. пророк Исаия, за семь с половиною веков провидя день, когда «произойдет Отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его», так характеризовал это благодатное время: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 1 и 6—9).

По другому поводу пророк Исаия свое внимание останавливает на характеристике Божественного Младенца, имя Которого: «Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 6).

С появлением на земле этого Божественного Младенца в человеческих отношениях произойдут радикальные перемены: «...и перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать» (Ис. 2, 4).

Трудно, да и едва ли возможно, более ярко представить себе христианские времена. Св. пророк Исаия объясняет и прочие перемены настроений среди людей. Люди станут иными потому, что «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 9).

Лучшие умы в языческом мире сознавали необходимость сверхъестественной помощи, чтобы была «сброшена пелена с человеческих глаз». Языческий пантеон не удовлетворял религиозному чувству язычника, и, наряду с храмом Артемиды в Ефесе, св. ап. Павел встретил в Афинах жертвенник с красноречивой надписью: «Неведомому Богу» (Деян, 17, 23). К числу таких ищущих истины язычников принадлежали и мудрецы с востока, пришедшие на поклонение родившемуся в Вифлееме Христу Спасителю.

Но мы знаем и другие явления. Не находя ответа на мучительные вопросы, волновавшие человеческий ум в религиозных и философских системах, язычник приходил к выводу, что вообще не может быть объективной истины. Понтий Пилат, вероятно, убежденно и вполне искренно сомневался в существовании каких бы то ни было истин. Когда Христос сказал Пилату, что Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, Пилат бросил на это только скептическое замечание в виде вопроса: что есть истина? И дальше не стал ожидать ответа на этот полувопрос, полуреплику (Ио. 18, 38). Скептицизм теоретический в практической жизни приводил к падению нравов. Ветхозаветный мудрец очень ярко обрисовывает идеологию таких скептиков: «Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его». Какой же практически вывод делали отсюда скептики? «Будем же наслаждаться настоящими благами...; преисполнимся дорогим вином и благовониями...; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли... Будем притеснять бедняка..., не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды... Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах...» (Премудр. Солом., 2, 2—4, 6—8, 10—12).

Мы несколько задержались на характеристике идеологии скептика дохристианского времени, чтобы представить более ярко психологию людей, которых Апостол именует «не имеющими надежды» (I Фессал. 4, 13), девизом которых было: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32).

Прошли века. Семь с половиною веков! Завершилась «полнота времени» (Гал. 4, 4). Не только старец Симеон, «чающий утешения Израилева», приняв во объятия Божественного Младенца, мог покойно и радостно войти в открывающиеся пред ним врата вечности. Пришел в мир Гот, Кто был предметом напряженных и томительных ожиданий лучших представителей мира языческого, воссиял свет и «к просвещению язычников» (Лк. 2, 32). В Вифлеемской пещере родился Тот Божественный Младенец, о Котором когда-то предвозвещал пророк Исаия. Пречистая Мать спеленала Его и положила в ясли, потому что не оказалось места в гостинице. Вот что рассказывает об этом событии новозаветный евангелист. Местные пастухи ночью охраняли в поле свои стада. «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 8—14).

Как созвучна ангельская песнь с словами пророка Исаии! На земле мир! Но о каком мире говорил пророк Исаия, какой мир воспевали небесные силы пред, вифлеемскими пастухами?

Мир для христианина — это мир с Богом, мир со своею совестью и мир с ближними. До примирительной Жертвы Христовой на Голгофе люди были врагами Божиими (Римл. 5, 10). Примирил нас с Богом Своими страданиями и смертью Христос, принявшй на Себя грехи всего мира (1 Петр. 2, 24). По вере в Христа Сына Божия, мы, люди, из врагов Божиих стали сынами Его и, как говорит апостол, получили право взывать к Богу: «Авва, Отче!» (Гал. 4, 6).

Страдания и смерть Сына Божия не только примирили людей с Богом, но стали залогом спасения их, «ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его» (Римл. 5, 10).

Об этом мире Христос говорил, идя на вольные страдания, в Своей прощальной беседе с учениками: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ио. 14, 27).

Мир, принесенный на землю Христом Спасителем, является для христианина и миром с ближними. Во взаимоотношениях между людьми христианство устанавливает принципы любви, кротости, терпения и мира.

Апостол прямо говорит, обращаясь к христианам, что «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римл. 12, 18). Христос Спаситель миротворцев именует сынами Божиими (Мф. 5, 9), поскольку они уподобляются Сыну Божию, уничтожившему вражду между Богом и людьми. Об этом благоволении (εύδσξία) среди людей и возвещали небесные силы (Лк. 2, 14). Греческий подлинник означает то, что во взаимоотношениях людей, вместо прежней ненависти, злых действий, вражды и т. д., установится добрая воля, доброе решение.

