СВ. АПОСТОЛ ПАВЕЛ

(Его жизнь и деятельность) [1]

Первое и второе миссионерские путешествия ап. Павла и ап. Варнавы

Обозрение второй половины жизни апостола Павла заключает в себе историю его трех миссионерских путешествий, во время которых он основал целый ряд Церквей в Малой Азии и на европейском континенте. В связи с этими путешествиями появились и послания ап. Павла, в которых апостол глубоко раскрыл целый ряд евангельских вероучительных и нравоучительных истин.

Все три путешествия своим исходным пунктом имели Антиохию, ставшую колыбелью для христиан из язычников.

Первое свое путешествие ап. Павел совершил в сопровождении Варнавы и его племянника Иоанна Марка. Начало его падает на 45-й год.

Из приморского города Селевкии, служившего портом для Антиохии Сирийской, апп. Павел, Варнава и Иоанн Марк отплыли на остров Кипр — ближайший к Антиохии остров Средиземного моря — отечество Варнавы. Варнава имел здесь родство и знакомство, через которое легко можно было завязать сношения с местным населением. Все это делало Кипр удобным местом для просвещения язычников. Они обошли весь остров от востока к западу.

Религиозно-нравственное состояние населения Кипра было тяжелое. Здесь почитали и греческих богов, особенно богиню Афродиту (роскошный храм, посвященный ей, находился в главном городе острова — Пафе); здесь же процветал египетский культ Озириса и Изиды и целый ряд восточных культов с их мистическим направлением. Нравственность населения была невысока: склонность к волшебству, магии, суевериям, плотская невоздержанность — вот характерные черты нравственности кипрян.

Согласно повелению Господа (Матф. 10, 6), апостолы со своею проповедью Евангелия прежде всего обращались к иудеям в синагогах иудейских, возвещая им о явившемся Мессии. Синагоги иудейские представляли и самые удобные места для проповеди, так как там господствовала свобода слова; наконец, синагоги были оазисами истинного Богопознания среди пустыни идолопоклонства и, вместе с тем, сборными местами для прозелитов — «пришельцев врат» — из язычников, которые занимали средину между иудеями и язычниками и, следовательно, могли быть посредниками при возвещении Евангелия язычникам.

С такою проповедью ап. Павел и его спутники дошли до столицы Кипра Пафа, где жил римский проконсул Сергий Павел, которого Дееписатель называет человеком «разумным» [2].

Важнейшим событием и успехом первого миссионерского путешествия было обращение на острове Кипре римского проконсула Сергия Павла в христианство. Стремясь к познанию истины и не удовлетворяясь народной религией и языческой философией, он держал при себе лжепророка-иудеянина, по имени Вариисуса, который посвящал его в тайны восточной философии и мистические учения.

Вариисус, который называл себя арабским именем Елимы, т. е. мудреца, старался отклонить проконсула от слушания проповеди апостола, грозившей его ремеслу, но ап. Павел поразил его слепотой. Это внезапное чудесное наказание решило обращение проконсула в христианство.

Закончив дело проповеди на Кипре, проповедники перебросили свою деятельность в Малую Азию, густо населенную преимущественно греческими и восточными народностями; во всех крупных административных и торговых центрах немало было и евреев. Евреи носили название «еллинов», т. е. говорящих на греческом языке. Еврейские общины имели свои синагоги.

Первый город на малоазийском континенте был Пергия в Памфилии. Здесь Иоанн Марк оставил проповедников и отправился в Иерусалим [3].

Из Пергии проповедники отправились в Антиохию Писидийскую, многолюдный торговый город Малой Азии, лежавший на скрещении торговых путей, шедших от берегов Средиземного моря вглубь Азии. В первую же субботу ап. Павел, по приглашению начальников (старейшин) синагоги, произнес речь, исполненную высоких мыслей, увлекательности и силы красноречия [4]. В этой речи он рассказал о благодатных отношениях Бога к Израилю, возвестил пришествие Мессии, Его смерть и воскресение, указал на условия прощения и оправдания человека перед Богом через веру в Христа Спасителя и закончил грозным предупреждением против неверия. Проповедь произвела сильное действие на присутствующих в синагоге, и они просили апостола в следующую субботу изложить свое учение более подробно.

