СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ЦЕРКВИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕЧАЯННОЙ РАДОСТИ", ЧТО В МАРЬИНОЙ РОЩЕ г. МОСКВЫ
Сегодня мы прославляем цельбоносную и чудотворную икону Божией Матери «Нечаянной Радости», перед которой мы сейчас с верою и любовью помолились.
Еще задолго до того, как прославились чудесами святые иконы Божией Матери, какие православный мир зовет нашими радостями — «Нечаянной Радостью», «Всех Скорбящих Радостью», — еще в древние века христианства, в священном песнопении в честь Рождества Пресвятой Богородицы Святая Церковь величала Ее как нашу христианскую Радость. В тропаре в честь события Рождества Преблагословенной Девы Марии поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...» Уже самим рождением Своим Преблагословенная Дева Мария возвестила радость всему миру.
Какую радость принесла миру Дева Мария, родившаяся от малоизвестных родителей среди небольшого иудейского народа, порабощенного римлянами, униженного, обесславленного по сравнению со всеми окружающими его странами и народами? Она подарила людям радость о том, что наступили долгожданные человечеством сроки, наступило время, когда Божественной силой, силою подвига Господа нашего Иисуса Христа упраздняется царство диавола, царство злобы и смерти, когда открывается царство истинной добродетели, бессмертной вечной жизни, преддверием которого является наша Святая, Господом основанная на земле, Церковь Христова.
Ту радость своим рождением возвестила земле Преблагословенная Дева Мария, что явилась, наконец, в человеческом роде Та, Которая вместит в Себя Невместимого, Которая будет достойной стать Матерью Сына Божьего, воплощающегося на земле, принимающего человеческое тело и душу с целью искупить от грехов и спасти от вечной погибели род человеческий.
Родилась на земле Та, Которая станет Честнейшей херувимов, превосходящей и серафимов своей чистотой, своей духовной красотой, Которая будет во все века прославляться верующим христианским сердцем.
И мы радуемся всякий раз, прославляя Пресвятую Деву Марию в дни воспоминаний священных духовных событий из Ее земной жизни и в дни праздников Ее святых икон.
Мы торжествуем в эти дни и потому, что в лице Ее мы имеем и свою Небесную Матерь, Матерь всех сынов Святой Православной Христовой Церкви. Ведь если Сын Ее, Господь наш Иисус Христос, по слову Священного Писания, не стыдится нас называть братьями Своими, то как Она не назовет нас, православных детей Святой Церкви Христовой, Своими детьми? Если мы приобщаемся Божественных Таин и Крови Ее Божественного Сына, как Она нам не Матерь?
Мы ликуем в Ее праздники, зная в лице Ее всегдашнюю нашу Небесную Покровительницу, Молитвенницу, Заступницу во всех наших нуждах, бедах и обстояниях. Мы знаем, что ни одна молитва Ее перед Лицем Ее Божественного Сына не может остаться не услышанной. «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки», — исповедуем мы эту веру в нашей церковной молитве. И мы с дерзновением, с детской к Ней любовью и с радостью прибегаем в своей молитве, в своих воздыханиях к Ее Материнскому посредничеству, к Ее заступничеству перед Лицем нашего Господа Спасителя.
О чем, дорогие мои, мы можем просить на своей молитве Ее, нашу Небесную Матерь? Обо всем, что достойно имени христианина. Мы можем просить Ее о всех наших нуждах и потребностях в этой земной жизни: о даровании исцеления болящим, о прощении грехов, о помощи нам в наших земных трудах, заботах, делах, об ограждении нас от всяких бед и несчастий — обо всем, в чем имеет нужду наше сердце.
Но, прося нашу Небесную Матерь об исцелении от болезней, о спасении от бед и обстояний, мы всегда должны помнить, что это все — эти наши земные нужды, земные потребности — все временное и все нам нужно только до часа нашей смерти. А есть другое благо, вечное благо. Есть вечное счастье — жить в нескончаемых веках в общении со своим Господом, есть духовное совершенство, которого мы все должны достигать. И надо всегда помнить, что Преблагословенная наша Небесная Матерь больше всего желает нам этого небесного вечного блага и этого вечного счастья.
