РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

I

Миссии

Старейшее из учреждений Русской Православной Церкви за границей — Российская Духовная Миссия в Китае. Она возникла в последней четверти XVII в., когда 300 казаков воеводского города Албазина [1], вместе со своим священником о. Максимом Леонтьевым, переселились, по приглашению китайского императора Кан-Си, в г. Пекин и были зачислены в личную императорскую охрану. Размещенные в северо-восточной части Пекина, на теперешней территории Миссии Бей-Гуань, албаэинцы получили во владение монгольскую кумирню, где была устроена часовня и водружен древний образ св. Николая «Можайского».

В 1695 г. установилась связь с Тобольским Митрополитом Игнатием, и в 1698 г. часовня была обращена в храм, освященный в честь Софии-Премудрости Божией. По мысли Петра Великого, в 1715 г. Тобольский Митрополит Филофей направил в Пекин первую Духовную Миссию во главе с якутским архимандритом Иларионом (Лежайским).

За 235 лет в Китае сменилось 19 начальников Миссий, и в августе текущего года Святейший Патриарх принимал в Москве начальника Миссии архиепископа Пекинского и Китайского Виктора, который привез доклад о положении Православия в Китае.

Призванная духовно окормлять православное население Китая и, по мере возможности, распространять Свет Христов среди языческого населения [2], Духовная Миссия на протяжении 150 лет, до назначения российского посланника в Китай, исполняла также дипломатические обязанности и тем оказала немалые услуги делу взаимопонимания двух соседних государств.

В то же время многие члены Духовной Миссии изучали китайский и маньчжурский языки, производили многочисленные переводы китайских книг на русский язык, составляли словари, разносторонне изучали китайскую жизнь. Первые и наиболее серьезные сведения о Китае проникли в Россию благодаря трудам членов Духовной Миссии. Первые русские синологи [3], как, например, архимандрит Иоакинф (Бичурин), архимандрит Палладий (Кафиров), получившие мировую известность, вышли из членов Духовной Миссии. Трудами тех же членов Миссии на литературный китайский язык были переведены богослужебные книги, которые позволили, начиная с 1892 г., совершать для православных китайцев богослужение на родном языке.

Постепенно деятельность Миссии распространилась за пределы Пекина, и с 1900 г. ее работа приобрела широкий миссионерский характер. В 1902 г. начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан в Александро-Невской Лавре во епископа Переяславского И, по возвращении в Китай, развернул там широкую миссионерскую деятельность.

К 1914 г. Русская Духовная Миссия имела в Китае 19 церквей,

5 подворий, 20 школ, 32 миссионерских стана и обслуживала до 10.000 православных китайцев. На протяжении последних 35 лет было вновь воздвигнуто несколько православных храмов в Шанхае, Пекине, Калгане, Чифу, Гонконге, Кантоне и др. местностях Китая. Продолжалась также работа по подготовке миссионерских кадров, и проповедь Евангелия не умолкала.

Указом Его Святейшества от 27 декабря 1945 г. было восстановлено молитвенно-каноническое общение Российской Духовной Миссии в Китае с Матерью-Церковью, временно прерванное в результате раскольничьей деятельности так называемого Карловацкого Синода.

Но благоприятная для развития деятельности Миссии перспектива была несколько омрачена возникшим в 1946 г. расколом викарного епископа Иоанна (Максимовича), выступившего во главе церковной оппозиции против Патриарха и своего правящего епископа. Происками этих враждебных Православию кругов 19 октября 1947 г., архиепископ Виктор был по ложному обвинению арестован шанхайскими военными властями и лишь после энергичного вмешательства консульских представителей СССР получил освобождение.

После установления в Китае народно-демократической формы правления раскол прекратился.

