СВ. АПОСТОЛ ПАВЕЛ

(Его жизнь и деятельность)

Четвертое миссионерское путешествие и кончина апостола [1]

Книга «Деяний апостольских» заканчивается повествованием о деятельности апостола: «Жил Павел целых два года..., проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» [2], и оставляет открытым вопрос, был ли апостол освобожден от уз или нет. Однако самое повествование Дееписателя о римских узах заставляет сделать следующие выводы: о двухгодичном пребывании апостола в узах Дееписатель выражается как о событии прошедшем, уже совершившемся: «Жил Павел целых два года». Следовательно, перемена в жизни апостола уже произошла; но эта перемена могла означать только освобождение, потому, что в противном случае, если узы апостола закончились мученической смертью, Дееписатель с логической неизбежностью заключил бы свою книгу сообщением об этом событии. Но он этого не делает. Да и по ходу событий римские узы апостола должны были кончиться для него благоприятно, ибо суд прокуратора Феста закончился признанием невиновности апостола по римскому законодательству; то же подтвердил и царь Агриппа как представитель иудейства, а суд кесаря не мог измениться в противную сторону для апостола, так как судебные нормы были одни и те же. Следует принять во внимание и то соображение, что враждебного отношения к христианам в Риме тогда не было; оно возникло лишь после пожара Рима в 64 г., когда христианам приписали это преступное дело Нерона.

Итак, первые римские узы апостола окончились его освобождением. За это говорит и соображение, что целый ряд событий, изложенных в пастырских посланиях, как-то: путешествие ап. Павла на остров Крит и продолжительная деятельность его там, деятельность его спутников Тита и Тимофея в должности епископов и ряд других, никак нельзя без грубых натяжек поместить в рамки событий до первых римских уз апостола, и мы приходим к выводу, что эти события имели место после первых римских уз апостола [3].

Сведения о жизни и деятельности апостола в последний период его жизни дают нам некоторые пастырские послания (Филиппийцам и Филимону), послание к евреям, свидетельство современника и ученика апостола св. Климента Римского, отрывок из канона, изданного Мураторием, и, наконец, историк Евсевий Памфил. Сведения эти крайне скудны и отрывочны, и в жизни апостола и его деятельности после первых римских уз остается много неясного и недосказанного.

Ввиду важности перечисленных документов остановимся несколько подробнее на них и посмотрим, что они дают для характеристики так называемого четвертого миссионерского путешествия ап. Павла.

В заключительных словах послания к евреям ап. Павел пишет: «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден и я вместе с ним... Приветствуют вас италийские» (т. е. христиане) [4].

Св. Климент Римский, ученик и современник апостола, в своем послании к коринфянам пишет: «Будучи проповедником на востоке и западе, он (ап. Павел) приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границ запада, и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» [5]. В этом сообщении современника апостола «под границами запада» многие исследователи разумеют крайние пределы Римской империи, именно, Испанию, как конечный западный пункт империи. В понимании жителей древней Римской империи «под границами запада» разумелась именно Испания, называвшаяся еще «конечная страна», «предел мира» [6]

Поэтому св. Климент Римский, употребляя это выражение, ясно мыслил под ним Испанию, лежащую на запад от Рима, тем более, что сам Климент жил в Риме и оттуда писал послание к коринфянам. Однако под «границами запада» разумелась и провинция Галлия (современная Франция), лежавшая к северо-западу от основной Италии, т. е. Аппенинского полуострова. Таким образом, правильное понимание выражения Климента «до границ запада» таково: ап. Павел проповедывал до пределов, лежащих за границами основной Италии, но необязательно до Испании.

Об освобождении ап. Павла из первых римских уз и о его четвертом миссионерском путешествии до Испании находится свидетельство в отрывке канона Муратория. Оно читается так: «Деяния всех апостолов описаны в одной книге. Лука собрал воедино для благочестивого Феофила то, что, в частности, случилось при его глазах, как видно из того, что он опустил страдания Петра, так же, как отбытие Павла, отправившегося из Рима в Испанию [7]». По общепринятому мнению, канон принадлежит ко второй половине II века, именно к 170 г., и является единственным прямым свидетельством о путешествии ап. Павла в Испанию. Однако этот документ дошел до нас в таком поврежденном виде, что предложенное чтение его представляет собой результат литературной обработки его и научного значения не имеет [8].

