ВСТРЕЧА ТРЕХ ПАТРИАРХОВ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил 2—11 августа поездку в Тбилиси и Эчмиадзин, чтобы совместно с Грузинским Патриархом-Католикосом Каллистратом и Патриархом-Католикосом всех армян Георгом VI выработать и подписать «Обращение Предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира».

4 августа Святейший Патриарх Алексий, в сопровождении архиепископа Китайского и Пекинского Виктора, протопресвитера Н. Ф. Колчицкого и Н. П. Доктусова, прибыл в Тбилиси и был встречен на вокзале представителями грузинского и армянского Католикосов: Митрополитами Мелхиседеком и Ефремом, епископом Гавриилом, архиепископами Ваганом и Рубеном и епископом Суреном.

В тот же день произошла кратковременная встреча Его Святейшества с Грузинским Патриархом-Католикосом Каллистратом и Католикосом-Патриархом всех армян Георгом VI.

5 августа в торжественной обстановке, в покоях Грузинского Патриарха-Католикоса и под его председательством, состоялось Совещание, на котором присутствовали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат, Католикос всех армян Георг VI, Митрополит Урбнисский Мелхиседек, Митрополит Кутаисский и Гаенатский Ефрем, архиепископ Китайский и Пекинский Виктор, архиепископ Рубен Тарамтян, член Верховного Духовного Совета; епископ Сурен Торосян, Епархиальный Начальник Бакинской епархии; епископ Алавердский Гавриил; Верховный архимандрит Гарегин Тер-Акопян, Заместитель Епархиального Начальника Ширакской епархии; протопресвитер Московского Патриаршего Богоявленского собора и Управляющий делами Московской Патриархии Н. Ф. Колчицкий, профессор Московской Духовной Академии Н. П. Доктусов.

На этом Совещании был оглашен проект «Обращения», затем произошел обмен мнениями и единогласно был принят и подписан тремя Патриархами этот документ. В своих речах Первосвятители засвидетельствовали единодушие в служении делу мира трех христианских Церквей, находящихся на территории СССР, и призвали к участию в этом святом деле христиан всего мира без различия вероисповеданий.

Впервые за многовековую историю после разделения Русской, Грузинской и Армянской Церквей три возглавляющих их святителя собрались в атмосфере взаимного единомыслия, подвигнутые истинною христианскою любовью к миру во всем мире против идеологов братоубийственной распри и гасителей заветов Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего новую заповедь всему человечеству: «Да любите друг друга». Необычайность встречи особенно подчеркивалась участием в братском единении Главы Армянской Церкви с Первоиерархами Православных Церквей. В годину надвинувшихся страшных событий, грозящих человечеству новым потрясением, Церкви объединились в стремлении служить делу мира и привлечь к нему всех христиан.

Вечером два Патриарха совершали всенощное бдение в русской Александро-Невской церкви. В конце службы Святейший Патриарх Алексий обратился к молящимся с кратким словом о значении и силе молитвы перед святыми иконами.

6 августа Патриархи присутствовали на литургии в кафедральном Патриаршем Сионском соборе. Литургию совершал Митрополит Ефрем, в сослужении архиепископа Виктора, епископа Гавриила, протопресвитера Н. Ф. Колчицкого и грузинского духовенства.

После литургии Патриарх-Католикос всея Грузии Каллистрат, обращаясь к Святейшему Патриарху Алексию, произнес следующую речь:

«Ваше Святейшество, возлюбленный во Христе собрат Святейший Патриарх Алексий! При множестве Ваших занятий по управлению великой Церковью Российской, Вы за короткий период Вашего первосвятительства уже второй раз посещаете сей покрытый священной сединою Сионский собор. Пять лет назад Вам угодно было посетить сию и соседнюю церковь, запастись благодатными силами у ее святынь для служения на великом новом поприще, познакомиться с порядками и особенностями ее богослужения, нравами и обычаями нашего народа, благословить и обласкать нас и через это оставить в сердцах наших неизгладимые следы доброты души Вашей.

И эта самая доброта души Вашей привела Вас сюда и сегодня, но только по другому поводу. Всем известно, что именующие себя христианами западные соседи наши, короли от миллиардов, нажитых потом и кровью низшей братии, находят, что на земле стало слишком много людей и что надо уменьшить число их — путем ли распространения среди них отравленных предметов первой необходимости, непринятием ли мер против повальных болезней, или войной с применением атомных бомб и иных средств устрашения и уничтожения сынов Божиих.

