ЦЕРКОВЬ ИВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ

«По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, совокупны быша ученицы в Сионе, с Мариею, Материю Иисусовою, и ожидаху Утешителя, якоже повеле им Господь от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования от Господа; метнуша же жребия, где коемуждо от них которая страна будет, еже бы тамо проповедати Божие Евангелие. Рече же Пресвятая: хощу и Аз с вами метнути Мой жребий, яко да не без части и Аз буду, но да имам страну, юже Ми Бог подати изволит. Они же благоговейно и со страхом метнуша по словеси Божия Матере, и паде Ей жребием Иверская земля...»

Так сообщает предание, записанное Стефаном, иноком Святогорским. Это предание о жребии Богородицы, издавна и широко распространенное среди грузинского народа и издавна же воспеваемое Грузинской Церковью, находим мы и у некоторых писателей грузинских и греческих десятого, одиннадцатого и двенадцатого веков.

Первую проповедь христианства на земле Иверской древнее предание приписывает апостолу Андрею († 37 г.), который, по словам летописца, через Каппадокию и Трапезунд пришел в Западную Иверию. Четьи-Минеи на 30 ноября говорят, что апостол Андрей был у Аланов. Авазгов, или Абхазцев. Он проповедывал Евангелие в Мингрелии и Абхазии, в Кларжете (на юго-запад от Ахалцыха), в городах Ацквере и Цхуме (Сухуми). Одной из древних святынь Грузии почитается могила Симона Канонита, ученика и спутника апостола Андрея, находящаяся в горах Абхазии.

Летописи грузинские сообщают предание, по которому один из мцхетских евреев, бывших в Иерусалиме в год распятия Христа Спасителя, по имени Элиоз, приобрел Хитон Христа и удалился с ним в Мцхет. Святыня эта хранится в Мцхетском соборе. Достойно примечания, что и древнем гербе Грузии, цари которой производили свой род от Иессея, Давида и Соломона, вместе с пращей, из которой Давид убил Голиафа, гуслями Давида, весами — символом мудрости Соломона, львом, поддерживающим трон Соломона, и изображением св. Георгия, начертан и Хитон Христов с надписью в круге: «бе же хитон не швен, свыше исткан весь» и «клялся Господь Давиду в истине и не отречется ея: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем».

После апостола Андрея, по свидетельству историка Барония, в землях грузинских насаждал христианство римский епископ Климент, в 100-м году сосланный императором Траяном на берега Евксинского Понта, в Херсонес Таврический.

Распространение христианской веры в крае относится к первой половине четвертого века. Святая Нина вошла в сонм православных святых с наименованием «равноапостольной» и «просветительницы Грузии». Древнейшим источником, повествующим о введении христианства в Грузии и о житии св. Нины, считается «История обращения Грузии», записанная со слов самой просветительницы царицей кахетинской Суджи, принявшей христианство от св. Нины и получившей имя Софии. Записи позднейших летописцев, IX—XIII вв., — Ефрема Афонского, Сократа, Созомена, Феодорита и других весьма сходны в описании этого великого культурно-исторического события Грузии, и несколько отклоняется от него лишь так называемая армянская версия.

