ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ДЕЛУ МИРА

(К УЧАСТИЮ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ НА ВТОРОМ ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ СТОРОННИКОВ МИРА В ВАРШАВЕ)

В исторические дни 16—22 ноября 1950 г. чувства и мысли всех миролюбивых людей, живущих надеждою на устранение опасности новой мировой войны, были устремлены к «Дому Польского слова» в Варшаве, где происходил Второй Всемирный конгресс сторонников мира. На заседаниях этого конгресса представители более чем 80 народов земного шара обсуждали самый важный вопрос современности — вопрос сохранения международного мира — и выносили решения о том, как сделать этот мир длительным и прочным.

Среди 120 ораторов, выступивших с трибуны Второго Всемирного конгресса сторонников мира, были и представители различных христианских исповеданий, сближающиеся между собой на почве общей исторической работы. Католический священник из Италии Андреа Ганджеро в своей речи сказал о том, что любовь является единственным законом, объединяющим всех людей, и если люди не готовы для любви, они, тем не менее, созданы для нее, а любовь начинается тогда, когда царствует мир. Пастор Эпхаус из США высказал предложение о дружественном мирном соревновании между США и Советским Союзом. Ирландский священник Армстронг заявил, что единственный путь к миру — это поддержание контакта между представителями различных взглядов и совместные усилия для преодоления препятствий к сотрудничеству между народами. Шведский пастор Свен Хектор призвал добиваться запрещения атомного оружия и всех видов оружия массового уничтожения. Католический священник Плойгар отметил, что христианские церкви в Чехословакии и их священники с радостью включились в движение сторонников мира и приняли самое активное участие в кампании по сбору подписей под Стокгольмским Воззванием. Известный аббат Булье из Франции посвятил свою речь вопросу борьбы против военной пропаганды, которая, как правило, сочетается с пропагандой антикоммунистической. Настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон выразил свои симпатии Востоку, который думает о мире, говорит о мире, планирует мир, и цитатами из американской печати показал, почему на Западе страшатся слова «мир» и почему там запретили конгресс мира. С выражением полной поддержки делу защиты мира выступил также представитель Румынской Православной Церкви Митрополит Севастиан. С интересом было выслушано выступление декана теологического факультета Варшавского университета аббата Чуя, который заявил, что представители католической интеллигенции Польши решили присоединиться к активной борьбе в защиту мира и сделать все, что в их силах, чтобы объединить усилия всех честных людей на борьбу за мир.

В том же духе высказались и другие представители разных христианских церквей. Все они заявили о своем содействии делу мира, высшим выражением которого является заповеданное Христом Царство Божие.

На утреннем заседании четвертого дня Всемирного конгресса выступил представитель Русской Православной Церкви Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Его вдохновенная речь была отмечена особенным интересом и вниманием конгресса. Когда председательствующий объявил о его выступлении, президиум конгресса, а также все делегаты и гости, заполнявшие огромный зал, как один поднялись со своих мест, чтобы выразить представителю Русской Православной Церкви свое уважение и готовность выслушать его новые призывы к спасению человечества от зла войны. Долго не смолкавшие овации проводили Митрополита Николая на трибуну Всемирного конгресса.

Свою речь Митрополит Николай начал среди глубокой тишины переполненного зала. Увенчанный белым клобуком — символом высокого служения, — он заговорил как вестник всеобщего мира, по которому тоскует все человечество. Первыми же словами своего обращения — «дорогие друзья мира» он как бы связал присутствующих в зале в единую братскую семью и затем стал говорить о событиях, составивших историю защиты мира за время, прошедшее между двумя Всемирными конгрессами сторонников мира.

Подчеркнув факт объединения людей различных убеждений, Митрополит Николай вскрыл тот внутренний стимул, которым движимы эти люди в своей благородной борьбе против поджигателей войны. «Не только инстинкт самосохранения, — сказал он, — не страх перед новой катастрофой был движущей силой этих людей в их стремлении отстоять дело мира. Нет, все мы знаем, что главным их стимулом было и есть стремление высокого морального порядка, стремление предотвратить массовое преступление, каковым является всякая новая агрессия, влекущая за собой уничтожение не только воюющих армий, но и масс мирного населения, примером чего является Корея сегодняшнего дня».

В указании Митрополита Николая на «стремление высокого морального порядка», как на побудительную причину движения сторонников мира, прозвучала глубокая вера в нравственное достоинство людей, противостоящих самодовольству и жестокому эгоизму поджигателей войны. Последние, ради своего обогащения и господства, хотели бы истребить всех, кто мешает их планам, а первые ставят своей целью добиться такого положения, при котором жизнь народов не подвергалась бы опасности истребления. Исключая из своей программы эгоизм личного, национального и расового существования, они противопоставляют ему «стремление высокого морального порядка», преследующего достижение мирного сотрудничества всех народов во всех областях жизни и культуры.