Самое определенное свидетельство об освобождении апостола от римских уз, упоминаемых в Деяниях апостольских, находится у церковного историка Евсевия, жившего в III—IV в. по Р. X. Он говорит: «Павел в Риме провел целые два года на свободе и проповедывал слово Божие невозбранно (Деян. 28, 30—31). Затем предание говорит, что, оправдавшись пред судом, апостол снова отправился на проповедь Евангелия и потом, вторично прибыв в Рим, скончался там мученическою смертию... Это я говорю с намерением показать, что мученическая

кончина Павла случилась не в то пришествие его в Рим, которое описывает Лука...» [9].

Сообщение Евсевия Памфила, представляющее собою «предание», в смысле общепринятого достоверного свидетельства, неоспоримо подтверждает факт освобождения апостола от уз.

Мы перечислили все источники, из коих получаем сведения о последних днях жизни апостола. По своему объему они невелики, но с определенностью подтверждают факт освобождения апостола из первых римских уз, как и факт дальнейшей его благовестнической деятельности, достигшей западных границ Италии. Пользуясь приведенными свидетельствами и данными пастырских посланий, написанных апостолом после освобождения, надо признать, что последние годы апостола протекли так. Будучи еще в узах, апостол в послании к Филлиппийцам писал: «Я уверен в Господе, что и сам скоро приду (к вам)... Похвала ваша, во Христе Иисусе умножилась... при моем вторичном к вам пришествии» [10]. То же он писал, еще будучи в узах, к Филимону: «Приготовь для меня и помещение, ибо надеюсь, что, по молитвам Вашим, я буду дарован Вам» [11].

Таким образом, мысли ап. Павла, еще узника, были устремлены на восток, т. е. в Малую Азию и Македонию, к тем Церквам, которые были основаны апостолом. По освобождении от уз, что произошло весной или летом в 63 году, апостол и направился туда, избрав самый удобный и обычный в то время путь морем. Спутником апостола был Тимофей, получивший вместе с ним освобождение [12]. На пути в Малую Азию апостол сделал остановку на известном нам острове Крите. Крит от Рима находится в расстоянии 1300 км морского пути, и, при благоприятном ветре, это путешествие могло занять не более трех недель [13].

Это был удобный случай для ап. Павла огласить жителей острова евангельской проповедью. Сюда же прибыл Тит, спутник апостола при его третьем миссионерском путешествии, вероятно, находившийся в какой-либо из малоазийских Церквей. Сколько времени пробыл на Крите апостол, возможны более или менее вероятные догадки, а именно: учитывая густоту населения острова, его довольно значительные размеры и, главным образом, широкую проповедь Евангелия апостолами по всем городам, можно утверждать, что на острове Крите апостол задержался до зимы 63-го года и провел на нем зиму, а весной 64 года, с открытием навигации, двинулся в Малую Азию, поручив Титу, рукоположенному им во епископа Крита, довершить «недоконченное», т. е. дело благовестия и церковного устроения, начатое апостолом, и поставить по всем городам пресвитеров [14].

Установить путь следования апостола к Малой Азии, за недостатком соответствующих данных, невозможно; по этому поводу возможны только предположения. Высадившись, повидимому, в Мирах, являвшихся крупной гаванью на южном малоазийском берегу, апостол обошел основанные им Церкви в Малой Азии и направился к Никополю. Киликийскому, в котором он наметил провести зиму 64 года [15]. В это время он посетил Колоссы, о чем писал в послании к Филимону [16]. Из Колосс, следуя тогдашним торговым путем, посетил Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру и Дервию. Во время этого следования апостол написал послание к Титу, епископу Крита, и просил его поспешить приходом к зиме в Никополь, находившийся недалеко от Тарса.

В Никополе ап. Павел и провел зиму 64 года и весной через Фригию и Галатию прибыл в Ефес. Спутниками его были Тимофей, Ераст и Трофим. Рукоположив Тимофея, ап. Павел оставил его епископом в Ефесе, а сам прибыл в Милет (Милит), расположенный несколько южнее Ефеса. В Милете (Милите) заболел Трофим и остался здесь [17], а апостол Павел с Ерастом отправились в Троаду, вероятно, морским путем. В Троаде он задержался и отсюда написал первое послание Тимофею. Уходя из Троады, апостол оставил у одного из христиан — Карпа фелонь, т. е. сумку с книгами [18].

Из Троады апостол, выполняя свое обещание, отправился в Филиппы [19]. Побывав в македонских Церквах, он опустился в Коринф. В Коринфе оставил его Ераст, родом из Коринфа [20]. Вероятно, в это время была уже зима 65—66 года, и апостол зазимовал в Коринфе.

