(10 ноября 1950 г.)
В числе других делегатов, которым английское правительство отказало в визе на въезд в Шеффилд для участия во Втором Всемирном конгрессе сторонников мира, состою и я.
Я — епископ Русской Православной Церкви, которая, во имя исповедуемых ею христианских принципов, борется за мир вместе со всем миролюбивым человечеством.
О чем бы я сказал в Шеффилде?
Конечно, о мире. О том, что защищать его — священный долг каждого христианина: этого требует голос религиозной совести, к этому зовет всех нас общечеловеческий идеал братства. Я выступил бы как христианин, как представитель Православной Церкви.
Чего же испугалось английское правительство, отказав мне в визе? Что хочет этим сказать правительство страны, считающей себя христианской, где в церкви, неразрывно связанной с государством, проповедуются начала того же Евангелия, которое и Русскую Православную Церковь повелительно побуждает отстаивать дело мира и бороться против войны, всегда несущей с собою океаны слез и крови.
Представители капиталистических государств неоднократно декларировали, что цивилизация, которую они, дескать, призваны защищать от мнимого врага, является «христианской» цивилизацией.
Пытаясь сорвать дело защиты мира, препятствуя миролюбивым людям собраться для обсуждения вопросов, диктуемых гуманнейшим, благородным стремлением отвратить кошмарные призраки войны, английское правительство насмехается над христианским учением и еще раз вскрывает всю фальшь заверений о каком-то спасении «христианской цивилизации».
К голосу всего нашего народа я присоединяю свой голос возмущения и осуждения по адресу английских властей.
Я выражаю твердую уверенность в том, что миролюбивое человечество всего мира, после попыток воспрепятствовать делу мира, еще крепче, еще сплоченнее будет бороться за мир, чтобы добиться победы над войной.
Позорную борьбу против мира осудит история; осудят ее, как проявление сатанинской злобы, истинные христиане всего мира.