Такое благородное стремление людей доброй воли не может не получить благословения Церкви Христовой, которая словом и делом проповедует людям мир, принесенный на землю Господом нашим Иисусом Христом. Благословляя стремление к миру, Церковь в той же мере осуждает «ничтожную кучку людей злой воли», которые уже занесли «свой преступный меч над головой всего человечества» и готовы «отнять у людей их величайшее благо — мир, это первое и необходимое условие жизни и прогресса». Благословение и содействие делу мира вместе с осуждением войны и ее зачинщиков — прямой и естественный долг Церкви, от имени которой говорил на конгрессе Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, и никакие наветы враждебной пропаганды не могут умалить святости этого долга, не могут умалить и подвига Церкви, призывающей людей к жизни, к собиранию жизненных сил для опасения мира.


Может ли Церковь, составляющая средоточие мира Христова, иметь иное отношение к современному вопросу о мире и его нарушителях, чем то, какое заявила она на конгрессе устами Митрополита Николая?

Ответом на этот вопрос может служить тот многозначительный факт, что Церковь Христова не отчуждается от мира, не устраняется от его истории, но следит за готовностью сердца человека для евангельского посева и во всякую погоду, по всякому ветру спешит сеять семена новой жизни, принесенной на землю Господом нашим Иисусом Христом, чтобы собрать плоды Царствия Божия и совершить свое мироспасительное дело.

С той же целью Церковь принимает участие и в решении современного вопроса о предотвращении новой мировой войны. Уже в самом факте борьбы народов за мир церковное сознание видит «стремление высокого морального порядка», как и верный признак того, что мирская среда, в которой развивается движение сторонников мира, способна быть нивой для Царствия Божия. К возделыванию этой нивы Церковь и призвала всех христиан устами Митрополита Николая, который оказал в своей речи: «Дорогие братья и сестры! Я хотел бы раздвинуть стены этого зала до пределов вселенной, я желал бы, чтобы мои слова дошли до всех людей мира».

Таково стремление Церкви обнять своей любовью и верой всех людей, все мироздание. И Митрополит Николай, воплощая это стремление, имел право сказать далее делегатам конгресса: «Выступая здесь перед вами, я говорю не только как гражданин моей миролюбивой советской державы, — я говорю здесь как епископ Русской Православной Церкви и от лица ее, с сознанием лежащей на мне ответственности за каждое произнесенное слово перед исповедуемым мною Богом, Православной Церковью и историей, и, как таковой, хочу быть услышанным прежде всего теми, кто считает себя христианином не на словах, а на деле».

Как гражданин миролюбивой советской державы, Митрополит Николай встал на высоту верности своему земному Отечеству, которое является оплотом мира во всем мире. Как епископ Русской Православной Церкви, он возвысился над всеми перегородками, разделяющими людей, и заботливым оком сеятеля посмотрел с церковной высоты на это безграничное поле, готовое принять в свои глубокие борозды семена любви и мира. В тишине глубокого внимания восприняло оно благовестие Митрополита Николая о служении Церкви делу мира: «Русская Православная Церковь, — сказал он, — с той же безоговорочной решительностью, с какой встала она на защиту потоптанных родных нив и поруганных святынь в Отечественной войне, с Самого начала появления угрозы новой войны вошла в ряды борцов за мир. Русская Православная Церковь, оберегающая основы первохристианской Церкви, в служении миру видит одну из первейших своих задач».

Эти слова о служении Церкви делу мира дошли до сердца каждого искреннего сторонника мира. Делегаты конгресса почувствовали, какой подвиг несла и продолжает нести Русская Православная Церковь в своем служении делу мира, делу опасения всего человечества, и выразили свои чувства в бурных аплодисментах, много раз прерывавших речь Митрополита Николая.


Если сторонники мира всюду приветствуют миротворческую деятельность Церкви Христовой, то некоторые из западных христиан, связанных военной пропагандой и политическими предубеждениями, относятся к ее деятельности так же осудительно, как и к движению сторонников мира. Подозревая это движение в стремлении установить такой мир, который будет удовлетворять только определенному строю идей или интересов, они не хотят признать, что любой строй мысли, за исключением разбойничьего, может доказывать свою жизненность чем угодно, только не силой оружия. Им все еще чужда та истина, «что никогда в истории не удавалось одному народу Путем насилия навязать свою идеологию другому, что все крестовые походы были не только порочны с христианской точки зрения в своей идее, но и практически были всегда обречены на провал», — как сказал в своей речи Митрополит Николай. К тому же мир, в человеческом его понимании, определяется не господством силы, а взаимной терпимостью и уважением, чего и добиваются сторонники мира.

