ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы).

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы получил свое название от чудесного события, происшедшего более тысячи лет тому назад в Константинополе. В 911 г. в пределы Византии вторглись сарацины. Враги угрожали столице империи. Не надеясь на свои силы, к тому же весьма ослабленные происходившими тогда внутренними смутами, греки обратились с молитвой о помощи к Богу; в храмах Константинополя совершались неусыпные моления.

1 октября, «в навечерие недельного дня», жители столицы собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, и усердно просили о помощи Пресвятую Деву, не раз спасавшую их от бедствий. Совершалось всенощное бдение. Усердно воссылал молитвы Приснодеве и св. Андрей, Христа ради юродивый (славянин по происхождению), который присутствовал здесь со своим учеником Епифанием.

Был четвертый час ночи. Вдруг блаженному Андрею открылось чудное видение: он узрел Богоматерь, Которая шла по воздуху от Царских врат, сопровождаемая апостолами, пророками и ангелами. Над. амвоном Богоматерь преклонила колена и «на долгий час» молилась, обливая слезами Свое Пречистое лице.

«Видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о нас?» — спросил блаженный Андрей своего ученика Епифания. «Вижу, св. отче,— отвечал Епифаний, — и ужасаюся».

Окончив молитву, Богоматерь сняла с Себя светлый, блестящий омофор (покров, покрывало) и, держа его Своими руками, простерла над всем предстоящим народом.

Долго созерцали св. Андрей и Епифаний этот распростертый омофор, который с отшествием Богоматери также сделался невидим.

Весть о необыкновенном видении во храме быстро распространилась по всему городу. Жители Константинополя, услышав об этом знамении благодати Божией, исполнились радости и надежды, что Господь, по молитвам Своей Пречистой Матери, избавит их от надвигающегося бедствия. Действительно, вскоре после этого видения враги империи были разбиты и прогнаны.


За несколько недель до праздника Покрова мы радостно вспоминаем Успение Божией Матери. В день Успения Святая Церковь отмечает открывшуюся для всех славу Приснодевы. До Своего преставления скромная Мариам, раба Господня, таила сокровище Своей души внутри Себя, ибо, как изрек псалмопевец Давид, созерцая пророчески, из глубин ветхозаветных времен, духовную доброту Приснодевы, — «вся слава Дщери Царя внутри» (Псал. 44, 14). С момента же Ее Успения святейший «Кивот Нового Завета» поставляется в обителях вечной славы на Свое место. Всему миру — небесному и земному — открывается вся лепота «одушевленной Скинии Божией». Смиренномудрейшая Дева возносится превыше горних воинств: Она предстоит одесную Престола Божия (Псал. 44, 10).

Но в еще большей силе открывается для нас слава Богоматери праздником Ее Покрова, ибо мы имеем возможность созерцать в этом прекрасном видении, имевшем место некогда во Влахерне, сокровище сердца Богоматери: неизмеримое богатство Ее милосердия к нам, совершающим свой скорбный земной путь. Всем строем богослужения праздника Святая Церковь помогает нам в этом, показывая великое служение Богоматери на небесах, Ее неусыпные моления перед Сыном Своим за многогрешный мир. В сей день Усердная Заступница предстает перед нами не только как покровительница некогда собравшихся во Влахернском храме и умолявших Ее о помощи от свирепых сарацин,— перед нами открывается вся сила Ее молитв, Ее омофора, который покрывает всегда и весь грешный мир. «Сошедшеся, вернии, — поет Святая Церковь, — ублажим днесь Матерь Христа Бога, присно бо к Сыну руце милостивно простирает, ...честным Своим покровом люди покрывающую...» (Служба Покрову Пресвятыя Богородицы, на стиховне стихиры). «Святым Покровом Ея мир огражден бысть...» (Там же). «Скорая помощница, спасение миру,... милости пучина,... всему миру предивный Покров» (Стихиры на великой вечерне). Так величает Приснодеву Святая Церковь в трогательных песнопениях этого дня.

День Покрова Божией Матери есть начало великой радости для нас, ибо в сей день мы созерцаем Ее, простирающую «всем концем земли... руку помощи».

«Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеся» (На стиховне стихира), — возглашает песнословец. Почему «приодеся» Святая Церковь? Потому, что обрела несокрушимый щит против врагов видимых и невидимых: великое покрывало Богоматери ограждает нас от греха, бедствий и зла. Поэтому Святая Церковь «светится, радующися днесь» (Там же); «срадуются с нами и умная вся чиноначалия,... радуются же и дуси праведных» (Стихира на «Господи, воззвах»), ибо видят, что в наш дом нужды и скорбей вошла Она, всемилостивая Помощница и Заступница, и распростерла, как любящая Мать над детьми Своими, Покров, что «ширше облака».

«Се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом, с пророки же и ангелы, невидимо вшедше, за христианы молится Христу...» (Стихира на «Господи, воззвах»). День Покрова Богоматери учит нас, что молитвы Церкви земной сливаются о молитвами о нас Церкви небесной и чиноначальницей этих молений является Пресвятая Богородица со Своим честным омофором, который тьму грехов наших отгоняет и избавляет нас от бед и скорбей. В этот день Церковь земная исполняется надеждой и утешением, ибо видит всю силу предстательства за себя Церкви небесной. Праздник Покрова Пресвятыя Богородицы есть торжественное свидетельство единства Церкви земной и небесной.


