РЕЧЬ НА ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОННИКОВ МИРА

(Москва, 17 октября 1950 г.)

Дорогие друзья по борьбе за мир!

Мир!.. Сколько глубочайшего смысла в этом прекрасном благоуханном слове, столь же кратком и так же великом по значению, как слова: «мать», «хлеб», «свет», «жизнь»! Недаром на языках почти всех народов мира слово это предельно кратко — свидетельство того, что понятие, определяемое им, стоит в ряду самых основных, самых главных, самых необходимых понятий, рождающихся вместе с сознанием человека...

Есть премудрые философы, утверждающие, что война в человеческом общежитии неизбежна. Есть многоумные статистики, вычислившие, что род человеческий проводит больше времени в войнах, чем в мирном сожительстве. Все это — софистическое суесловие! И война не являемся неизбежной. И жизнь, даже при частых войнах в прошлом, есть непрерывное созидание; человек, приходящий в жизнь, с каждым последующим веком и тысячелетием обретает все большее наследие предыдущих поколений. Проблема мира во всем мире, столь близкая сердцу каждого простого человека, совершенно реальна, потому что судьбы этого мира в руках сотен миллионов этих простых людей...

Православная Церковь по самому духу, по самой сути своей есть провозвестница и глашатай мира. В ее молитвах, в словах служений священное слово «мир» занимает одно из первых мест. Мира, прежде всего мира — мира духа, мирного людского сожительства, мирного человеческого труда ищет, жаждет, просит, требует наша Церковь.

Когда пять лет назад пришла победа над мировым разбойником, жизнь уже показывала, что мир, пришедший с победой, — мир лишь условный, мир не настоящий, не полный, не искренний, что он таит в себе зародыши нового преступления. И Русская Православная Церковь, не колеблясь, как не колебалась она в первый день священной Отечественной войны, с первых же дней борьбы за мир встала на передовую линию в этой борьбе, продолжает и будет продолжать оставаться в рядах поборников мира — подлинного, прочного, длительного, желанного для всего человечества.

Свое отношение к вопросам войны и мира, к безумным и преступным поджигателям войны, к позорной роли Ватикана она не раз высказывала непосредственно перед лицом мировой общественности, перед лицом советской общественности в моих выступлениях на конгрессе в Париже, в моих докладах в Праге и многих городах Чехословакии, на Первой Всесоюзной конференции сторонников мира в августе прошлого года.

За истекший год она всеми доступными ей средствами и способами участвовала в борьбе за мир: специальными по этому вопросу Патриаршими обращениями к верующим, речами и проповедями в храмах, единодушным соучастием со всеми гражданами нашей великой Родины в подписании Стокгольмского Воззвания, осуждением через печать американской агрессии в Корее, статьями в церковных и светских органах печати.

Как граждане великого миролюбивого Отечества, знаменосца мира во всем мире, мы, верующие и деятели Русской Православной Церкви, живем со всем нашим народом одною мыслью, одной жаждой — отвратить ненавистную всем нам войну, сплотиться для этой благородной цели со всем свободолюбивым человечеством, ударить по рукам безумцев и преступников, разжигающих новый военный пожар.

Со времени Первой Всесоюзной конференции сторонников мира Русская Православная Церковь не один раз выступала перед лицом христиан всего мира.

В начале марта этого года Патриарх Алексий обратился к Главам всех Православных Церквей с призывом объединить усилия православных верующих всего мира в защиту мира. От целого ряда Предстоятелей Православных Церквей: Румынии, Болгарии, Польши, Чехословакии, Албании, стран Ближнего Востока, нами получены, сочувственные отклики и соответствующие заверения.

В июле этого года в Чехословакии, на Лугачовицкой конференции духовенства всех христианских исповеданий Чехословакии, я, поставленный во главе делегации Русской Православной Церкви, звал христиан всех исповеданий умножать наши труды в борьбе за мир среди христиан всех стран и в своем выступлении заклеймил Ватикан и высшую католическую иерархию за их звериную ненависть к миру и странам народной демократии.

