ПРОМЫСЛ

Слово, сказанное в Преображенской Церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

Сегодня, дорогие мои, мы прославляем святого благоверного велит кого князя Александра Невского, вспоминая его кончину, бывшую в 1263 году, — значит, почти 700 лет тому назад.

Из жития св. Александра Невского, из дней его детства, мы знаем о таком с ним случае. Когда будущему великому князю Александру было девять лет, в Новгороде, где он проживал, случился голод, длившийся целый ряд месяцев. Люди поедали все, что попадало под руку; смертность от голода была огромной. Князю Александру и его матери присылали продовольствие из других городов. И вот, девятилетний отрок почти все, что получал для своего питания в дни этого бедствия, раздавал голодающим. Нередко для этого он уходил из дома скрытно от своих близких.

Однажды один из слуг упрекнул отрока, сказав ему: «Что ты делаешь? Ты сам можешь истощать от голода, если будешь отдавать свою пищу». Вот что ответил отрок Александр: «Что ты, что ты! — говорил он, — ведь Бог все видит, все знает и никогда не оставит и меня». Так этот будущий светильник земли Русской и Церкви Православной, будучи отроком, своим чистым сердцем исповедывал веру в Промысл Божий, без воли которого ничего не совершается в жизни человека и который всегда печется о верных детях Небесного Отца.

Эти слова юного князя Александра напоминают нам об одной из основных истин нашей православной веры, напоминают о том, что мы должны, как наша вера учит нас, каждый свой шаг, свои труды, свою жизнь, свое будущее вверять Промыслу Божию.

Господь Иисус Христос говорил: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6, 26—30). И в другой раз Спаситель проповедывал, что волосы на голове у человека все сочтены у Господа (Мф. 10, 30) и ни один из них не упадет без воли Божией (Лк. 21, 18).

Видите, как дивно простерт над каждым из нас Покров Промысла Божия.

Спросите самих себя, кто из самых мудрых людей может оказать, что завтра он будет жить или что он будет жить через час?

Кто из самых заботливых на земле людей может отстранить от себя все скорби и болезни, какие случаются на нашем земном пути?

Кто из самых трудолюбивых людей может утверждать, что все накопленные им честным трудом, все приобретенные им блага останутся с ним до конца его дней?

Кто из самых искусных и сведущих людей, бросая зерна в землю, может быть уверен, что эти зерна прорастут, принесут много плода и что и солнце не лишит их света, и дождь во-время даст для них влагу?

Кто может сказать, что ожидает это дитя, которое лежит сегодня в шелковом одеяльце, в богатой колыбельке, окруженное любовью и лаской людей? Может быть, это дитя, когда вырастет, станет преступником, а, может быть, то дитя, которое растет в большой бедности, рано лишается родителей, станет великим человеком, когда выйдет на путь земного труда.

Так все в руках Божиих, все зависит от воли Божией. Не будет благословения Божьего, и земля не прорастит ни одной, и самой малой, былинки. Не будет благословения Божьего на продолжение жизни человека, и никакое искусство человеческое не увеличит ему жизни ни на один год, ни на один день.

Наша святая вера и учит нас тому, чтобы мы, надеясь на свой разум, на свои силы, на свои труды, больше всего надеялись на всеобъемлющий Промысл Божий и всемогущую силу Божию. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Псал. 145, 3), — говорит слово Божие.

Надо бояться не временных лишений и временных бедствий, а больше всего бояться праведного гнева Божия за наши грехи, если мы изо дня в день продолжаем лежать в яме греховного падения. Будет человек счастлив, благополучен, он должен всегда помнить, веруя в Господа, что все — и благополучие, и здоровье, и достатки — дарованы ему волей Небесного Отца, и все это дается ему временно, и волей того же Небесного Отца может быть отнято от него. Будет человек окружен бедствиями, скорбями, лишениями и болезнями, он всегда должен помнить, что без воли Божией ничего не случается в его жизни. Верующий знает, что Господь посещает его болезнями и испытаниями для того, чтобы через них приблизить его к Себе, чтобы через терпеливое несение скорбей еще теснее соединить с Собой. Он попускает быть бедам, чтобы среди страданий мы обращались с молитвой к милости Божией, напоминая себе о том, что вся наша жизнь в руках Божиих.

И от каких бедствий и скорбей не избавляет Господь Своих людей, когда они обращаются к Нему с этим зовом о помощи! Еще в дни Ветхого Завета говорил Господь через пророка избранному Своему народу иудейскому: «Ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою; через реки ли, —они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43, 1—2). Так образно Господь говорил о том, как Он защищает и охраняет в путях Своего Божественного Промысла верного Своего раба.

