ПРАВОСЛАВИЕ И БОРЬБА ЗА МИР

Вопрос о мире в настоящее время является наиболее актуальным, на решение которого устремлена добрая воля сотен миллионов честных людей разных стран, разных рас, разных религиозных и политических убеждений и разного общественного положения.

Всем известно, что Советский Союз идет в авангарде международного движения за мир во всем мире. 19 июня 1950 г. Верховный Совет СССР еще раз с новой силой подчеркнул миролюбивую политику Советского Государства, заявив «о своей солидарности с Воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира и выразив полную готовность сотрудничать с законодательными органами других государств в разработке и проведении необходимых мероприятий по осуществлению содержащихся в нем предложений».

Это заявление Верховного Совета было встречено населением страны с огромным энтузиазмом.

29 июня в Москве состоялся пленум Советского комитета защиты мира. Пленум принял историческое решение — открыть на территории Советского Союза сбор подписей под Стокгольмским Воззванием. И с этого памятного дня «великая хартия мира» (так называют Стокгольмское Воззвание) стала быстро заполняться подписями советских граждан. Подписывали Воззвание все: рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки, советские служащие, представители науки, искусства и литературы. Советский народ единодушно проявил свою преданность делу мира и дружбы между народами, свою горячую поддержку миролюбивой политике Советского Правительства, свою пламенную любовь первому и неустанному борцу за дело мира — великому Сталину.

В столь же единодушном порыве выполнили христианский долг человеколюбия и члены Русской Православной Церкви — и духовенство, и миряне, — призванные к этому особым Обращением Главы Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Защита мира и борьба с поджигателями новой войны получила, таким образом, благословение Русской Православной Церкви и ее деятельную поддержку.

Подписывая исторический международный документ мира, православные христиане отдавали свои голоса на алтарь вселенской любви и, следуя призыву Церкви: «Пекитесь о добром пред всеми человеками» (Римл. 12; 17), — требовали запрещения атомного оружия, как оружия злобы и человеконенавистничества, как оружия устрашения и массового уничтожения людей, требовали установления международного контроля за исполнением этого решения и объявления военным преступником того правительства, которое первым осмелится применить дьявольское оружие агрессии.

Объединение сотен миллионов честных людей во всех уголках земного шара вокруг Стокгольмского Воззвания — это грозное предупреждение для поджигателей новой войны. Флаг мира, поднятый над землей ратниками человеколюбия и объединяющий вокруг себя все новых и новых бойцов за мир, приводит в ярость вождей человеконенавистничества, обложившихся гордостью, как ожерельем, — по слову Псалмопевца, — и одевшихся дерзостью, как нарядом (Псал. 72, 6). Они преследуют сторонников мира, подвергают их различным репрессиям, арестам, заключению в тюрьмы, обрекают на тяжелые муки голода, нищеты и бесправия.

Но у рабов денежного мешка, у жрецов золотого тельца никогда не хватит сил приостановить могучий напор воли великого международного движения за мир. Число сторонников мира растет с каждым днем. И нет той силы на земле, которая устояла бы против крепнущей силы добра и остановила бы победное шествие вперед к тем социальным началам международной жизни, при которых война станет анахронизмом.

Итак, фронт мира крепнет. Но нарастание мощи международного движения за мир происходит не от того только, что ратники великой всемирной армии человеколюбия подписали Стокгольмское Воззвание. Живые подвиги действенного служения делу мира, скрывающиеся за подписями, — вот что держит в узде человеконенавистников.

Империализм, чувствуя шаткость своих человеконенавистнических позиций, пытается выдвинуть против поборников мира, любви и правды все силы ада. От так называемой «холодной» войны он переходит к атакам прямой агрессии, стремясь запугать свободолюбивые и миролюбивые народы ядом своих отравленных клыков. И хотя твердо знают «сыны мира», что «сынам противления» никогда не удастся ни омрачить их светлых надежд на мир, ни разрушить начатого ими великого дела, однако недооценивать всей опасности, которая угрожает человечеству вследствие усиленного раздувания англо-американскими Атиллами третьей мировой войны, значило бы играть на руку человеконенавистникам.

