РЕЧЬ ЭКЗАРХА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ МИТРОПОЛИТА ПРАЖСКОГО И ВСЕЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ ЕЛЕВФЕРИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ ДУХОВЕНСТВА ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ИСПОВЕДАНИЙ В ЛУГАЧОВИЦАХ

1 июля 1950 г.

Дорогие братья во Христе!

На настоящем высоком собрании я имею честь выступить от имени Православной Церкви в Чехословакии как Экзарх Московской Патриархии.

Все, что мы слышали здесь в докладе г-на Поверенника д-ра Горака по вопросу о точке зрения христианства на усилия к созданию социалистического строя, мы, православные, считаем вполне правильным. Этот вопрос в реферате г-на Горака был освещен так полно и всесторонне, что трудно к нему что-либо добавить. Мы еще раз от всей души благодарим за него г-на Поверенника!

Руководимые святым евангельским заветом любви к своему ближнему, — а эта заповедь, вместе с заповедью о любви к Богу, названа Самим Христом Спасителем наибольшею, — мы считаем, конечно, тяжелым грехом притеснение и эксплоатацию человека человеком, всякий личный эгоизм, поставление главной целью жизни скопление материальных благ и обогащение потом, кровью и слезами меньших братий своих и все подобное прочее, что мы видим в капиталистических обществах. Мы открыто и искренно приветствуем основанный на справедливости социалистический строй жизни, тот справедливый строй, в котором царит равенство и братство, уважается достоинство человеческой личности, поощряется и высоко ценится честный, добросовестный труд на общее благо, где человек человеку не зверь, а родной брат. Ведь это все — по-евангельски, по Христу и Его святым заветам!

Вспомним, кого, прежде всего, призывал к Себе и ублажал Господь наш Иисус Христос? Труждающихся и обремененных, унижаемых и гонимых, плачущих и скорбящих... (Мф. 5, 3—12; 11, 28). А кто из нас не читал с умилением и восторгом в книге Деяний апостольских о жизни первых христиан в Иерусалиме, где все верующие были вместе и имели все общее, и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого! (Деян. 2, 44—45).

Православная Церковь в Чехословакии находится в юрисдикции Русской Православной Церкви. А она, эта воистину героическая Церковь, устами своих славных патриархов, как почивших уже, так и управляющего ныне Святейшего Патриарха Алексия, всегда учила и учит: жить одной жизнью со своим народом, радоваться его радостями и скорбеть

его печалями. Не могу не привести здесь следующих слов приснопамятного покойного Патриарха Сергия из одного его обращения к православному русскому духовенству и народу: «Мы убеждены, — говорит он, — что православный христианин, свято соблюдая свою веру и живя по ее заповедям, именно потому будет всюду желательным и образцовым гражданином государства и советского, в какой бы области жизни ни пришлось ему действовать: на фабрике, в деревне или городе, в армии или шахте. Потребует ли государство отказа от собственности; нужно ли будет положить жизнь свою за общее дело; нужно ли показать пример трезвости, честности, усердия на службе обществу, — то всему этому и научает христианина его вера...»

А приснопамятный епископ Чешский Горазд, павший от рук фашистов-оккупантов, славным лозунгом своей жизни и деятельности имел, чему и других учил: «Люби Бога и люби свой народ; служи Богу и служи народу!» — И этот свой лозунг жизненный он запечатлел своею мученической смертью.

Православная Церковь Чехословакии проповедует и молится: да умножится братская любовь в людях, да утвердится среди всех народов долгий и незыблемый мир, да настанет у всех спокойная и счастливая жизнь, достигаемая общим, братским, честным, мирным трудом!

Да живет мир во всем мире!

Система Orphus