Другие христиане, подобно архиепископу Кентерберийскому Джоффри, оправдывают свое отрицательное отношение к движению сторонников мира духовной слепотой последних к Евангелию, но, вместо того, чтобы послужить их прозрению, прячутся за ограду из атомного оружия. Такой уход от христианского решения задачи означает не что иное, как уклонение от участия в историческом прогрессе, путем которого человечество должно придти к новому Иерусалиму. То же уклонение может быть результатом неверия в Евангелие, ибо, говоря о христианском мире, основанном на любви и милосердии, некоторые христиане не проявляют никакого милосердия, когда их сородичи истребляют мирное население Кореи, и совсем не нуждаются в любви, чтобы угнетать колониальные народы. А действительная сила любви и милосердия обязывает христиан к тому, чтобы они своим участием в борьбе народов за мир стремились приблизить его к христианскому идеалу.

Русская Православная Церковь и заботится о внесении в человеческий мир евангельского духа своим участием в движении сторонников мира. Вместе с ними «она осуждает всякую агрессию, она — устами своего Патриарха Алексия — призвала всех своих пасомых поставить подписи под Стокгольмским Воззванием и обратилась с соответствующим призывом ко всем братским Православным Церквам. В своем служении делу мира и в стремлении его защитить она единодушна со всем советским народом. В согласном огромном хоре борцов за мир уверенно и отчетливо звучит голос Русской Православной Церкви, показывая ее верность заветам Христа и преданность своей Родине и делу защиты мира».

Так говорил, обращаясь к конгрессу, Митрополит Николай, и его слова о служении Церкви делу мира были приветствуемы людьми самых различных религиозных и политических убеждений, потому что в этом бескорыстном и самоотверженном служении они почувствовали духовную красоту и святость Церкви, исполненной заботы о спасении людей. В жертвенности Церкви, защищающей свой народ и совершающей подвиг служения всеобщему миру на земле, им представилась не судящая, а опасающая Церковь, которая помнит и исполняет слова своего Господа: «...не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ио. 3, 17).

Не Церкви ли надлежит продолжать на земле дело Христово, дело опасения людей? Не она ли должна делать их участниками всех тех благ, какие дарует Царство Христово истинным чадам своим? И Церковь дает современности ясный ответ: активно участвуя в деле защиты мира, она радуется единению христиан, стремящихся к той же цели. Поэтому Митрополит Николай, обращаясь к христианам всего мира, представленным на Втором Всемирном конгрессе многими священнослужителями и мирянами, сказал: «Русская Православная Церковь преисполнена глубокой радости, находя широчайшее сочувствие среди верующих и руководителей

других христианских церквей. Рука об руку в благородной борьбе за мир, вместе с известным богословом, уважаемым всеми нами католическим аббатом Булье, идут столь же всеми уважаемый настоятель Кентерберийского собора д-р Хьюлетт Джонсон и профессор Кембриджской богословской семинарии в Америке священник епископальной церкви Джозеф Флетчер. Отрадно знать и видеть, как выступлениям в защиту мира верующих католиков и католических священников и епископов Польши, Чехословакии, Венгрии, Франции, Бельгии, Италии, стран Латинской Америки, выступлениям, навлекающим на себя даже кары со стороны Ватикана, широко отвечают протесты против зачинщиков войны со стороны многочисленных представителей протестантского мира: евангелическо-лютеранской, евангелическо-реформатской и других христианских церквей. Как дорого нам, православным, это единение в деле защиты мира с верующими всего мира!»

Почему дорого Православной Церкви такое единение христиан, показывает тот несомненный факт, что вера и образ Христов поныне продолжают жить в сердцах множества католиков, несмотря на подмену Божественной власти человеческой властью римских первосвященников. Современное единение христиан дорого Православию и потому, что протестанты разных направлений, как и христиане англиканского исповедания, на опыте убеждаются в необходимости церковного единства, твердыней которого является соборность Православия. Единством мнений и еще более единством действий христиане всех исповеданий могут составить мощный фронт против врагов человечества и разоблачением их антихристианских планов и намерений обнажить корни мирового зла, угрожающего истребить самую жизнь на земле.

Поэтому Митрополит Николай сказал далее: «Виднейшие из религиозных деятелей выступают сейчас на нашем Втором Всемирном конгрессе сторонников мира со словами обличения, разоблачения и протеста против тех, кто не только антихристианской, но и античеловеческой работой вносит себя в список преступников против человечества. Мы пламенно зовем: пусть все христиане всего мира будут борцами за мир, исполняя свой христианский долг!». И этот призыв вновь прозвучал напоминанием о том, что защита мира является для последователей Христа оправданием их христианского звания.