Поэтому состояние бездействия не к лицу носителям и поборникам идеи мира. Для того, чтобы обуздать факельщиков войны и проложить дорогу в радостное будущее, к торжеству братства и любви между народами, в царство мира и безопасности, необходимо трудиться, трудиться и трудиться! Всякий вступивший в ряды ратников человеколюбия должен помнить, что его миротворческая деятельность не оканчивается с подписью Стокгольмского Воззвания, а только начинается, что проблема мира не теряет для него своей остроты и требует сугубого напряжения всех его сил для борьбы с современными агрессорами.


Идея мира особенно дорога нам, носителям православного христианского звания, поскольку знаем, что Православная Церковь является хранительницей во всей чистоте и полноте Христова учения. На нас, исповедниках Православия, лежит, поэтому, величайшая ответственность пред Богом и людьми за действенное служение делу мира, за внедрение его в область отношений между людьми, ибо Православие обязывает нас не только право верить в Бога, но и жить по-Божьи, ревностно исполнять Его заповеди. Наибольшие же заповеди в законе Господнем — это любить Бога и любить ближнего.

Любовь к Богу побуждает, прежде всего, стремиться к Его познанию. «Бога ни видел никто никогда, — говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов, — Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ио. 1, 18). Через воплощение Единородного Сына Божия человечество, таким образом, познало Бога, причем не только как Творца вселенной, а как доброго Отца, милующего и спасающего. «Бог есть любовь,— благовествует тот же апостол. — Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (I Ио. 4, 8—10). Эта беспредельная любовь Божия к людям и вызывает в сердце верующего человека ответную любовь к Богу, любовь к ближним и ко всему созданию Божию. Без любви к людям нельзя пребывать в любви Божией. «Если мы любим друг друга, — говорит апостол Иоанн, — то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас... Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот — лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (I Ио. 4, 12 и 20—21).

Любовь к ближнему, таким образом, является признаком не только нашего пребывания в любви Божией, но и нашей любви к Богу. Любовь необходима для христианина, как кислород для дыхания. Без любви к людям душа его непременно высохнет и покроется тлением смерти. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, — говорит апостол Павел, — а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (I Кор. 13, 1—3).

Любовь, таким образом, составляет для христианина главнейший закон его земной жизни и всей его деятельности. Любовь к ближнему — это к тому же живая проповедь о Христе и признак пребывания нашего в числе учеников Христовых. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, — говорит Господь Иисус Христос, — если будете иметь любовь между собою» (Ио. 13, 35).

Но какова же должна быть наша любовь к ближнему, дабы окружающие люди познали в нас чад Божиих (Мф. 5, 44—45; I Ио. 3, 10; 4, 7, 5, 1), учеников Христовых (Ио. 13, 35; Гал. 5, 6; 1 Ио. 3, 23), людей, ходящих не во тьме, а во свете (I Ио. 2, 10)?

Божественное Откровение не оставляет нас без ответа на этот вопрос. Оно говорит, что любовь наша к ближнему должна быть активной, действенной, доказываться добрыми делами. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим — и накормили? или жаждущим — и напоили? когда мы видели Тебя странником — и приняли? или нагим — и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице — и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 31—40).

Вот они, дела любви, открывающие христианину светозарные чертоги Небесного Царства!

Мир с людьми — это плод человеколюбия, плод любви к ближнему. Сеять мир среди людей — это значит выращивать на ниве человеческих взаимоотношений благодатные плоды любви, достигать совершенства, проникаться теплым чувством ко всему живому творению, возвышаться до любви к Самому Богу.

Любовь — двигатель всех отношений между людьми. Мир — родной брат любви, обеспечивающий искренность и задушевность в людских взаимоотношениях, устраняющий в них сухость характера, холодность, фарисейскую ложь и формализм. Достигать мира с ближними составляет для христианина не менее благородную и спасительную задачу, как и стремление к другим христианским добродетелям: «Блаженны миротворцы, — благовествует людям Христос Спаситель, — ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Но мир не придет к нам сам собою, если мы не будем искать и добиваться его. Наши заботы о достижении мира среди людей должны быть столь же первоочередными, как и все прочие заботы, связанные со спасительным прохождением нашего земного бытия. Эти заботы должны даже превосходить многие другие, поскольку мир является одним из ключей к золотым вратам небесного блаженства. «Царствие Божие, — говорит апостол Павел, — не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17). Отсюда, искать Царства Божия и правды Его — на что имеем прямую заповедь Христа Спасителя (Мф. 6, 33) — это значит искать мира с людьми, без которого войти в Царство Божие будет невозможно.

