ХРИСТИАНСКОЕ ДЕЛО

(Из откликов на Обращение трех Патриархов к христианам всего мира)

Обращение Предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира от 5 августа 1950 года явилось новым свидетельством христианской тревоги о судьбах человечества, новым проявлением общечеловеческой солидарности в противодействии злу истребительной войны, в осуждении атомного оружия и тех, кто угрожает этим оружием миролюбивым народам земли.

Казалось бы, что напоминание о преступности и бессмысленности уничтожения людей, как и о необходимости сохранять международный мир, является для христиан излишним, поскольку дух любви и мира составляет сущность христианской религии. Но в действительности далеко не все христиане воплощают в жизни полноту Евангельского учения, не все живут в сфере истинной церковности, и одни, в силу духовной разобщенности, а другие, в силу слепого подчинения духовному деспотизму, совсем забывают о единстве Христова учения, о безусловности его принципов и поэтому постоянно нуждаются в напоминании основных Евангельских истин и в призывах к исполнению христианского долга.

Такое напоминание, вместе с призывом к активной помощи сторонникам мира, и прозвучало в Обращении трех Патриархов к христианам всего мира в момент напряженной борьбы за объединение всех людей доброй воли под требованиями Стокгольмского Воззвания о запрещении атомного оружия.

Это объединение продолжается и теперь, будет продолжаться и в будущем, впредь до решительного перелома в пользу благоразумия и осторожности, доверия и содружества. К созиданию этих основ международного мира и призываются христианские Церкви.

Христианам должно быть понятно и движение сторонников мира, сплотившее свыше полмиллиарда человек в твердом стремлении обеспечить длительный международный мир. Это движение, в соответствии со своими успехами, все более и более расширяет свои цели, благородство и доступность которых внушают народам уверенность в победе над темными силами войны. Помимо безусловного запрещения атомной бомбы, эти цели предусматривают всеобщее и контролируемое ограничение всех видов вооружения, запрещение всех форм пропаганды, разжигающей войну, в какой бы то ни было стране, осуждение агрессии, где бы она ни происходила, и осуждение вооруженного вмешательства извне во внутренние дела народов, а также мирное урегулирование корейского вопроса.

Эта новая программа требований людей доброй воли представляется религиозному сознанию последовательным расширением идеи международного мира в современных условиях и не вызывает никаких

сомнений в смысле какой-либо партийной односторонности. Желаемый всеми народами мир не связывается ни с одной политической системой, а предполагает мирное сосуществование и соревнование любых форм общественного устройства, только без того, чтобы сторонники их — в доказательство своей правоты — уничтожали друг друга. А для христианского сознания, устремленного к Царству Божию не от мира сего, мирное содружество народов может служить лишь признаком и благоприятным условием возрастания этого Царства в человеческих душах и отношениях.

В Обращении трех Патриархов идея мира раскрывается в том общем для всех людей смысле, в котором не может быть никакого политического расчета, не может быть по той причине, что истинное христианство не связывает своих упований с политикой, не ищет земного господства и не преследует никаких целей, заслоняющих потусторонний мир. Но вера в Царство Божие не означает отрыва от действительности и обязывает христиан к определенным решениям в пределах любого порядка вещей. Поэтому Предстоятели трех христианских Церквей, вместе со своими паствами, не остались в стороне от важнейшего вопроса современности, непосредственно связанного с сущностью христианства, и высказали свое христианское отношение к движению сторонников мира. Они усмотрели в нем, прежде всего, голос всечеловеческой совести, обязывающий каждого из нас к протесту против оружия смерти. «Народы возжаждали, наконец, единой жизненной правды, — говорится в Обращении, — и устремились к тому спасительному источнику, где «правда живет» (2 Петр. 3, 13). Следовательно, с христианской точки зрения борьба за мир является не средством политической пропаганды, а проявлением нравственного смысла жизни и доказательством того, что «мир управляется не одним животным эгоизмом и не одной техникой».