Для верующих в Господа людей было бы безрассудно, неразумно, если бы мы требовали чуда от Бога в каждом случае своей жизни, в каждой своей нужде. В дни земной жизни Спасителя ожесточенные в неверии фарисеи неоднократно требовали от Господа чудес в доказательство Его Божества. А верующий в Бога — во всем, и самом малом, что совершается с ним на его земном пути, видит действие Промысла Божия, Божию к себе любовь, Божие снисхождение к нему, немощному, и знает, что ничего случайного нет.

Да и как же, зачем же требовать чуда у Господа Иисуса Христа, если Господь так премудро все устроил на земле, чтобы вое служило человеку и его нуждам? Нужно ли требовать от Господа, чтобы Он чудесно подавал хлеб людям, если Он повелел земле произрастать хлеб, и нужно только благословение Божие на трудах человека, нужно только, чтобы Господь не лишил созревающий хлеб солнечного тепла и необходимой влаги? Нужно ли требовать у Господа, чтобы Он чудом подавал людям жилище и одежду, если нужно только одно: чтобы Господь благословил труд человека, а с Его благословением человек своими силами создаст себе и жилище, и одежду? Нужно ли требовать от Господа, чтобы Он посылал ангелов для облегчения в наших нуждах, — для подачи нам доброго совета? Разве благодетель наш — не посланец Божий, не по Его воле поддерживает нас в трудную минуту? Разве добрый друг, добрый советчик — не тот же ангел Божий, который подает нам добрый совет и утешение в нужное время, по благословению Самого Господа? А разве врач во-время помогает больному только человеческой мудростью, а не силой Божией, и не благословением Божиим содействует нашему выздоровлению? А разве стечение благоприятных обстоятельств в жизни человека — не явление милости Божией?

Так надо всегда и во всем видеть проявление Промысла Божия. И если мы так будем взирать на свою жизнь, сколько чудес увидим мы в своей уже прожитой жизни! Мы шли по улице, с крыши упала тяжесть, ушибла, а, может быть, убила кого-нибудь из тех, кто только что прошел впереди нас, а мы остаемся целы. Случается около нас какое-нибудь несчастье — пожар или наводнение, а мы милостью Божией остались невредимы, здоровы. А сколько раз Господь исцелял нас от тяжких болезней, неожиданно облегчал наши скорби!

Умейте, дорогие мои, видеть ведущую нас на всех шагах жизни руку Божию!

Всё мы имеем от этой руки Божией: и свет солнечный, и хлеб насущный, и здоровье, и благополучие. И наше преступление перед Господом, Источником всякого блага, в том, что мы об этом не думаем или об этом забываем, что мы не умеем или забываем благодарить Того, от Кого мы всё получаем на пути своей земной жизни. Мало того, мы часто злоупотребляем теми благами, какие посылает нам Господь. Одни из нас эти блага обращают в чувственные развлечения, другие всем своим сердцем прилепляются к земным приманкам, иные, в своем рабстве порокам, доводят себя до истощения своих сил и здоровья. И удивляться нужно тому, что Господь, невзирая на эту нашу неблагодарность к Нему, продолжает не лишать нас Своих благ, терпит и ждет, когда мы обратим свой взор к Небу, когда мы опомнимся и наше сердце загорится горячим желанием благодарить своего Небесного Отца за все, что Он нам подает, благодарить исполнением воли Божией и послушанием голосу Его заповедей.

Веровать в Промысл Божий надо, дорогие мои, со страхом и с благоговением. Может ли сын, который пренебрегает своими родителями, не хочет исполнять их просьб, не почитает их, — рассчитывать на их любовь к себе, ожидать и требовать родительского внимания и ласки? Так может ли каждый из нас, если он забывает о своем Небесном Отце, если не хочет жить так, как Он велит, если пренебрегает Его любовью к себе и не хочет видеть тех даров, какие подает ему Господь, — может ли он требовать к себе милости Божией, проявления Отеческой любви, может ли ожидать помощи, когда в минуты скорби будет особенно в ней нуждаться, — если перед тем, не осознав множества своих прегрешений, не принесет пред Лицом Божиим слезного покаяния?

Обратись к Господу всей своей душой, и Он обратится к тебе. Будь послушным Его Святой Божественной воле, и Он послушает тебя, когда ты обратишься к Нему со. своими нуждами, со своими скорбями. Будь верным Господу до смерти, и Он будет верным в Своих обещаниях, какие оставил Он нам. А если не так, то не к тебе ли относятся слова Господа Спасителя: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15, 8—9).

