ЗАЩИТА МИРА

Борьба за мир в самом разгаре. Идет напряженный бой. Немалое участие принимают в нем христиане всех исповеданий. Поэтому особенно ответственна сейчас деятельность рядовых христианских пастырей. Поскольку защита мира для христиан является нравственным долгом, никто из них не имеет права быть пассивным и инертным в этом отношении, если он хочет заслужить звание делателя неукоризненного (2 Тим. 2, 15).

Идея мира — это одна из центральных новозаветных идей и, как таковая, помимо общечеловеческих соображений, близка и дорога сердцу каждого христианина и, особенно, сердцу пастыря Христова стада. Эта идея утверждена непререкаемым для всякого верующего авторитетом Священного Писания. Если Божественный Учитель заповедал нам мир, если мы ежедневно слышим за Божественной литургией Его слова о том, что миротворцы — блаженны, то нашей обязанностью является неуклонное осуществление указанной заповеди. Из нее с необходимостью исходит насущная задача каждого пастыря на сегодняшний день — возращение мира, прежде всего, в своей душе и, далее, — утверждение этого мира вовне, к чему защита международного мира всеми доступными нам средствами (молитва, проповедь, слово убеждения, моральный авторитет, подписи под актами мира и т. д.) имеет непосредственное отношение.

Сейчас воистину «жатвы много» (Мф. 9, 37), велика возможность для осуществления заповеди о мире и миротворцах и «время благоприятно» (2 Кор. 6, 2) для воплощения этой христианской задачи. Хочется думать, что широкое участие в движении за мир людей и разных религиозных и даже политических воззрений явится «днем спасения» (2 Кор. 6, 2) и многих из них приблизит к воплощению нравственной красоты и величия христианского учения.


Божественное Откровение свидетельствует о том, что человек, созданный по образу и подобию Божию, первоначально обладал полнотой мира и блаженства. Но он не устоял в добре; совершилось его грехопадение. «Одним человеком грех вошел в мир» (Римл. 5, 12), и факт этого грехопадения резко нарушил состояние первоначального мира и гармонии.

Был нарушен, прежде всего, внутренний мир человека с Богом (ибо человек-грешник не мог себя чувствовать близким безгрешному Богу) и с совестью. Вместе с тем, взаимное содружество и любовь людей, в результате греховного эгоизма и себялюбия, уступили место вражде и разобщенности. Враждебные отношения между отдельными личностями и группами людей стали обычным явлением для падшего человечества. Войны, столь частые в древнее время, вошли в сознание народов, населявших тогда землю, в качестве естественного и неизбежного явления. Чередование мира и войны представлялось им таким же нормальным явлением, как, например, смена времен года. Опираясь на Священное Писание Ветхого Завета, ап. Павел так характеризует падших людей: «Яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира» (Римл. 3, 13—17).

Но лучшие люди древнего времени хранили память о первоначальной полноте мира и блаженства. Просвещенные Святым Духом ветхозаветные писатели, утешая израильский народ обетованиями Божиими

о грядущем спасении, представляют Мессию — Спасителя именно как Царя мира и Царство Его, как Царство всеобщего и полного мира и любви. С наступлением его, по пророчеству пророка Исаии, люди «перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4).


С пришествием в мир Спасителя долгие века ветхозаветной ночи сменились «днем спасения» (2 Кор. 6, 2). Когда занялась заря этого дня, когда родился Младенец-Спаситель, пастухи услышали ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лук. 2, 14). Какой это мир? Конечно, прежде всего, мир внутренний, дарованный Спасителем всем верующим в Него; тот «покой» душевный, который обретают «все труждающиеся и обремененные», идущие к своему Господу и научающиеся от Него (Мф. 11, 28); тот благодатный мир, который преподает непрестанно за каждым богослужением Святая Церковь своим чадам, когда архиерей или священник с благожеланием мира благословляет народ, а верующие преклоняют свои головы и с чистым сердцем приемлют его благословение и благожелание. Но ангельское благовестие дорого для христиан и в том смысле, что мир, низведенный Спасителем с неба в человеческие сердца, распространится вовне и, побеждая всяческую вражду, злобу и нестроения, заполнит собой всю землю.