Во имя этого смысла жизни, раскрываемого человечеству Евангелием Царствия Божия, христиане и призываются к единству в защите международного мира, ибо мир этот, подобно тихой погоде, благоприятен посеву Евангельского слова, прорастающего в человеческих душах надеждой на грядущее умиротворение «всей твари», которая «стенает и мучится доныне» (Римл. 8, 22).

Если из глубины Евангелия мы постоянно слышим Божественный зов к новой жизни, реализуемой в Церкви Христовой, то общечеловеческая жажда мира должна восприниматься нами как тоска по вечности и истинному бытию, как порыв к исправлению поврежденного грехом существования. Если христианство есть религия жизни и спасения, то она в глазах тоскующего о мире человечества не может и не должна быть опорой политики уничтожения. Если Церковь Христова, по своей Божественной природе, не от мира сего, то она всегда обращается лицом к этому миру ради его спасения от гибели и тем самым утверждает религиозный долг христиан — участвовать во всеобщем спасении всего живущего.

Христианское дело, о котором напомнили в своем Обращении Патриархи Русской, Грузинской и Армянской Церквей, должно вдохновляться убеждением, что «все народы земли служат целям Божественного Промысла, осуществляемым в Церкви Христовой, и что история мира есть история постепенного приготовления и распространения Царства Христова на земле». Возвышаясь над политикой и ее соображениями, это христианское убеждение объемлет собою политику народов и по результатам ее позволяет судить о проявлении воли Божией в истории.

Так выясняется содержание и смысл христианского дела в приложении к нуждам современного человечества. Это дело обязывает христиан возвыситься над всем тем, что их разделяет, дабы в содействии мирным устремлениям человечества явить миру единство веры и познания Сына Божия и самым образом своей жизни утвердить веру в то, что «вселенной надлежит быть храмом, а не зверинцем».

Во имя этого убеждения и помимо каких бы то ни было политических планов, Патриархи трех христианских Церквей призвали всех христиан к борьбе за мир и вознесли к Богу молитвы о том, «чтобы великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора и чтобы все... последователи Христа стали не только словом призывающими к миру, но и подлинно творящими мир — миротворцами, достойными именоваться, по обетованию Христову, сынами Божиими».


Прозвучавшее на весь христианский мир Обращение трех Патриархов стало для многих верующих во Христа испытанием их веры и христианской совести. О том, какие мысли и чувства возбудило оно у православных и неправославных христиан в Советском Союзе и в других странах, можно судить по откликам, получаемым отовсюду Московской Патриархией.

Одним из первых отозвался на Обращение духовный центр наших российских старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Они, в лице своей Московской Архиепископии, присоединились к призыву трех Патриархов и, в свою очередь, призвали всех старообрядцев усилить борьбу за святое дело мира. «Да будут прокляты поджигатели войны — слуги дьявола, которые из корыстных побуждений пытаются ввергнуть человечество в новую страшную бойню», — пишет старообрядческий Архиепископ Иринарх.

С таким же ясным сознанием величия и правоты дела спасения мира от разрушения и человечества от гибели присоединился к Обращению трех Патриархов Высший Старообрядческий Совет от имени старообрядческой церкви, не имеющей трехчинной духовной иерархии (Литовская ССР). Обращаясь к современным событиям, эта «старообрядческая церковь молит Всевышнего Бога о мире всего мира, ибо мир означает согласие, приводящее всех к единству, братству и любви, и, наоборот, война — это вражда, злоба, ненависть, убийство — дела противника Божия сатаны, — страшное и гибельное дело для тех, кто принимает ее без правды в целях грабительства и порабощения. На них проклятие Неба и всего человечества за неповинно проливаемую кровь и за бедствия своих и чужих народов».

