Древнейшая святыня обители преп. Сергия — Троицкий собор является ценнейшим историческим и художественным памятником первой четверти XV столетия. Построенный в 1423 г. (дата по. И. Э. Грабарю) собор вскоре был украшен иконостасом, живопись которого связана с творчеством гениального русского художника XV в. Андрея Рублева († 1430 г.).
В житии преп. Никона рассказывается о том, как он сокрушался, видя, что построенный им над гробом преп. Сергия храм — нынешний Троицкий собор — остается неукрашенным живописью. Предчувствуя близкую кончину и желая еще собственными глазами видеть церковь расписанной искусными мастерами и украшенной хорошими иконами, преп. Никон «сбирает скоро живописцы мужи изряды велми, всех преосходящи, в добродетели сврьшени, Даниил именем, Андрей спостник его» [1].
Окончательно реставрированный несколько лет тому назад, иконостас Троицкого собора стал доступен для изучения и привлек своей исключительной художественной ценностью внимание искусствоведческой науки, лучшие представители которой в настоящее время заняты его изучением.
Установление авторства Рублева, при наличии рук нескольких мастеров с их своеобразной манерой письма у каждого, — задача нелегкая, принимая во внимание отсутствие каких-либо документальных данных, кроме приведенных выше общих сведений из жития преп. Никона. Отсюда — получение каких-либо дополнительных художественных памятников в таком комплексе, каковым является Троицкий собор, чрезвычайно необходимо. Мы не будем останавливаться на иконе Св. Троицы, являющейся бесспорным и наилучшим произведением Андрея Рублева. Этот шедевр служит отправным моментом в изучении творчества гениального мастера в области его станковых работ (икон). Говоря о важности открытия новых его произведений в соборе, мы имеем в виду роспись внутри собора, на его стенах, которая, согласно летописным данным, должна бы находиться под многими слоями записей. Сохранилась ли Рублевская живопись на стенах? Вот вопрос, который издавна занимал ученых. Ответ на этот вопрос могло дать лишь реставрационное раскрытие фресок собора.
Московская Патриархия ассигновала значительные средства и привлекла для раскрытия древних фресок лучшие силы Центральной проектно-реставрационной мастерской Министерства городского строительства. Уже более года ведутся капитальные реставрационные работы под руководством крупнейших искусствоведов: академика И. Э. Грабаря, проф. Н. П. Сычева и других.
Следует сказать несколько слов о состоянии живописи до производства этих работ.
Вся древняя стенопись собора закрыта слоем масляной шпаклевки, толщиной от 4,5 до 10 мм, на которую нанесена масляная живопись 1854 г., являющаяся позднейшей записью, к тому же мало художественной. Толстая шпаклевка, являясь своеобразной непроницаемой броней, мешает стенам «дышать», т. е. выделять из себя влагу, в результате чего наблюдается разрушение белого камня, из которого состоит кладка собора. Влага, ища выхода, во многих местах «отпучивает» и разрушает древнюю живопись вместе со штукатуркой.
Реставрационная работа, производящаяся пока на западной стене собора, началась с удаления шпаклевки вместе с живописью 1854 г., под которой обнаружилась более ранняя запись 1835 г., выполненная также масляными красками. При сравнении обеих записей оказалось, что живопись 1854 г. совершенно изменила тематику записи 1835 г., которая более точно дублировала древнюю живопись, что обнаружилось по снятии третьей записи, выполненной темперой [2] в 1777 г. Темпера весьма крепка и трудно поддается действию реактивов. Она в свою очередь лежит на густом слое стосорокалетней копоти, закрепленной к тому же при ремонте 1777 г. лаком. По снятии копоти обнаружилась роспись XVII в., датируемая, согласно архивным документам, 1635 годом. Этой росписью покрыт основной штукатурный слой стены.
Итак, в процессе реставрационных работ, после снятия четырех позднейших наслоений, удалось выявить лицо древней живописи, но она, к сожалению, не оказалась первоначальным письмом XV столетия, а всего лишь росписью XVII в.
Таким образом, подтвердились документальные данные об уничтожении древнейшей рублевской стенописи и замене ее в 1635 г. новой росписью. Однако все же не утрачена надежда найти хотя бы отдельные фрагменты живописи XV столетия.
Что же представляет собой стенопись 1635 г.?
Прежде всего, следует заметить, что она лежит непосредственно на довольно тонком штукатурном слое, местами напоминающем скорее подмазку. Кое-где из-под штукатурки выявляются плоские широкие шляпки кованых гвоздей, служивших подсобным средством крепления штукатурки. Сам по себе штукатурный слой крепок и имеет в своем составе волокна льна, употреблявшегося с целью более надежного сцепления частей штукатурки между собой и во избежание трещин.
