Из Владимирской епархии

КАФЕДРАЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР Г. ВЛАДИМИРА

Успенский собор в г. Владимире, согласно свидетельству летописей, сооружен был великим князем Андреем Боголюбским в годы 1158—1161. Этот выдающийся памятник церковной архитектуры, сохранившийся до настоящего времени, приковывает к себе взоры изумительной стройностью архитектурного плана и замечательной стенной живописью.

Величие и красота Успенского собора до сих пор вызывают восхищение не только простых людей, но и специалистов-строителей. Последние отмечают удивительную пропорциональность частей и гармоничность архитектурных форм храма, что свидетельствует о высоком уровне строительного искусства в древней Руси.

Из летописных сказаний известно, что по типу этого собора был создан и Успенский собор в Москве. С этой целью в г. Владимир был отправлен итальянский зодчий Аристотель Фиоравенти, славившийся тогда на Западе своим искусством и приглашенный русским правительством для постройки московского Успенского собора. Спустя некоторое время во Владимир были присланы из Москвы «мастера и каменосечцы, чтобы видети тое церкви и меру сияния с нея. Они же, шедше, тамо видеша храм Пречистыя, удивишася зело красоте здания Ея и величеству, и высоте и возвратишася в Москву, и яшася за дело».

В наружном виде Владимирского собора, после смерти князя Андрея, произведено было некоторое изменение. Громадный пожар 1185 г., охвативший весь город, причинил значительные повреждения и собору: в нем сгорели дубовые стенные связи, что могло повлечь разрушение стен. Чтобы укрепить их и сохранить на долгие годы, были воздвигнуты, на некотором расстоянии от основных стен, новые белокаменные стены; ими собор оказался облеченным как бы в некий футляр. Образовавшаяся между новыми и старыми стенами галерея предназначалась быть усыпальницей членов княжескаго рода и местных епископов.

Входные двери и окна в новой пристройке, а также украшения новых стен сделаны были по образцу и в стиле основного сооружения. В связи с пристройкой, над сводчатой кровлей собора воздвигли четыре дополнительных главы на особых трибунах, по образцу центральной главы. Размеры собора после этих переделок расширились, благодаря чему он стал еще величественнее.

Белый камень, из которого сооружен Успенский собор, приобретен был в земле камских болгар; он доставлялся на место постройки водным путем — по Каме, Волге, Оке и Клязьме. Разгрузка судов с камнем производилась при впадении в Клязьму реки Нерли. На этом месте стоит и доныне «собор Покрова на Нерли», сложенный одновременно с Успенским собором из тех же белых камней и представляющий по архитектуре миниатюрную копию последнего. Памятник этот, как и Успенский собор, находится под особой охраной Исторического отдела Академии Наук СССР.

Для внутренней росписи храма князем Андреем Боголюбским были приглашены искуснейшие мастера того времени, русские и византийские. Эта роспись была предметом особой гордости великого князя Андрея, и он охотно показывал ее прибывавшим во Владимир иноземным гостям.

Гор. Владимир и его святыня на протяжении своей многовековой истории не раз страдали от стихийных бедствий и от нашествия врагов. Особенно значительные разорения причинили городу и собору татарские набеги. Так, в 1382 г. город и собор были разорены ханом Тохтамышем, который не смог унести с собою только соборные стены. В 1411 г. хан Галыч, а в 1521 — хан Махмет-Гирей причинили великое опустошение собору. Особенно губительно отозвались эти разрушения на фресковой и иконной живописи, которая к концу XIV столетия оказалась сильно поврежденной.

Однако русские люди бережно хранили свои святыни. В начале XV века живопись Успенского собора была возобновлена и пополнена знаменитыми художниками-иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Иконниковым. Работы этих художников во Владимире являются событием большого значения, поскольку их мастерство создало новую эпоху в истории русского искусства.

До нашего времени Успенский собор г. Владимира дошел также в поврежденном состоянии.

В настоящее время церковная община собора заключила договор со специальной проектно-реставрационной мастерской на производство восстановительных работ по собору. Началась установка лесов, лестниц и деревянных настилов. Производится ремонт кровли, изготовляются оконные рамы в количестве 84 штук, для замены обветшавших.

По станковой живописи также ведутся реставрационные работы: восстановлены иконы «праведной Елисаветы» и «св. пророка и Предтечи Иоанна». 20 июля с. г. заключен договор со специальной проектной мастерской для реставрации фресок Рублева.

Современные верующие русские люди не забывают примера своих благочестивых предков, заботившихся о сохранении своей святыни, принимают меры к восстановлению этого ценнейшего памятника русского искусства.

Епископ Онисим

Система Orphus