Присоединяясь к Обращению Патриархов Русской, Грузинской и Армянской Церквей, Синод евангелическо-лютеранской церкви в Эстонии обратился с воззванием к христианам всего мира, в котором пишет: «Если мы не хотим отречься от небесного наследия, то мы обязаны работать во имя мира среди людей и народов». Эти слова ясно указывают на мотив, руководящий христианами в защите мира, а высота этого мотива освобождает их от всяких обвинений в политической пропаганде. Движимые в жизни Евангельским духом, христиане, в содействии делу международного мира, воодушевляются, конечно, не политикой, но они одобряют политику мира, потому что она соответствует духу Евангелия.

Вот почему «в марте сего года... евангелическо-лютеранская церковь в Эстонской ССР единодушно присоединилась к решениям Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, и все верующие, во главе со своими пастырями, вступили в ряды борцов за мир, подписавшись под Стокгольмским Воззванием, выражающим волю и стремления всех простых людей во всем мире... Наша церковь, — говорится дальше в воззвании, — страдала вместе со всей страной и народом в прошлую войну и переживает сейчас радость созидательного труда вместе со своим народом, залечивающим раны, нанесенные войной. Наша церковь ценит жизнь, как великий дар Божий, и не может молча смотреть на подготовку новой войны, из-за которой возросли бы страдания народов и церквей до пределов, указанных в Откровении».

Перед угрозой новой мировой войны чувство ответственности христиан за судьбы мира и за свое отношение к делу борьбы за мир чрезвычайно обострилось. Они, слыша призывы к миру и видя усилия его сторонников парализовать зло войны, как бы устрашились своего разделения и спешат теперь объединиться к борьбе с этим злом, вопреки своим вероисповедным расхождениям. Они сознают, что теперь, перед лицом катастрофы, не в этих расхождениях дело, ибо «мы живем в исключительное время, когда на арене всего человечества происходит невиданная борьба между силами войны и силами мира. Война или мир — вот ось, вокруг которой вращается сейчас история человечества. Война или мир — вот вопрос, который решает сейчас не один какой-нибудь народ, а все человечество... И казалось бы, выбор не должен быть трудным для христианских церквей», — пишет в своем отклике на Обращение трех Патриархов Всесоюзный Совет евангельских христиан, баптистов и так называемых пятидесятников.

Но виднейшие представители баптизма в Америке — в числе поджигателей войны, и это обстоятельство ставит под сомнение их верность Евангелию. Более того, видя там руководителей и вдохновителей истребления корейского народа, а также политиков, озабоченных уменьшением народонаселения ради роста прибылей, приходится говорить об искажении христианства, о приспособлении его к чисто человеческим запросам и вкусам, в чем можно видеть прямой результат отступления от Церкви, от ее надмирного идеала. Чувствуя эту ненормальность, Союз евангельских христиан-баптистов пишет: «Мы хотели бы, чтобы Всемирный союз баптистов заявил на весь мир, что он решительно стоит на стороне лагеря мира и единодушно осуждает атомное оружие,... предназначенное для превращения мира в кладбище... Мы особенно хотели бы услышать голос американских и английских баптистов, призывающий человечество к священной борьбе за мир, поскольку в США и Англии особенно громко раздаются голоса сторонников войны».

Связывая свое спасение с текущим днем и его обстоятельствами, христиане защищают мир и осуждают войну по мотивам исключительно нравственного порядка. Они готовы поддержать всякое искреннее движение к миру, от кого бы оно ни исходило. В этом отношении христиане одинаково приветствуют как Обращение трех Патриархов, так и Стокгольмское Воззвание, поскольку оба эти документа созданы одним и тем же побуждением к миру и благоденствию народов. «Познакомившись с Вашим Обращением — этим церковно-историческим и важным для дела мира документом, — пишет президент Верховного церковного управления евангелическо-лютеранской церкви Латвийской ССР архиепископ Густав Турс, — мы вполне разделяем с Вами в нем изложенное и, радуясь за Ваше сердечное единодушие в заботе о мирном блаженстве всех братьев-христиан, показанное в Обращении Святейших Предстоятелей главных христианских Церквей на территории СССР, присоединяемся к нему так же, как и раньше, в апреле с. г., мы присоединились к Стокгольмскому Воззванию Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира».