Согласно этим источникам, св. Нина родом была из Каппадокии, из местечка Коластри. Ее мать приходилась сестрой Патриарху Иерусалимскому. С благословения своего дяди будущая подвижница, достигнув девического возраста, решила отправиться в далекую Иверскую страну, где хранится Хитон Господень. По преданию, дева во сне получила напутствие и дар от Богоматери — крест из виноградных лоз. Летопись не сохранила подробностей самого путешествия, несомненно, трудного и долгого. Известно лишь, что две спутницы св. Нины, Гаиания и Рипсимия были замучены, захваченные воинственными огнепоклонниками, а св. Нина была чудесно спасена от рук мучителей. Прибыв на землю Грузии, св. Нина начала проповедывать Евангелие среди местного языческого населения. Следы этой проповеди сохранились га городах Ахалкалаках, Урбнисе и в самой древней столице Грузии — Мцхете. В день прибытия св. Нины в Мцхет там происходили торжественные празднества в честь языческих богов Ормузда и Задена. После первых же слов просветительницы, как говорит предание, налетела невиданная буря, разогнала всех участников празднества и разметала идолов. Жизнеописатель св. Нины так повествует об этой буре: она «бросила их (идолов) в ров, в пещеры, и в расселины камней, и в вертепы земные, от лица страха Господня и от славы крепости Его...» Проповедь христианства вскоре же получила широкий отклик и оно стало быстро распространяться в крае, чему способствовало одно чрезвычайное обстоятельство. Св. Нина поселилась во Мцхете, сделала большой крест из виноградных лоз, перевязала его своими волосами, поставила его в своей «Куще» (где сейчас Самтаврский собор) и приходящих к ней посвящала в тайны Царствия Божия; ее молитвами многие больные исцелялись. Заболела царица Нана. После безуспешного лечения врачами пригласили к ней св. Нину. Получив исцеление силою Животворящего Креста и именем Христа Бога, царица стала покровительствовать Нине и многие придворные принимали «веру Нины». Царь Мириан, однако, стал помышлять об истреблении принявших христианство. Но мысль о любимой жене удерживала его. Чтобы рассеяться, он отправился с придворными на охоту в горах Тхети (на запад от Мцхета). Охотники разошлись в разные стороны. Вдруг сияющее солнце померкло, и царь ничего и никого не видел, на зов его никто не откликался; блуждая в темноте, царь стал молиться своим богам, но помощи не было. Тогда вспомнил царь о Боге Нины и взмолился Ему: Бог странницы Нины! Выведи меня из леса и темноты, и я непременно сделаюсь Твоим поклонником и почитателем! — Солнце засияло опять, охотники собрались около царя, и по приказу его все направились к Куще святой девы. Тут царь слез с коня, пал на колени пред крестом из виноградных лоз, объявил себя христианином и попросил святую проповедницу указать ему, что делать дальше. Пораженный, признательный, он вместе с семьей, царедворцами и жителями города принял христианство. Вскоре Мириан отправил послов в Царьград к императору Константину с просьбой прислать в новообращенный край епископа и священников, но еще до их прибытия приступил к постройке храма в дворцовом саду.

Сложная, трагическая, исполненная жертвенного героизма история Грузии, где на шесть с половиной веков раньше, чем на Руси, утвердилось христианство, на всех значительных этапах своих тесно переплетается с христианством, и переплетение это обрамлено бесчисленными преданиями, сказаниями, легендами. Можно сказать, что в значительной своей части история Грузии — это история ее монастырей, церквей, скитов и непреклонной борьбы за веру против бесчисленных врагов христианства.

Интересно древнее предание, связанное с постройкой первого христианского храма.

Еврейский юноша Элиоз, которому достался Хитон Христа, направлялся в Мцхет, потому что здесь был его дом и жила сестра его Сидония. Она вышла встречать брата, приняла от него Хитон и тут же вместе с Хитоном была поглощена землею, а на месте этом выросло кипарисовое дерево. Именно это дерево через три с лишком века и стояло в саду царя Мириана († 342 г.). Храм решено было строить на семи столбах-основаниях. Срубили семь самых крупных кипарисов, а среди них и старейшее гигантское дерево. Рабочие подняли и укрепили шесть стволов, но, как ни бились, не могли и на вершок поднять над землею ствол дерева, под которым покоился Хитон Спасителя. Тогда Мириан призвал св. Нину, и по ее молитве ствол поднялся сам и стал основной опорой храма. Он получил наименование Животворящего Столпа, и прославленный Мцхетский собор доныне так и именуется, — «Свет-Цховели», т. е. «Животворящий Столп». Явление чудесно воздвигнутого столпа, прославленного чудесами, и под ним скрытого Хитона Господня Грузинская Церковь вспоминает ежегодно 1 октября.

Между тем, в Мцхет прибыл посланный Патриархом Антиохийским Евстафием епископ Иоанн с сонмом духовенства, был торжественно встречен царем, св. Ниной и жителями края, и впоследствии довершил своей проповедью христианства дело св. Нины. Вся Иверская Земля стала христианской, — от берегов Черного моря до гор Албанских (нынешний Азербайджан) и от Кавказских гор до Персии.

