ВЕРА И ДЕЛА

Слово, сказанное в Ильинской, что в Черкизове, церкви г. Москвы

Сегодня, в праздник святого пророка Илии, этого пламенного проповедника веры и огненного ревнителя славы Божией, мне хочется побеседовать с вами, мои дорогие, о вере — той истинной вере, которая спасает нас для вечности.

Я напомню вам об одном евангельском событии из земной жизни Господа Иисуса Христа. Однажды в городе Капернауме к Спасителю подошел сотник, начальник римской стражи, и просил у Господа исцелить своего тяжко заболевшего слугу. Он был язычником, но слышал о Господе, как великом проповеднике и великам чудотворце, и в своем сердце носил веру в Него. Спаситель сказал сотнику: «Я приду и исцелю его». В ответ на это сотник воскликнул: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». В этих словах сотник проявил такую веру во всемогущество Иисуса Христа, в чудодейственную силу Его слова, что удостоился за это похвалы от Спасителя. Господь сказал, обращаясь к окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь добавил еще к этим словам: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю». Обращаясь к сотнику, Он сказал: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Слуга сотника выздоровел в тот же час (Мф. 8, 5—13).

Кто это «сыны царства», о которых говорил Спаситель? Это иудеи, современные Господу Иисусу Христу. Они гордились тем, что по плоти были потомками Авраама. Они рассуждали в себе: мы — потомки Авраама; мы сохранили истинную веру в Единого Бога; мы исполняем все обряды ветхозаветного закона, и, конечно, мы — первые наследники, первые участники того Царства Божия, о котором проповедует Христос.

Еще св. Иоанн Предтеча упрекал этих гордых иудеев, говоря: «Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9). И Сам Господь Иисус Христос не раз обличал их за это самопревозношение, за то, что они почитали себя наследниками Царства Божия, невзирая на то, достойны ли этого или нет по жизни и своим делам. Вразумляя иудеев, Господь говорил им, что одно происхождение их от Авраама, без духа благочестия и без добродетелей, не спасет их.

Все вы знаете слова Христовы: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). А одну из Своих притчей Спаситель закончил грозными словами в отношении иудеев: «Отнимется от вас Царство

Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). За греховную нечистоту и беззакония иудеев Господь, по Его словам, отнимет от них Царство Божие и даст его другим людям, которые по плодам своей жизни будут его достойны.

Вспоминая слова Божественного приговора в отношении современных Спасителю иудеев, не переживаем ли мы, мои дорогие, в сердцах своих чувства священного трепета? Ведь и мы, грешные и грязные, можем заслужить ту же участь, если будем по своей жизни недостойными детьми своего Небесного Отца.

Все мы с вами духовно рождены в Святой Православной Церкви. Все мы крещены во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. С детства, сначала приносимые руками наших матерей, а затем самостоятельной волей мы приобщаемся Святых Таин Христовых. Мы исполняем обряды Святой Церкви, ходим в храм Божий. Все это необходимо для христианина, но это еще не делает нас истинными детьми своего Небесного Отца. Скажет нам Господь Спаситель на Своем Божественном Суде: «Покажи Мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18), ибо «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Слово Божие говорит нам: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2, 14).

Истинная вера состоит не в том только, чтобы мы исповедывали ее истины и эти истины хранили в своем сердце. Она состоит в живом убеждении нашего сердца, которое направляет наши мысли, наши чувства, наши желания, является руководящей силой всей нашей земной жизни. Можно исполнять все обряды Православной Церкви и быть плохим христианином, быть хуже язычника. Истинная вера свидетельствуется нашей добродетельной жизнью. Надо, чтобы она светилась в добрых делах нашей жизни, чтобы свет веры сиял перед людьми, как завещает нам Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Вот подумайте, дорогие мои.

Мы веруем в Господа Бога — Творца мира и видимого и невидимого. Так веруя, мы знаем, что каждому из нас жизнь дарована Господом, что она в руках Божиих и, когда Господу угодно, Он пресечет эту земную жизнь, исторгнет нашу бессмертную душу из бренного тела, и душа перейдет в бесконечную жизнь. Веруя в это, мы должны дорожить каждым часом своей жизни, боясь хотя бы один день своего короткого земного пути оставить бесплодным для вечной жизни, в которую призывает каждого из нас Небесный Отец. Верующий христианин твердо убежден в том, что все, чем он пользуется в жизни — от луча солнца до малой капли воды, от злака до последней нитки на нашей одежде — это все дар Божий, это все подается нам Небесным Отцом, и он с благоговением и любовью хочет ответить на эту любовь Небесного Отца. В его сердце воспламеняется горячая, сыновняя благодарная любовь к Господу. Он хочет — во имя этой любви Господа к нему — быть достойным имени истинного христианина не только внешним исполнением обрядов, но самой жизнью своей: своей любовью, незлобием, сострадательностью, чистотой, смирением. Он не отдает всего своего сердца земле и земным заботам: он о горнем думает.