Неоднократные выступления Ваши против этих врагов рода человеческого, этих нарушителей мира во всем мире, всем ведомы, но Вы этим не удовлетворились: преодолев трудности далекого путешествия, Вы прибыли в старый и жаркий Тбилиси, чтобы совместно с проживающими в нашем Великом Союзе двумя главами христианских Церквей, с Грузинским и Армянским Патриархами, выступить против врагов мира борьбою, живою и действенною, острейшею всякого меча обоюдоострого, — словом Божиим, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, судящим помышления и намерения сердечныя (Евр. 4, 12).

Да благословит Господь Ваше начинание и нашу совместную работу в этом святом деле молитвами Покровительницы сей страны Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии и Ее посланницы в благословенную Иверию равноапостольной Нины! Да услышит весь христианский и нехристианский мир наше отеческое выступление с кафедры древнейшего в Государстве Патриаршего Сионского собора, и да будет оно елеем радости, исцеляющим сердца сокрушенные (Ис. 61, 3). Буди, Господи, буди!»

После речи Патриарха-Католикоса Каллистрата Святейший Патриарх Алексий приветствовал грузинскую паству от Русской Церкви и указал на величайшее значение служения Церквей делу мира во всем мире. Затем он преподал благословение молящимся, переполнившим не только собор, но и прилегающую к нему территорию.

7 августа Святейший Патриарх Алексий с сопровождающими его лицами посетил и осматривал в г. Гори весьма скромную и бедную комнату, где родился и провел детство и отрочество Вождь всех трудящихся Великий Сталин, а также и музей его имени.

Вечером Патриархи отбыли в Ереван, куда прибыли днем 8 августа.

На следующий день утром Патриархи Алексий и Каллистрат с сопровождавшими их лицами отправились в постоянное местопребывание армянского Католикоса — в г. Эчмиадзин. На площади, прилегающей к храму Единородного, Патриархи были встречены армянским духовенством. Они направились в собор, предшествуемые двумя католикосскими телохранителями в своеобразных одеждах с булавами, двумя архидиаконами, кадившими перед ними, и двумя свещеносцами. В соборе, у центрального алтаря, Патриархов встретил Католикос Георг VI. Патриархи приложились ко кресту. Католикос произнес приветственное слово:

«Дорогие братья во Христе! Сегодня у нас в гостях выдающиеся Главы двух братских Церквей — Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат, с группой высокопоставленных духовных лиц.

Наше знакомство с уважаемыми гостями, выдающимися священнослужителями современных христианских Церквей, не ново. Впервые мы встретились с ними в Москве в июле 1948 г., когда Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. На торжество были приглашены все ветви автокефальных Православных Церквей. Были приглашены также и мы в качестве гостя. Приглашение и прием были очень сердечными и дружественными, а способ приглашения и приема — достойным и подобающим положению и чести старинной Армянской Церкви. Эта дата навсегда останется неизгладимой в нашей памяти.

Армянская Церковь всегда находилась в дружественных взаимоотношениях с Русской Православной Церковью, но в московскую встречу Армянская Церковь не только встретила исключительно любезное, сердечное и дружественное отношение, но, как равноправная Церковь, она призывалась к сотрудничеству в общецерковных делах. В последние десятилетия значительно укрепились и углубились наши взаимоотношения и с нашей соседней, вековой, братской Грузинской Православной Церковью.

Естественно возникает вопрос, как понять это? Как объяснить это явление?

Царская Россия старалась противопоставить друг другу народы России, дабы укрепить свое положение. В противоположность этому, Советская власть всячески старается связать многонациональные и многоязычные народы тесными узами дружбы и братства и призывает их к сотрудничеству с целью культурного и экономического развития всех народов, общими усилиями создавая благополучие для всех нас.

Советская власть проводит этот принцип последовательно по отношению ко всем народам. Дипломатия капиталистических стран проводит политику порабощения народов своим интересам. В противоположность этому, Советская страна руководствуется другим принципом, благородным принципом братства и миролюбия, принципом сотрудничества между государствами, благодаря чему может быть достигнуто развитие культуры, улучшение экономического положения народов, которые лишь этим путем навсегда освободятся от угрозы ужасных и разрушительных войн.

Миролюбивая политика Советского государства, политика братства и сотрудничества между народами, нашла свое выражение также во взаимоотношениях наших христианских Церквей. Яркое выражение этого мы видели на торжествах по поводу 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

Одним из горячих последователей и проводником этой политики среди Предстоятелей христианских Церквей является почтенный и любимый всеми нами Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий, имя которого золотыми буквами будет начертано в летописях Русской Православной Церкви наряду с ее лучшими и виднейшими Патриархами. Горячим последователем этой политики является и наш любимый брат, Его Святейшество Католикос Каллистрат.