И счастье земное, и несчастье земное, и здоровье, и болезни, и богатство, и бедность, и слава, и унижение — это всё средства, которыми пользуется наш Небесный Отец для того, чтобы поставить нас на путь спасения и вести нас к вечному спасению наших бессмертных душ. Вот потому и не всегда наш Небесный Отец спешит исполнить те просьбы, с какими мы к Нему обращаемся. Не потому, что Он не слышит наших воздыханий, но потому, что Он, как Бог Премудрый и Всеведущий, знает, что полезно и что не полезно для спасения нашей грешной души. Он мог бы осыпать нас всеми сокровищами земными, но Он знает, что, если бы Он это сделал, как много из нас погибло бы в своих грехах, прилепившись всем сердцем к этим земным сокровищам. Ему, Господу нашему, — говорим мы, — видно, что нам нужно и что нам, грешным, вредно и гибельно для нашей вечной участи.
За полторы тысячи лет до Рождества Христова сыновья ветхозаветного праотца Иакова продали в рабство в чужую страну своего родного брата Иосифа. Какое это было тяжкое преступление! Горько плакал престарелый отец, когда узнал об этом проступке своих детей. Прошло немного времени. Братья Иосифа прибыли в ту страну, в которой их брат находился и в рабстве, в то же время и в почестях, потому что достиг у фараона доверия и славы. Они пришли туда в поисках хлеба, ибо голод наступил в их стране. И когда Иосиф помог своим братьям и своему отцу в их тяжелом положении и братья, припав к ногам Иосифа, вымаливали себе прощение, Иосиф, не сдерживая своих слез, обнял братьев, прощая им от всей души совершенный, ими грех, и сказал: «Теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45,5). Вот как Господь все устраивает ко благу нашему!
Говорил Господь через пророка Исаию: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8—9).
Мы по своей духовной близорукости часто не можем понять, в чем наше истинное благо, в чем наше истинное счастье, и посылаемые нам Господом болезни и несчастья мы готовы принять только как беды и не умеем видеть за ними любвеобильной руки нашего Небесного Отца, Который и через несчастья ведет нас Своими Божественными путями к нашему вечному спасению.
Может быть, недоумевают люди: почему умирает в расцвете сил юное, молодое, безгрешное существо, которое подавало столько надежд, которое оплакивается слезами своих близких, — а человек порочный остается жить, продолжает свои пороки и свой разврат? Слово Божие говорит нам: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его. Ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил Он ее из среды нечестия» (Прем. 4, 10—11 и 14). Господь берет к Себе чистую и непорочную душу, ибо знает, что грехами и искушениями осквернилась бы эта душа, если бы осталась в теле человека пребывать на земле. И оставляет Господь жить порочного и развратного потому, что Он сказал через пророка: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезек. 33, 11). Господь терпит и грешного, и порочного, терпит, ожидая его обращения ко Господу и спасения. И в том, и в другом случае проявляется любовь к нам нашего Небесного Отца.
Может быть, спрашивает себя кто-нибудь: почему человек добродетельный, истинный раб Божий, истинный христианин, нередко терпит нищету, озлобление и всякие бедствия, а человек грешный, не раскаянный в грехах своих, нередко живет в благоденствии и благополучии? Слово Божие ответит нам на это недоумение: «Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11). Господь хочет, чтобы истинный христианин, претерпевая и несчастья, и озлобление, и всякие бедствия, еще больше украшал себя духовной красотой в своем терпении, в своем смирении, в своем непоколебимом доверии к Промыслу Божию, к руке Божией, которая ведет его через эти беды к Богу, в Его вечное и нетленное Царство.