Вместе с тем Митрополит Николай засвидетельствовал перед Всемирным конгрессом христианскую помощь растущему движению сторонников мира, как и всем благим начинаниям человечества. Указывая на антихристианскую работу инициаторов новой войны, он поставил ее в один ряд с античеловеческой работой и взял под защиту Церкви общечеловеческие интересы.


Далее Митрополит Николай перешел к корейским событиям, показавшим античеловеческие и вместе антихристианские действия врагов мира. «Разве можно, — сказал Митрополит Николай, — спокойно слушать рассказы очевидцев о том, что творится в Корее, о виселицах, расстрелах, страшных пытках, применяющихся не только к пленным, но и к мирному населению — к детям, старикам, женщинам, больным; о тысячах бомб, сбрасываемых на госпитали, приюты, школы, об огненной лаве, льющейся с самолетов и сжигающей города, села, пашни, людей? Разве можно без содрогания, глубокой жалости и сочувствия к неимоверным страданиям маленького свободолюбивого народа слушать и читать о том где, в который ввергнута страна древнейшей культуры и добрых нравов?».

На эти два вопроса, продиктованных возмущенной христианской совестью представителя Церкви, не понадобилось ответа со стороны делегатов Всемирного конгресса сторонников мира, потому что они собрались вместе, движимые тем же протестом против бесчеловечности новых «завоевателей» мира, и здесь, вместе с Митрополитом Николаем, вновь пережили глубокое возмущение их человеконенавистнической идеологией, выраженной ректором одного из американских университетов д-ром Нэнсом, который печатно одобрил бактериологическую войну, применение газов, атомной и водородной бомб и межконтинентальных ракет, в принципе отвергнув всякое милосердие.

Такова глубина человеческого падения, что основные, изначальные человеческие понятия оказываются в ней не только искаженными, но в устах падших приобретают прямо противоположный смысл, по которому «убийство возводится в добродетель, а стремление к миру именуется преступлением». Неудивительно поэтому, что лагерь войны начинает походить на дом для умалишенных, где чувства страха и подозрительности изобличают полную обреченность его обитателей. Только твердой волей сотен миллионов людей можно оградить мир от их безумных намерений.

Обличив врагов мира, Митрополит Николай противопоставил их нравственной несостоятельности миролюбие своей Родины, которая считает агрессивные, захватнические войны чудовищным преступлением перед человечеством. «Моя Родина, — сказал Митрополит, — ни на кого не собирается нападать, она желает жить в мире и сотрудничать со всеми странами мира, независимо от их политического и государственного устройства».

Это свидетельство служителя Русской Православной Церкви в пользу миролюбия Советской державы выразило всеобщее убеждение делегатов конгресса в том, что ни христианская совесть, ни здравый смысл верующих и неверующих людей не противится тому, чтобы вражда двух лагерей уступила место взаимному доверию и чтобы различные системы социального устройства мирно соревновались. При этом народы и государства могут стремиться к тому, чтобы превзойти друг друга, но не в гонке вооружений, не в угнетении малых народов, а в созидательной работе на благо людей, и тогда сама жизнь укажет, какие формы общественно-политического устроения являются наилучшими.

На такой, приемлемой для всех, программе мирных условий сошлись все искренние сторонники мира, в том числе и Русская Православная Церковь, у которой своя задача: благословляя мирное соревнование народов, побуждать верующих к тому, чтобы они своей личной жизнью, своей нравственной дисциплиной старались превзойти обычный уровень жизни общественной и тем самым открывали человеческому роду новые сокровища мира Христова.

Заканчивая свою речь, Митрополит Николай сказал, что Русская Православная Церковь, во главе с Патриархом Алексием, призывает благословение Божие на труды Второго Всемирного конгресса сторонников мира, молится об успехе его работы и уверена в добрых ее результатах на пользу всего человечества.

Благословением трудов Всемирного конгресса сторонников мира Русская Церковь показала, как близки и дороги ей судьбы человеческого рода, на исторических путях которого она проходит как сеятельница евангельского слова во имя спасения всех людей. И Церковь верует, что в меру своего стремления к миру и справедливости человечество будет преуспевать в своем нравственном развитии и материальном процветании.

Второй Всемирный конгресс сторонников мира заявил свое уважение к Русской Православной Церкви. Оно выразилось в подъеме духа, вызванном у делегатов конгресса речью Митрополита Николая. Когда он кончил говорить, весь многолюдный зал поднялся с мест, чтобы приветствовать посланника Русской Православной Церкви благодарными овациями, поздравлениями, чувствами радости и восторга, уверенности и надежды.

Эти чувства выразили не только благодарность Всемирного конгресса, но и его преклонение перед святостью Русской Православной Церкви в ее великом служении делу мира.

А. ВЕДЕРНИКОВ

Система Orphus