Выражением осуществления политики миролюбия, братства и содружества является также созванное 5 числа сего месяца в г. Тбилиси, по инициативе Его Святейшества Патриарха Алексия, Совещание Предстоятелей трех автокефальных Церквей с участием любимого нашего брата Католикоса Каллистрата и нас, где и было принято решение обратиться ко всем христианским Церквам и во имя завещанного Христом мира проповедывать и бороться против поджигателей войны, чтобы больше никогда не потекли такие реки слез и крови, как в первой и во второй мировых войнах, чтобы не были уничтожены бесценные сокровища духовного творчества людей, чтобы не погибла их материальная культура и чтобы мир не превратился в развалины, заполненные инвалидами и нищими.

И, наконец, третий пример миролюбия, братства и сотрудничества мы видим в нынешнем посещении нашими дорогими гостями — почитаемыми нами Патриархом Алексием и Католикосом Каллистратом — кафедрального храма св. Эчмиадзина и его Патриарха.

Ваши Святейшества! Сегодня для Армянской Церкви радостный день. Ваше посещение еще более углубляет и укрепляет дружественные взаимосвязи Ваших и нашей Церквей. Вместе с тем, оно является доказательством Вашего глубокомудрия и почтительного отношения к нашей Церкви, одной из древнейших Церквей Востока, и к ее суверенному праву. Армянская Церковь является одним из цветков христианского цветника, сохранившим своеобразный свой цвет и аромат, и она всегда была готова и ныне готова, согласно принципу высоких идей христианства, сотрудничать со всеми христианскими Церквами и, прежде всего, с Православной Церковью, с которой она во многих отношениях ближе, чем с какой-либо иной Церковью.

В ознаменование братского дружного сотрудничества между Армянской и Православной Церковью, Святейший Владыка, преподносим Вам серебряный макет св. Эчмиадзина как залог наших моральных заветов, несокрушимых обетов и честного сотрудничества.

Вместе с подарком примите сердечное приветствие от имени Армянской Церкви, ее Патриарха, конгрегации и моей верующей паствы и соизвольте подняться на Алтарь Нисшествия и благословить нашу конгрегацию».

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий сказал:

«Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Святейший Католикос-Патриарх!

Я счастлив, что мог посетить этот древнейший святой Эчмиадзин и поклониться здесь Вашим святыням, и облобызать святую десницу святителя Григория, Просветителя Армении.

Мы хорошо знаем, как много испытаний и невзгод перенесла Армянская Церковь за долгое время своего бытия. Известно, что по насаждении в ней христианства она пребывала во всецелом братском общении со всеми Православными Церквами Востока.

Но попущением Божиим, начиная с пятого века, в период политических переворотов и религиозных споров, со стороны греков стал проявляться дух враждебности против армянского народа. Этот дух враждебности касался не только всего, что относилось к народному характеру армян, но не щадил и самых священных обрядов веры. Возглавлявшие Армянскую Церковь иерархи с величайшей стойкостью защищали достоинство своего народа и святость своей Церкви. В продолжение веков Армянская Церковь блюла свою независимость и перед лицом всего мира охраняла святыню своей веры.

Выдающиеся Предстоятели Армянской Церкви неоднократно отправляли в Византию посольства и посланиями своими разъясняли догматические основы своей веры и обрядовые стороны своей Церкви. Особенно потрудился в этом святом деле приснопамятный святитель Нерсес, ставший в середине XII века преемником своего брата Католикоса Григория, известный святостью своей жизни и подвигами назидания и охранения своей паствы в вере и благочестии. Церковь почтила его наименованием «Благодатный», а творения его, исполненные высокого пастырского духа, и доселе являются драгоценнейшим сокровищем Церкви Армянской.

Греческий император Мануил, Патриарх и духовенство Греческой. Церкви, подробно ознакомившись с посланием Католикоса Нерсеса, не могли не признать, что исповедание веры Армянской Церкви, изложенное в этом послании, вполне согласно с догматами Православной Церкви, и этим было положено начало к отвращению разделения и к соединению.

Но Промыслу Божию угодно было послать новое испытание Армянской Церкви: после семилетнего управления Церковью Нерсес Благодатный почил в Бозе в 1173 году, а сношения его преемника Патриарха Григория с Греческой Церковью были прекращены по случаю кончины императора Мануила, и, таким образом, восстановление мира между Церквами осталось без исполнения. Вот какими путями угодно было Господу испытывать верность Церкви Армянской, которая и до настоящего времени пребывает в любви ко Господу и в служении Ему по своим древним обычаям и обрядам.

Русская Православная Церковь неизменно простирает любовь о Христе к Церкви Армянской. Священной обязанностью нашей является еще больше укреплять это братское общение, невзирая на некоторую разность в вероучении и обряде, — и общими силами, во имя завещанного Христом мира, служить миру и братству народов и счастью всего человечества.