А почему благодушествует нераскаянный грешник? Вспомним притчу о богаче и Лазаре. Почему благоденствовал этот богач, а нищий Лазарь, покрытый струпьями, лежал у ворот его дома? Когда душа этого богача перешла в иной мир, оказалась в загробной жизни, Господь Бог, Всеправедный Судия, сказал ему: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16, 25). У каждого человека, и самого, может быть, тяжкого грешника бывают и добрые порывы, и светлые мгновения в его жизни. И вот Господь и это не оставляет без награды и подает ему в земной жизни благоденствие. И не понимает человек, прилипший ко греху, что Господь посылает ему здоровье и благополучие только потому, что ожидает от него обращения, только потому, что воздает ему в земной жизни за те, может быть, самые малые мгновения и минуты добрых проблесков и порывов, какие были у этого грешного, порочного человека. А дальше, а потом — праведный суд Нелицеприятного Судии. И нераскаянный грешник, не понявший в своей жизни этого действия Правды Божией, этого Божьего долготерпения, получит то, что получила душа богача в притче о богаче и Лазаре. А тот, кто в терпении понес свои земные скорби, будет достоин того, чего была достойна душа нищего Лазаря.
Может ли мать дать своему ребенку ядовитое вещество, которого со слезами просит ее дитя? Конечно, она ему не даст. Разве может она ему дать змею, привлекающую внимание ребенка, чтобы дитя ею забавлялось? Конечно, она ему не даст. Потому и Небесная наша Мать и Небесный наш Отец не всегда спешат отозваться на воздыхания нашей грешной души; потому что Господу и Его Преблагословенной Матери ведомо, что нам нужно, что нам полезно для спасения нашей души и что может быть причиной нашей вечной гибели.
Если Божия Матерь попускает быть болезням и скорбям в нашей жизни, несмотря на наши воздыхания к Ней, не значит ли это то, что Она хочет, чтобы до конца исцелилась наша грешная душа в этих болезнях, скорбях и испытаниях? Если Она пресекает успехи нашей земной жизни, хотя мы Ее просим о Ее помощи в этих успехах, не значит ли это то, что Она знает, что мы свое сердце всецело отдаем этим земным своим заботам и переживаниям и забываем о своем Небесном Отечестве? И если Она не всегда нам подает, чего мы просим, то не потому ли, что Она хочет, чтобы мы не забывали о своей душе, не забывали о том, что прежде, чем наше тело будет здоровым, наша душа должна искать себе небесных сокровищ, помощи Божией в своем вечном спасении, ибо и здоровье, и все благополучие земное нам необходимы только до страшного часа смерти, а когда этот час смерти придет, нам нужно только внутреннее духовное сокровище, какое мы должны накопить в течение жизни.
В каких обстоятельствах мы можем обращаться к Божией Матери? Во всяких: и в скорбях, и в радостях, и в печали и в восторге. Дитя обращается к матери и тогда, когда его что-либо огорчает, и тогда, когда ему весело и радостно: оно идет и несет к своей матери все, чем живет детское сердце. Так и мы, дети своей Небесной Матери, несем к Ней и свои радости, и свои горести.
Никто из живших на земле не перенес столько скорбей, столько страданий, сколько пережила Она, когда стояла у Креста, оплакивая Своего Божественного Сына, в Лице Которого Она видела не только Своего Сына, но видела Бога, распятого злобой и человеческими грехами. И никому из всех пребывающих на небе не дано Господом благословения раздавать людям столько благодатных даров: милости, любви, ласки, помощи, — как Ей, Матери всех сынов и дочерей Православной Христовой Церкви! Никто из живших на земле не достиг таких вершин духовной чистоты, таких ступеней святости, каких достигла Она, и никто, как Она, не имеет такого дерзновения перед Господом передавать Ему наши молитвы и вздохи!
Предайте Ей, дорогие мои, всю свою судьбу, открывайте перед Ней все сердце и душу свою! Никакая благая мысль ваша, никакое доброе чувство и желание не будут отвергнуты, а будут приняты с Матерней любовью и сочувствием.
Только надо бояться того, чтобы наша молитва не оскорбляла святости Божией Матери; молитва должна быть достойной истинного христианина.
Св. апостол говорит: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4,3).
