ПЛЕНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ

(По поводу отклика Архиепископа Кентерберийского Джоффри на Обращение трех Патриархов)

На Обращение Предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира, опубликованное в нашей советской прессе 6 августа 1950 г., многочисленные представители различных Христианских исповеданий отвечают пробуждением чувства христианской ответственности за состояние международного мира и за судьбы человечества. Непререкаемым свидетельством Церкви это чувство связывается с убеждением в том, что война, порождаемая властолюбием, злобой и завистью, не может служить путем к торжеству добра, что война есть бедствие и зло и, как способ решения экономических проблем, является сознательным преступлением, которого люди властны не допускать.

Но, к великому сожалению, не все христиане, особенно из числа руководителей западного христианства, рассматривают угрозу новой мировой войны как безусловное зло и непоправимое бедствие. Не все, поэтому, связывают свое отношение к делу защиты мира с христианской ответственностью перед Богом, которая обязывает христиан и словом и делом возвышаться над областью неурядиц и разногласий. Не все также мужественны настолько, чтобы правду мира поставить выше политических предубеждений.

Осуждая войну в принципе и на словах, они допускают ее практически, как меньшее из двух зол, о чем свидетельствует, например, резолюция Ламбетской конференции 326-ти англиканских епископов, состоявшейся два года назад. Правда, возможность катастрофы их беспокоит, но сознание необходимости устранить опасность ущемляется политическими соображениями. Среди последних желание свалить вину опасности на соседа занимает, конечно, первое место, и нравственная задача умиротворения неожиданно объемлется недоверием к людям, которые решительно отрицают войну как метод разрешения международных споров.

Казалось бы, что отрицательное отношение к войне, руководящее в настоящее время движением сторонников мира, должно было встретить полное одобрение Англиканской Церкви, тем более что епископы ее еще в 1930 г. приняли в Ламбетском дворце резолюцию о несовместимости войны, как метода решения международных споров, с учением и примером Господа нашего Иисуса Христа. В силу этой резолюции, на много лет предварившей движение сторонников мира, Англиканская Церковь должна бы находиться в первых рядах этого движения и содействовать его целям ради утверждения Евангельской правды.

Но, отвечая на Тбилисское Обращение трех Патриархов, Архиепископ Кентерберийский Джоффри примешал к Евангельской правде человеческое мнение, которым омрачил христианскую надежду. Он отказался от христианского единомыслия с Патриархами трех Церквей по такому религиозно-бесспорному вопросу, как поддержка всемирного движения сторонников мира, и в своих доводах против этого движения показал себя более политиком, чем христианином.

Выразив свою солидарность с убеждением Патриархов в том, что «христианам надлежит стать выше всего, что отделяет народы от единой жизненной правды и от того источника, где «правда живет», Архиепископ Джоффри напоминает далее «о слепоте людей, пытающихся обрести мир, не признав... искупительное Евангелие Господа нашего и Спасителя», и приводит слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им, когда Он плакал над Иерусалимом: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19, 42).

Никто не станет отрицать, что значительная часть современного человечества не принимает Евангелия и поэтому не знает действительных условий мира Христова или Царства Божия. Но на земле много христиан, которые знают, что именно служит миру человека с Богом и ближними, и, следуя Христу, созидают Царство Божие внутри самих себя, дабы оно явилось и вне нас. С этой целью они и считают своим христианским долгом быть с теми, кто стремится к миру, не зная Евангелия, и кто этим стремлением обнаруживает начаток веры в «единую жизненную правду», в лучший порядок человеческой жизни на земле, могущий стать ступенью к Царству Божию. Евангелие этой правды христиане и проповедуют ныне своим участием в защите мира.

Но, говоря о слепоте людей, ищущих мира, Архиепископ Джоффри не обнаруживает желания стать их спутником и проводником к тому спасительному источнику, где «правда живет», и, таким образом, отказывается от проповеди мира Христова, способствуя тому, чтобы «Иерусалим» погиб прежде, чем он мог бы узнать, что именно служит его миру и спасению.