В августе в столице Грузии — Тбилиси, по почину нашего Патриарха, состоялось совещание трех Патриархов — Русской, Грузинской и Армянской Церквей. После этого совещания в прессе было опубликовано Обращение этих Патриархов к христианам всего мира, в частности к Англиканской Церкви, рядовым массам верующих католической Церкви, протестантскому Всемирному Совету церквей. Три Патриарха в своем Обращении взывают к христианской совести, к христианскому долгу верующих всего мира в целях предотвращения войны.

Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира призвал все человечество к борьбе против атомного оружия.

Могла ли и может ли Русская Православная Церковь спокойно, безучастно взирать на рождение нового, страшного, стихийно слепого, чудовищного оружия, призванного уничтожать не только воина, но и старика, младенца, больного, беременную женщину, — безоружных, беспомощных, бессильных, невиновных решительно ни в чем, стоящих далеко в стороне от боевого поля, и уничтожать в количествах потрясающих, немыслимых, уничтожать не только людей в их жилищах, но и зверей и птиц в лесах, рыб в морях и реках, злаки в полях, цветы в садах — всю суть и весь прекрасный облик жизни?!.. Нет, не могла и не может спокойно взирать на этот умысел, лежащий ниже всех пределов человеческого падения.

Под Стокгольмским Воззванием против атомного оружия поставили свои подписи решительно все без исключения служители и верующие Русской Православной Церкви — от верховного ее Возглавителя Патриарха Московского до рядового верующего.

И в это грозное решающее время все мы, церковные работники, с недоумением, стыдом, скорбью и осуждением обращаем взоры к кощунственным деяниям высших руководителей Церкви католической.

Что видим мы? Они, эти руководители, издревле обуреваемые похотью власти, уже обагрившие свои руки невинной человеческой кровью через рукопожатие с фашистскими человекоубийцами, сейчас в непомерной гордыне своей, в мирском тщеславии, стяжательстве и внутренней слепоте, которые извергают их из лона Христианской Церкви, протягивают дружескую руку возрождающимся палачам человечества, благословляют атомную бомбу!.. Какой позор!

Поставленные текущим моментом перед поборниками мира во всем мире новые задачи, новые требования, сформулированные на Пражской сессии Бюро Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, живо и глубоко волнуют представителей Русской Православной Церкви.

Мы призваны к новой высшей ступени борьбы за мир — нас призывают требовать ограничения всех видов вооружения. Русская Православная Церковь с радостью и величайшей готовностью присоединяется к этому требованию. Каждый грамм взрывчатого вещества, направленный не в смертоносный заряд, а в шнур забойщика; каждый кусок металла, назначенный не на литье пуль, а на выделку предметов домашнего обихода; каждый квадратный сантиметр ткани, использованный на изготовление не парашюта, а одежды для человеческого тела, — будут вносить спокойствие в измученные, исстрадавшиеся, истосковавшиеся за последней страшное десятилетие людские сердца и, вместе с надеждой, — уверенность в том, что любой спор может быть разрешен миром.

Честные люди всего мира должны протестовать против пропаганды войны, против военной истерии, создаваемой и проводимой кучкой кровожадных англо-американских дельцов, жаждущих погреть свои руки на костре новой войны.

Русская Православная Церковь не может иметь ни малейших колебаний в том, чтобы вложить все свои силы в борьбу против человеконенавистников. Нужно требовать запрещения всех форм пропаганды, способствующей возникновению войны в какой бы то ни было стране. Одно вытекает из другого: замысел: переходит в слово, слово — в дело. Слово есть прямой предшественник дела и неразрывно с ним связано. Слово есть уже часть дела, и если осуждено дело, то должно быть осуждено и слово.

В теперешних условиях война ничем, решительно ничем не может быть оправдана. Но необоснованная пропаганда войны не имела бы никакого успеха. И вот пропаганда эта обращается к искусственным эффектам — искажению фактов, фальсификации, умолчанию, бесчестным домыслам, клевете и всяческой лжи. И творя шаткую свою постройку, не уверенная в самой себе, она открыто взывает к самым темным, самым низменным инстинктам человека, пытается увести его от тех сверкающих высот морали, к которым от глубин истории стремится он сердцем и разумом, — к скотоподобию.