Вековые духовно-просветительные традиции, богатый миссионерский опыт в местных условиях, значительное развитие церковных и иных учреждений (храмы, монастыри, школы, различные благотворительные организации, издательское дело) и другие условия позволяют надеяться, что труды Русской Духовной Миссии в Китае будут в дальнейшем способствовать укреплению связей между китайским православным населением и Русской Православной Церковью.

Ярким выражением этой связи явилось следующее событие: 30 июля 1950 г. Святейший Патриарх Алексий, в сослужении сонма иерархов, хиротонисал в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве первого епископа китайской национальности, бывшего митрофорного протоиерея Феодора Ду, в иночестве Симеона, во епископа Тяньцзиньского.


Говоря о Миссии в Японии, мы употребляем это выражение лишь de jure, ибо de facto уже несколько десятилетий существует Японская Православная Церковь, возделанная апостольскими трудами архиепископа Николая (Касаткина) и Митрополита Сергия (Тихомирова).

Первым очагом Православия в Японии явилась русская церковь при консульстве в г. Хакодате. Успешные миссионерские труды иеромонаха Николая (Касаткина), подвизавшегося в Японии с 1861 г., позволили основать там в 1870 г. Русскую Духовную Миссию. Ее начальником был назначен архимандрит Николай (Касаткин).

В 1872 г. Миссия переехала в Токио, а в Хакодате остался иеромонах Анатолий (Тихай).

С расширением деятельности Миссии появилась нужда в священнослужителях японской национальности. В 1880 г. архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Ревельского, и проповедь Православия в Японии становится еще более успешной. Благодаря значительному финансированию со стороны Святейшего Синода Русской Церкви, Миссия быстро благоустраивалась: приобретались земельные участки, строились храмы, школы и другие здания.

В марте 1908 г. помощником начальника Миссии был назначен епископ Ямбургский Сергий (Тихомиров), со смертью архиепископа Николая (16 февраля 1912 г.) вступивший в должность начальника. К 1912 г. в состав Миссии, кроме епископа, входили 30 священников, 10 диаконов, 100 катехизаторов. Миссия располагала Сурагадайской Духовной Семинарией и двумя женскими школами. Миссия издавала 2 духовных журнала и насчитывала свыше 100 молитвенных домов.

Осенью 1917 г. в Москву, на Собор Русской Православной Церкви, прибыл представитель Духовной Миссии в Японии свящ. Симеон Май, приветствовавший Матерь-Церковь на пленарном заседании Собора 23 октября 1917 г. Всероссийский Собор в особом Послании преподал благословение Божие японской православной пастве.

В отличие от других иерархов Русской Церкви за границей, владыка Сергий (Тихомиров) [4] сохранил духовное единение с Матерью-Церковью. В своем докладе Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию (от 31 октября 1927 г.) он писал: «Японская Православная Церковь всегда мыслила и мыслит себя в лоне Московской Патриархии, поминая прежде в молитвах Святителя, а ныне поминая неизменно Местоблюстителя и его Заместителя».

Внутреннее благоустроение церковных дел в Японии выдвинуло вопрос о преобразовании Миссии в самостоятельную Православную Церковь.

«Японская Православная Церковь, — писал в том же докладе архиепископ Сергий, — будет весьма духовно утешена, если Московская Патриархия, знающая уже ее фактическую самостоятельность во внутренних делах, так или иначе подтвердит эту самостоятельность и особым дарственным актом».

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Нижегородский Сергий на прошение Японской Церкви об автономии, признавая такую самостоятельность отвечающей положению Японской Церкви и вполне ею заслуженной, ответил, однако, указанием (от 4 января 1928 г.), что лишь Поместный Собор или Патриарх могут дать просимое устройство.

В 1940 г. вступил в действие закон о возглавлении «японских юридических религиозных организаций» японцами. В силу этого закона Митрополит Сергий (Тихомиров) должен был уйти на покой, передав временное управление японской православной паствой прот. Арсению Ивасава (товарищу по СПБ Духовной Академии Патриарха Тихона). Но, пребывая на покое, Митрополит Сергий продолжал духовно опекать многочисленных своих почитателей до самой кончины, которая последовала 11 августа 1945 г., пробыв, таким образом, на посту просветителя японского народа 38 лет.