Поэтому Божественное Откровение не напрасно призывает нас искать мира. Всякий верующий во Христа Спасителя, если даже и одну только «горсть земли бросит в разделяющий людей ров неприязни», окажет человечеству огромное благодеяние.

Мир необходим людям. Он обусловливает нормальное развитие социального процесса, он опрокидывает все перегородки, которые люди «духа злобы поднебесной» стараются возвести между людьми в целях незаконного над ними господства и наибольшей эксплоатации их. Сплотить народы мира в одну братскую семью для радостного вдохновенного творческого труда на благо трудящихся — это настолько величественная, благородная и святая задача, что всякий работающий над ее разрешением воистину благословен Богом.

«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» — восклицает пророк Давид и, сравнив мир с драгоценным елеем, с освежающей росой, сходящей на горы Сионские, заключает псалом такими словами: «Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Псал. 132, 1—3). «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, — дополняет пророка премудрый Соломон, — нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17, 1). А ап. Павел в послании к Евреям пишет: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).

Так учит нас Божественное Откровение относиться к ближним.

И кто из христиан дерзнет, дорожа миром с Богом и своим спасением, ослушаться заветов Господних, или извратить их, или же легкомысленно предать их забвению? Всякая измена принципам любви и мира в области отношений между людьми для христианина равносильна измене Богу, безумному восстанию на Бога, роковому повороту земных жизненных путей христианина от врат вечной жизни ко вратам вечной погибели, от Христа — к Велиару.


Господь призывает нас особенную ревность в исполнении Божественных заповедей о любви и мире оказывать в переживаемые нами дни, когда некая часть людей, именующих себя христианами, открыто выступает против великих заветов Божественного Откровения и грозит человечеству новыми невыносимыми страданиями.

Мы имеем в виду англо-американских поджигателей третьей мировой войны. Эти безумные люди, в духовном ослеплении очей сердца своего, люди гордости и лукавства, решились на сатанинское дело подмены человеколюбивой Правды Божией суетною праведностью эгоизма и, забыв,

что подобная «праведность» есть «мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15), стали превозносить свои мнимые социальные добродетели на весь мир, хвалиться ложной чистотой своих помыслов и благоразумием и злобно поносить другие народы, отметающие человеконенавистнические принципы фашизма.

Мир исповедников Христа стоит, таким образом, перед фактом величайшего из безумий, перед омерзительным фактом попрания величайших Божьих законов фашистами.

Чтобы убедиться в этом, можно напомнить не так давно опубликованное в прессе выступление одного из американских человеконенавистников, д-ра Нэнса, ректора университета в штате Флорида в Америке. На выступлении этого врага рода человеческого стоит остановить наше христианское внимание хотя бы для того, чтобы уяснить в свете Правды Божией всю глубину нравственного падения поджигателей новой войны.

Правда Божия требует от христиан любить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 36; Мр. 12, 33; Римл. 13, 9; Гал. 5, 14; Иак. 2, 8); требует, чтобы любовь к ближнему была подобна любви Божией к людям (Мф. 5, 44—45; Лк. 6, 35), чтобы любовь эта была искренней (Римл. 12, 9; 2 Кор. 6, 6), чистосердечной (1 Тим. 1,5; 1 Петр. 1, 22), усердной (1 Петр. 4, 8) и засвидетельствованной «делом и истиною» (1 Ио. 3, 18). А проповедник эгоистической фарисейской праведности д-р Нэнс, в противность Правде Божией, рекомендует установить в отношениях между людьми «закон джунглей», закон звериных клыков, «социальное» содержание которого сводится, главным образом, к искусству убивать.

«Каждый должен научиться искусству убивать», — заявляет на весь мир д-р Нэнси, развивая людоедскую программу, добавляет: «Я не думаю, что война (речь идет о третьей мировой войне, подготовляемой англо-американскими фашистами) должна ограничиться армиями, военно-морскими флотами и военно-воздушными силами или что должны быть какие-либо ограничения в отношении методов или орудий уничтожения. Я одобряю бактериологическую войну, применение газов, атомных и водородных бомб и межконтинентальных ракет. Я не стал бы просить о милосердном отношении к больницам, церквам, учебным заведениям или каким-либо группам населения. Было бы лицемерием, — заявляет он, — оказывать милосердие какой-либо группе».