Русская Православная Церковь, всегда стремившаяся к пробуждению и развитию светлых сторон в человеческой природе, согласно и с глубоким удовлетворением присоединяет свой голос к голосам протеста против темной и злобной пропаганды войны.

Все человечество должно осудить агрессию, откуда бы она ни исходила, вооруженное вмешательство извне во внутренние дела народов и, в частности, осудить преступную, варварскую агрессию США в Корее.

Агрессия есть насилие. Православная Церковь осуждает всякое насилие человека над человеком и с тем большей суровостью осудит насилие одного государства над другим.

Никому не дано права врываться в чужой дом, где происходит спор, и выбирать себе в союзники по собственному усмотрению одного из спорящих. Всякое внутреннее нестроение в любом государстве есть «семейное дело» этого государства. Всякое вмешательство в такое семейное дело может быть продиктовано только выгодой, корыстью того, кто вмешивается, и неизменно будет носить характер лицемерно прикрываемого грабежа. Долг честного и доброго соседа — примирить враждующих, положить конец ссоре, а не раздувать ее своим односторонним вмешательством, не натравливать одну сторону на другую, не подогревать братоубийственные страсти.

Русская Православная Церковь, проповедующая мир и любовь, безусловно отвергает всякое вмешательство любого государства во внутренние дела другой страны и просит поставить ее в первые ряды борцов за это священное право народов на свободу своей жизни. Зверская, кровавая агрессия США в Корее должна быть немедленно прекращена!

...Сотни миллионов людей во всем мире подписями своими под Стокгольмским Воззванием скрепили свою принадлежность к лагерю сторонников мира. Это голос совести человечества, никогда не угасавшей и в самые темные времена человеческой истории и извечно служащей базой прогресса. Голос этот, с особой силой, негодующей и предупреждающей, звучит сейчас перед отвратительными замыслами шайки безумцев, моральных выродков, взбесившихся тунеядцев, детоубийц во фраках и генеральских мундирах, извергов и палачей рода человеческого, стремящихся подсунуть поджигательский факел под стены доброго человеческого дома...

Со всею решительностью, безоговорочно, категорически, всеми имеющимися у нее мерами и средствами Русская Православная Церковь идет к тем благородным целям защиты мира и свободы, которые поставило перед собою все мыслящее, передовое, отдающее себе отчет в огромной ответственности перед прядущими поколениями, человечество. Она верует, что Бог, Которого Священное Писание называет «Богом мира», — за нас, за мир, за правду, за справедливость; что Он благословляет наше святое дело отстаивания мира.

Русская Православная Церковь едина духом со всем советским народом в его устремлениях к прочному, длительному миру и к счастливой, радостной жизни. С чувствами величайшей радости и гордости за свою Родину она приветствует создание на нашей земле новых гигантских строек — гидроэлектростанций и каналов, — как неоценимый вклад в дело укрепления мира и как символ непрестающего цветения нашего великого Отечества. С полным единодушием она поддерживает сталинскую миролюбивую внешнюю политику нашего Правительства, нашедшую в недавние дни новое свое проявление в известной Советской Декларации на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

И борьба за мир плечом к плечу со своим народом — оплотом мира во всем мире, народом, которым руководит гений человечества — великий Сталин, составляет священный долг нашей Церкви и дает ей глубочайшее удовлетворение. Этот свой священный долг перед своей страной, перед прогрессивным человечеством всего мира она исполнит до конца — до победы мира над войной!

Русская Православная Церковь через меня горячо приветствует делегатов Второй Всесоюзной конференции сторонников мира и вместе со всеми вами, дорогие друзья по защите мира, верит в непобедимую силу объединяющихся во всем мире защитников мира, в нашу конечную победу над войной.

Митрополит Николай

Система Orphus