Св. Нина была родственницей и св. Георгия. После его мученической кончины она соорудила в его память много храмов в различных концах Грузии и страна избрала св. Георгия своим небесным покровителем, а изображение его, как сказано выше, вошло в знаки государственного герба и лишь много веков спустя было заимствовано англосаксами, французами и другими народами. Св. Нина скончалась († 340 г.) и похоронена в городе Бодбе, где в свое время водрузила она третий из четырех воздвигнутых ею больших нагорных крестов, — символ новой эры в царстве Грузинском.

Сын Мириана Вакурий (1364 г.), широко продолжал дело своего отца и св. Нины. При нем были крещены абхазцы и хевсуры. Из Греции он выписывал ученых и педагогов, открывал при церквах и монастырях школы, где преподавались греческий и ассирийский языки. По его указу, греческий язык в богослужении был заменен грузинским. При нем же произошла и первая война Грузии за христианство, — с персами. Она окончилась победой грузин. Увы, не всегда победой кончались многочисленные позднейшие войны грузин за веру, неизменно означавшие войны за национальную независимость, за единство народа. Так, конец четвертого века известен двумя опустошительными набегами Персов на Грузию.

Пятый век был временем подъема Грузии и Грузинской Церкви, — особенно при прославленном грузинском царе, основателе Тбилиси, Вахтанге Горгаслане († 502 г.). Грузия, распадавшаяся тогда на собственно Иверию (на востоке) и Лазику, или Колхиду (на западе), расположенная между Восточно-Римской империей и Персией, между собою враждовавшими, была связана договором о дружбе с Римской империей, гарнизоны которой стояли по прибрежным крепостям Колхиды. С пятого века

Грузия все ощутительнее чувствует на себе тягостный гнет Персии, а в конце первой половины века шах Иезгидерд ставит грузин перед выбором — или отказаться от христианства и принять маздеизм, религию персов, или полностью подчиниться персам. Грузины предпочли стать данниками персов, но сохранить основное начало, объединяющее народ, — веру. Видя упорство грузин, стремясь в корне подорвать национальное единство страны, персы стали всячески поддерживать усилившуюся в крае ересь монофизитов, но не преуспели и в этом. Вахтанг Горгаслан, по свидетельству историка, «сильный государь, храбрый воин и непримиримый борец за независимость своей страны», видел тяжкие страдания народа, теснимого угнетателями-персами, и начал готовиться к вооруженному восстанию против пришельцев. Одновременно он повел суровую борьбу с многими еретическими учениями, волновавшими Грузинскую Церковь, — монофизитов, ариан и других. По его указу, богослужебные книги, в значительной степени искаженные переписчиками, были пересмотрены и исправлены, а при многих церквах основаны училища. Старый храм, построенный в Мцхете Мирианом, был при Вахтанге разобран и на его месте возведен большой каменный собор. Вахтанг Горгаслан обратился в Константинополь с просьбой, за дальностью и трудностью сообщения, а равно и за малочисленностью епископов в стране, дать Грузии самостоятельного архиепископа — Католикоса с тем, чтобы он ставил в Грузии епископов по своему усмотрению, но чтобы сам получал хиротонию в Антиохии.

Однако жизнь изменила этот порядок, он держался только до начала седьмого века: между Антиохиею и Грузиею залегли магометане, которые ни из Грузии в Антиохию, ни из Антиохии в Грузию никого не пускали. Будучи, таким образом, оторванными от Антиохии, грузины сами стали себе ставить Католикосов. В половине восьмого века Антиохия признала этот порядок нормальным с тем, однако, чтобы Католикос поминал в молитвах Антиохийского Патриарха. В 1053 г. прекратился и этот порядок: Собор при Патриархе Петре третьем (1053—1057) признал грузинского Католикоса самоглавным и самостоятельным, с титулом Патриарха.