Что сказать по поводу этой людоедской программы д-ра Нэнса?

Мы живем в государстве полной религиозной свободы, в стране, где, наряду с верующими в Бога людьми, есть не мало граждан, отрицающих религию. Но слыхали ли мы от кого-нибудь, когда-нибудь и что-либо подобное в нашей стране? Никогда и ни от кого! Не наша ли страна идет в авангарде борцов за мир? Не она ли, именно, является оплотом мира во всем мире? — 115 миллионов 275 940 советских граждан, подписавших Стокгольмское Воззвание Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира — вот убедительнейшее доказательство того, что мир дорог в нашей стране всем без исключения: и старому и малому, русскому и таджику, украинцу и белоруссу, грузину и узбеку, верующим и неверующим.

Не то в Америке... О какой христианской культуре можно говорить, слушая людоедское выступление д-ра Нэнса? Это не христианская, это сатанинская культура, культура отточенных ножей против ближнего своего, культура господства хищников-эксплоататоров, культура, предлагающая христианскому миру не христианскую лествицу добродетелей, поднимаясь по которой исповедник Христа сможет достигнуть царства Абсолютной Любви и Правды, а лестницу мертвых тел, воздвигнутую преступной волей и руками антихристианских насильников и убийц.

Человеконенавистническая проповедь д-ра Нэнса, который, кстати заметить, далеко не одинок в своих фашистских рассуждениях насчет массового человеческого самоистребления, носит на себе ясный отпечаток столь же человеконенавистнической «философии» ницшеанского Заратустры, приглашающего (по воле Ницше) людей разнузданной воли на кровавый пир уничтожения людей во имя торжества «сверхчеловека». Именно этой философии премного обязан своим рождением фашизм, развивший учение о «сверхчеловеке» до учения о высших расах, о мировом господстве их над всеми остальными расами. Ницшеанский так называемый культурно-этический идеал, зовущий народы к самоистреблению, впервые получил практическое осуществление на рубеже XX столетия, когда немецкий кайзер отдал приказ своим войскам, отправляющимся в Азию, беспощадно уничтожать китайцев. В дни второй мировой войны эту идею проводил в жизнь безумец Гитлер. Ныне ею бредят англо-американские фашисты, расстреливающие мирное население Кореи.

Д-р Нэнс далеко не оригинален в своих человеконенавистнических высказываниях. Англичанин Коол, проповедывающий теорию господства великих наций над малыми; американец Мемфорд, доказывающий, что «война необходима, как периодическое организованное уничтожение продуктов человеческого труда», и прославляющий войны, «как вечный двигатель истории»; их единомышленник американец Фримэн, называющий трудящихся «паразитическим классом» и зовущий к массовому уничтожению их; мальтузианец Фогт, провозглашающий необходимость истребления людей; Артур Кейс, благословляющий войну, как «очистительный нож», с помощью которого «человечество очистится от «неполноценных» и «сделается здоровым»; француз Сартр, называющий рабочих Франции «тупой инертной массой», — все это звенья одной и той же цепи, все тот же «человеконенавистнический бред предтечи фашизма — Ницше, снова выплывший на свет и используемый на потребу фашизирующимся американским империализмом» [1].

Кровавая драма героического корейского народа, ввергнутого в бездну величайших страданий предательством изменника родины Ли Сын Мана и наглостью американских интервентов, — живое подтверждение проверки ницшеанского идеала на опыте. С религиозной точки зрения разгром корейских городов и деревень и массовое уничтожение мирного населения Кореи американскими бомбардировщиками нельзя квалифицировать иначе, как сатанинское попрание человеколюбивых законов христианства.