Весть о проповеди Евангелия — спасения и оправдания человека — облетела весь город, и в наступившую субботу в синагогу собрался почти «весь город», т. е. иудеи, прозелиты и язычники. Но начальники (старейшины) синагоги, слыша в проповеди апостола несогласное, по их взглядам, с учением закона Моисеева, а, может быть, по побуждениям зависти, прерывали проповедь апостола частыми противоречиями и злословием. Ввиду такого их отношения ап. Павел объявил старейшинам синагоги, что они сами делают себя недостойными спасения и вечной жизни и что теперь он идет к язычникам со словом евангельского спасения, так как Мессия — Христос Спаситель должен быть светом и источником блаженства для народов до последнего края земли.

Язычники возрадовались, многие из них уверовали, и слово Божие разнеслось по всей Писидийской стране. Однако старейшины сумели подстрекнуть почетных женщин, расположенных к иудейству, а через них и их мужей, и они изгнали апостолов Павла и Варнаву из города [5].

Из Антиохии Писидийской проповедники отправились к востоку и пришли в Иконию, лежавшую при подошве Тавра и являвшуюся тогда главным городом в Ликаонии. В Иконии проповедники пробыли «довольно времени», и проповедь их имела большой успех, так как «уверовало великое множество иудеев и еллинов», т. е. прозелитов из язычников.

Но апостолы принуждены были удалиться оттуда потому, что язычники и неверующие иудеи посягали на их жизнь [6].

Из Иконии проповедники перешли с проповедью в Листру и Дервию — Ликаонские города. Ввиду чудесного исцеления ап. Павлом в Листре хромого от рождения суеверный народ принял проповедников за греческих богов: Варнаву, имевшего представительную наружность, — за Зевса, и ап. Павла, отличавшегося красноречием, — за Гермеса. Жрец же идола Зевса хотел принести жертву в честь нисшедших на землю богов, и только вмешательство ап. Павла и Варнавы отвратило народ от выполнения этого намерения.

Однако пришедшие из Антиохии некоторые иудеи возбудили толпу против апостолов: ап. Павел был забросан камнями и, как убитый, вытащен за город. Но Бог хранил Своего избранника: апостол остался жив и с проповедью Евангелия двинулся в Дервию, в соседний город с Лиcтрой.

В Дервии также было много принявших евангельское учение. Насаждая веру Христову, апостолы вместе с тем организовали и церковную жизнь во всех местах, где они были: обучали будущих пресвитеров; затем их рукополагали; налаживали богослужение, созидали церковную жизнь. Город Дервия был конечным пунктом проповеди апостолов.

На обратном пути из Дервии апостолы посетили организованные ими юные Церкви и, не заходя на Кипр, отбыли в Антиохию Сирийскую [7].

Прибывши в Антиохию, апостолы рассказали Антиохийской Церкви об успехах миссионерского путешествия и о том, как Господь «отверз дверь веры язычникам» [8]. Путь, пройденный апостолами, равнялся почти двум тысячам километров; совершали они его «по-апостольски», т. е. пешком, за исключением морского пути. По всем данным, о чем будет сказано несколько ниже, ап. Павел и Варнава возвратились из путешествия в 48 г. Таким образом, все путешествие заняло время с 45 по 48 г., т. е. три с половиной или около четырех лет.

Первое миссионерское путешествие, возглавленное ап. Павлом, имело большое общехристианское и общецерковное значение. Это миссионерское путешествие было первым и полным осуществлением идеи самостоятельности христианства и его универсальности как учения, предназначенного Богом для спасения всех людей без различия национальности. В частности, первое путешествие предрешило вопрос об условиях принятия язычников в Церковь Христову без соблюдения обрядового закона Моисеева.

