(20 ноября 1950 г.)
Дорогие друзья мира!
Прошло всего полтора года с тех дней, как в Париже состоялся Первый Всемирный конгресс сторонников мира.
Как и участники настоящего конгресса, съехавшиеся тогда в Париж со всех концов земли посланцы мира были людьми весьма различными по своим убеждениям, верованиям, социальному положению. Но они проявили замечательное единство по одному животрепещущему вопросу нашей трагической современности. Этим вопросом был и остается мир и необходимость его защиты.
Как и все мы сейчас, эти люди были единодушны в своем убеждении, что новая война будет не просто одной из войн, подобной многим известным в истории, что ее ужасы не будут сходны даже с ужасами недавно перенесенной войны, но что — учитывая изобретение атомной бомбы и других кошмарных видов массового истребления — это будет война невиданного масштаба и характера, могущая стать подлинной катастрофой космического порядка.
Но не только инстинкт самосохранения, не страх перед новой катастрофой был движущей силой этих людей в их стремлении отстоять дело мира. Нет, все мы знаем, что главным их стимулом было и есть стремление высокого морального порядка, стремление предотвратить массовое преступление, каковым является всякая новая агрессия, влекущая за собой уничтожение не только воюющих армий, но и масс мирного населения, примером чего является Корея сегодняшнего дня.
Эти настроения и решения Первого конгресса сторонников мира нашли всем нам известный глубокий отклик в широчайших массах населения всего земного шара. Из месяца в месяц до наших дней стихийно нарастало и будет расти это движение за мир, подобное огромному потоку талых вод или снежной лавине.
Сотни миллионов подписей под Стокгольмским Воззванием о мире! Да разве хоть одна идея за всю историю нашей планеты объединяла столь огромные, столь грозные массы человечества? Сотни миллионов подписей! И за каждой из них стоит живой человек, исполненный жажды мира и ненависти к войне.
Свидетелями какого стихийного проявления воли к миру являемся мы!
Невиданный размах движения за мир заставляет поджигателей новой войны волноваться; волнение переходит в страх, а страх — в ярость самозащиты, которая привела в движение весь изощренный и многообразный аппарат насилия, находящийся в их руках. Но уже нет никакой силы в мире, которая могла бы задержать эту небывалую мощь, уже физически невозможно применить меры насилия к сотням миллионов людей, спаянных единой волей! А тем временем каждый акт агрессии против сторонников мира со стороны теряющих разум и почву под ногами поджигателей войны вызывает новые толчки, новые взрывы, новые волны протеста, еще сильнее укрепляет стену сопротивления преступникам.
Становится жутко при одной мысли, что человечество, в расцвете своих производительных сил, при всех достижениях науки, которые, казалось бы, могли обеспечить его благосостояние и только способствовать его счастью, находится в страшной опасности войны и что эта опасность исходит от ничтожной кучки людей злой воли.
Кто же эти люди, уже занесшие свой преступный меч над головой всего человечества и готовые отнять у людей их величайшее благо — мир, это первое и необходимое условие жизни и прогресса?
Это — количественно ничтожная группа лиц, поклонников золотого тельца, это безумцы. Они дерзают ввергнуть весь мир, включая и свои собственные народы, в невиданную в истории трагедию и потопить его в океанах крови и слез.
Дорогие братья и сестры!
Я хотел бы раздвинуть стены этого зала до пределов вселенной, я желал бы, чтобы мои слова дошли до всех людей мира.
Выступая здесь перед вами, я говорю не только как гражданин моей миролюбивой советской державы, — я говорю здесь как епископ Русской Православной Церкви и от лица ее, с сознанием лежащей на мне ответственности за каждое произнесенное слово перед исповедуемым мною Богом, Православной Церковью и историей, и, как таковой, хочу быть услышанным прежде всего теми, кто считает себя христианином не на словах, а на деле.
Так вот к вам, мои братья, христиане всех исповеданий, еще не включившие себя в борьбу за мир, обращаю я прежде всего мое слово. Как христиане, верующие в Бога-Спасителя, в Бога-Источника мира, боритесь за мир всеми силами своего разума, сердца и воли — во имя Христа!