Пришедший во плоти Сын Божий, Христос Спаситель подъял грехи многих (Евр. 9, 28), грехи всего человечества и «примирил» падшего человека с Богом посредством Креста, убив вражду на нем (Ефес. 2, 16). Он восстановил человека в его первозданном достоинстве. Люди, «бывшие некогда далеко» от Бога, «стали близки» к Нему «Кровию Христовою» (Ефес. 2, 13). Господь «дал власть» верующим во имя Его «быть чадами Божиими» (Ио. 1, 12). Чувство горькой отчужденности от Бога, болезненно переживавшееся людьми Ветхого Завета, сменилось в сердцах христиан ощущением благодатной близости к Нему, как к своему Небесному Отцу. Принося искреннее, нелицемерное покаяние, христиане получают, в силу крестных страданий Спасителя, прощение тех грехов и прегрешений, в которых они каются.

Вот почему Сам Христос в прощальной беседе с учениками перед Своими вольными страданиями сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ио. 14, 27). Этот же благодатный мир воскресший Господь преподал апостолам, когда, став «посреди их», произнес: «Мир вам» (Лк. 24, 36).

Свв. апостолы, свято храня и преподавая верующим дарованный им Господом благодатный мир, учили, что Царство Божие, которое «внутри нас» — это «праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17); что «мир Божий» (Кол. 3, 15) есть плод обитания Святаго Духа в душе человека (Гал. 5, 22—23) и поэтому он должен «владычествовать в сердцах» христиан (Кол. 3, 15).

Этот «владычествующий» в сердце христианина небесный мир не остается спрятанным в глубине человеческого духа, но непременно отражается на всем поведении христианина, на всех взаимоотношениях его с окружающими людьми. Стремление к миру со всеми — это прямое следствие второй наибольшей заповеди, указанной Спасителем, заповеди в любви к ближнему, а плоды исполнения этой заповеди ясно указаны Господом в Его словах: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Исполнение этого завета, — по мысли св. Тихона Задонского, — для христианина важнее, чем даже исполнение заповеди о милостыне, ибо милостивые только помилованы будут, а миротворцы будут наречены сынами Божиими. В другом случае, сказав в повелительной форме Своим ученикам: «Мир имейте между собой» (Мр. 9, 50), Господь установил миролюбие непреложным законом жизнедеятельности христианина.

Апостолы восприняли слова Учителя и Господа о любви и мире как свою жизненную задачу. Эти святые Божественные слова они пронесли во все концы вселенной. Своим подвигом, своими трудами, укрепляемые свыше благодатию Божией, апостолы насаждали любовь, мир, братство в основанных ими христианских Церквах и, таким образом, создавали христианский мир. Они завещали и всем христианам созидать мир, распространять его на все человечество. «Ищи мира и стремись к нему» (1 Петр 3, 11); «старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12, 14); старайтесь «сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3), «снисходя друг ко другу любовию» (Ефес. 4, 2); стремитесь «искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл. 14, 19) — вот некоторые из многочисленных призывов к миру с ближними, которые встречаются на страницах апостольских посланий. Почти все дошедшие до нас послания апостолов начинаются или заканчиваются благожеланием мира. Например: «Благодать вам и мир да умножится» (I Петр. 1, 2; ср. 2 Петр. 1, 2; Римл. 1, 7; 1 Кор. 1, 3; 2 Кор. 1, 2 и др.).

Весьма знаменательно, что Бога апостолы часто называют «Богом мира». Например: «Бог же мира да будет со всеми вами» (Римл. 15, 33); «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33); «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фесс. 3, 16; ср. Римл. 16, 20; 1 Фесс. 5, 23).

Таким образом, если Бог христианина — Бог мира и любви, то совершенно очевидно, что и верующие в Него должны быть «чадами мира» по преимуществу, т. е. должны созидать и хранить мир. Отсюда — вокруг истинного христианина непременно образуется атмосфера мира, в которой простое внимание друг ко другу постепенно перерастает в согласие, в дружбу и завершается единством в любви.