При таком отношении к людям, ищущим мира, адресованный им упрек в духовной слепоте возвращается к самому Архиепископу Джоффри, который как бы не сознает своего христианского долга служить спасению ближних подвигом несения общей вины, подвигом христианского участия во всяком человеческом деле, которое хотя бы частично приближается к исполнению совершенной воли Христовой. Он как бы не видит, что в осуждаемом им движении сторонников мира принимают участие крупнейшие христианские Церкви с миллионами верующих в Искупительную Жертву Господа нашего и Спасителя, которые не только не осуждают стремлений человечества к миру и к более справедливым формам человеческого общежития, но, как неленостные сеятели слова Божия, сопутствуют этим стремлениям и приписывают их не духовной слепоте, как это делает Архиепископ Джоффри, а скорее нравственному прозрению людей, радуясь возможности оказать им христианскую помощь в достижении мира и справедливости.

Так христиане стараются послужить спасению народов от истребления, в надежде на то, что в состоянии мира они способны будут дать плоды Царствия Божия.

Казалось бы, также что после двух «необузданных и ужасных мировых войн» современнику их нетрудно понять, почему «сердца и умы обыкновенных мужчин и женщин страстно жаждут устойчивого и постоянного мира». Но, устанавливая этот факт, Архиепископ Джоффри рассуждает далее не о безусловной ценности мира, а об условиях, при которых этот мир может считаться приемлемым.

«Прежде чем может быть установлен мир между народами, должны быть приняты нормы истины, справедливости и братского отношения», — пишет Архиепископ Джоффри, воздвигая новое препятствие на пути к миру.

Сначала — нормы, а потом — мир. Но разве безусловный отказ от взаимного истребления не составляет сам по себе первой и необходимой нормы международных отношений, особенно ввиду катастрофичности атомной войны?

Достаточно отдать себе ясный отчет в последствиях такой войны, чтобы вместе с сотнями миллионов сторонников мира потребовать от правительств немедленного запрещения атомного и другого истребительного оружия, отбросив в сторону всякие политические разногласия. Но именно над этими разногласиями и не хочет возвыситься Архиепископ Джоффри, предлагая прежде оградить свою позицию соответствующими нормами и, конечно, запасами атомных бомб.

Это желание выясняется из дальнейшего содержания письма, в котором говорится, что все сограждане Архиепископа Джоффри «самым серьезным образом желают мира... и горячо стараются содействовать международному порядку, в рамках которого каждая нация будет чувствовать себя в безопасности».

С поправкой на известных поджигателей войны такому миролюбию большинства англичан можно поверить, но в то же время нельзя не указать на ложность пути, по которому Архиепископ Джоффри направляет своих сограждан к миру.

Подчеркнув, что имеются случаи, когда нации вынуждены прибегать к войне, как к меньшему из двух зол, он говорит о желании англиканских епископов предупредить использование атомной энергии в качестве оружия и вслед за этим вдруг пишет: «В то же время я не считаю правильным или разумным предлагать правительствам, чтобы атомная бомба была запрещена сразу и безусловно».

Такой неожиданный вывод Архиепископа Джоффри не может означать ничего другого, кроме явного предпочтения политики силы Евангелию правды. А это предпочтение, в свою очередь, свидетельствует о том, что христианская совесть Архиепископа оказалась в плену его политических воззрений, по которым миру народов служит не Евангелие Господа нашего и Спасителя, а запасы атомного оружия.

Но, к счастью, христиане всех стран и исповеданий, вопреки Архиепископу Джоффри, решают самый важный вопрос современности по-христиански: они стоят за мир — без оговорок, за мир — без атомных бомб, за мир — на основе признания безусловной ценности человека и поэтому вместе со всеми народами требуют безусловного запрещения атомного, бактериологического и химического оружия, прогрессивного сокращения всех остальных видов вооружения, осуждения агрессии и уголовного преследования военной пропаганды. Это требование означает, что международный мир, как и Царство Божие, добывается многими усилиями и борьбой с теми силами, в союзе с которыми оказался Архиепископ Джоффри.

А. Ведерников

Система Orphus