Второму миссионерскому путешествию ап. Павла предшествовали обстоятельства чрезвычайной важности — созыв Апостольского Собора в Иерусалиме. Поводом к созыву этого Собора явилось следующее обстоятельство. По прибытии в Антиохию апостолов Павла и Варнавы, туда пришли из Иерусалима христиане, обратившиеся ко Христу из строгого фарисейства, и стали проповедывать христианам из язычников, что для вступления в Церковь Христову недостаточно св. крещения, а нужно принять еще обрезание и исполнить весь закон Моисеев. Это были так называемые «иудействующие христиане». Таким образом, создалась угроза разделения христианства на две враждебные части — христиан из иудеев и христиан из язычников.

Апостолы Павел и Варнава имели с партией иудействующих «немалое состязание», но иудействующие были упорны. Тогда Церковь Антиохийская решила для улаживания спора обратиться к Матери - Иерусалимской Церкви. Выбор, естественно, пал на апостолов Павла и Варнаву, т. к. они были проповедниками Евангелия между язычниками и основателями христианских Церквей между христианами из язычников. Эти споры, однако, не могли быть продолжительными по характеру самого спорного вопроса, требовавшего срочного разрешения. Поэтому мы будем недалеки от истины, если отведем на пребывание ап. Павла в Антиохии год или около этого (49 г.). Отсюда — возвращение апостола из первого миссионерского путешествия можно отнести на 48 г.

Предметом суждений Апостольского Собора в Иерусалиме было решение вопроса об отношении Моисеева обрядового закона и, в частности, обрезания к обращенным христианам из язычников. Вопрос был решен в духе христианской свободы: обрядовый Моисеев закон для христиан из язычников признан необязательным.

Выступление апостолов Павла и Варнавы на Соборе имело решающее значение. Еще до Собора, по приходе из Антиохии, апостолы сообщили Иерусалимской Церкви, в лице ее апостолов и пресвитеров, что Бог «отверз дверь веры язычникам». На самом же Соборе, после выступления ап. Петра, высказавшегося об отмене «ига», т. е. обрядового закона Моисеева, для христиан из язычников, апостолы Павел и Варнава рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников».

Антиохийской Церкви было послано постановление Собора. Для личного опровержения распространенных иудействующими обвинений против апостолов Павла и Варнавы избраны были два видных мужа — Иуда и Сила, которым поручено было подтвердить Церквам Антиохии, Сирии и Киликий, что возвещаемое апостолами Павлом и Варнавой учение есть подлинное, согласное с Иерусалимской Церковью и соборным постановлением. Соборное послание и приход особо уполномоченных лиц возымели свое действие [9]. Вместе с тем на Апостольском Соборе было достигнуто соглашение между апостолами по размежеванию сферы деятельности: апостолам Петру, Иоанну, Иакову предоставлена проповедь между обрезанными иудеями, а апостолам Павлу и Варнаве — между язычниками [10].

Вскоре по возвращении с Апостольского Собора, или, по выражению Дееписателя, «по некотором времени», т. е. чрез непродолжительное время, ап. Павел предложил ап. Варнаве посетить вновь основанные ими Церкви и посмотреть, как протекает их жизнь [11]. Юные малоазийские Церкви, не окрепшие в вере, сильно нуждались в наставлении и в укреплении. В этих целях ап. Павел решил предпринять второе миссионерское путешествие.

Избрав себе в спутники Силу, о котором мы уже упоминали, ап. Павел отправился с ним в Сирию и Киликию, везде утверждая юные Церкви. В Ликаонии он опять посетил церковные общины Дервии, Листры и Иконии. В Листре к апостолу присоединился новый спутник, юноша, по имени Тимофей. Родом из Дервии или Листры, он был сыном благочестивой иудеянки Евники и отца-язычника. В христианство Тимофей был обращен, вероятно, еще во время первого путешествия апостола. Отец его, повидимому, уже умер, а мать с бабкою Лоидою ознакомили его с детства с Писанием Ветхого Завета [12].

