«Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея» (Пс. 131, 8).
По свидетельству церковного предания, после Вознесения Господа Иисуса Христа Богоматерь долго не оставляла Иерусалима. Она проживала в доме ученика Господня Иоанна, посещала весьма часто те места, которые освящены были знаменательными событиями земной жизни Сына Ее и там предавалась молитве. Особенно Она любила уединяться в Гефсимании и на Голгофе, где Спаситель претерпел вольные страдания и смерть.
Как возвещено было Приснодеве о рождении от Нее Спасителя, так, по преданию, открыто было Ей и время Ее Успения. Это предание говорит, что во время Своей обычной усердной молитвы на горе Елеонской, Она увидела Архангела Гавриила, который возвестил Ей волю Божию об Ее Успении, имеющем совершиться через три дня. Возвратись домой, Богоматерь уведомила домашних о Своей близкой кончине и начала готовиться к исходу от земли.
Ко времени преставления Богоматери в Иерусалим чудесным образом были собраны и все апостолы, трудившиеся в разных местах вселенной по распространению св. Евангелия: «Подобаше, — поет Св. Церковь, — самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети» (Служба Успению Богоматери. Стихира 1-я на литии).
Богоматерь прожила на земле после Вознесения на небо Господа около 15 лет, и к моменту Успения Ей было свыше 60 лет. Успение Пресвятой Девы, по преданию, произошло 15 августа в третий час дня (по-нашему, в девятый). Необычайный свет внезапно осиял храмину, в которой пребывала Она в полной готовности отойти к Своему Возлюбленному Сыну; здесь же находились и все близкие Ей. Сошел Сам Господь Иисус Христос, окруженный сонмом ангелов, а также праотцами и пророками, некогда провозвещавшими явление на земле Пренепорочной Девы и Матери Господа. Благоговейно взирая на Лице Господа и Сына Своего, Богоматерь без всякого страдания, как бы засыпая, предала в руки Его Свою пречистую душу.
Тело Ее, погребенное с почестями в могильном склепе в Гефсимании, недолго оставалось во гробе. Когда на третий день открыли пещеру, чтобы дать возможность апостолу Фоме, не присутствовавшему на погребении Приснодевы, воздать почести почившей, то обнаружили пустой гроб. Нашли только одни пелены, которыми было обвито Ее Пречистое Тело.
В тот же третий день после Успения св. апостолы, как говорит предание, увидели Богоматерь в небесной славе. По обычаю, они собрались все вместе для вечерней трапезы. После Вознесения на небо Господа Иисуса Христа апостолы имели обыкновение оставлять за своей трапезой одно свободное место и на это место полагать часть хлеба
в память ушедшего от них к небесной славе Господа. По окончании же трапезы они возносили эту «часть Господню», славя великое имя Св. Троицы, и заканчивали молитву словами: «Господи Иисусе Христе, помогай нам». Поднявши на сей раз «часть Господню», они вдруг услышали ангельское пение и увидели Пресвятую Деву в Ее нетленном Теле, стоящую на воздухе в окружении небесных сил и сияющую неизреченной славой: «Радуйтесь, — возвестила Она апостолам. — Я с вами есмь во вся дни». — «Пресвятая Богородица, помогай нам!» — воскликнули служители Слова.
Празднование Успения Пресвятой Богородицы началось с древних времен христианства. Уже в четвертом веке блаж. Иероним упоминает о празднике Успения Богоматери. После пятого Вселенского Собора Успение Богоматери становится великим двунадесятым вселенским праздником, к которому верующие предварительно подготовляются двухнедельным постом. Торжество этого праздника тем значительнее, что отныне, от дня Успения, открылась вся великая слава Богоматери, которая до этого времени скрывалась «внутри», под покровом Ее глубочайшего смирения.
Всем строем богослужения этого дня Церковь поставляет нас в созерцание посмертной славы Богоматери. В стихирах, паремиях, канонах и акафисте Успению перед нашими взорами, как солнце, восходит величие Приснодевы.
«Видите, людие, — приглашает творец первого канона Успению св. Косма Майумский, — и чудитеся, Гора бо святая и явственная Богу в небесные обители превыше вземлется, Небо земное в небесное и нетленное вселяемо» (Канон, песнь 4, тропарь 1-й). «Возопий, Давиде, величие сего торжества», приглашает Церковь к песнословию того, кто воспел «в книзе псаломстей» Царицу, представшую одесную Бога, ибо «днесь небо простирает недра, приемля Родшую всеми Невместимого» (Стихира 5-я на литии).
Торжество праздника Успения — не в одном только воспоминании открывшейся славы Богоматери: праздник Успения есть «конечное о Ней таинство», а для нас, земнородных и совещественных Ей детей Адамовых, начало великой надежды, ибо «ныне проходно бысть небо и человеком» (Чин погребения Богоматери. Похвалы, 80 ст.); ибо подтверждает нам ту истину воскресения Христова, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, но является лишь некоторой ступенью для перехода от земного существования к существованию небесному и, в случае благочестивой жизни, — к вечной небесной славе.
Значение для нас праздника Успения увеличивается еще тем обстоятельством, что, представ Престолу Сына Своего, Богоматерь стала всемощной ходатаицей пред Ним за род человеческий. Теперь мир имеет в Ней «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование...» (Кондак празднику Успения). В этом великая радость всех верных, покрывающая с избытком скорбь разлуки с Приснодевой.
Начиная со дня преславного Успения Приснодевы, род человеческий наблюдает необозримый океан милосердия и защиты, исходящих от Ее лица. Эта чудная помощь запечатлена в веках Ее многочисленными чудотворными иконами, количество которых весьма велико. Это иконы — Владимирская, Киево-Печерская, Успения, Казанская, Тихвинская, Донская, Всех скорбящих радости, Споручница грешных, Скоропослушница, Нерушимая стена, Утоли моя печали, Взыскание погибших, Нечаянная радость и множество других икон. Их трогательные наименования служат выражением многостороннего благодатного попечения Матери Божией о Своих страждущих собратиях; эти иконы — живые памятники милосердия и сострадания к вам вашей великой Молитвенницы и Предстательницы у престола Божия, как в наших личных нуждах, так и в тяжелые времена бедствий нашего отечества, особенно при нашествии врагов.
Святая Церковь чествует день Успения Богоматери торжеством несравненным с празднеством святых, потому что в сей день она обрела у Престола Божия свою могущественную Помощницу и Заступницу Усердную. «Радуйся, Обрадованная, — поет она Богоматери, — во Успении Своем нас не оставляющая» (Акафист Успению).
Н. Попов