Царствование Вахтанга Горгаслана было прославлено житием святой мученицы Шушаники (Сусанны). Дочь армянского князя Вардана Мамиконяна и жена питиахша (правителя) Раиской области Варскена, Шушаника была весьма усердна в христианской вере, которую исповедовала и вся семья питиахша. Вызванный персидским царем Перозом, властолюбивый и неустойчивый Варскен, следуя уговорам царя, стал огнепоклонником. Вернувшись домой, он начал вынуждать и жену отречься от христианства. Шушаника отвечала мужу гневными упреками в отступничестве. Разгневанный правитель приказал бросить ее в темницу и подвергнуть пыткам. Ничто не могло сломить упорства величественной духом христианки, — наоборот, она неустанно обличала своих палачей и богоотступника-мужа. Узницу тайно навещал дворцовый священник Яков Хуцеси, человек очень образованный, впоследствии написавший подробное житие мученицы Сусанны, этот ценный памятник грузинской литературы. Твердость Шушаники снискала ей широкую популярность и сочувствие жителей края. Когда Варскен отправился в поход против гуннов, ее навещали в тюрьме знатные и простые люди и духовенство во главе с самим епископом. Возвратившись с похода, разъяренный Варскен приказал заковать узницу в кандалы и сам стал принимать участие в пытках, жестоко избивая Шушанику железной палкой. Несчастная еще шесть лет томилась в заключении, заживо поедаемая червями. По отшествии своем ко Господу († 479 г.) она была торжественно погребена, а впоследствии причислена к лику святых. Самого же Варскена убил один из его граждан.

Удачно начатая Вахтангом Горгасланом война против угнетателей персов окончилась трагически. В одном из сражений любимый народом царь погиб, убитый изменником. Тело его погребено в Мцхетском соборе. Свирепость персов, вновь требовавших от грузин принятия маздеизма, усиливалась. Восстание грузин под предводительством царя Гургена закончилось полным покорением персами основной части Грузии — Картли (Карталинии). Относительно независимой, связанной договором службы с Восточно-Римской империей, оставалась теперь только прибрежная часть Грузии — Лазика (Колхида). Царь лазов Цате первый принял корону из рук римского императора при условии бережного охранения христианства.

Жившие под непрестанной угрозой вторжения персов, с другой стороны, обремененные тяжелой необходимостью содержать в городах гарнизоны «друзей» — римлян, державших себя в крае с грубостью и высокомерием завоевателей, жители Лазики, мечтавшие о полной независимости, все же тяготели больше к Восточно-Римской империи, с которой их связывала общность веры. Но и в покоренной Картли, управлявшейся уже не грузинскими царями, а персидскими наместниками, — несмотря на жестокие гонения со стороны завоевателей и усиленную работу персидских «магов» (жрецов), твердо удерживалось христианство, непрестанно увеличивая сонм мучеников за веру.

Во второй половине шестого века церковная история Грузии отмечает появление на Иверской Земле тринадцати отцов-подвижников, прибывших из Сирии для укрепления грузин в вере и проповеди христианства среди огнепоклонников-персов. Особенно чтятся Церковью Грузинской: старейший из них, Иоанн, поселившийся на крутой и лесистой горе Зедазнийской вблизи Мцхета (память его — 7 мая); Авив Некресский, принявший сан епископа и Некресскую кафедру, мученически скончавший свою жизнь и поминаемый Церковью 29 ноября, и преподобный Давид Гареджийский, родственник и ученик Иоанна, иссекший в скале монастырь, который еще при его жизни расширился до такой меры, что вмещал до двух тысяч монахов. Преп. Давид прославляется Церковью в четверг седьмой недели после Пасхи.

В полоненной персами Картли было неспокойно. Власть завоевателей укрепилась в городах, горами владели повстанцы-грузины, непрестанно делавшие вылазки и наносившие удары по персидским гарнизонам, обозам и отрядам. Под влиянием все усиливавшихся народных волнений, терзаемые к тому же и внутренними раздорами, персы к концу шестого зека вынуждены были очистить большую часть Картли. Христианство вновь стало свободно развиваться.