Для того, чтобы проповедь Тимофея была успешной среди иудеев, которых было много в малоазийских провинциях, ап. Павел обрезал Тимофея; это обстоятельство нисколько не стояло в противоречии с только что состоявшимися постановлениями Апостольского Собора, т. к. Тимофей, происходивший по матери от иудеянки, считался иудеем рассеяния.

Из Ликаонии ап. Павел, пересекши Фригию, вступил в провинцию Галатию, заселенную кельтами, которые переселились туда в третьем столетии до Р. X. В Галатии ап. Павел основал Церковь, и галаты с радостью восприняли евангельское учение.

Проповедь ап. Павла осложнялась тяжелой болезнью его глаз.

Оставляя Галатию, ап. Павел был в нерешительности, куда ему направиться с благовестием: на юго-запад — к проконсульской Азии, или на север — в Вифинию. По высшему указанию, апостолу был назначен другой путь, именно через Мизию в Троаду — город, лежавший на берегу Эгейского моря. В Троаде к ап. Павлу присоединился четвертый спутник — Лука.

В Троаде ночью ап. Павлу было видение некоего мужа македонянина, призывавшего апостола просветить светом евангельского учения народы Македонии. Видение мужа македонянина было ответом апостолу, куда ему идти с проповедью. Послушный высшему велению, апостол со спутниками отплыл в Македонию. В Неаполе, портовом городе Македонии, апостол в первый раз стал на почву Европы для того, чтобы озарить светом евангельского учения погрязший в язычестве греко-римский мир. По всем данным, событие это имело место осенью 50 года, исходя из следующих соображений. От Антиохии до Троады апостол прошел около 1600 километров; если Апостольский Собор был в марте того же года, а из Антиохии во второе путешествие апостол вышел долго не задерживаясь, т. е. примерно в апреле, то до Троады он мог пройти указанное расстояние в месяцев шесть, т. к., по рассказу Дееписателя, при посещении основанных Церквей он не задержался, за исключением Листры, Дервии и Галатии, но от Галатии до Троады (800 км.) он шел без задержки и это расстояние мог свободно пройти дней в 50—60.

Первый город европейского континента, куда приплыл ап. Павел со своими спутниками, был македонский город Филиппы, бывший в то время римской колонией. Среди жителей города было немного иудеев, которые имели молитвенный дом, заменявший синагогу. Такие молитвенные дома обыкновенно находились за городом при реках или прудах, так как евреи обычно перед молитвой совершали омовение. Так было и в Филиппах. В этот молитвенный дом рано в субботу пришел и ап. Павел со своими спутниками и завязал там с городскими женщинами разговор о религиозных предметах. Слова апостола произвели сильное впечатление на сердце одной женщины, по имени Лидии, торговавшей багряницами. Она была прозелитка, т. е. язычница, познавшая истинного Бога чрез ознакомление с иудейством. Она уверовала, крестилась со всем своим семейством и упросила апостола с его спутниками поселиться в ее доме. Из дома Лидии свет веры Христовой распространился дальше между жителями города, и дом ее стал первым местом собрания верующих [13].

