ПАМЯТНИК РУССКОМУ ИМЕНИ

Среди угрюмых Балканских гор, в самом центре всему миру известной «Розовой долины», в 12 км от исторической Шипки, на окраине г. Казанлыка стоит уединенная женская обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Этой скромной обители как бы самим Провидением определено было стать хранительницей русских реликвий и живой выразительницей благодарной любви и уважения к русскому имени, глубоко коренящихся в душе болгарского народа.

Основанная в начале прошлого столетия группой благочестивых монахинь соседнего Калоферского монастыря, эта обитель представляла вначале собой лишь часовенку с рядом землянок, затерянных в глубоких зарослях, окружавших когда-то маленький городок, с наполовину турецким населением.

Новой обители едва ли посчастливилось бы вырасти до теперешних ее размеров, если бы неутомимым подвижницам, обитавшим в сырых землянках, не пришла в голову дерзновенная мысль, подсказанная сердцем, отправиться в Россию за братской помощью, ибо порабощенное пятивековым турецким игом православное население жило в чрезвычайной нищете и загоне.

Надежды дерзновенных монахинь оказались не напрасными. К 1862 г. на месте часовенки возник красивый, довольно обширный храм, а вместо землянок — длинное, одноэтажное, скромное на вид, но удобное и гигиеническое помещение, в котором и до сих пор живут насельницы монастыря, теперь известного всей Болгарии.

Оттуда же были привезены роскошный, высокой художественной ценности иконостас, дорогие облачения, богослужебные книги, хоругви, колокола, свято и с гордостью хранимые и до настоящего времени.

Во время освободительной войны 1877—1878 гг., перед самым вступлением русских войск в г. Казанлык, в ограде монастыря нашли укрытие несколько сот городских жителей, спасавшихся от дикой расправы турок. Но освободительная война дала потоки братской крови, и святая обитель бережно прибрала оказавшиеся перед лицом ее жертвы, положив их у алтаря своей святыни, для вечного моления и трогательных о них посмертных забот.

После эпических боев на Шипке, часть тяжело раненых солдат и офицеров была оставлена на излечении в Казанлыкском госпитале, и те из них, которым суждено было тут закончить свою жизнь, были похоронены вокруг монастырского храма, как драгоценная реликвия, говорящая о великой жертвенной любви великого братского народа.

При этом весьма характерно отметить, что, по настоянию тех же монахинь, был буквально выброшен погребенный тут несколькими неделями раньше труп одного германского офицера, служившего в турецкой армии и тоже умершего от ран, полученных в сражении на Шипке. Причем, место ему монахини, не колеблясь, указали у самого забора, где и до сих пор виднеется его могила, заросшая терновником.

На могилах же русских воинов, положенных в отдельных гробах, вскоре появились красивые памятники, с указанием имени, чина, воинской части, иногда даты рождения; высаживаются и аккуратно поливаются цветы, чистятся дорожки, а в день памяти героев Шипки (24 августа) кладутся живые венки, совершаются заупокойные службы. И все это делается с ритуальной неуклонностью твердо установившегося обычая, вошедшего в традиции монастыря и передающегося от одного поколения к другому в течение уже более 70-ти лет.

Но особенно трогательно видеть, как и до сих пор еще приходят живые свидетели освобождения — восьмидесятилетние старики и старушки, лично присутствовавшие еще детьми при погребении русских солдат, и, печально подперши свои седые головы, стоят подолгу у могил, вспоминая давно минувшие картины прошедшей уже жизни.

Гор. Казанлык находится на прямом пути в Шипку, и тысячи паломников, посещающих эту историческую местность, охотно заходят в Девичий монастырь, чтобы обозреть его святыни, поглядеть на образцовый здесь порядок, прелестный сад, цветники, которыми далеко прославилась обитель, и, войдя во двор, останавливаются перед красивыми памятниками и читают надписи на них.

Долго стоят паломники перед памятниками, задумчиво смотрят на холодный мрамор и в один голос повторяют:

— Какие все молодые! Отдали душу за други своя...

В марте месяце 1945 г. (уже после второго освобождения Болгарии от другого, фашистского, ига) Казанлыкский женский монастырь посетила (тоже по пути в Шипку) русская церковная делегация, во главе с Высокопреосвященным Григорием, теперешним Митрополитом Ленинградским и Новгородским. Это было настоящим событием в жизни скромной обители. До сих пор еще с глубоким волнением вспоминают сестры благостного Владыку, его ласковое, ободряющее слово, сказанное в переполненном монастырском храме, а также его спутников.

В настоящее время Казанлыкский Девичий монастырь представляет из себя хорошо организованный трудовой коллектив, располагающий 10 гектарами пахотной и огородной земли, спаянный крепкой духовной дисциплиной и признающий только один девиз: молитва и труд, — в чем все 28 насельниц от 20-ти до 78-летнего возраста находят и смысл, и радость, и опору в своей жизни.

Под руководством игумении Наталии, прожившей в монастыре уже 42 года, труд монахинь распределяется так, чтобы все хозяйственные работы производились, по возможности, только собственными руками; избытки здесь никогда не продаются на сторону, а раздаются бедным и нищим, которых обитель кормит ежедневно и часто также одевает и присматривает за ними во время болезни.

Строгое исполнение устава как при богослужении, так и в быту, (монахини никогда, например, не едят мясного, даже на Пасху; постятся не только в среду и пятницу, но и по понедельникам; встают ежедневно в 4 часа утра, как летом, так и зимою), их строгая, иноческая жизнь, в соединении с радушием и гостеприимством, снискали широкую и хорошую славу этой обители, которая, волею исторических обстоятельств, стала живым памятником русской славы и русского доброго имени.

Свящ. П. ВАСИЛЬКОВСКИЙ

Система Orphus