Мы веруем в Промысл Божий, в то, что ни один шаг в жизни человека не совершается без воли Божией. Веруя так, мы должны принимать как от руки Божией все: и радостное, и скорбное, печальное и тяжелое в нашей земной жизни. Такая вера спасает нас от отчаяния, поддерживает в те минуты, когда тяжесть жизненного креста ложится на наши плечи. Верующий раб Божий не прилепляется своим сердцем к богатству, когда оно к нему течет, не плачет и не впадает в уныние, когда оно и убегает от него.

Мы веруем в то, что Бог — Вездесущий и Всеведущий. Мы знаем, что Господь видит не только каждый шаг нашей жизни, но видит наши желания, лишь только они зарождаются в нашем сердце, наши намерения, когда они только образуются в нашем уме. И потому мы должны всё делать как бы перед очами Всевидящего Господа: и думать, и желать, и радоваться; и в печалях возлагать свое упование на Господа. Такой христианин тщательно следит за своим сердцем, чтобы оно не стало местом грязных пороков, вместо того чтобы быть обителью для Господа.

Мы веруем в Бога как Праведного Судию и Мздовоздаятеля, Который призовет каждого из нас на Свой Суд и на этом Суде мы или постыдимся, или прославимся, по слову Божию (1 Ио. 2, 28; Римл. 8, 17). Поэтому мы должны страшиться оскорбить величие Божие, огорчить Святыню Божию своими грехами и леностью и небрежностью в деле своего вечного спасения. Истинный христианин всегда носит в своем сердце страх перед грозным приговором грешникам на последнем Суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Не произнес бы ему Праведный Судия этих страшных слов! И он спешит свое грязное сердце омывать слезами и раскаянием. Он боится погибнуть для вечной жизни.

Мы веруем в Господа Иисуса Христа, Который был распят за нас на кресте и претерпел тягчайшие муки для того, чтобы освободить нас от вечной смерти, от власти над нами греха и диавола. Мы всегда должны помнить, какой «ценой» Сыном Божиим куплено для нас право наследовать Царство Небесное и получать прощение грехов, во имя каких страшных страданий нам подается это прощение и это вечное счастье. И истинный христианин любит Господа Иисуса Христа всем своим сердцем, всей душой, всем помышлением. Он любит Крест Христов, любит его лобызать, любит с благоговением полагать на себе крестное знамение «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», веруя в то, что сила крестного знамения ограждает его от врагов видимых и невидимых. Он любит слово Божие, как оставленное нам Господом завещание; переживает чувство радостного духовного наслаждения, когда читает или слушает его. Он любит Святую Церковь, которая его духовно родила и будет напутствовать в жизнь вечную надгробными песнопениями, никогда не переставая молиться о своих чадах и после того, когда они уходят в свое вечное Отечество. Он любит свой храм, с которым у него связаны самые лучшие, самые святые и возвышенные переживания всей его земной жизни. Такой верующий христианин хочет во всем подражать своему Господу Иисусу Христу: молиться, как молился Господь, терпеть, как Он терпел, чувствовать и мыслить, как чувствовал и мыслил Он. Это желание жить по заповедям Божиим, это стремление идти тем путем, каким шел Господь, всегда живут в сердце того, кто верует истинной верой.

Мы веруем в Духа Святаго Животворящего, в то, что Дух Святый Своей благодатью очищает грешное сердце от греха, подает нашему немощному, слабому сердцу крепость и силу — в борьбе с грехами и для подражания Господу в Его терпении, чистоте, смирении и любви. Мы знаем апостольские слова: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16—17).

