НОВЫЙ ВКЛАД ЦЕРКВИ В ДЕЛО МИРА

Во исполнение евангельских заветов Христа Спасителя и в подкрепление ежедневной молитвы «о мире всего мира», Русская Православная Церковь всеми доступными ей средствами продолжает помогать движению сторонников мира в его борьбе с угрозой новой мировой войны, с угрозой истребления народов атомной бомбой. Следуя своему долгу проповедывать Евангелие Царствия Божия, Евангелие любви и мира, Церковь не перестает вселять мир Христов в души верующих, не перестает содействовать и тому, чтобы усилия людей доброй воли, направляемые к сохранению международного мира, увенчались успехом.

Ради этой цели с высокой кафедры Патриарха Московского и всея Руси неоднократно — в течение последних полутора лет — раздавался мирный и увещательный голос Святейшего Патриарха Алексия, обращенный к архипастырям, пастырям и боголюбивой пастве с призывами о содействии делу мира и об исполнении христианского долга в труде и молитве, в доброделании и евангельском единомыслии. Обращался Святейший Патриарх и к Предстоятелям Православных автокефальных Церквей, призывая их к сотрудничеству и к совместным выступлениям в защиту мира.

На последний призыв Главы Русской Православной Церкви один за другим последовали отклики православных патриархов и архипастырей с выражением постоянной готовности служить делу мира, как делу богоугодному и необходимому для духовного и материального преуспеяния народов. Опубликованные на страницах «Журнала Московской Патриархии», эти отклики много послужили укреплению христианской солидарности в противостоянии пропаганде поджигателей войны и сообщили содружеству Православных Церквей значение надежной нравственной опоры в борьбе человечества за мир и социальную справедливость.

«Призыв, посланный Вашим Святейшеством 3 марта этого года..., — пишет в своем ответе Патриарх Румынский Юстиниан, — нашел сильный и горячий отклик в душе нашей, а также у всех митрополитов и епископов — членов Священного Синода Румынской Православной Церкви».

От лица Польской Православной Церкви ответил архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей. Он пишет, что священный долг защиты мира обязывает архипастырей и пастырей проповедывать, по слову апостола, благовременно и безвременно, запрещать и увещевать со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).

Наместник-Председатель Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви Митрополит Паисий в заключение своего ответа написал: «Мы, болгарские православные архиереи, уверяем Вас, что никогда не перестанем исполнять свой священный долг — быть защитниками мира».

С той же готовностью служить делу мира ответил и Антиохийский Патриарх Александр III: «Мы всей душой солидаризуемся с Вашим Блаженством, когда Вы заявляете о том, что «международные вопросы больше не следует решать уничтожением миллионов людей», и мы все, как слуги Иисуса, заповедавшего нам мир, должны считать нашей священной архипастырской обязанностью проповедывать всеобщий мир на земле и всеми доступными нам средствами активно бороться за его осуществление, чтобы таким путем вернуть в сердца вверенных нам Богом паств мир, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне».

Отвечая на Обращение Святейшего Патриарха Алексия, архиепископ Афинский Спиридон пишет, что мир Господень есть плод духа, созревающий в любви и справедливости, а также в уважении к свободе и достоинству человека, искупленного Пречистой Кровию Спасителя и возвышенного до ценности гораздо более высокой, чем прочие ценности мира. Далее он выражает уверенность в том, что все Православные Церкви будут поддерживать дух мира и что мир среди народов должен поддерживаться не страхом гибельных катастроф, но духом Христовым...

В ответе Патриарха Иерусалимского Тимофея говорится, что движение зла можно остановить только улучшением отношений между людьми, что поэтому люди высокого ума должны изучать эти отношения и добиваться того, чтобы все жили в согласии, а научные завоевания употребляли для общей пользы. «Ученые, — пишет Патриарх, — изобрели атомные и водородные бомбы для уничтожения людей и цивилизации, а мы должны непрестанно молиться о том, чтобы Всеблагий Бог просветил их и внушил им новые мысли к открытию способа мирного сосуществования людей».

Патриарх Александрийский Христофор ответил, что Русская Церковь решила для себя вопрос о лучшем способе выполнения небесной заповеди, принявшись сама за упрочение, защиту и полное утверждение во всем мире христианского мира, того мира, который завещал Господь, прощаясь перед страданиями со Своими учениками: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27).