После пребывания апостола в Коринфе мы не знаем его дальнейшего пути и встречаем апостола уже в Риме, заключенного во вторые узы. Как это случилось? — Неизвестно.

Однако во втором послании к Тимофею, написанном незадолго до мученической смерти апостола, мы находим выражение, которое раскрывает нам дальнейший путь следования апостола из Коринфа и приобретает особенное значение, если принять во внимание утверждение Климента Римского, ученика апостола, о благовестии последнего «до границ запада», т. е. за пределами основной Италии.

Указывая на последние дни своей жизни, апостол сообщает Тимофею: «Крискент (пошел) в Галатию, Тит — в Далматию» [21]. Это отшествие двух спутников апостола — Крискента в Галатию, т. е. в Галлию [22], и Тита в Далмацию, т. е. южную Иллирию, расположенную на побережьи Адриатического моря, имело целью проповедь Евангелия и устроение церковной жизни [23]. Но так как апостол не созидал Церквей на «чужом основании» (Римл. 15, 20), то Крискент и Тит были посланы им в указанные страны для довершения дела благовестия и устроения церковной жизни.

На вопрос, когда ап. Павлом было положено «основание» Церквей в Далмации и Галлии, возможен следующий ответ. Зазимовав в Коринфе в 65—66 гг., апостол задумал осуществить свой давнишний план благовестия Евангелия в Испании (Римл. 15, 28). Спутниками своими он привлек Луку, Тихика, Тита и Крискента. С открытием навигации в 66 г. они проследовали, вероятно, морским путем из Коринфа, минуя Эпир и Македонию, высадились в Далмации и по пролегавшей по побережью торговой дороге начали путешествие по этой провинции, насаждая веру Христову.

Дойдя до Аквилей, крупного конечного порта на Адриатическом море, они вошли в пределы Галлий, минуя Италию, с целью продолжать путь в Испанию, но здесь ап. Павел был схвачен и как узник доставлен в Рим. На границе Галлии стояли крупные заставы из римских легионов, здесь было много римских государственных чиновников, здесь живы были воспоминания о недавнем пожаре Рима и о мнимых виновниках этого пожара — христианах; поэтому, когда представители гражданской власти увидели одного из руководителей христианского общества — ап. Павла, — его задержали.

Почему же ап. Павел не был схвачен ранее, например, в Греции, Далмации или в Малой Азии?

Гонение на христиан после пожара Рима в 64 г. было местным, очагом оно имело только Рим и за пределы Рима не вышло; поэтому христиан за пределами Рима тогда не преследовали, и они жили спокойно. Но в Риме личность ап. Павла, как одного из руководителей христианской общины, уже вызывала подозрение языческих властей, и поэтому он был заключен в темницу или (более вероятно) содержался в претории под крепким надзором, так как апостол имел общение со своими спутниками, чего нельзя было делать из темницы [24]. При заключении апостола с него был снят допрос, закончившийся обвинением апостола, вероятно, в принадлежности к «преступному» обществу христиан [25]. Однако, несмотря на тяжесть заключения, апостол не падал духом: видение Господа подкрепило его, и он не забыл своего основного призвания — благовестия Евангелия. Он шлет Крискента для благовестия Евангелия и устроения церковных дел в Галатию, Тита — в Далмацию, Тихика — к Тимофею в Ефес с посланием, которое составляет в заключении.

В этом послании к Тимофею (втором), полном задушевной любви к возлюбленному сыну и представляющем собой лебединую песнь апостола, идущего навстречу смерти, он, рисуя образ истинного пастыря стада Христова, каким должен быть Тимофей, дает ему последние указания и сообщает о безнадежности своего положения. «Я, — пишет апостол, — уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизнь) совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия... Постарайся придти ко мне скоро, ибо Димас оставил меня... Один Лука со мною... При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же... укрепил меня... Постарайся придти до зимы...» [26]. Апостол разумел зиму 67 года. Пришел ли Тимофей из Ефеса в Рим, неизвестно, но трагический конец наступил скоро, и о нем определенно говорит ученик апостола Климент Римский, несомненно, очевидец всего совершившегося. «Апостол, — говорит он, — доходил до границ запада и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» [27].

Нам известно, что во время пребывания Нерона в Греции (в конце 67 и в первой половине 68 г.) Римом правили префекты Гелий и Поликлет. Это было в двенадцатый год царствования Нерона. При этих префектах и пострадал апостол.

Так окончилась большая жизнь великого человека.