В Филиппах же произошло событие, которое, с одной стороны, послужило к прославлению имени Господа, а с другой — побудило апостола оставить Филиппы и двинуться с проповедью вглубь страны. Это событие— исцеление одержимой, которая, приходя в состояние ясновидения, предсказывала будущее и этим приобретала своим господам большие выгоды. Исцеление ее ап. Павлом озлобило господ одержимой, и они, схватив апп. Павла и Силу, повлекли их к дуумвирам (так назывались в римских колониальных городах верховные начальники) и обвинили их в политическом преступлении: «Сии люди, будучи иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять». Это дало повод к народному волнению. Без дальнейших расследований с апостолов сорвали одежды и, «давши им много ударов» палками, засадили их в тюрьму, а ноги заключили в тяжелые колодки. Чудесно спасенные во время землетрясения, апостолы, как римские граждане, были освобождены дуумвирами. Повидавшись с филиппскими христианами в доме Лидии, ап. Павел и Сила пошли дальше на проповедь [14], а Лука и Тимофей остались в Филиппах для утверждения вновь организованной Церкви. Всего апостол пробыл в Филиппах около месяца. Это был сентябрь 50 г. В Филиппах ап. Павел оставил после себя одну из самых цветущих Церквей.

Вместе с Силой ап. Павел — чрез города Амфиполь и Аполлонию —-прибыл в крупный административный город Фессалонику, резиденцию римского проконсула, отстоявшую в 175 км от Филипп. Иудейская колония здесь была большая, имелась синагога. По. субботам в течение трех недель апостол в синагоге проповедывал о том, что пророчества о Мессии полностью сбылись в лице Христа Спасителя. Успех проповеди был большой: уверовало несколько иудеев, «великое множество» прозелитов, немало из знатных женщин. Так была заложена Фессалоникийская Церковь [15]. Раздосадованные успехом проповеди ап. Павла, иудеи возбудили против него толпу, представив апп. Павла и Силу политическими преступниками, злоумышляющими против власти цезаря. Городские начальники, однако, разобрались в нелепости данного обвинения. Но апп. Павел и Сила принуждены были покинуть город спешно, в ту же ночь, чтобы избавить общину от беспокойства [16].

Апостолы Павел и Сила перенесли свою благовестническую деятельность в соседний город Верию, отстоявшую от Фессалоники в ста километрах, и там, по обычаю, проповедывали в синагоге. Проповедь имела успех, обратилось много иудеев, прозелитов, уверовало много «почетных женщин и из мужчин немало». Новообращенные особенно любили ежедневно разбирать с апостолом Ветхозаветное Писание, чтобы убедиться в согласии слова апостола с Писанием [17].

Так была заложена ап. Павлом Церковь в Верии. Однако пришедшие из Фессалоники иудеи возбудили народ против ап. Павла и он должен был покинуть Верию, оставив в ней Силу и Тимофея [18], который из Филипп последовал за ап. Павлом.

Всего апостол пробыл в Фессалонике и Верии один месяц с небольшим (октябрь 50 г.).

Из Верии ап. Павел в сопровождении некоторых верующих направился к «морю», т. е. Эгейскому морю, и, несомненно, морским путем прибыл в Афины, центр греческого образования, мировой мудрости и языческого богопочитания. Расстояние от Верии до Афин морским путем — пятьсот километров, и при попутном ветре путешествие могло закончиться в три — четыре дня.

В Афинах великий апостол проявил все величие духа, всю мудрость свойственную посланнику Христову. До сего времени он обращал свою проповедь или к обрядоверам-евреям, часто фанатикам, или к простецам-язычникам, чтителям бездушных идолов. Теперь в Афинах слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» — философам риторам, поэтам.

Афины были центром языческой мудрости и языческого просвещения. Правда, Афины времен апостола были уже не те, чем они были в древности: последователи великого Платона превратились в жалких мечтателей, а мудрого Эпикура — в плотоугодников; суровые стоики представляли собой мелких лицемеров. Все разменялись на бесплодные рассуждения и горделивое самохвальство (Деян. 17, 21). Город был полон идолов и языческих храмов. Образованная часть населения, вместе с философами, была равнодушна к религии, а простой народ был погружен в самое грубое суеверие.

Осмотр города ап. Павлом произвел на него тяжелое впечатление. Он, по слову Дееписателя, «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» [19], и начал проповедывать слово Божие в иудейской синагоге и на площадях, рассуждая с философами эпикурейской и стоической школы. Одни смеялись над ним, называя его «суесловом», т. е. пустословом, другие пожелали познакомиться с его учением. И вот мы видим апостола в Афинском ареопаге среди сонма старейшин города, представителей философских школ и риторов [20].