Архиепископ всея Албании Паисий, выражая свою солидарность с Обращением Святейшего Патриарха Алексия, противопоставил смерти, которую несет война, торжество любви и мира, утверждаемое воскресением Христа Спасителя.

Все эти отклики Предстоятелей Православных Церквей явились, прежде всего, выражением естественного для христиан единомыслия, обусловленного единством веры и благодатного опыта в созидании мира Христова. Стараясь сохранять между собою единство духа в союзе мира, они не остались в стороне от движения сторонников международного мира и вместе с ними стали бороться с опасностью новой войны во имя согласия и дружбы народов.

Конечно, не всякий мир приемлем для христианского сознания. Оно не считает прочным тот человеческий мир, который поддерживается страхом перед насилием завоевателя. Оно не доверяет миру, основанному на беспрерывной гонке вооружений, оно осуждает «умиротворение» народов с помощью атомных и водородных бомб. Не к такому миру зовет людей Церковь Христова. Она зовет их к подлинному, действительному, нерушимому миру, который впервые получили ученики Христовы, когда услышали слова Господа: «Мир вам!». Это — мир с Богом, связывающий людей узами любви и дружбы, это мир, которому должна предшествовать победа над злом личной, общественной и международной жизни.

Таков общий смысл ответов, полученных на Обращение Святейшего Патриарха Алексия от Предстоятелей Православных автокефальных Церквей. Будучи выражением их церковного единства, эти ответы явились свидетельством не только благих пожеланий, но и напряженной духовной работы среди верующих. В Румынии, например, возникло до 8.000 приходских комитетов мира, оказавших немалое содействие сбору подписей под Стокгольмским Воззванием. Проповеди и призывы к миру не прекращаются и в других странах с православным населением, ибо везде христианская совесть возмущается действиями поджигателей войны, везде она зовет людей к спасению, к победе над злом и к преобразованию всей жизни в духе евангельской любви и правды.


Совместные действия Православных Церквей в деле защиты мира послужили примером для христиан всех исповеданий. Усилив среди них движение за мир, Православные Церкви образовали как бы ядро общехристианского единства, возникшего во имя ограждения человечества от нового истребления. Ввиду этой страшной опасности, истинные христиане во всем мире прониклись сознанием общности христианских идеалов и задач, связанных с нарастающей мировой драмой, и сочли своим первым христианским долгом защищать мир вместе со всеми людьми доброй воли, невзирая ни на какие политические расхождения и расчеты. Защита мира, как нравственная задача, стала выше всех политических и всяких иных перегородок, разделяющих человечество в обычном течении жизни.

Единение христиан наметилось еще на Всемирном Конгрессе сторонников мира в Париже, где, в одном порыве помочь народам найти верный путь к всеобщему миру, встретились представители всех христианских исповеданий. От Русской Православной Церкви выступил тогда с горячей защитой мира Митрополит Николай, от католиков — аббат Булье, от Англиканской Церкви — настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон — и ряд лиц от протестантов.

Личное общение и единство исторической задачи не могли не оживить в представителях христианских исповеданий чувства духовного родства, заглохшего в длительном разделении, и это чувство, подобно таинственному току, передалось от них верующим массам, активность которых в защите мира стала быстро возрастать. Она особенно усилилась с появлением Стокгольмского Воззвания, которое было воспринято христианским сознанием как голос разума и совести всех народов.

Известно, что сбор подписей под Стокгольмским Воззванием превратился в подлинный мировой референдум, долженствующий выявить и организовать вполне очевидное превосходство сил мира и противопоставить его кучке безумцев, сеющих смерть. Но с успехами референдума усилилось и противодействие ему со стороны поджигателей войны. С еще большим ожесточением они повели враждебную пропаганду против сторонников мира и усилили военные приготовления. Более того, они зажгли военный пожар в Корее.

И вот, в предупреждение их опасных намерений и ради содействия движению сторонников мира, в Чехословакии, по инициативе прогрессивных католиков, собралась Конференция духовенства всех христианских исповеданий. От Русской Православной Церкви на эту Конференцию была послана делегация во главе с Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем.

