НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА В МОСКОВСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ

День 15 сентября был ознаменован в жизни Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии торжеством, связанным с началом нового учебного года.

Начало учебных занятий, по установившемуся обычаю, освящается молебном. Ректор протоиерей А. П. Смирнов обратился к учащимся и учащим со следующим словом:

«Господи! Во Свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки»!

Год назад, в этом святом храме, у гробницы преподобного Сергия, в день служения нами молебна перед началом учебных занятий в Московских Духовных школах, в своем слове, обращенном к учащим и учащимся, мною была высказана мысль, что наиболее совершенное познание Христа — Божией силы и Божией Премудрости (I Кор. 1, 24) достигается, главным образом, через внутренний религиозный благодатный опыт в новой духовной христианской жизни, принесенной на землю Христом. Для познания Премудрости Божией необходимы страх Божий, благочестие, молитва, нравственная чистота, — одним словом, истинно христианская жизнь.

Но одна только благочестивая жизнь без просвещения ума не даст вам возможности быть мудрыми и ведущими руководителями жизни — учителями, наставниками, пастырями.

Руководители христианского общества должны быть и просвещенными, и научно образованными. Христос Спаситель сказал о Себе: «Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8, 12). Зная это, мы восклицаем, обращаясь к Нему: «Господи! Во Свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки. Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир... Да знаменуется на нас Свет Лица Твоего!..» Как всякий источник света отражается на лицах, приближающихся к нему, так и свет Лица Христова знаменуется на носящих в своей душе светоносный образ Христа Спасителя, Который есть Истина и Любовь.

Великий учитель Церкви св. Иоанн Златоуст в своем трактате «О священстве» говорит о необходимости основательного всестороннего образования для людей, учащих других и руководящих ими.

В четвертом слове этого трактата он говорит: «Тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех в спорах догматических, требующих от священника глубокой учености и всесторонней образованности». Такое же требование предъявляет св. Иоанн Златоуст и к епископам, которые должны обладать ученостью, чтобы наставлять других и умело защищать догматы веры.

О силе слова, приобретаемой всесторонней образованностью и непрестанным упражнением, великий учитель Церкви говорит: «После примера дел предоставлен один вид и способ врачевания — учение словом. Вот орудие, вот пища, вот превосходное растворение воздуха. Это — вместо лекарства, это — вместо огня, это — вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно. Им мы восставляем падшую и украшаем волнующуюся душу, отсекаем излишнее и совершаем все прочее, что служит у нас к здоровью души».

И в том же четвертом слове св. Иоанн Златоуст говорит, что «священник должен употреблять все меры, чтобы приобрести эту силу. А эту силу и дает не что иное, как широкая образованность... Кто владеет великою силою слова (а ее у многих можно найти), даже и тот не бывает свободен от непрестанных трудов. Так как сила слова не дается природой, но приобретается образованием, то, хотя бы кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы».

Христос Спаситель в своей известной притче о добром пастыре изображает пастыря, как руководителя своего стада, как вождя, которому надо иметь зоркий глаз, чтобы издали видеть волков и во-время предупредить опасность.

Дорогие питомцы нашего отечественного духовного вертограда! Вы не только учащиеся Московских Духовных школ, но вы и граждане нашей великой Родины. Вы — плоть от плоти нашего родного народа, вы живете его интересами, его тревогами, его заботами.

Вот почему, когда выпущено было Воззвание Стокгольмской сессии Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира, питомцы Московских Духовных школ не только единодушно подписались под этим историческим документом, но и написали особое заявление, в котором говорили:

«Мы, учащиеся православных духовных школ, по избранному нами жизненному пути, — уже будущие пастыри. И сейчас, когда миллионы народов говорят о мире, мы также присоединили свой голос в защиту мира и этим выразили отклик своего сердца на волнующие человечество события...

Вместе со старшим поколением своих соотечественников мы готовимся отдать все свои лучшие силы — знание ума и горение сердца на превращение орошенной героической жертвенной кровью земли в цветущий благоустроенный сад.

Годы нашей учебы в Московской Духовной школе проходят в стенах прославленной своим патриотизмом Троице-Сергиевой Лавры. Здесь некогда жил и трудился избранный подвижник Русской Православной Церкви и великий патриот Родины — преподобный Сергий Радонежский, благословивший героев русской земли на защиту своего отечества в знаменитой Куликовской битве и названный за это «солнцем своего отечества».

Дорогие питомцы нашей духовной школы! Да пламенеет же в ваших сердцах этот священный патриотический огонь, который некогда горел в наших великих соотечественниках и во всех учащихся «у Троицы в Академии». Как и все наши предшественники по Московской Духовной школе, будем, по возможности, чаще, может быть, даже и на каждый день своей учебы, приходить к гробнице преподобного Сергия, к ее теплящимся лампадам. Будем молиться ему, чтобы он помог нам постигнуть Премудрость Божию и воспитаться в стенах этой школы в честных и верных деятелей добра, правды и любви на пользу нашей Православной Церкви и нашей великой Родины».

