ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И МИР

Устами обоих членов Православная Церковь единодушно высказалась за сохранение международного мира. Среди голосов злобствующих политиканов, среди воинственных подголосков прислужников капитала призыв Православной Церкви к миру, обращенный к христианам всех исповеданий, звучит, как ангельская песнь, некогда прозвучавшая при рождении Спасителя. И тогда, среди повсеместного военного и социального насилия, в обстановке обострившейся войны всех против всех, когда люди руководствовались девизом homo homini lupus, эта ангельская песнь о мире провозгласила человечеству новую эру братского единения, взаимной любви и всепрощения.

Православная Церковь, призывая мир к миру, исходит в этой проповеди мира из глубочайших основ своего вероучения, морали и повседневной практики своего богослужения.

Она исповедует, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (I Кор. 14, 33). Только при таком понимании Божественной природы мы глубоко веруем и следуем святым заветам апостола: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (I Фесс. 5, 23). Преисполненные любви к Богу, стремясь воплотить в себе хотя бы частицу Божества, мы строим жизнь по завету апостола: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фесс. 3, 16). Еще благочестивый Захария в пророческом экстазе предвозвестил одну из главнейших задач служения своего сына-Предтечи: «Направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1,79). В чем же заключалась печальная жизнь дохристианского мира? Ап. Павел говорит, что люди до пришествия Спасителя были «под грехом», они «не знали пути мира» (Римл. 3, 9 и 17). И Божественный Учитель наш Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь, дал им, а вместе с ними и нам, Свой святейший завет: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему» (Лк. 10, 5). Самое звание христианина мы мыслим только во всегдашнем состоянии любви и мира со всеми, по слову апостола: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны..., стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 1 и 3). Наша жизнь на земле проходит в постоянном борении со злом, а потому для нас главной жизненной задачей является уклоняться от зла и делать добро, искать мира и стремиться к нему (1 Петр. 3, 11). Только взаимная любовь и мир создадут для нас на земле условия праведной жизни: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). Злобствующие люди являются орудиями сатаны. Козни его мы можем победить только любовью и миром. Мы твердо верим с апостолом: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Римл. 16, 20).

Свящ. Предание, которого свято держится Православная Церковь, внушает нам устами Отцов и учителей Церкви заветы мира.

Один из великих Отцов Церкви — св. Григорий Богослов говорит, что «мир — мой труд и моя похвала. Сам Бог им именуется в следующих словах: мир Божий (Филипп. 4, 7); Бог мира (2 Кор. 13, 11); Той есть мир наш (Ефес. 2, 14)» [1]. В сонме святых величайшего блаженства заслуживают именно миротворцы, так как только они удостаиваются высочайшего звания сынов Божиих (Мф. 5, 9).

Св. Григорий Нисский говорит, что «соделаться сыном Божиим, без сомнения, — выше всякого благополучия» [2]. По его славам: «если будешь миротворцем, то увенчает тебя благодать усыновления..., дело, за которое обещана такая награда, есть новый дар. Ибо в этом мире что сладостнее для людей мирной жизни?»

Св. Иоанн Златоуст, толкуя слова ап. Павла: «Будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11), говорит, что апостол «требует здесь единомыслия и согласия... и не только увещевает иметь мир, но и молит о том Бога..., потому что Бог есть Бог любви и мира...» [3] Наше доброе состояние — в том, чтобы жить в любви, в братстве, в единении, в союзе, мирно и кротко» [4].

Господь Иисус Христос, идя на крестные страдания, в прощальной беседе с учениками дает им последний завет: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ио. 14, 27). Христианская мораль в основу отношений людей полагает мир и любовь. Если нарушаются братские, исполненные любви отношения между народами, мир сменяется бедствиями войны, во время которой уничтожаются не только культурные ценности, но и величайшее благо человека — жизнь людей. Помрачаются плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость (Гал. 5, 22). Новая жизнь во Христе предписывает: «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12, 14); «будьте в мире со всеми людьми» (Римл. 12, 18); «будьте в мире между собой» (I Фесс. 5, 13).