Русская Православная Церковь с той же безоговорочной решительностью, с какой встала она на защиту потоптанных родных нив и поруганных святынь в Отечественной войне, с самого начала появления угрозы новой войны вошла в ряды борцов за мир. Русская Православная Церковь, оберегающая основы первохристианской Церкви, в служении миру видит одну из первейших своих задач.
Она осуждает всякую агрессию, она — устами своего Патриарха Алексия — призвала всех своих пасомых поставить подписи под Стокгольмским Воззванием и обратилась с соответствующим призывом ко всем братским Православным Церквам. В своем служении делу мира и в стремлении его защитить она единодушна со всем советским народом. В согласном огромном хоре борцов за мир уверенно и отчетливо звучит голос Русской Православной Церкви, показывая ее верность заветам Христа и преданность своей Родине и делу защиты мира.
Русская Православная Церковь преисполнена глубокой радости, находя широчайшее созвучие среди верующих и руководителей других христианских церквей. Рука об руку в благородной борьбе за мир, вместе с известным богословом, уважаемым всеми нами, католическим аббатом Булье, идут столь же всеми уважаемый настоятель Кентерберийского собора д-р Хьюлетт Джонсон и профессор Кембриджской богословской семинарии в Америке священник епископальной церкви Джозеф Флетчер. Отрадно знать и видеть, как выступлениям в защиту мира верующих католиков и католических священников и епископов Польши, Чехословакии, Венгрии, Франции, Бельгии, Италии, стран Латинской Америки, выступлениям, навлекающим на себя даже кары со стороны Ватикана, широко отвечают протесты против зачинщиков войны со стороны многочисленных представителей протестантского мира: евангелическо-лютеранской, евангелическо-реформатской и других христианских церквей.
Как дорого нам, православным, это единение в деле защиты мира с верующими всего мира!
Виднейшие из религиозных деятелей выступают сейчас на нашем Втором Всемирном конгрессе сторонников мира со словами обличения, разоблачения и протеста против тех, кто не только антихристианской, но и античеловеческой работой сам вносит себя в список преступников против человечества.
Мы пламенно зовем: пусть все христиане всего мира будут борцами за мир, исполняя свой христианский долг!
Христианин! Помни, что ты не можешь оставаться пассивным и равнодушным, когда на твоих глазах готово совершиться страшное преступление. Твоей пассивностью ты станешь соучастником убийцы и нарушишь заповедь: не убий.
Дорогие друзья мира! Разве можно спокойно слушать рассказы очевидцев о том, что творится в Корее, о виселицах, расстрелах, страшных пытках, применяющихся не только к пленным, но и к мирному населению — к детям, старикам, женщинам, больным; о тысячах бомб, сбрасываемых на госпитали, приюты, школы, об огненной лаве, льющейся с самолетов и сжигающей города, села, пашни, людей? Разве можно без содрогания, глубокой жалости и сочувствия к неимоверным страданиям маленького свободолюбивого народа слушать и читать о том аде, в который ввергнута страна древнейшей культуры и добрых нравов?
И разве может, не говорим уже — христианин, призванный не только жить в мире с ближним своим, но и любить его, а и каждый, в ком еще не угасла последняя искра совести, отнестись безразлично к таким речам, какая сказана недавно ректором университета в штате Флорида в Америке Нэнсом и какая уже дважды приводилась выступавшими на нашем конгрессе (пусть эти слова в третий раз разрежут наше сердце): «Я одобряю бактериологическую войну, применение газов, атомных и водородных бомб и межконтинентальных ракет. Я не стал бы просить о милосердном отношении к больницам, церквам, учебным заведениям или каким-либо группам населения...»
Когда вдумываешься в выступления Нэнса и ему подобных, невольно спрашиваешь себя: «Да неужели же у каждого из них была мать и было детство? Неужели у них есть жены, дети, сестры, братья, друзья?» И самый лютый, самый хищный зверь, насытившись, уже не убивает. Воистину безмерной может быть глубина человеческого падения! Эта кучка поджигателей войны превратилась в Бедлам, где основные, коренные, изначальные человеческие понятия не только искажены, но приобрели прямо противоположный смысл, где убийство возводится в добродетель, а стремление к миру именуется преступлением.