Предание, идущее от Отцов Церкви III—IV века — Тертуллиана и блаж. Иеронима, гласит, что апостол был усечен мечом. Мученическая смерть апостола произошла за три мили от Рима на Остийской дороге, недалеко от нынешней базилики (храма) St. Paolo. Останки апостола хранятся частью в римском соборе св. Петра, частью — в Латеранском — главных храмах католического мира.


Мы дали далеко неполную характеристику жизни и деятельности великого апостола языков.

В заключение нам остается сказать несколько слов об апостоле. Мы называем св. Павла великим апостолом. Величие ап. Павла открывается, прежде всего, в его личности, а затем и в эго деятельности. В истории человечества трудно найти более целостный образ, более целостную личность, чем личность ап. Павла: от первых шагов своей апостольской деятельности до темницы Рима, в течение почти тридцатилетнего служения он сохраняет единство с самим собою, единство в своем учении и деятельности, какое поистине могут сохранять только избранники Божии. Это единство учения и целостность личности апостола созданы его верой в Христа Спасителя, его любовью к Богу и человеку, осветившими всю его жизнь и деятельность. «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» [28], — говорит о себе апостол.

Эта преданность Христу Спасителю и делу распространения благовестия Христова о спасении человека, о любви Бога к человеку, об ответной любви людей к Богу и между собой, о равенстве всех в Церкви Христовой, чуждом национальной ограниченности, о мире людей во всем мире — была целью жизни великого апостола. Ради осуществления ее он готов был терпеть все и терпел. «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь, и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников..., в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» [29], — говорит о себе апостол.

Ничто не могло отклонить его с этого пути, и Господь вознаградил подвиги апостола: все народы северного Средиземноморского побережья греко-римского мира получили христианское просвещение от апостола, он вдохнул в одряхлевшие формы греко-римского мира новую жизнь, давшую плоды в европейской культуре.

В благоговении склоним колена пред великим апостолом.

Пройдут века, пронесутся тысячелетия, но в памяти людей будет всегда жить имя апостола Павла, носителя величайших идей христианской истины и любви, мира и согласия между людьми во всем мире.

Доц.-свящ. Н. Никольский

[1] Окончание. См. «Ж. М. П.» 1950 г., №№ 8, 9, 10.

[2] Деян. 28, 30—31.

[3] См. подробнее об этом у епископа Феофана: Толкование пастырских посланий св. ап. Павла, стр. 5—11, Москва 1894 г.

[4] Евр. 13, 23—24.

[5] Писания Мужей апостольских, стр. 107, г. Москва, 1862 г.

[6] Журнал «Странник», 1876 г., октябрь, стр. 32.

[7] Свящ. М. Троицкий. Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу. стр. 23, Казань, 1884 г.

[8] См. подробнее об этом у Полянского П. Первое послание святого апостола Павла к Тимофею, стр. 33—37, Сергиев Посад, 1897 г.

[9] Церковная история Евсевия Памфила, стр. 91—93. СПБ, 1858 г.

[10] Филипп. 2, 24; 1, 26.

[11] Филим. 1, 22.

[12] Евр. 13, 23.

[13] Остров Крит, или Кандия, имеет в длину около 270 км. при средней широте 35—40 км., площадью более восьми тысяч км. В цветущее время своего существования имел до одного миллиона населения, при многих городах.

[14] Тит. 1, 5.

[15] Тит. 3, 12.

[16] Филим. 1, 22

[17] 2 Тимоф. 4, 20.

[18] 2 Тимоф. 4. 13.

[19] Филип. 1, 25.

[20] 2 Тимоф. 4, 20.

[21] 2 Тимоф. 4, 10. Крискент, один из семидесяти апостолов, проповедник Евангелия в Галлии, мученически окончил свою жизнь в царствование Траяна.

[22] Современная Франция, которая у древних греков в начале христианского периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия (в Малой Азии) называлась Галатией Асийской или Галлогрецией.

[23] Епископ Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла, стр. 634—635. Москва, 1894 г.

[24] См. 2 Тимоф. 4, 6—02.

[25] 2 Тимоф. 4, 16. Принимая во внимание, что апостол из Коринфа вышел весной 66 г. и расстояние от Коринфа до Рима указанным путем составляет две тысячи километров, можно полагать, что арест ап. Павла произошел в конце 66 года или в начале 67 г.

[26] 2 Тимоф. 4, 6—21.

[27] Писания Мужей апостольских, стр. 107. Москва, 1862 г.

[28] Галат. 2. 19—20.

[29] 2 Кор. 11. 24—27.

Система Orphus