Православная Церковь устами молящихся ежедневно в храмах возносит молитвы к Богу о мире. В каждом богослужении мы обращаемся к Богу с прошением «о мире всего мира», к слышится благостный голос пастыря: «Мир всем». Готовясь к совершению святейшего таинства Евхаристии, священник молится: «Сподоби, Господи, с любовью достойно послушать святых апостол Твоих благовестия, благовествующих нам мир». Церковь воспевает всех подвижников веры и ревнителей воздержания за то, что они возносят молитвы за нас: «В мире совершенном тех молитвами Тебя славящих и величающих сохрани» [5]. Мы благодарим Бога за то, что Он «молитвами святителей в мире направил жизнь нашу» [6]. Мы обращаемся к Иисусу Христу, прося Его «в мире совершенном величающих и восхваляющих Его сохранить» [7]. Мы молим ап. Иоанна Богослова «належащую мглу языков разгнати, прося нам мира»[8].

Однако среди христиан, к сожалению и стыду, находятся люди, которые встречают призывы к миру или равнодушно, или даже с ненавистью и поддерживают поджигателей войны. Первое место среди них занимает лицо, возглавляющее Римско-католическую Церковь. Из-за материальных выгод, из-за приверженности к сходящему с исторической сцены капитализму, он противится, он проклинает всех ищущих мира.

Он уподобляется — по слову апостола — сидящему на рыжем коне антихристу, которому дано взять мир с земли, чтобы люди убивали друг друга (Откр. 6, 4).

Православная Церковь твердо стоит за дело мира, призывая бороться за него и употребляя все усилия к предотвращению войны, к прочному и длительному миру, в твердом уповании, что Бог мира со всеми нами (Римл. 15, 33), что мы достигнем мирного плода праведности (Евр. 12, 11).

Православная Церковь предостерегает от ужасов войны, от страшной опасности массового истребления людей. Она считает, что взявшие меч от меча и погибнут (Мф. 26, 52); что те власти, которые развязывают войну и применяют страшные средства истребления, достойны демонского звания исчадий ада, слуг сатаны. Они сами себе собирают «гнев на день гнева» и... праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его», причем — «тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Римл. 2, 5—6 и 8).

Все члены Православной Церкви глубоко убеждены, что усилия к миру не достигли своего предела. Безумие войны еще можно исцелить. Нельзя оставлять попыток к мирному разрешению противоречий между народами, еще осталась возможность договориться о мире путем сокращения вооружений, путем братского соглашения о разоружении, подкрепленного постоянной проверкой честных условий сокращения армий и орудий войны. Гонка вооружений, как показывает история, обычно оканчивалась войной. А в войне бедствия враждующих сторон неисчислимы: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» (Откр. 13, 10).

Православные люди выражают свой гневный протест и против вмешательства одного государства во внутренние дела другого. В целях захвата чужих земель, в целях порабощения малых народов, в настоящее время сильные государства вторгаются в пределы малых народов. Кичащиеся своею силой, растленные ненасытным обогащением крупные дельцы США вторглись в небольшую Корею и там хозяйничают, не считаясь ни с волей народа, ни с его национальным достоинством. Налицо — нарушение прав малого народа со стороны сильного государства, руководимого кучкой капиталистов, жаждущих наживы. А евангельская заповедь любви гласит: «Кто из вас больше, будь как меньший» (Лк. 22, 26). Не искательство богатства посредством оружия, а дары любви, содружества, сотрудничества должны руководить народами в их взаимоотношениях: «Будем искать того, что служит к миру» (Римл. 14, 19).

ПРОФ. Н. ДОКТУСОВ

[1] Григорий Богослов. Творения, т. I, стр. 336, СПБ.

[2] Григорий Нисский. Творения, ч. 2-я, стр. 451. М. 1861 г.

[3] Еп. Никанор. Толковый Апостол, 2-я ч., стр. 340, СПБ. 1904 г.

[4] Там же, стр. 122.

[5] Кондак в субботу сыропустную.

[6] Тропарь общий святителям.

[7] Тропарь св. Вавиле.

[8] Тропарь св. апостолу Иоанну Богослову.

Система Orphus