Стенопись 1635 г. характеризуется применением комбинированного способа обработки поверхности. По основному тону, наложенному по сырой штукатурке (способ под названием а-фреско) после высыхания, окончательно и плотно пройдено темперой. Подобный комбинированный способ росписи был довольно обычным явлением в живописи XVII в. и заменил собой более древний способ а-фреско, требовавший от мастеров быстрых и безошибочных приемов работы, ибо не допускал позднейших исправлений.
Раскрытая в Троицком соборе в процессе реставрационных работ живопись 1635 г. имеет глубокую и довольно грубую графью, т. е. следы от процарапывания острым предметом по контурам изображений. Это делалось с расчетом, чтобы мастер не мог сбиться с рисунка при обработке живописной поверхности: будь то лики, или фигуры, или окружающая обстановка.
Роспись оказалась средней сохранности и, что всего печальнее, потерпела значительные утраты целых композиций на отдельных частях стен здания. Однако, при условии ретуши и тщательного восстановления утраченных фрагментов, она должна выглядеть весьма неплохо и целостно и, что самое главное, даст возможность увязать живопись иконостаса со стенами собора условным стилем XV—XVII вв. Это будет само по себе важным достижением в таком выдающемся памятнике, каковым является Троицкий собор.
В своей раскрытой части (приблизительно, 1/3 всей живописной поверхности) стенопись представляет собой цикл изображений из земной жизни Иисуса Христа, последовательно развертывающихся в горизонтальных поясах. По оводам арок и столбам размещены попарно отдельные фигуры святых.
При внимательном рассмотрении росписи можно заметить в ней наличие рук нескольких мастеров весьма различного достоинства. Еще несвоевременно говорить о стилистических особенностях и характере росписи, но уже по открытой части можно судить о там, что она представляет собой типичное русское национальное творчество, без наличия влияния на него элементов западных мотивов, что будет являться характерным моментом для более позднего времени. Здесь еще очень сильны традиции русской живописи XVI ст. Так, напр., в картине, изображающей притчу о блудном сыне, вместо отца изображен Сам Иисус Христос, как это мы наблюдаем в росписи Дионисия в Ферапонтовой монастыре 1502 г. Изображения традиционно расположены по горизонтальным поясам, оконтуренным простыми красными каймами, без вертикальных разграничений. Еще отсутствует уплотненность и вытянутость композиций, наоборот, они расположены свободно и между собой разграничиваются группами зданий.
Можно предположить, что живописцы XVII ст. застали Рублевскую роспись собора еще нетронутой, хотя изветшавшей и закопченной, и в процессе работ преломили в своем сознании художественные традиции XV и XVI вв. Поэтому стенопись Троицкого собора безусловно найдет свое место и получит значение в науке искусствознания, тем более что подобных росписей, к тому же еще реставрированных и имеющих дату возникновения, у нас весьма немного.
Надо полагать, что вся стенопись, которая некогда имела интенсивный голубой фон, хорошо сочетавшийся с довольно мягким благородным колоритом изображенных на нем композиций, не звучала резким диссонансом рядом с блестящей живописью иконостаса.
Ниже поясов, изображающих земную жизнь Иисуса Христа, расположены композиции из истории Вселенских соборов. Но имея в виду их более позднее происхождение (XVIII в.), нельзя судить об их первоначальном возникновении в живописи 1635 г.
Таковы в общих чертах результаты раскрытия стенописи западной части собора. Лишь по окончании выявления всей живописной поверхности можно будет судить о. том, что представляла собой эта роспись в тематическом и художественном отношении.
Одновременно с раскрытием живописи в дальнейшем, будет произведена работа по тщательному укреплению древнего штукатурного слоя, во многих местах грозящего отпадением. В основном она будет заключаться в нагнетании специального штукатурного состава во внутренние пустоты, с целью устройства так называемых «маяков», или «пробок». Назначение их должно состоять в частичном прикреплении штукатурки к белокаменной стене, что даст возможность закрепления древней штукатурки на долгие годы.
Подобный подход к реставрации росписи Троицкого собора, при наличии всех перечисленных сложностей в ходе работ, ясно и убедительно говорит о большом и серьезном почине, предпринятом Московской Патриархией. Этот почин должен послужить добрым примером для аналогичных работ, хотя и несравненно менее ответственных во всех наиболее ценных в художественном отношении храмах, подведомственных Патриархии.
Ответственные же в приходах лица должны тщательно оберегать церковное художественное наследство и осторожно подходить к вопросам его ремонта и реставрации. Одновременно им необходимо учесть опыт работы, проводимой в настоящее время в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Иеромонах Сергий
[1] «Вопросы реставрации». «1-й сборник Центральных государственных реставрационных мастерских». Москва, 1926 г. статья И. Э. Грабаря: «Андрей Рублев», стр. 14.
[2] Краски, смешанные с яичным желтком, жидким клеем, медом и липкой жидкостью, получающейся после вываривания в воде пергамента.