Пред этим сонмом ап. Павел произнес речь, исполненную глубины мысли и подлинного красноречия. Во вступлении апостол ознакомил слушателей с темой своей речи — проповедь об истинном Боге — и похвалил афинян за их набожность. «Афиняне! — так начал речь апостол. — По всему вижу, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: Неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». — И затем апостол перешел к раскрытию понятия о Боге, как Первопричине всего существующего, существе личном, абсолютном и всесовершенном, исходя из рассматривания природы, общества человеческого и совести каждого человека. «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и все. От одной крови он произвел весь род человеческий...» Из такого понятия о Боге с неизбежностью следует, во-первых, стремление человека к Богу и «искание» Его, до чего возвысились и некоторые представители языческой мысли; во-вторых, должны отпасть все неправильные понятия язычества о Божестве, находящем выражение в золоте, серебре или камне, т. е. получившем «образ от искусства и вымысла человеческого».

Озарив светом естественного разума нелепость идолослужения и бесславие их почитателей, апостол перешел к раскрытию величия откровенной христианской религии в лице «предопределенного (Богом) Мужа (Христа Спасителя)», воскресшего из мертвых и Своим воскресением давшего залог воскресения всех людей.

На этом месте проповедь ап. Павла была грубо прервана, вероятно, философами эпикурейской и стоической философии, отрицавшими воскресение мертвых, и ап. Павел умолк.

Впрочем, речь его не пропала даром: во Христа Спасителя уверовали Дионисий, член ареопага, женщина Дамарь и «другие с ними» [21]. Эти лица составили вновь организованную Афинскую Церковь. Дионисий Ареопагит, по преданию, был первым афинским епископом. Дальнейшее свое пребывание в Афинах ап. Павел счел излишним. Пребывание ап. Павла в Афинах падает на первую половину ноября 50 года.

Из Афин апостол направился в соседний город Коринф, отстоявший от Афин в ста километрах. Коринф времени апостола представлял собой богатую и цветущую столицу Ахайской области и резиденцию римского проконсула. Город лежал на перешейке Пелопоннеса, между Эгейским и Ионическим морями, имел две гавани, стоял на крупных торговых путях и был центром торговли между западом и востоком римской империи. Это был крупнейший город, с населением около 700.000 (причем около 500.000 были рабы и 200.000 — свободные), был центром просвещения, имел школы философов, залы для обучения риторскому искусству, художественные мастерские. Но с накоплением богатств среди населения усилилось развращение нравов. Жить «по-коринфски» вошло в пословицу, означавшую жить распущенно. В Коринфе ап. Павел поселился у одних христиан из иудеев, по имени Акилы и Прискиллы. Они жили ранее в Риме, но, в силу приказа императора Клавдия, изгонявшего всех евреев из Рима, переселились в Коринф. Эти христиане имели с ап. Павлом одинаковое ремесло — делание палаток.

По своему обычаю, апостол обратился с проповедью в синагоге к иудеям и прозелитам, но встретил сильное противодействие. Поэтому он оставил синагогу и перенес свою проповедь в дом Иуcта. Проповедь ап. Павла в синагоге была небезуспешна: в христианство обратился начальник синагоги Крисп со всем семейством и ряд других лиц [22].

При сотрудничестве Силы и Тимофея, пришедших из Фессалоники, Церковь Коринфская быстро стала умножаться, состоя преимущественно из язычников разных групп [23] и состояний. В Церковь вошло много людей образованных [24].

Целых полтора года проповедывал апостол в Коринфе с большим успехом, ободренный видением ему ночью Господа, оказавшего ему: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою». Проповедь Евангелия ап. Павел вынес за пределы Коринфа, насаждая и там Церкви [25].

