СОЮЗ МИРА

(К пребыванию в Москве Румынского Патриарха Юстиниана)

В отличие от принудительной централизации католицизма, Православие распадается на поместные Церкви, органически сочетаясь с национальными характерами разных народов. Но при этом оно остается единым исповеданием веры, духовно сближающим между собою эти народы и роднящим их во Христе, Спасителе нашем.

Этому духовному родству, более прочному, чем родство кровное, не препятствует и автономия местных национальных Церквей, которые с внешней стороны даже не связаны общим управлением. Напротив, отсутствие среди них видимого главы, обладающего первенством власти, свидетельствует о том, что Православные автокефальные Церкви имеют свой объединяющий центр в мире невидимом — в Лице Господа нашего Иисуса Христа.

В сознании своего единства во Христе, Православные автокефальные Церкви свято соблюдают молитвенно-евхаристическое общение между собою, осуществляя в нем заповеданное апостолом Павлом «единение духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3).

Одним из внешних выражений этого церковного союза являются взаимные посещения и сослужения Предстоятелей и представителей Православных Церквей, подобные недавнему приезду в Москву Румынского Патриарха Юстиниана, прибывшего в сопровождении Митрополита, епископа и двух протоиереев Румынской Православной Церкви.

Прежде чем раскрыть значение этого посещения, следует сказать, что на протяжении последних пяти лет общение Русской и Румынской Православных Церквей особенно оживилось. В феврале 1945 г. румынская церковная делегация присутствовала в Москве на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, а в мае того же года Святейший Патриарх Алексий отправил в Румынию свою делегацию, во главе с епископом Кишиневским Иеронимом, чтобы вручить Патриарху Никодиму Послание любви и дружбы, содержавшее основы дальнейших взаимоотношений между Русской и Румынской Церквами.

В следующем 1946 г. Патриарх Румынский Никодим лично посетил Москву с целью возобновления братских связей с Русской Церковью, а также ради укрепления Православия и мира между русским и румынским народами, недавно вышедшими из состояния войны.

Отвечая взаимностью, Святейший Патриарх Алексий, в сопровождении ряда духовных лиц, посетил Румынию в мае 1947 г. и в личном общении с Церковью Румынской еще более закрепил духовные узы любви, издавна соединявшие русский и румынский народы. А через год ту же миссию дружбы выполнил Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который возглавлял в Румынии Патриаршую делегацию, посланную на торжество интронизации вновь избранного Патриарха Юстиниана.

В июле 1948 г. новый Румынский Патриарх Юстиниан был приглашен Святейшим Патриархом Алексием на юбилейные торжества Русской Православной Церкви в связи с 500-летием ее автокефалии и принял здесь, в Москве, вместе с сопровождавшими его духовными лицами, живейшее участие в работе Церковного Совещания, посвященного обсуждению ряда вопросов общецерковного значения.

Единомысленное решение этих вопросов на Церковном Совещании еще более сблизило поместные Православные Церкви и особенно благотворно отразилось на взаимоотношениях Предстоятелей Русской и Румынской Церквей. Показателем их дружбы явился приезд представителей румынского Патриарха Юстиниана в Москву Великим постом текущего года за драгоценными веществами, необходимыми для составления и освящения св. миро. Затем, 25 мая, прибыл в Москву и Святейший Патриарх Юстиниан, вместе с Митрополитом Ясским и Молдавским Севастианом, епископом Романским Феофилом и протоиереями Траяну Белашку и Михаилом Мадан.

Этот приезд Румынского Патриарха и его спутников ознаменовался для них личным общением с Патриархом Московским и всея Руси Алексием, с Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, с некоторыми епархиальными епископами, с московским духовенством, с наставниками и учащимися Московской Духовной Академии и Духовной Семинарии и верующими москвичами. Соприкасаясь с различными сторонами нашей церковной жизни, румынские гости, однако, не оказались по отношению к ней посторонними зрителями, а становились ее участниками и через то опытно постигали благодатное единение духа в союзе мира с русским верующим народом, с его архипастырями и пастырями. Они воочию видели и убеждались, что русские церковные люди живут едиными интересами со всеми народами нашей великой страны, что они самоотверженно трудятся для процветания своего земного отечества, устремляясь в то же время своим духом к Отечеству небесному, что они, вместе со всем человечеством, хотят видеть на земле мир и благоволение в людях.

Важнейшим моментом общения румынских гостей с Русской Православной Церковью нужно считать их участие в совместных богослужениях с нашим Патриархом в Патриаршем Богоявленском соборе и в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, которую они посетили в день праздника Святой Троицы. Вместе с поклонением древним русским святыням — Иверской иконе Божией Матери, мощам святителя Алексия и преподобного Сергия — это участие явилось духовным питанием у источников русской святости, сокровища которой делаются, таким образом, достоянием всего православного мира. В моменты подобных встреч у народных святынь христиане особенно ярко переживают и сознают свое духовное родство, которое становится источником единомыслия и солидарности.