С евангеликами-лютеранами Эстонии и Латвии вполне единомысленны и евангелики-лютеране Литовской ССР. Председатель их консистории А. А. Балтрис заявляет, что евангелики-лютеране Литвы поддерживают Обращение Патриархов Русской, Грузинской и Армянской Церквей, потому что Евангелие не призывает завоевывать народы мечом, а лишь проповедью любви, которой все живущее добровольно покоряется.

Во имя нравственного достоинства человеческого рода протестуют против атомной войны и христиане-адвентисты седьмого дня, которые, отвечая на Обращение трех Патриархов, пишут: «Стремление к миру и установление правды на земле является сущностью христианской религии, о чем свидетельствует призыв великого апостола.: «Братья мои, что только истинно, что честно, ...что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филип. 4, 8). «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филип. 4, 7).

Как видно из отклика христиан-адвентистов, они приветствуют доброе христианское качество миролюбия и, ожидая скорого пришествия Спасителя, вместе со всеми христианами стремятся к осуществлению мирной жизни на земле.

Так христиане нашей страны, принадлежащие к разным исповеданиям и сектам, отвечают на призыв трех Патриархов — усилить содействие благородному делу защиты международного мира. Творя это дело в духе христианской любви, они сообщают ему объединяющую силу и прочность и свидетельствуют о своей верности Евангелию.


На Обращение трех Патриархов отозвались также многие зарубежные христиане — православные и неправославные. Имеются сведения и о том, что текст Обращения — в полном виде и в сокращениях, с комментариями и без комментариев — получил широкое отражение в светской печати разных стран. В масштабах распространения этого документа нужно видеть силу его авторитета и благотворность действия. По-христиански решая вопросы войны и мира, призыв трех Патриархов указывает верующим — в чем состоит христианское дело современной жизни.

В Чехословакии пражская газета «Лидове демокрацие» 9 августа с. г. опубликовала на своих страницах сообщение о совещании Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Патриарха-Католикоса всея Грузии Каллистрата и Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI в Тбилиси и текст принятого ими Обращения к христианам всего мира. То же самое сделала газета «Лидове Обрада» в Брно от 11 августа с. г., выделив ту часть Обращения, которая направлена к верующим и руководителям протестантского, католического и англиканского исповеданий. Пражская газета «Чешски запас» от 14 сентября с. г., напечатав важнейшие выдержки из Обращения, заключила свое сообщение словами: «Если христиане поддержат это воззвание, они сообщат ему моральную силу, которая окажет большую помощь борцам за мир во всем мире».

В Болгарии вопрос об отношении Православных Церквей к всемирному движению сторонников мира и руководящая роль Русской Православной Церкви в поддержке этого движения со стороны Православных Церквей получил широкое освещение в ряде статей, помещенных в местных церковных органах «Црковен Вестник» и «Народен Пастир». Опубликованное в последнем органе Обращение трех Патриархов к христианам всего мира не может пройти бесследно для болгарского духовенства в смысле правильной оценки экуменизма, масонства, а также политики Ватикана в их позиции, занятой в вопросе о запрещении атомного оружия и поддержке Стокгольмского Воззвания. Тесный союз руководителей Ватикана и экуменического движения с империалистическими кругами Америки должен рассеять все иллюзии относительно их пацифизма.

Узнав о совместном выступлении Предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей для христианского единства в деле защиты мира, Патриарх Румынский Юстиниан и Священный при нем Синод присоединились к их Обращению и заявили о том, что они не пожалеют усилий для обеспечения справедливости и длительного мира во всем мире в соответствии с заветами Христа Спасителя.