Мир с Богом, мир со своей совестью, мир с ближними — вот тот мир, о котором говорил некогда пророк Исаия, о котором пели хоры небесных сил, мир, который преподавал Своим ученикам воскресший Христос (Ио. 20: 19, 21 и 26) и о котором мы слышим постоянно в Церкви в обращении священнослужителей: «Мир всем!»

Однако не только в прошлом, но буквально на наших глазах рушатся, казалось бы, самые прочные мирные договоры, вчерашние союзники становятся врагами. Больше того, учреждения, организованные официально для поддержания мира во всем мире, превращаются в руках поджигателей войны в орудия кровавой расправы даже над совершенно мирным населением: стариками, женщинами, детьми.

Исходя из ясных указаний слова Божия, нельзя допускать и мысли, чтобы христианин находился в лагере поджигателей войны. Православная Церковь призывает человечество к миру, во имя любви к Богу и ближнему, искупленному бесценной Кровью Христа Спасителя.

Об отношении Церкви к миру между всеми народами земли говорит Обращение Святейшего Патриарха Алексия к епархиальным Преосвященным, датированное 1 мая 1949 г. Церковь решительно отстаивает идею мира и борьбы против сторонников новой войны [1]. В своем «Послании Богохранимой пастве Российской» Святейший Патриарх Алексий указывает, как Православная Русская Церковь, провозвестница мира, заповеданного Христом Спасителем, может участвовать во всенародном изъявлении воли к миру между всеми народами мира. Конечно, на первом месте Святейший Патриарх ставит молитвы к Спасителю мира о даровании мира всему миру. Но, кроме того, каждый из членов Церкви Христовой должен отдать все свои силы на дело борьбы за мир путем самоотверженной работы каждого в своей области труда во благо Родины, на дело сохранения мира [2]. «Все учение Христа — говорит Святейший Патриарх Алексий в своем Обращении (3 марта 1950 г.) к Предстоятелям всех Православных автокефальных Церквей, — есть проповедь о мире между людьми. И надо верить, что оружием христианской проповеди, делами любви, жертвенными намерениями мы, православные христиане, в силах разоружить глашатаев войны, каким бы оружием они ни бряцали...» [3].

Православная Церковь не только своих чад зовет к борьбе за мир, но призывает всех, кому дорог мир, без различия религиозных, политических взглядов, независимо от национальной и расовой принадлежности, поддержать стремление прогрессивной части человечества к объединению ради общей защиты мира [4].

Отношение Православной Русской Церкви к новым поджигателям войны с исчерпывающей полнотой изложено в речи Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая на Первом Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже 22 апреля 1949 г. «Еще видны, — говорил он, — по городам России и Западной Европы обугленные развалины, еще вдовы не сняли траура по убитым мужьям, еще матери оплакивают пропавших сыновей и втайне надеются на чудо их возвращения, а новые могильщики уже раздувают свои дымные мрачные факелы... Многие из разжигателей новой войны считают и называют себя христианами. Мы, служители алтаря Православной Церкви, с изумлением взираем на эти попытки прикрыть священными для нас христианскими, евангельскими лозунгами проявления злобы и сатанинской ненависти...» [5].

На Первой Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве, открывшейся 25 августа 1949 г., Православная Русская Церковь устами своего представителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая

26 августа еще раз осудила поджигателей войны и Ватикана, который «идейно и реально вдохновляет военную истерию нашего времени» [6].

В защите мира Православная Церковь выступает как монолитная организующая сила. На Обращение Святейшего Патриарха Алексия (3 марта 1950 г.) к Предстоятелям всех Православных автокефальных Церквей вскоре же последовали от них единодушные отклики.

О том, как Русская Православная Церковь отстаивает интересы мира, можно судить по исключительно ярким выступлениям Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая на мировых конгрессах и всесоюзных конференциях.

Пусть ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» раздается не только в храмах, но и во всей вселенной, и пусть она остановит преступную руку поджигателей войны.

В. НИКОНОВ

[1] «Русская Православная Церковь в борьбе за мир». Издание Московской Патриархии. М. 1950 г., стр. 20—21.

[2] Там же, стр. 36.

[3] Там же, стр. 43.

[4] Там же, стр. 15.

[5] Там же, стр. 18.

[6] Там же, стр. 29.

Система Orphus