С последним периодом персидского владычества связана мученическая жизнь св. Евстафия Мцхетского († 589 г.). Сын персидского жреца, с детства готовившийся к жреческому служению, он познакомился с учением Христа от тайных его последователей в Персии, почувствовал к нему неодолимое влечение и бежал в Грузию. Здесь он принял крещение от самого Католикоса Самуэля и женился на грузинке. Ставший ревностным проповедником христианства среди своих соплеменников-персов, св. Евстафий однажды был схвачен, отправлен в Тбилиси на суд перед персидским марзпаном (наместником) Арвандом, брошен им в тюрьму, но через шесть месяцев, по ходатайству Католикоса, был освобожден. Вернувшись в Мцхет, он еще ревностнее стал проповедывать христианство среди своих соотечественников. Через три года по новому доносу св. Евстафий опять был заключен в тбилисскую тюрьму. На все призывы марзпана вернуться к прежней вере он отвечал отказом и был обезглавлен.

Новое бедствие нависало над многострадальной Иверией: к пределам ее приближались арабы. В начале седьмого века они вторглисьв пределы Грузии и покорили ее. Завоеватели вели себя вначале мягко, с показным великодушием не посягая на религию и местные обычаи. Ио постепенно, укрепляясь в стране, они начали облагать жителей непосильными поборами и открыли гонения на христиан. Вновь вспыхнуло народное восстание. Ему сочувствовал и картлийский эристав (князь) Нерсе. Местные арабские власти обвинили его в измене, халиф Мансур вызвал князя к себе в Багдад для дачи объяснений и предложил ему принять мусульманство. Нерсе решительно отказался. Отправленный в тюрьму, всячески истязаемый, он томился в заключении три года и только после смерти халифа получил возможность вернуться в Грузию.

С именем эристава Нерсе связана история еще одного святого Грузинской Церкви — Або Тбилели († 786).

Або, молодой араб, продавец благовоний, случайно познакомился с прибывшим в Багдад эриставом Нерсе. Услышавши потом о той мужественной стойкости, которую проявил Нерсе в ответ на предложение халифа, Або проникся чувством преклонения перед человеком, свою убежденность в вере противопоставившим опасности потерять жизнь. Он начал усердно знакомиться с христианским учением, уверился в его истинности и, когда через три года Нерсе возвращался в Грузию, последовал за ним. Там Або начал изучать грузинский язык, литературу, философию, Священное Писание и богословские науки. Между тем, вновь оклеветанный Нерсе вынужден был оставить родные пределы и удалиться на Северный Кавказ, а оттуда в Западную Грузию, находившуюся под протекторатом Византии. Здесь Або, неизменно сопровождавший эристава, принял крещение и показал себя не только образованным знатоком христианства, но и прекрасным проповедником. Через некоторое время Нерсе получил разрешение вернуться в Картли. Або и на этот раз за ним последовал, хотя друзья его всячески от этого шага отговаривали. В Тбилиси Або прожил около трех лет, проповедуя христианство среди арабов. Популярность его в среде соплеменников и все увеличивавшийся успех его миссионерской работы встревожили халифа. Вызванный к Тбилисскому эмиру, Або решительно отказался возвратиться в мусульманство. Когда эмир поставил его перед выбором — либо возврат к прежней вере и вместе с ним богатство и почести, либо смерть, — Або ответил: «Ты напрасно тратишь красноречие. Делай то, что замыслил! Я так же бесчувственен к твоим словам, как стена, к которой ты прислонился». 6 января 786 г. Або был казнен на городской площади Тбилиси, — голову его отсекли, а тело, чтобы многочисленные его ученики и последователи не могли устроить ему подобающего погребения, сожгли на костре и пепел бросили в реку Куру.

Жестокое время вновь переживала покоренная Картли. Вот как говорит об этом времени грузинский писатель конца восьмого века Иоанн Сабанидзе: «Поработил нас, верующих, тиран, сковал нуждой и нищетой, точно железом, измучены и истерзаны мы тяжелой данью».

Этот писатель создал прекрасный религиозно-национальный литературный памятник «Мученичество Або Тбилели».