Эти дары духовного союза двух Церквей не замедлили сказаться в совместном обсуждении важнейших вопросов текущей жизни. Главные темы определились сразу, с момента первой встречи. В живом обмене приветственными речами с обеих сторон выявилась забота о мире и о церковном единстве и содействии народам в достижении этого мира. Один из московских протоиереев, встречая Святейшего Патриарха Юстиниана в своем храме, так выразил эту заботу: «В посещении Вашего Святейшества мы видим особую к нам милость Божию, ибо в общении с Вами получаем возможность еще глубже почувствовать наше духовное родство с боголюбивым румынским народом и еще теснее соединиться с ним в утверждении идеалов Православия и в защите мира во всем мире. Переживая это единение, мы знаем, что его источником является наша вера в Господа Иисуса Христа, соединившего нас Своею всеобъемлющею любовью, и, как чада Его любви, мы неустанно стремимся быть и чадами мира и постоянно заботимся о том, чтобы жить в любви непорочно, без человеческого разделения. Эта церковная забота всегда служила и теперь много служит сближению православных народов, ибо через церковное общение и особенно через питание у единых источников святости все мы взаимно восполняем друг друга».

Таким восполнением явилось на этот раз специальное Совещание глав и представителей Русской и Румынской Православных Церквей, состоявшееся 30 мая. На Совещании, которое возглавлялось Святейшим Патриархом Алексием, присутствовали с обеих сторон: Святейший Патриарх Юстиниан, Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, Митрополит Ясский и Молдавский Севастиан, епископ Романский Феофил, епископ Рязанский и Касимовский Филарет, епископ Орловский и Брянский Флавиан, викарий прот. Траяну Белашку, прот. Михаил Мадан, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, ректор Московской Духовной Академии прот. А. П. Смирнов, зам. председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии прот. Г. И. Разумовский и прот. П. Д. Филонов.

Первое слово Святейший Патриарх Алексий предоставил Митрополиту Николаю для сообщения о вкладе Русской Православной Церкви в дело защиты мира. Митрополит Николай подробно изложил всю историю выступлений Русской Православной Церкви в защиту мира, начиная с обращения к христианам всего мира в 1948 г. от лица Всеправославного Совещания и кончая присоединением к Стокгольмскому Воззванию о запрещении атомного оружия. Заканчивая свой доклад, Митрополит Николай сказал, что Русская Православная Церковь неизменно стоит за всеобщий мир и за подлинную демократию. Вместе со всем свободолюбивым человечеством она горячо верит, что их волей и совместными действиями будут сломлены усилия поджигателей войны.

Затем с призывом к усилению церковной борьбы за мир выступил прот. Г. И. Разумовский, который напомнил о наблюдаемом ныне редкостном единодушии между лидерами католического и протестантского мира в вопросе об оправдании нападения на те страны, где православные люди содействуют строительству новой справедливой жизни.

После него Патриарх Юстиниан сообщил о мероприятиях, осуществляемых Румынской Православной Церковью в защиту мира. Он сказал, что Румынская Православная Церковь входит в Национальный Румынский Комитет защиты мира и оказывает ему большое содействие многочисленными выступлениями духовенства в храмах и в печати. По всей стране образовалось до 8.000 приходских комитетов защиты мира, организующих собрания с целью разъяснения верующим задач движения сторонников мира. Священный Синод Румынской Православной Церкви подписал недавно Стокгольмское Воззвание.

В результате обсуждения вопроса об усилении работы Русской и Румынской Православных Церквей в защиту мира, Совещание выработало следующий акт:

«Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Патриарх Румынский Юстиниан, при участии, со стороны Русской Православной Церкви, — Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, епископа Орловского и Брянского Флавиана, епископа Рязанского и Касимовского Филарета, протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, прот. А. П. Смирнова, прот. Г. И. Разумовского и прот. П. Д. Филонова; со стороны Румынской Православной Церкви — Высокопреосвященного Митрополита Молдавии и Сучавы Севастиана, Преосвященного епископа Романского Феофила, прот. Михаила Мадана и прот. Траяну Белашку, викария Трансильванского Митрополита в Сибиу, после совместного обсуждения вопросов, связанных с делом защиты мира во всем мире, пришли к единодушному заключению, что во всех этих вопросах, как в идеологическом отношении, так и в отношении определенных мероприятий в борьбе за мир, они единомысленны, одушевлены твердым намерением и впредь хранить это единство мнений и действий и признают дело борьбы за мир одной из главнейших задач Церкви в настоящее время.

Обе стороны приняли решение согласованно выступать в защиту мира в международном масштабе, осведомлять друг друга обо всех внутренних мероприятиях в деле борьбы за мир, призывать верующих к горячей молитве за мир и вообще в еще больших размерах проводить работу по защите мира среди верующих своих стран. Было также решено уполномочить члена Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира Митрополита Николая выступать в этом Комитете и от лица Румынской Православной Церкви, если сама Румынская Церковь в том или ином случае не будет иметь в Комитете своего представителя».

Этот акт, подписанный всеми участниками Совещания, закрепил сотрудничество Русской и Румынской Православных Церквей в деле совместных выступлений в защиту мира и показал плодотворность их общения, прежде всего, в смысле единого понимания современных задач Церкви, из которых одни обязывают нас чутко отзываться на все нравственно-добрые движения в социальной среде, а другие зовут к духовной работе над усвоением Богу человеческих душ и к содействию стремлениям своего народа стать на более высокую ступень общественной жизни.

А. К.

Система Orphus