Что мы видим в среде факельщиков нового военного пожара?
Дрожь и шопот о каких-то светящихся ракетах, прочерчивающих через океан ночное небо, таинственных шумах и запахах и не менее таинственных подводных лодках «советского происхождения» у американских берегов, мрачные предсказания бесчисленных гадалок, астрологов и «ясновидящих», спиритические сеансы...
На моей Родине никто не желает новой войны и не только не стремится к ней, но считает агрессивную войну величайшим преступлением, самая возможность которой ему представляется чудовищным безумием. Моя Родина ни на кого не собирается нападать, она желает жить в мире и сотрудничать со всеми странами мира, независимо от их политического и государственного устройства.
Право каждого народа на самоопределение и свобода его решать свою судьбу самостоятельно, согласно своему желанию, сделались у нас аксиомной истиной, неотъемлемой частью правового и морального сознания каждого советского гражданина.
А как христианская совесть может мириться с угнетением колониальных народов или с расовой дискриминацией негров?
Может ли совесть христианина не возмущаться и не протестовать, наблюдая, как, ради преступной подготовки новой всемирной бойни, в некоторых странах происходит безумная гонка вооружений и утраиваются для этой цели военные бюджеты?
Я хочу вам еще напомнить ту истину, что никогда в истории не удавалось одному народу путем насилия навязать свою идеологию другому, что все крестовые походы были не только порочны с христианской точки зрения в своей идее, но и практически были всегда обречены на провал.
Дорогие друзья! Миллионы, десятки, сотни миллионов людей сейчас говорят внятно и властно: «Мир! Война противникам мира!»
Наш Второй Всемирный конгресс сторонников мира найдет совершеннейшую формулировку документа, которым каждый человек будет поставлен перед категорическим выбором: «да» или «нет», стоит ли этот человек за мир или за чудовищную катастрофу.
Второй Всемирный конгресс сторонников мира является всечеловеческой трибуной, невиданной кафедрой, с которой в небывалой ранее силе звучат слова самой высокой и самой совершенной из наук — науки о мире, науки всех наук. Открытием этой новой научной дисциплины мы, люди грозовой переломной эпохи, заслужим вечную благодарность грядущих поколений.
Горе поджигателям войны, если бы они в ярости и слепоте обезумевших толкнули мир в бездну нового несчастья! Кровь человечества падет на их головы, и не только им самим не уйти от возмездия, но и имена их в веках вспоминаться будут с большим проклятием, чем имена Каина и Иуды.
Не будем себя успокаивать. Мы переживаем грозный и ответственный час. Речь уже идет не о защите мира, а о его спасении.
Приложим же к этому все наши усилия. Каждый на своем посту, на своем участке, в своей области должен из сторонника мира стать активным борцом за его торжество. Надо победить войну, — и мы ее победим!
Человек хочет жить и будет жить. Человек приходит на землю для жизни, а не для смерти. Земля есть царство вечно обновляющейся жизни, а не смертного спокойствия.
Земля — это старый дом человека, и никакому вору, разбойнику, поджигателю, сумасшедшему не удастся взорвать его стены, стоящие тысячи лет, — они достаточно прочны. Нет такой силы в мире, которая могла бы навязать земле смерть, потому что земля по самой сути своей жизнетворна.
Итак, разъехавшись с нашего конгресса, дорогие друзья, мы с удвоенными, утроенными силами будем отстаивать благородное дело мира!
Русская Православная Церковь, заранее и безоговорочно присоединяясь к тем решениям, которые будут приняты на нашем великом всечеловеческом вече, шлет, во главе с Патриархом Алексием, горячие пожелания самой плодотворной работы Второму Всемирному конгрессу сторонников мира, призывает благословение Божие на его труды, молится об успехе работы и уверена в добрых ее результатах на пользу всего человечества. Прославляющая «благоденственное и мирное житие» среди людей, она не мыслит жизни вне мира и благословляет мир.
Дорогие друзья по защите мира!
Мир в наших руках, и он восторжествует! Он не может не восторжествовать!
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