Господь нам повелел молиться: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». А если мы просим того, чего требуют наши прихоти, угодна ли такая молитва Небесной Матери? Господь повелел прощать обиды наших личных врагов. А если мы просим на молитве своей всякого вреда тем, кто сделал нам зло, или просим о любой нашей нужде с сердцем, в котором живет ненависть и злоба, — такая молитва оскорбляет величие и святость Божией Матери, она не достойна христианина.
Может ли рассчитывать на любовь к себе своих родителей тот, кто пренебрегает их любовью к себе, кто не хочет исполнять их желаний, кто от них отвернулся? Конечно, нет. Недостойна молитва та, которая исходит из грешного, нераскаянного сердца, из сердца, не думающего и не желающего думать о своем вечном спасении, забывающего о том, что каждый из нас носит бессмертную душу и ее он должен спасти, и ее он должен представить перед Лицем Божиим украшенной доброй христианской жизнью, молитвой, покаянием, добрыми делами.
Нераскаянному грешнику, не отрекающемуся от своих беззаконий и, может быть, только в какую-нибудь тяжелую, страшную минуту своей жизни впервые открывающему свои уста на молитве к Божией Матери, не сознающему всего многого множества своих согрешений, может сказать Божия Матерь: Ты приближаешься ко Мне своими устами, а где твое сердце? Сердце твое стоит на пути греха, порока и беззакония. Ты просишь у Меня, чтобы Я тебе испросила у Сына Моего даров Его милости, а сам ты дал ли неимущему, стучавшему в двери твоего сердца, был ли ты сам милостив к тому, кто просил у тебя милости? Ты просишь о том, чтобы Я была твоей посредницей в прощении грехов, а простил ли ты своих обидчиков?
Пусть с дерзновением и с детской лаской прибегает к Ней каждый, кто, веруя в нашего Спасителя, идет за своим Господом, всегда помнит о том, что он носит в себе бессмертную душу, за которую пролил Свою Кровь и за вечное счастье которой умирал на Кресте Господь! Пусть жаждущий своего вечного спасения, кто боится умереть нераскаянным грешником, кто слезами и благодатью покаяния омывает свою душу от греха, — с верой и надеждой идет к ногам Божией Матери и просит Ее обо всем, в чем имеет для себя нужду, просит о благах земных и о благе вечном, просит с верою в то, что не останется не услышанным Ею ни одно воздыхание нашей души!
Вот потому и радостны для нас праздники в честь Божией Матери: они оживляют в нашем сердце веру в Небесного Отца и в Преблагословенную Матерь, напоминают о том, что Небесный Отец и Небесная Матерь видят и слышат каждое движение нашей души и не скрывается от них ни одна слеза, пророненная нашими очами; они укрепляют надежду на то, что мы никогда, ни в каких бедах и несчастьях на пути к вечному спасению не будем покинуты небесною помощью, не останемся одинокими сиротами.
Дни священных событий из земной жизни Господа Спасителя и дни праздников в честь чудотворных икон Божией Матери всегда особенно ярко говорят нашей душе о том, что мы должны быть истинными христианами, должны быть верными детьми своего Небесного Отца, Который зовет нас идти за Собой, исполнять Его заповеди, спасать душу и ждет пас у Себя, как Своих детей.
И если мы будем верными детьми Небесного Отца, благословение Божией Матери, Ее любовь, Ее Материнская ласка и Ее теплый и распростертый над всеми нами Покров будут пребывать с нами сегодня, и завтра, и во все дни нашей жизни. И будет Она нашей Небесной Утешительницей и в страшные минуты смерти подойдет к нам, чтобы утешить наш дух, томящийся перед смертным порогом, и в жизни будущего века не оставит нас Своими молитвами и заступничеством перед Лицем Божиим.
Только будем жить и умирать с верою и любовью, только будем спешить своими добрыми делами насыщать бессмертную душу и копить для себя вечное небесное, нетленное богатство, с которым мы должны перейти туда и имея которое мы в бесконечных веках будем под Покровом нашей Преблагословенной Матери.
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