Но народы земного шара не хотят войны. Они полны решимости отстоять дело мира и несомненно отстоят его, как бы ни злобствовали жрецы кровавого Молоха. В целях борьбы с ратниками мира, они принуждают трудящихся подписывать так называемые «свитки крестового похода за свободу», кощунственно скрепленные благословением Ватикана. Но люди здравого смысла, люди нелицемерной веры во Христа, люди чести и совести отлично знают цену этим «свиткам», рожденным злой волей агрессоров. И сколько бы последние ни пытались разрушить воздвигаемую миролюбивым человечеством крепость мира, материал, из которого построена эта крепость, обладает столь твердым сцеплением входящих в него частиц, разорвать которое не в состоянии никакие ни атомные, ни сверхатомные бомбы. Материал этот — люди и их несокрушимая воля к миру. Не атомные бомбы тунеядцев-эксплоататоров продиктуют трудовому человечеству отвечающий интересам трудящихся порядок устроения жизни, а воля самих народов, отлично понимающих человеконенавистническую сущность империализма и с каждым днем все больше и больше отворачивающих от него свое лицо.

Каковы же, однако, наши практические задачи в борьбе за мир?

Задачи эти для православных христиан Советского Союза с предельной четкостью сформулированы были Патриархом Московским и всея Руси Алексием еще год тому назад, в его «Послании Богохранимой пастве Российской» от 2 октября 1949 г. по случаю празднования Международного дня мира.

«Русская Православная Церковь, как провозвестница мира, заповеданного Христом Спасителем, — говорится в Послании, — со скорбью взирает на противохристианские замыслы людей, называющих себя христианами и, однако, дышащих злобой против тех, кто, согласно Христовым заветам, отстаивает дело мира.

Каким же наиболее действенным образом можем мы, церковные люди, участвовать в нынешнем Международном дне мира и всенародном изъявлении воли к миру между всеми народами мира?

Не свойственным ли нашей вере и нашему упованию образом молитвы к Богу, «творящему мир» (Исаии 45,7)?

От лица Святой Церкви я призываю всех верных чад ее усугубить молитвы своп к Спасителю мира о даровании мира всему миру и прошу каждого отдать все силы на дело борьбы за мир, на дело упрочения общей безопасности путем самоотверженной работы каждого в своей области труда во благо Родины, на дело сохранения мира» [2].

День празднования мира наступил и прошел, а задачи, начертанные Патриархом, для каждого из нас остаются в прежней своей силе и значении.

Мы должны усугубить наши молитвы к Богу о даровании мира всему миру, — призывает Патриарх.

Кто из православных христиан не знает силы молитвы и не испытал ее действенности? «Сила молитвы, — говорит св. Иоанн Златоуст в 5-м слове против аномеев, — погашала силу огня, обуздывала ярость львов, останавливала войны, прекращала сражения, утишала бури, прогоняла демонов, отверзала врата неба, расторгала узы смерти, отгоняла болезни, отражала злобу, укрепляла колеблющиеся города; и свыше посылаемые удары, и человеческие козни, и все вообще бедствия отклоняла молитва» [3]. Бог всегда готов услышать молитву призывающих Его.

Но необходимо иметь в виду, что не всякая молитва бывает услышана Богом. Молитва бывает услышана от тех только, кто обращается ко Господу, прежде всего, с верою (Мф. 21, 22; Мрк. 11, 24) и из глубины своей души. «Если деревья глубоко пустили свои корни, — говорит св. Иоанн Златоуст, — то их не сокрушат и не вырвут даже бесчисленные напоры ветра, потому что корнями своими они крепко держатся в глубине земли; так точно и молитвы, возносимые из глубины души, имея там свои корни, безопасно возносятся горе и не задерживаются никакими нападениями помыслов. Поэтому и пророк говорит: Из глубины воззвах к Тебе, Господи (Псал. 129, I)» [4].

Молитва, далее, должна приноситься Богу в смирении, в незлобии, с надеждою на помощь Божию и в соответствии с волей Божией. «Когда просим чего по воле Его, — говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, — Он слушает нас» (I Ио. 5, 14) И на страницах Священного Писания можно найти немало примеров услышанной Богом молитвы.

Кроме молитвы «о мире всего мира», Глава Русской Православной Церкви призывает своих пасомых к самоотверженной работе, каждого в своей области труда, во благо Родины, на дело сохранения мира.

А. ШИШКИН

[1] «Вопросы философии» 1949 г., № 3.

[2] «Журнал Московской Патриархии» 1949, № 10, стр. 4.

[3] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, стр. 534—535. Изд. СПБ Дух. Академии 1895 г.

[4] Он же, т. 1, стр. 535.

Система Orphus