Молебен был совершен перед ракой преп. Сергия о. ректором в сослужении академического духовенства, при лаврском архидиаконе С. П. Турикове. Глубоко назидательные слова ектенийных прошений и молитв, истовое исполнение молебного чина священнослужителями, стройное и проникновенное пение академического хора способствовали молитвенному подъему присутствующих членов тесной единой семьи наставников и учащихся.

Перед многолетием о. ректор огласил полученное на его имя письмо Святейшего Патриарха Алексия:

«Всечестного о. ректора и сопричастников его в деле духовного воспитания и просвещения будущих пастырей приветствую с началом учебного года и призываю Божие благословение учащим и учащимся на их труды в предстоящем году.

Скажите им, чтобы они почаще прибегали к помощи преподобного Сергия, издавна явившего себя покровителем учащегося братства в его Лавре и помощником в трудностях учения. Научите их — чистотою жизни, усердием в молитве, благоговением к святыне приуготовлять себя в чистые сосуды для восприятия в свое время благодати Божией в таинстве. Напомните сотрудникам вашим по воспитанию и обучению питомцев, что они все до единого ответственны пред Церковью за нравственные качества будущих деятелей церковных, и всех их приобщите к помощи вам во вверенном вам служении.

Да будет благим начало и продолжение нового учебного года в Академии и Семинарии. Алексий, Патриарх Московский».

В предельно сжатой форме в этом письме начертана вся программа умственного и нравственного воспитания учащихся. Указаны не только обязанности студентов, но и долг наставников, несущих ответственность за поручаемое им дело воспитания и обучения будущих служителей Церкви. Начертанные задачи предстоящих трудов нашли самый живой отклик в сознании всех участников торжества.

После молебна преподаватели и воспитанники собрались в актовом зале. Здесь инспектор Академии и Семинарии проф. Вертоградов В. С. в своем приветственном слове оказал:

«Мы, наставники, приложим все силы, чтобы оправдать возложенные на нас обязанности — дать нашей Святой Церкви таких служителей, которые будут стараться воплотить в своей жизни и на пастырском поприще идеалы, осуществленные славными питомцами прежней Академии и Семинарии.

Руководящими началами вашей жизни и деятельности, наши питомцы, пусть будут наставления ап. Павла, который в послании к Титу говорит, что пастырю Церкви надлежит быть «Божию строителю: не себе угождающу, не дерзу, не напрасливу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну, но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну» (Тит. 1, 7—8).

Эти слова определяют всю систему обучения и воспитания в нашей школе. Эти установки в более конкретной форме преподаны нам и в приветственном письме Его Святейшества Патриарха Алексия. Они должны быть постоянным, повседневным руководством как для наставников, так и для вас, наши воспитанники и студенты.

Нарушение этой программы в стенах школы несомненно будет иметь нежелательные последствия для учащихся. Примером этого могут служить проступки некоторых первоклассников в прошлом учебном году. Нарушение дисциплины привело к их увольнению. Потом они осознали пагубность своих проступков, но было поздно. Возвращение их в стены школы стало невозможным, вследствие занятия их мест вновь принятыми. Учтите эти нездоровые явления в вашей среде, не поддавайтесь соблазнам идти путем «юношеских похотей». Без сомнения, этот порочный путь вызовет потом глубокое раскаяние, которое не поправит дело: дурная трава исторгается из духовного вертограда.

Мы питаем глубокую уверенность, что вы будете «незлобивы, не дерзки». Твердо следуйте линии послушания вашим воспитателям и наставникам.

В добрый час на преодоление всех трудностей предстоящего учебного года!».

Затем оглашена была телеграмма о. ректора, профессорско-преподавательского персонала и учащихся Святейшему Патриарху: «Сегодня Московская Духовная Академия и Московская Духовная Семинария — все учащие и учащиеся помолились в Троицком соборе у гробницы преподобного Сергия пред началом нового учебного года. Пред произнесением Вам многолетия было оглашено пред всеми Ваше приветствие к учащим и учащимся. Согретые теплыми и учительными словами этого приветствия мы все единым сердцем и едиными устами выражаем Вам горячую благодарность и даем нерушимое обещание быть послушными всем Вашим наставлениям, чтобы быть достойными Вашей любви и непрестанной заботы о всех нас».

В конце торжества настоятель храма Антиохийского подворья в г. Москве архимандрит Василий (Самаха) преподнес дары Его Блаженства Патриарха Антиохийского Александра III: его портрет для Академии, наперсный крест о. ректору и образки от Святого Гроба Господня каждому профессору и преподавателю. Эти дары являются знаком любовного внимания и постоянным памятованием о нас Его Блаженства, который состоит почетным членом нашей Академии, присудившей ему высшую ученую степень доктора богословия.

Во вновь отремонтированном корпусе был совершен чин освящения здания, с окроплением святой водой всех помещений.

После этого, совместно воспитанникам, профессорам, преподавателям и лицам административно-хозяйственного персонала был предложен обед в академической столовой.

Начало учебного года ознаменовано торжеством в атмосфере одушевленной готовности учащих и учащихся выполнить свои обязанности в деле дальнейшего процветания нашей Духовной школы для вящей славы Православной Русской Церкви, служение которой неразрывно связано с сыновней любовью и преданностью нашей общей Матери-Родине.

Проф. Н. Доктусов

Система Orphus