Страшно, чтобы Господь Иисус Христос не наказал нас Своим праведным гневом за то, что мы свое сердце, этот храм Животворящего Духа, делаем вместилищем многолетних страстей, годами не пробуждаемся от своего греховного сна, не хотим видеть своими духовными очами, как мы низко падаем в своих грехах; не жаждем спасать свою душу для вечности; не трудимся вырывать из нее греховные плевелы, освобождать себя от позорного плена своих страстей и украшать бессмертную душу красотой добродетельной жизни. Если мы так живем, — ведь мы идем к вечной гибели! Верующий человек непрестанно трудится над тем, чтобы в его душе произрастали плоды Духа Святаго — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23).

Мы веруем в Единую Святую Соборную Церковь Христову. Почитая ее как свою мать, мы должны хранить ее уставы, ее заветы. Святая Церковь учредила праздничные дни, в которые прославляет Господа Спасителя, Божию Матерь, святых угодников. Истинно верующий человек любит эти праздники, в которые отдыхает его душа. Присутствуя в храме в эти дни, он своим духом возносится из этого грешного мира в небесную высь, соприкасается с горним миром и припадает духом к ногам Спасителя и Божией Матери, прославляемых Святою Церковью в праздничные дни.

Святая Церковь зовет нас приступать к Святой Чаше Христовой, напоминает нам слова нашего Господа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ио. 6, 53—54). И истинно верующий христианин, покорный зову Церкви и велению своего сердца, подходит к Святой Чаше, чтобы в Святых Дарах получить залог вечной жизни и вечного пребывания с Господом Спасителем.

Церковь учредила посты, и мы должны почитать их, выполняя их. Веруя в Святую Церковь, как хранительницу заветов Христовых и апостольских, мы должны дорожить всеми ее установлениями. Ведь она, как наша заботливая, попечительная мать, своими молитвами сопровождает каждый шаг нашей земной жизни.

Мы веруем в вечную жизнь, в вечное блаженство верных рабов Божиих. И надо чаще думать о Небесном своем Отечестве, где будет вечно пребывать наша душа. Надо всегда напоминать себе о том, что самым священным долгом нашей земной жизни должны быть труды для жизни будущего века и для того вечного блаженства, которые Господь предназначил Своим детям.

Вот, дорогие мои, что такое истинный христианин. Истинный христианин — это тот, для которого вера является основным источником всех действий, поступков, желаний, мыслей. Он, как верует, так и живет и действует. Истинный христианин — это тот, вера которого подтверждается делами его доброй христианской жизни.

Такая вера есть вера истинная, ибо она свидетельствуется жизнью; есть вера живая, ибо от нее вырастает целое дерево богоугодной жизни; есть вера спасающая, потому что она делает нас наследниками вечной жизни; есть вера чудодейственная, потому что она нашей немощи сообщает всемогущую силу Божию.

Истинная вера — это наш светоч, который ведет за собою в Царство Небесное, освещая каждый шаг нашей жизни, научая нас, как быть достойным христианином — добродетельным, милосердным, кротким, прощающим обиды.

Вот я горячо и желаю вам, дорогие мои, такой истинной веры в Господа Иисуса Христа, которая воспламеняет в нас жажду добрыми делами приобретать священное право называться чадом Небесного Отца, научает, как войти в открытые врата Царства Небесного и быть в нем наследниками вечной радости.

Сегодня — память св. пророка Илии. Почему этого пророка Божия, жившего за 900 лет до Рождества Христова, так любит и почитает православный русский народ? Он его любит за горячую веру, которую святой пророк безбоязненно проповедывал и защищал и перед царями, и перед языческими жрецами, и народом-идолопоклонником. Верующее сердце вдохновляется такими образцами веры, подкрепляет ими свою немощную веру, а молитвой к таким святым носителям веры испрашивает себе их небесной помощи.

Храните в себе, дорогие, ту веру, свет которой зажжен в ваших душах Духом Святым. Возгревайте ее молитвой, чтением слова Божия, любовью к Богу и друг ко другу, милосердием, состраданием, смирением, чистотой. Углубляйте ее и оживляйте покаянием, благоговейным причащением Святых Таин Христовых и размышлением о делах Промысла Божия, которых не может не видеть каждый из нас в своей земной жизни.

Эта святая вера будет опорой для каждого из нас, когда Господу будет угодно посылать нам горести и скорби. Она будет источником радости и таким сокровищем для нас, с каким не может сравниться никакое земное сокровище.

Кто такую истинную веру, сопровождаемую добрыми делами, сохранит до конца дней, тот, как сказал Господь Иисус Христос, возляжет с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, которому не будет конца.

Митрополит Николай

Система Orphus