С удалением от дел Митрополита Сергия (Тихомирова), в среде православного духовенства и верующих Японии пошли нестроения, приведшие к поставлению раскольничьим Синодом в Сремских Карловцах прот. Иоанна Оно 7 апреля 1941 г. во епископа Японского и Токийского, с именем Николай.

С окончанием Второй мировой войны, именно 27 марта 1946 г., Консисторией Японской Православной Церкви и епископом Николаем было подано Святейшему Патриарху Алексию прошение о воссоединении с Матерью-Русской Церковью. Распоряжением Его Святейшества от 3 апреля 1946 г. Японская Православная Церковь была воссоединена с Матерью-Русской Православной Церковью.

Для упорядочения церковных дел в Японии должен был поехать туда полномочный представитель Патриарха Московского и всея Руси. Но незаконное вмешательство в церковные дела оккупационных американских властей нарушило каноническое устроение Японской Православной Церкви.

Группа церковников, во главе с бывшим членом Православной Консистории Токуоку Узава, добилась открытия внеочередного Собора Японской Церкви 5 апреля 1946 г. и, вопреки канонам, добилась также решения о расторжении дочерней связи с Матерью-Русской Церковью и о подчинении японских православных приходов «главе Православной Церкви в США» раскольнику Митрополиту Феофилу. Последний направил в Токио епископа Питтсбургского Вениамина (Басалыгу). Верная своему священноначалию — Патриарху Московскому — часть духовенства и верующих Японской Православной Церкви, во главе с епископом Николаем, оказалась в чрезвычайно тяжелом положении, ибо церковное имущество, в том числе великолепный собор в г. Токио, было захвачено раскольниками и незаконно зарегистрировано на имя епископа Вениамина.

Согласно последним сведениям, епископ Николай и верные ему священнослужители возбудили судебный процесс против незаконного отторжения этого имущества Японской Православной Церкви раскольниками.


Русская Духовная Миссия в Корее, основанная в 1897 г., по 1908 г. находилась в подчинении Петербургского Митрополита. Призванная окормлять русских православных людей, пребывающих на Корейском полуострове, Миссия вела христианскую проповедь и среди местного языческого населения.

В 1900 г. в доме Дипломатической Миссии архимандритом Хрисанфом (Щетковским) была освящена православная церковь, перенесенная затем в собственное помещение на участок Миссии.

Следующий начальник Миссии архимандрит Павел (Ивановский) за шесть лет своего пребывания в Корее широко развернул миссионерскую работу и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 корейских детей, а также ряд молитвенных домов.

Значительное внимание архимандрит Павел уделял и переводам богослужебных книг на корейский язык. Часть переводов была отпечатана в нескольких изданиях. Эти переводы дали возможность совершать все богослужения и требы для корейцев на их родном языке.

С 1908 г. по 1923 г. Миссия находилась в подчинении у Владивостокского епископа, а с 1923 по 1945 гг. ею руководил оставшийся верным Московской Патриархии Митрополит Японский Сергий (Тихомиров).

В 1936 г. Митрополит Японский Сергий направил в Сеул иеромонаха Поликарпа (Приймака). Молодой энергичный пастырь окормлял православно верующих Корейского полуострова до июля 1949 г., когда его миссионерская деятельность была прервана незаконным арестом и высылкой из пределов Южной Кореи [5]. Имущество Миссии было захвачено запрещенным в священнослужении митрополитом Феофилом [6].

Теперь связь Миссии с законной церковной властью временно прекращена.