В духе такой же солидарности отозвался на Обращение Глав трех Церквей Архиепископ Тираны и всея Албании Паисий, 14 августа подписавший Акт о совместных с Русской Православной Церковью мероприятиях в защиту мира. Приветствуя Святейшего Патриарха Алексия от имени своего и Священного Синода Албанской Православной Церкви, он пишет в телеграмме, что «нас воодушевляет дух братства и искреннего сотрудничества, которое существует между нашими братскими Церквами и нашими братскими народами, мобилизующими все силы для священной борьбы за сохранение мира»... За этими строчками чувствуется духовная собранность национальной Церкви, готовой на подвиг ради мира и процветания своего героического народа.

Реформатские и евангелические круги в Венгрии также с одобрением отнеслись к Тбилисскому Обращению трех Патриархов. В статье под заглавием «Вооружиться против ужаса войны!» еженедельная реформатская газета «Аз Ут» (Путь) от 13 августа с. г. поместила полный текст Обращения, предпослав ему сообщение о том, что христианские Церкви, верные своему призванию, стремятся поддержать героическую борьбу трудящихся за всеобщий мир. В том же духе отозвалась на Тбилисское Обращение и газета Всевенгерского союза лютеран «Эвангеликуш Эйлет» (Евангельская жизнь). Появились статьи о мире и в римско-католической печати Венгрии, хотя и без упоминания о Тбилисском Обращении трех Патриархов. Но несомненно оно заставило католическую печать Венгрии заговорить о мире.

Особенно широкое отражение получил призыв трех Патриархов в печати Германской Демократической Республики. Текст его был напечатан на видном месте во всех берлинских и провинциальных газетах. Газета «Демократ», выходящая в г. Шверине, указала на этот призыв, как на пример для руководителей Германской Евангелической Церкви, которые, в лице епископа Дибелиуса, не хотят принять ясного и активного участия в борьбе за мир. Как известно, по этому вопросу между епископом Дибелиусом, находящимся всецело под влиянием западных «экуменических» кругов, и многочисленными пасторами существуют серьезные разногласия.

Вскоре после опубликования Тбилисского Обращения в Потсдаме состоялось (17 августа) собрание духовенства евангелического и католического исповеданий. Вопреки политике своих руководителей, оно выпустило призыв, вдохновленный теми же высокими побуждениями, что и Обращение глав Русской, Грузинской и Армянской Церквей. В этом призыве говорится: «Мы обращаемся ко всем нашим сослужителям: будьте не только проповедниками мира, но и деятельными борцами за него! Подписывайте Стокгольмское Воззвание и призывайте вашу паству его подписывать! Мы просим всех тех, кто призван руководить церковью: поддерживайте нас и всех борцов за мир! Кто равнодушен к этому делу, ответит перед Богом...».

Но среди христиан, если они таковы не по названию только, не может быть равнодушных к великому делу укрепления международного мира. Об этом свидетельствует отклик, полученный из Америки от Архиепископа Старокатолической Церкви Виллиама Генри Франсиса, который пишет Святейшему Патриарху: «Ваше Блаженство! Ваш призыв к миру глубоко тронул наши сердца, и мы спешим ответить на него с сердечной благодарностью за Вашу христианскую заботливость о народах земли. Будьте уверены, Ваше Блаженство, что Ваш призыв не упадет на «каменистую» почву, но будет услышан теми, кто любит Божественную волю нашего благословенного Господа. Старокатолическая Церковь в Америке, которая придерживается православной веры в семь Таинств и догматических постановлений семи Боговдохновенных Соборов, взирает на Ваш призыв, как на свет в темном мире. Да благословит в изобилии Вас, возлюбленный брат, Отец Света и пошлет Вам долгих дней, украшенных тем миром, который Вы защищаете...».

Так истинные последователи Христа Спасителя, откликаясь на Обращение трех Патриархов, спешат поддержать движение борцов за всеобщий мир между народами.

А. Крашенинников

Система Orphus