Церковное торжество, ежегодно совершаемое в Троице-Сергиевой Лавре 18 июля в память обретения честных мощей Преподобного Сергия Радонежского, представляется для православного сознания событием большого религиозного смысла. Им освещается не только жизненный подвиг преподобного основателя Лавры, но и путь нашей жизни, по которому мы идем тем увереннее, чем чаще припадаем к источникам святости, подобным памяти «чудного старца Сергия».
В этом году число паломников, пришедших за благодатным пополнением своих сил к преподобному Сергию, было особенно велико. Влекомые духовным голодом, они пришли к мощам преподобного за утешением, за помощью, за исцелением, за наукой жить угождая Богу. Пришли учиться у святого христианскому общежитию, чтобы уметь служить своим братьям и своей Родине в современных условиях.
Накануне праздника, в 3 часа пополудни, Святейший Патриарх Алексий, в сослужении двух архипастырей, совершил в Успенском соборе молебен с акафистом преподобному Сергию, ходатаю и молитвеннику за русский народ перед Богом, а в 6 час. вечера в том же соборе и еще в двух лаврских храмах началось всенощное бдение.
Святейший Патриарх возглавлял служение в Успенском соборе, ему сослужили несколько Преосвященных. Перед первой кафизмой им было прочитано народу краткое житие Преподобного Сергия, законченное словами его поучения: «Не скорбите, братие, но уразумевайте о всем волю Божию; всех молю: внимайте себе, имейте страх Божий, и чистоту душевную, и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие, и смирение, и пост, и молитву. Пищу и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие...».
Такова спасительная норма жизни, преподанная нам преподобным Сергием. Она не предписывает нам уединения в пустыне, не ограничивает духовную жизнь одним созерцанием, а возвращает к человеческим отношениям, в которых христианами должна руководить нелицемерная любовь и воля Божия. Недаром преподобный, желавший «един жити в пустыни и тако скончатися на месте сем», помимо своей воли последовал нужде своего времени и стал основателем и устроителем монастырского общежития. Недаром на месте пустыни теперь — целый город с Лаврой в центре.
В самый день праздника в Лавре было совершено четыре литургии. Самую раннюю из них возглавлял в Трапезной церкви Преосвященный Кирилл, епископ Пензенский и Саранский, в сослужении четырнадцати иеромонахов и священников. Многие причастники приступили за этой службой к св. Чаше — верный показатель стремления верующих к чистоте душевной, заповеданной преподобным. Многочисленны были причастники и за другими литургиями.
Перед поздней литургией из Успенского собора вышли все священнослужители в облачениях и под звон колоколов направились к Патриаршим покоям для встречи Патриарха. В сопровождении сонма архипастырей Святейший Патриарх вышел из своих покоев, и вся процессия направилась в Троицкий собор для того, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия. Впереди шли свещеносцы, за ними монастырская братия, затем хор и длинная чреда священнослужителей, замыкаемая сонмом архиереев и Святейшим Патриархом, в белом куколе и голубой мантии.
Из Троицкого собора это торжественное шествие направилось в Успенский собор. В нем за Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили: Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, архиепископ Горьковский и Арзамасский Корнилий, архиепископ Пекинский и Китайский Виктор, архиепископ Иоанн, находящийся на покое, архиепископ Молотовский и Соликамский Иоанн, епископ Херсонский и Одесский Никон, епископ Орловский и Брянский Флавиан, епископ Волынский и Ровенский Панкратий, а также Управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер Н. Ф Колчицкий, Ректор московских духовных школ прот. А. П. Смирнов, Наместник Лавры архимандрит Иоанн и прот. Феодор Ду из Китая.
В прошлом Троице-Сергиева Лавра в торжественные дни видела в своих храмах еще большие соборы священнослужителей, особенно в этот день, но несомненно впервые за все время существования Лавры в совершении литургии принимали участие представители Православной Церкви Китая. Один из них, сын китайского народа, приехал в самое сердце русской церковной жизни затем, чтобы принять здесь монашество и сан епископа.
Так расширяется круг действия благодати, исходящей из Лавры преподобного Сергия. Его заветы принимают новые ученики. За литургией один из лаврских иеродиаконов — Иннокентий был возведен в сан иеромонаха. Был также рукоположен в сан иеродиакона только что окончивший Московскую Духовную Академию молодой кандидат богословия Анатолий Мельников, принявший монашеский постриг с именем Антония. Это новые всходы монашества, которым надлежит продолжать подвиг преподобного в наше время.
После литургии, перед молебном, Святейший Патриарх обратился к молящимся с кратким словом, в котором сказал, что преподобный Сергий направлял людей на путь спасения не только при жизни. И теперь, спустя несколько веков после своей кончины, он продолжает оставаться таким же руководителем и наставником для всех, кто к нему обращается за помощью.
Молебен закончился обычными многолетиями, и все участники богослужения, во главе с Патриархом, двинулись торжественным шествием в трапезную, чтобы затем отправиться к исполнению своих повседневных дел.
Так великий подвижник продолжает жить со своим народом, привлекая к себе новых собратий, учеников и почитателей. Так, питаясь у источника его пламенной святости, мы почерпаем из него духовную силу, способную противостоять вражеским замыслам и наветам.
А. В.