Но ни на одну минуту полоненную Грузию нельзя было бы назвать «смирившейся пленницей». Борьба с ненавистными поработителями-иноверцами, то несколько умеряясь, то разрастаясь до размеров всенародного восстания, продолжалась, — продолжалась, несмотря на то, что в начале девятого века разъяренные непокорством арабы истребили почти всю интеллигенцию Грузии, несмотря на то, что войска халифа при усмирении строптивого Тбилисского эмира перебили все население столицы, все пятьдесят тысяч коренного населения Тбилиси.

Не только непрестанный гнет завоевателей испытывала страна. Она дробилась на царства и княжества, царства воевали с царствами, княжества с княжествами, феодалы с феодалами, и внутри каждой области зрели внутренние противоречия, народный протест против властителей, в большей своей части неразумных, недальновидных и жадных. И несмотря на все это, крепок был фундамент Иверской Земли — христианская вера и связь страны с христианской Византией.

Необходимость в объединении Грузии, раздробленной на мелкие области, погруженные в междоусобия, яснее своих предшественников понял царь Давид Куропалат († 1001 г.), принявший титул «царя царей». Это означало, что «среди большого числа мелких владетелей Давид бесспорно пользовался правами верховного властителя». По свидетельству историка Степаноса Таронского, Давид «был виновником мира и благоустройства во всех восточных странах, особенно — в Армении и Грузии.

Объединяя Грузию, Давид вел и ряд войн с поработителями-арабами, войн победоносных. Дело борьбы с арабами и собирания Грузии в единое государственное целое продолжали и преемники Давида. Успешно развившийся процесс этот был прерван нашествием турок-сельджуков, вторгшихся с северо-востока в Иран и шедших войной на Византию.

И несмотря на все эти трудности, заставлявшие народ жить в постоянном напряжении, X и XI века отмечены высоким расцветом культуры в Грузии.

В этот период создаются такие замечательные памятники церковного зодчества, как церкви в Ошки, Ишхани, Бано, Хахули, Цкаростави, Хандзта, Опиза, Шатберди, как еще более величественные храмы в Самтависи, Бедия, Никорцминда, Самтавро, как известные по их славе и размерам Алавердский собор в Кахети, храм Баграта III в Кутаиси и наконец, древняя святыня Грузии — патриарший собор «Свет-Цховели», принявший новые величественные формы. Но и за свои пределы выносила Грузия очаги христианской культуры. Монастырь Иверский на Афоне, основанный в конце X века Иоанном Мтацминдели («святогорцем»), вскоре стал известен всему христианскому миру. Обители грузинские стояли на Черной горе в Сирии, близ Антиохии, в Палестине (монастырь св. Креста), в Константинополе при Манганской академии и в Петрицоне, близ Бачково (в Болгарии). При Петрицонском монастыре была основана грузинская семинария, единственное учебное заведение такого рода во всей Византии.

В это же время появляются такие крупные образцы церковной литературы, как «Житие Серапиона Зарзмского» и «Житие Григория Хандзтийского». Возникает здесь и особый род письменности, именуемый гимнографией, или церковной поэзией, в которой особенно выделяются такие богословы-поэты, как Микаэль Модрекили, Иоанн Минчхи, Иоанн Мтбевари и Иоанн Зосиме. Они пишут тем стихотворным размером, который впоследствии довел до совершенства великий грузинский поэт Руставели. Эти стихи снабжаются особыми знаками, заменяющими ноты, и распеваются подобно церковным песнопениям.

Развивается и историческая литература, оставившая нам труд Георгия Афонского об основании и деятельности Афонского монастыря, и «Летопись Картли» Иоанна Мробели.

В области философии, филологии и права появляются многочисленные труды Ефрема Мцире, мыслителя, писателя и переводчика книг «История знания» Иоанна Дамаскина, и «Малая Кормчая книга» — Евфимия Афонского, — этот замечательный образец церковного, гражданского и уголовного законодательства.

Грузия вступает в период своей истории, именуемый «золотым веком» этой страны.

Р. Днепров

[1] Иверская Земля, или Иверия, — древнее название Грузии.

Система Orphus