Усиление католической и протестантской пропаганды в Палестине, а также бедственное положение Православной Иерусалимской Патриархии, вместе с необходимостью облегчения православного паломничества в Палестину, заставили Святейший Синод Русской Православной Церкви направить в 1843 г. в Иерусалим архимандрита Порфирия (Успенского). В результате своей поездки он был назначен 11 февраля 1847 г. начальником созданной в Палестине Русской Духовной Миссии.

Вместе с защитой интересов паломников, Миссия осуществляла задачи культурно-просветительного характера. Она насаждала просвещение среди палестинских греков и особенно арабов (сирийцев), готовила духовенство из местного населения и заботилась об устроении его церковной жизни. Вместе с тем Миссии приходилось оказывать Иерусалимской Патриархии денежную помощь и защиту перед турецким правительством.

Деятельность Миссии особенно усилилась по окончании Крымской войны, когда начальником Миссии был назначен епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов). Учрежденный им в 1858 г. «Палестинский комитет» много содействовал русскому паломничеству во Святую Землю, приобретал земельные участки и строил на них храмы, подворья, странноприимные дома. А деятельность Миссии была направлена в это время исключительно на устроение местной церковной жизни.

С 1865 по 1894 г. Миссию возглавлял ученый архимандрит Антоний (Капустин). В эти годы, помимо успешного осуществления своих прямых задач, Миссия обогатилась целым рядом ценнейших построек и земельными участками в местах священных воспоминаний, на которых производились археологические раскопки. В связи с этим силами Миссии были созданы и выпущены в свет многочисленные ученые труды о Святой Земле.

К началу Первой мировой войны в ведении Русской Духовной Миссии в Палестине находились многочисленные храмы, подворья, больницы, школы и другие учреждения. Но в 1920—1948 гг. хозяйство Миссии попало в распоряжение незаконного, раскольничьего Карловацкого Синода.

Вопрос о возвращении русских владений в Палестине законному хозяину — Русской Православной Церкви — был поднят Святейшим Патриархом Алексием при посещении им Восточных Патриархов в 1945 г. В 101-й год существования Миссии, 17 сентября 1948 г., Святейший Патриарх назначил архимандрита Леонида (Лобачева) начальником Русской Духовной Миссии в Палестине, а протоиерея В. Елховского — его помощником.

Миссия прибыла в Иерусалим 30 ноября 1948 г. Получив благословение Патриарха Иерусалимского Тимофея, новый руководитель Миссии приступил к выяснению имущественных прав Русской Православной Церкви, к приведению в порядок имущества Миссии.

На основании соответствующих актов, Русской Духовной Миссии в Палестине было возвращено значительное имущество в Иерусалиме (новый город), Айн Кареме (Горнем), Яффе, Хайфе, Назарете, Кармиле, Тивериаде, Магдале и др. местностях. Возвращенное имущество нуждалось в немедленных восстановительных работах. Когда весной 1949 г. враждующие в Палестине стороны заключили перемирие, Миссия приступила к восстановлению Троицкого собора и храма св. мученицы Александры в Миссии, церкви свв. апп. Петра и Павла в Яффе, церкви св. пророка Илии на горе Кармил и церкви Казанской Божией Матери в Горненском монастыре. Значительные средства были затрачены на капитальный ремонт зданий Миссии и монастыря. Одновременно развернулись работы по исправлению водоснабжения, столь важного в местных условиях, и начались работы по приведению в порядок больших садов Миссии. С первых же дней было установлено ежедневное совершение богослужений для насельников Миссии и паломников.

Согласно указу Его Святейшества от 30 декабря 1949 г., в Иерусалим была направлена новая Миссия с епископом Изборским Владимиром (Кобец) во главе и с двумя членами — священниками Д. Москалевым и В. Костиным.

Продолжая восстановление своего хозяйства и поддерживая дружеские отношения с Иерусалимской Православной Патриархией, Духовная Миссия Русской Православной Церкви стремится к тому, чтобы оградить в Палестине интересы Православия и православных паломников.