Быстрый успех Евангелия раздражил иудеев, и они обвинили пред проконсулом Галлионом ап. Павла в том, что он, распространяя учение, противное основаниям их религии, производит между ними споры и разделения. Галлион, человек образованный, хорошо понимавший пределы своей гражданской судебной власти, отказал иудеям в жалобе, имевшей своим предметом опор религиозного характера, и удалил их из судебного здания. При этом находившиеся тут еллины излили свое негодование на начальника синагоги Сосфена, наградив его палочными ударами [26].

Через некоторое время апостол оставил Коринф, во избежание дальнейших происков иудеев. С ним выехали Акила и Прискилла. Достигши Ефеса, апостол оставил там Акилу и Прискиллу, а сам, побывав в синагоге и ознакомившись с местными иудеями, спешно отбыл в Иерусалим с намерением побывать на празднике, — вероятно, Пятидесятницы. Благополучно доплыв до Кесарии, апостол прибыл в Иерусалим, сообщил в Иерусалиме о своей миссионерской деятельности и возвратился в Антиохию. Так закончилось второе миссионерское путешествие ап. Павла, которое началось в апреле 50 г., а окончилось в мае 52 г. Всего апостол прошел и проплыл морем около пяти тысяч километров.

В период второго путешествия, именно в 52 г., ап. Павел написал два послания к Фессалоникийцам. Фессалоникийская община, по отшествии апостола, трудами Силы и Тимофея быстро выросла, несмотря на гонения со стороны иудеев, в крепкую церковную организацию. Но у многих солунских христиан ожидание второго пришествия Христа Спасителя приняло мечтательный характер и в одних возбудило скорбь о почивших братиях, как будто бы эти лица отчуждены от Господа, а у других вызвало легкомыслие и пренебрежение к их служебным занятиям. Эти настроения дали повод к написанию апостолом первого послания: к Фессалоникийцам, в котором апостол дал разрешение вопроса о судьбе умерших до второго пришествия Господа. Разрешение же вопроса о втором пришествии Господа ап. Павлом дано во втором послании к Фессалоникийцам.

Второе миссионерское путешествие ап. Павла в истории христианской Церкви имело большое значение: малоазийские Церкви были расширены организацией галатийских Церквей; основан был целый ряд Церквей на европейском континенте, в пределах тогдашней Македонии и Греции; окончательно был утвержден вопрос о принятии язычников в Церковь без соблюдения закона Моисеева. Наконец, второе путешествие положило начало литературным памятникам христианской письменности.

(Продолжение следует)

Свящ. Н. Никольский, доц. Московской Духовной Академии

[1] Продолжение. См. «Ж. М. П.» 1950 г., № 8.

[2] Деян. 13, 7.

[3] Деян. 15, 37—38.

[4] Деян. 13, 14—41.

[5] Деян. 13, 50.

[6] Деян. 14, 1—5.

[7] Деян. 14, 6—26.

[8] Деян. 14, 27.

[9] Деян. 15, 4—35.

[10] Галат. 2, 9.

[11] Деян. 15, 36.

[12] 2 Тим. 1. 5; 3, 14—15.

[13] Деян. 16, 12—15.

[14] Деян. 16, 16—40.

[15] Деян. 17, 1—4; 1 Фессал.: 1, 9—10; 2, 9

[16] Деян. 17, 5—9

[17] Деян. 17, 21.

[18] Деян. 17, 14.

[19] Деян. 17, 16.

[20] Ареопаг был высшим судебным учреждением Греции, который наблюдал и за просвещением и за религиозным состоянием страны.

[21] Деян. 17, 22—34.

[22] Деян. 18, 8 и 1 Кор. 1, 14—16.

[23] 2 Кор. 1, 19; 1 Кор. 1, 26—30.

[24] 1 Кор. 1, 12.

[25] 2 Кор. 1, 1.

[26] Деян. 18, 12—17.

Система Orphus