Мы глубоко тронуты вниманием к нам Вашего Святейшества, вашего клира и вашего благочестивого народа и благодарим Вас за эту любовь и за Ваш дар любви, который будет для нас постоянным напоминанием отрадных чувств, испытанных нами в этом святилище Вашей Церкви.

Да благословит Господь Вашу верную паству! Да будет над народами нашими мир, и да владычествует благая воля Божия, как читается на Вашем языке в молитве Господней: «ворпес хергинс ес севхеркри». Аминь».

Вслед за Святейшим Патриархом Алексием произнес речь Патриарх-Католикос всея Грузии Каллистрат:

«Дружба братских народов — армянского и грузинского — очень стара. Согласно данным древних историков, эти народы являются детьми кровно родных братьев: один — Айоса, другой — Картлоса.

Живя рядом, армянский и грузинский народы вместе испытывали и горечь и радость исторических судеб.

В начале IV века они вместе приняли христианство и тогда же было положено начало тесных дружеских взаимоотношений между двумя соседними Церквами.

В последующих веках, когда начались нашествия иноземных завоевателей в Армению, грузинское государство, начиная со времен царя Давида Возобновителя, оказывало армянам всякое содействие в их тяжелой борьбе за свою свободу.

Когда Армения и Грузия оказались под покровительством русских и миновала внешняя опасность, то армянский и грузинский народы еще больше укрепили свои взаимосвязи.

Дружественные взаимоотношения между армянским и грузинским народами достигли наитеснейшей и высшей своей ступени в годы Советской власти.

Параллельно с укреплением и сближением отношений между нашими двумя народами укреплялись также взаимоотношения наших Церквей. С этой точки зрения велико значение Совещания, созванного в Москве в июле 1948 г. по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, на которое были приглашены как мы, так и Иерарх Армянской Церкви, возлюбленный наш брат Католикос Георг VI.

Эту встречу можно считать началом искреннего содружества наших Церквей.

Несколько дней тому назад мы, Главы трех Церквей — Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Его Святейшество Патриарх-Католикос всех Армян Георг VI и мы — собрались в г. Тбилиси и приняли Обращение ко всем христианам, с призывом присоединиться к сторонникам мира для борьбы за мир во всем мире.

Мы рады, что на Армянском Патриаршем троне восседает такой мудрый иерарх, каким является Католикос Георг VI.

Мы надеемся, что эта наша встреча будет не последней и мы будем иметь возможность чаще видеться друг с другом.

Разница между нашими Церквами обрядовая, и она не должна служить помехой в нашем дальнейшем содружестве во имя благоденствия и счастья нашего и вашего народов».

После обмена речами начался молебен. Прекрасное впечатление произвели архидиаконы, студенты Эчмиадзинской Духовной Академии, своим возглашением ектений и исполнением церковных песнопений. Высокую и справедливую оценку истовому служению студентов дал потом протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, справедливо указавший, что Церковь, готовящая кадры духовенства, выражает этим самым свою жизнеспособность и уверенность в будущем. После молебна Патриархи, осыпаемые цветами верующих, направились в покои Католикоса. После трапезы Патриархи осматривали ризницу храма Единородного и древнюю церковь св. Рипсимии.

На следующий день Патриархи посетили музей рукописей, Армянский Государственный музей и Картинную галерею, а потом отправились в экскурсию на озеро Севан, где на острове находятся два древних армянских монастыря.

Вечером Святейший Патриарх Алексий и Патриарх-Католикос Каллистрат отбыли из Еревана в Тбилиси, сердечно простившись с Католикосом-Патриархом Георгом VI.

10 августа, вечером, Святейший Патриарх Алексий приложился к святыням Сионского собора и сделал прощальный визит Патриарху-Католикосу Каллистрату. 11 августа рано утром Патриарх Алексий с сопровождающими его лицами вылетел в Москву, куда прибыл к концу того же дня.

Шесть дней Патриархи провели вместе. Взаимный обмен мнений выявил полное единодушие святителей в достижении главной цели их свидания — приложить все усилия к установлению единства между всеми христианами в деле защиты мира. Неоднократно подчеркивалось, что личный контакт между Главами трех Церквей имеет в высшей степени плодотворное значение в решении вопросов, имеющих общий интерес. Взаимопонимание и сближение Церквей — отныне несомненный факт, имеющий прекрасное будущее для тесного сотрудничества в решении кардинальных вопросов, касающихся блага Церквей и общей нашей Матери-Родины.

Проф. Н. Доктусов

Система Orphus