«Много может моление Матернее ко благосердию Владыки». Перед Кем простирает Приснодева Свои Пречистые руки за грешный мир? Перед Сыном Своим. «Единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится» (Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы, кондак 3-й). Великое утешение для нас составляет еще то обстоятельство, что Приснодева, столь близкая Сыну Своему и Богу, одновременно близка к нам; Она много испытала горестей, и «оружие прошло Ее душу», когда Она совершала Свой земной путь. Как же Ей не слышать наших воздыханий, как же Ее чистому сердцу не гореть пламенной любовью и заботой о нас, немощных чадах Ее?

Когда Пресвятая Богородица возвысилась к Престолу Божию и перед Нею открылись все наши горести и страдания, может ли Ее всеобъемлющее сердце не заметить наших скорбей и не протянуть нам руку помощи? А Ее Божественный Сын не сотворит ли так, что, «аще кто... и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным Покровом сохраняется на покаяние» (Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы, кондак 7-й).

В Четьи-Минеях от 2 октября записано о другой видении св. Андрея, Христа ради юродивого. Будучи восхищен в небесные обители и созерцая там блаженство святых, он очень был опечален, что не смог видеть среди блаженствующих Богоматерь. «Ты хочешь здесь, на небеси, узреть Пресветлую Царицу небесных Сил? — услышал он голос. — Ее нет здесь: Она отошла в многобедственный мир помогать челевекам и утешать скорбящих».

Наша Помощница, Заступница и Утешительница — любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Ее Покров, что распростерт над всем многогрешным миром, показывает силу Ее молитв и неизмеримую широту Ее милосердия. «Радуйся, — поет Ей Святая Церковь,— Ея же руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие» (Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы, икос 5-й). Но чтобы ощутить на себе силу Покрова Приснодевы, нужно твердо помнить, что, хотя Ее милосердие и неизмеримо, и для Святейшей Матери нашей и злое дитя не потеряно в надежде на его исправление, однако Пречистая Дева не любит греха, и всем, притекающим к Ее Покрову, необходимо далеко держаться от всяких беззаконий. Тогда мы ясно ощутим в наших скорбях, печалях сень Ее честного омофора, который «темное полчище страстей и похотей наших» изгоняет, «болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение» посылает, недоумевающим «мысль благу на сердце полагает», скорбящим «нечаянную радость» подает (Из акафиста Покрову Пресвятыя Богородицы).

«На долгий час» и преклонив колена, молилась Богоматерь во Влахернском храме. Она воссылала молитвы к Сыну Своему, обливая слезами Свое Пречистое лице. Эта продолжительная и слезная молитва Приснодевы свидетельствует о Ее великой любви и сострадании к нам, многогрешным, нуждающимся в столь усиленной и горячей молитве Божией Матери за нас. Поэтому, исполняясь радости и надежды, что у нас имеется такая Усердная Предстательница, мы должны понять, что явление Покрова Богоматери обязывает всех верующих не оставаться спокойными его созерцателями: оно побуждает каждого из нас заботиться об очищении души своей от грехов.


Русские люди, видевшие не раз на протяжении многовековой истории существования своей Родины, благоволение к себе и помощь Заступницы Усердной, издавна вверились Ее всемогущему Покрову и соорудили немало храмов в честь этого славного знамения милости Богоматери. «Владычице, — взываем мы к Ней, — с чинами ангел, с честным и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны, грешныя, Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшая» (Канон Покрову Пресвятыя Богородицы, песнь 8-я, тропарь).

Бесчисленны случаи милости Богоматери у нас, на Руси. Летописи, которые ведутся при Ее святых чудотворных иконах, повествуют о самых разнообразных проявлениях любящего сердца Приснодевы для утешения страждущих. Великие общественные бедствия, не раз нависавшие над нашей Отчизной от вторжения иноплеменников, также отражались по молитвам Богоматери. Русскому народу памятны грозные нашествия татарских орд, предводительствуемых страшными завоевателями: Мамаем в 1380 г., Тамерланом в 1395 г., а также вторжение поляков в конце XVI и начале XVII в. в самое сердце Руси. Многочисленные, чтимые русским народом иконы Богоматери: Владимирская, Казанская, Донская и множество других прославленных икон служили знамениями милости Приснодевы к России и непреоборимым оружием «Взбранной Воеводы» в эти годины тяжелых испытаний для нашего Отечества. Поверженные враги имели возможность узнать, «сколь сильна молитва Богоматери ко благосердию Владыки».

В настоящее время мирному существованию нашего Отечества и всего мира угрожают происки поборников войны и мирового владычества. Современные сарацины, представляющие собой кучку людей, интересы которых сосредоточены вокруг золотого мешка, материальных выгод и эксплоатации, пытаются двинуть народы друг против друга для взаимного уничтожения; они изобретают самые ужасные орудия истребления человечества. В эти дни русские люди, одушевленные единою волею к мирному существованию и содружеству народов, должны наиболее усердно прибегать к помощи Богоматери. В Ее Покрове они найдут верную защиту и содействие в их стремлении к установлению мира во всем мире.

Н. Попов

Система Orphus