Новозаветное учение о мире все верные последователи Христа свято хранили в своих чистых сердцах и неуклонно осуществляли в своей жизни. Вспомним, как преп. Сергий Радонежский примирял враждовавших удельных князей; какой любовью ко всем дышали преп. Серафим Саровский, святитель Тихон Задонский и другие подвижники Земли Русской, и мы поймем, что в этой жизни к миру призвал нас Господь, а не к вражде.


Но, обращаясь к современной действительности, мы видим, что заповеди Спасителя и апостольские призывы к миру забыты многими христианами. Вне пределов нашей Родины, как это ни странно, некоторые последователи Христа, в том числе и церковные руководители, отказываются поставить свою подпись под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомной бомбы. Более того, они проповедуют неизбежность войны, усматривая в ней путь к умиротворению народов.

Такую проповедь нельзя назвать иначе, как изменой Евангелию, изменой Христу, благовествовавшему «мир дальним и близким» (Ефес. 2, 17). Но, вопреки Христу, проповедники атомного умиротворения человечества стремятся не к согласию живых сердец, а к мертвому покою кладбища, в которое может превратиться часть нашей планеты, если война разгорится. По адресу христиан, надеющихся на атомную бомбу более, чем на Бога, Митрополит Николай еще на Первом Всемирном Конгрессе сторонников мира сказал: «Мы... с изумлением взираем на... попытки прикрыть священными для нас христианскими, евангельскими лозунгами эти проявления злобы и сатанинской ненависти» [1].

Но с того времени, когда были сказаны эти слова, число христиан, осудивших применение атомной бомбы, чрезвычайно умножилось и продолжает умножаться с каждым днем. Многие члены тех Церквей, руководители которых идут против сторонников мира или стараются быть в стороне от этого движения, во всеуслышание заявляют о несогласии с позицией своих духовных вождей и, следуя велению христианской совести, обличают их за вопиющее отступление от евангельских заветов. Так, напр., немалое число членов католической Церкви своим присоединением к Стокгольмскому Воззванию открыто осудило защиту поджигателей войны римским папой.

Как сообщали газеты, на стене одного из зданий в итальянском городе Комо рукою паломника, приехавшего на религиозное торжество «святого года», была сделана надпись: «Запретить атомную бомбу». А польские священники-католики, делегаты первого Всепольского съезда сторонников мира, приняли такое обращение ко всем католикам: «Долой войну! Долой уничтожение и гибель людей! Мы вместе с польским народом являемся активными сторонниками и защитниками мира и стремимся словами и действиями помешать войне. Пусть все католики мира вместе с нами потребуют запрещения атомной бомбы, запрещения гонки вооружений, запрещения агрессии и грубого насилия над свободными народами» [2].

Французский аббат Булье, жестоко преследуемый католической реакцией за участие в защите мира, своими выступлениями ясно показывает, что он включился в борьбу за мир, движимый христианскими убеждениями. Ему следуют и многие другие католические деятели и священнослужители, желая сохранить верность евангельским заветам.

Осуждая недавнее выступление архиепископа Кентерберийского Фишера против сторонников мира, 38 видных деятелей Англиканской Церкви (X. Джонсон, свящ. Стэнли Эванс и др.) ясно выразили свою позицию в следующих словах: «Атомная бомба несовместима с истиной и справедливостью. Поэтому, когда нас просят подписаться под петицией, требующей запрещения бомбы, мы, как христиане, должны сделать это. Мы считаем, что борьба за справедливость и мир ведется по велению Бога» [3].

Так, истинные христиане, следуя новозаветному учению о мире, осуждают не только прямых защитников и проповедников войны, но и тех, которые утверждают ее неизбежность.

В действительности война не является неизбежной, если к предотвращению ее христиане мобилизуют свою добрую волю и сделают благовестие Христово о любви и мире основой своей жизни. Тогда истина и справедливость восторжествуют над проповедью человеконенавистничества и эгоизма и надолго утвердят мир во всем мире.

Свящ. С. Борздыка

[1] Митрополит Николай, Речь на Всемирном Конгрессе сторонников мира «Ж. М. П.» 1949 г., №. 5, стр. 14.

[2] «Новое время» 1950 г., № 39, стр 6.

[3] «Новое время» 1950 г., № 38, стр. 4—5.

Система Orphus