Мы веруем в Высочайшую Премудрость Божию, которая управляет миром, которая хочет для каждого из нас того, чего мы сами часто не хотим себе, — спасения вечного. Мы веруем в неиссякаемую Отеческую Божию любовь, какою Господь любит нас больше, чем мать любит свое дитя. И мы знаем, наученные нашей верой, что всевидящее око Божие видит и считает каждую слезу, скатившуюся из наших очей, что всеслышащее ухо Божие слышит самые сокровенные стенания человеческого сердца.

Такую веру в Промысл Божий, в мудрость и любовь Божии надо всегда носить в своем православном сердце, и эта вера будет делать нас счастливыми, она будет источником радости, утешения во всем, что бы ни случалось в нашей жизни; она усладит нас и в наш смертный час.

Ведь в самом деле, дорогие мои, знать, что, принадлежа к Святой Церкви Православной, будучи детьми Небесного Отца, мы все время: и днем, и ночью, и когда спим, и когда бодрствуем, и когда работаем, и когда отдыхаем, — пребываем под Покровом заботящегося о нас Промысла Божия, пекущейся о нас любви Небесного Отца, знать об этом — это значит всегда носить в своем сердце источник духовных сил на любом жизненном шагу, источник вдохновения и неиссякаемой радости.

Пошлет Господь нам Свои дары — благополучие, внутренний мир, довольство, — верующий в Промысл Божий, принимая это знамение любви Божией, не только целует своей душой подающую руку Небесного Отца, но хочет скорее поделиться этими дарами с тем, кто этого не имеет: хочет умножить свою радость тем, что подаст нуждающемуся; спешит утешить того, кто нуждается в этом утешении, кто скорбит, плачет, томится среди своих бед и испытаний. А когда Господь пошлет верующему скорби, болезни и тяжкие муки, он всегда знает, что Господь отнимает от человека что-нибудь временное, чтобы в вечной жизни дать вечное, наказывает малым, чтобы потом помиловать и наградить великим. Верующий в Божественный Промысл среди любых скорбей этого мира найдет для себя источник крепости в благодатной силе слов Господа нашего Иисуса Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 4 и 6).

Тот, кто верует в Промысл Божий, всегда видит перед собою Господа и потому так располагает все силы своей души, чтобы всегда ощущать вездеприсутствие Божие. Делает ли он что-нибудь, он делает так, как делал бы перед Самим Богом, призывая помощь Божию в каждом добром деле. Думает ли о чем-либо, он думает как бы перед Лицом взирающего на него Господа и освещает свои думы, свои мысли мыслью о Господе, Источнике жизни и добра. Желает ли он чего-нибудь, решается ли на что-либо, становится ли на тот или иной жизненный путь, — он все делает как бы в присутствии Самого Господа, непоколебимо веруя своим сердцем, что «от Господа направляются шаги человека» (Притч. 20, 24). И эта вера в вездеприсутствие Божие оберегает его в минуты греховных искушений, когда грех или порок стучится в его сердце, — помогает ему избегать ложных, ошибочных, греховных шагов на пути его жизни. А когда по немощи духа он согрешит, эта вера поможет ему встать из ямы греха и с надеждой на помилование припасть к ногам Того, Кто прощает и самого грязного, самого падшего, разбойников и блудниц, кающихся перед Ним, обнимая их Своею любовью.

Вот так живет, так верует тот, кто знает и никогда не забывает, что над ним простерт Промысл Божий и что он и ведет каждого из нас по жизненному пути до конца наших земных дней.

И какую Свою любовь обещает Господь верному чаду! Вы, дорогие мои, хорошо знаете об этом из слов близкого православному сердцу 90-го псалма пророка Давида: «Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его. Долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое» (Псал. 90, 14—16).

Пусть же, дорогие мои, эти чистые, насыщенные детской верой, не знающей никаких сомнений, слова девятилетнего будущего великого князя Александра: «Бог все видит... и никогда не оставит и меня», — вдохновляют и нас с вами жить такой же верой в то, что Господь, Который все видит, в руке Которого жизнь и смерть каждого из нас, во всем поможет и нам, не оставит и нас Своею Отеческой любовью, если мы не оставим Его.

С этой верой в Промысл Божий, верой в то, что Господь всегда с нами, будем жить, будем дышать, ею будем укреплять свой слабый дух. Кто с такой верой уйдет ко Господу, тот удостоится услышать тот же сладчайший голос Божий, какой слышали прощенные блудницы, исцеленные больные от Господа Иисуса Христа в дни земной Его жизни: «Вера твоя спасла тебя».

И да спасает нас с вами для жизни будущего века святая вера, какую Дух Святый вложил в наше сердце и какая научила нас идти за Сладчайшим Господом Спасителем, Его любить и с Ним умирать.

Митрополит Николай

Система Orphus