В 1898 г., в день Благовещения, в Троицком храме Александро-Невской Лавры епископ Супурганский Иона, вместе с подчиненными ему клириками и верующим сирийским народом Ирана, был воссоединен с Православием, как пребывавший до того в несторианской ереси. Одновременно Святейший Синод, «для содействия епископу Ионе в предлежащих ему святительских трудах и для устроения православных церквей и церковных школ», направил в Урмию Русскую Духовную Миссию.

Успешная деятельность Миссии была прервана войной 1914—1918 гг., когда члены Миссии вынуждены были эвакуироваться в пределы России на Кавказе.

Но, несмотря на бедствия православной паствы Урмии, она сумела сохранить свою верность Православию. Епископ Урмийский и Саламасский Иоанн, находившийся в ведении раскольничьего Карловацкого Синода и пребывающий сейчас с паствою в Ираке, подал Святейшему Патриарху Алексию, во время краткого его пребывания в Багдаде [7], прошение о своем воссоединении с Матерью-Церковью Русской.


Еще при Петре Великом в г. Амстердаме появилась русская православная церковь. Перенесенная в начале XIX в. в Гаагу, во дворец королевы, эта церковь продолжала оставаться единственным светочем Православия в среде протестантского населения Голландии. Перед войной 1914 г. голландское правительство предоставило православному приходу прекрасный земельный участок для построения храма.

Но возникший в 1920 г. раскол в среде иерархов Русской Православной Церкви за границей коснулся и Гаагского прихода. До сентября месяца 1945 г. он находился в подчинении Митрополита Евлогия и затем вместе с ним воссоединился с Матерью-Русской Церковью.

Настоятелем русского православного прихода в Гааге в 1936 г. Митрополит Евлогий назначил иеромонаха Дионисия (Лукина).

В декабре 1937 г. в Гааге был торжественно освящен новый храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины. Этот храм был построен на средства православных и сочувствующих Православию голландцев.

Православные богослужения в новом храме с его прекрасной живописью в древнерусском стиле начали привлекать многих русских и голландцев. Начались случаи перехода в Православие и приход стал расширяться. В 1938 г. образовалась православная община в Амстердаме и ее настоятелем был назначен иеромонах Дионисий, который устроил в наемном помещении постоянную церковь во имя св. великомученика Пантелеймона. Верный Московской Патриархии священник Н. Щ. Вечор († 1946 г.) основал в Гаарлеме часовню св. великомученика Пантелеймона и приступил к совершению богослужений для местных православных русских и голландцев. Таким образом, в Голландии имеется теперь три православных общины.

Заметное тяготение голландского населения к Православию заставило настоятеля Гаагского прихода перевести православное богослужение на голландский язык. Были также переведены отдельные места их творений св. Отцов и составлен на голландском языке учебник Закона Божия для детей.

В августе 1946 г. архимандрит Дионисий обратился к Святейшему Патриарху Алексию с ходатайством об учреждении в Голландии Православной Миссии. 18 апреля 1947 г. Его Святейшеством был утвержден устав Православной Миссии в Голландии.

Летом 1948 г. начальник Миссии архимандрит Дионисий и секретарь Миссии ван Эпенхайзен присутствовали на торжествах 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и принимали участие в Московском Совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей.

А. Буевский

[1] Крепость на левом берегу р. Амура против Нерчинска.

[2] «Положение о Российской Духовной Миссии в Китае», п. 2.

[3] Синологи — специалисты по синологии, т. е. в области науки о китайском языке, о литературе, истории и культуре Китая.

[4] Архиепископ — с 1921 г. и Митрополит — с 1931 г.

[5] См. «Ж. М. П.» 1949 г. № 8, стр. 11—12.

[6] Митрополит Феофил (Пашковский) (1874—1950) — глава так называемого «американского раскола», умер под церковным прещением.

[7] Это было в 1945 г., во время паломничества Святейшего Патриарха ко Гробу Господню.

Система Orphus