Посылая делегацию, Святейший Патриарх Алексий обратился к Конференции с особым посланием, в котором, после приветствий, было сказано: «Не случайно верующие люди всех стран, без различия вероисповеданий, напрягают все силы ради борьбы за сохранение мирного семейного очага, за уверенность в завтрашнем дне, за ограждение творческого труда, за спокойствие и радость в работе, ибо, прежде всего, к этому каждого из нас призывает наша религиозная совесть. Вас одушевляет единодушное стремление внести посильную лепту в святое дело построения справедливого и длительного мира, стремление, вытекающее из вашего долга вести верующих путем исполнения заповедей Божиих и, прежде всего, завета Христова о любви».

За многие века разделения все христианские исповедания, пожалуй, впервые встретились на общей почве защиты мира и стали перед необходимостью объединения и самозащиты. Это обстоятельство много послужило единодушию делегатов в обсуждении главных вопросов Конференции и многим напомнило о необходимости христианского единства в любви, о том единстве, которое составляет существо Церкви Христовой.

Об этом единстве, в сущности, тоскует и все человечество, так страстно возжелавшее ныне мира и тишины на земле. Недаром оно спешит осудить атомное оружие и прекратить войны на земле. Недаром оно все больше осознает себя единой семьей народов и стремится к тому, чтобы возникающие трудности перенаселения, производства и распределения преодолевались общими усилиями, а не методами «крысиного мора» и атомной войны. Движимое сознанием единства человеческого рода, это стремление выражает нравственное тяготение человечества к той полноте бытия, которая, будучи утраченной в грехопадении, подлежит восстановлению лишь в единстве церковном, созидаемом искупительной Жертвой Господа нашего Иисуса Христа. О каком-то приближении к этому единству и свидетельствовала Конференция духовенства христианских исповеданий, собравшаяся в Чехословакии в первых числах июля 1950 г.

Подлинное единство рождается в союзе мира, и о его признаках говорил в своей речи Митрополит Николай, возглавлявший на Конференции делегацию Русской Православной Церкви. «Даже в сегодняшнем соотношении сил войны и мира, — сказал он, — можно видеть признаки грядущего торжества, ибо нравственная победа уже одержана. Она состоит в том, что возникло моральное единство людей различных политических и религиозных убеждений, но исполненных веры в достоинство друг друга и в святость идеалов мира».

Конечно, — справедливо скажут многие, — движение людей в защиту своей жизни от поджигателей войны не составляет еще церковного единства и даже не предполагает такой возможности на путях своего дальнейшего развития. Но христиане, прозревая нравственные основы мирных устремлений человечества, содействуют ему в этом и радуются тому, что они в какой-то мере согласуются с тем направлением, в каком почти в течение двух тысяч лет шествуют христианские мученики, апостолы, страстотерпцы, подвижники, преподобные и все исполненные благочестия христиане.

Показав, далее, противоположность мирных идеалов человечества и замыслов поджигателей войны, Митрополит Николай разоблачил попытки последних обосновать свою человеконенавистническую политику развязывания новой войны на высоком авторитете христианской религии, защитниками которой они себя объявляют. «Мы должны, — сказал он, — разъяснить всем верующим людям, что христианство, как религия любви и мира, не нуждается в защите тех, кто с помощью атомных бомб и смертоносных бактерий хладнокровно готовится уничтожать население целой половины земного шара; кто в законе материнства видит причину экономических кризисов; кто эпидемию чумы или холеры принимает за благодеяние природы, кто, замышляя новую войну, называет только что бывшую старомодной войной. Не может быть ничего общего с христианством у людей, которые не исполняют, а чудовищно извращают дело Христово в интересах своего земного господства».

После этого Митрополит Николай указал на историческую необходимость нового общественного устроения человечества, которое «составляет высшую ступень человеческого общежития по сравнению с предыдущей», и добавил, что «христиане, оставаясь на высоте своего звания, должны осознать не только социальную правду своего времени, но и долг своего служения ей в духе евангельском».

В последней части своей речи Митрополит Николай с особенным подъемом говорил о необходимости для христиан «проникнуться сознанием ответственности за судьбы международного мира, нарушение которого в наше время может привести к бессмысленной гибели сотен миллионов людей». — «Для нас эта ответственность, — сказал он далее, — оказывается тесно связанной с единством христианского мира. Поэтому мы, представители различных христианских исповеданий, движимые чувством духовного родства во Христе, Спасителе нашем, собрались на эту Конференцию не для споров и пререканий о вере, а для того, чтобы — перед лицом угрожающей человечеству катастрофы — подтвердить друг другу единство христианского идеала и соединить свои усилия в защите мира во всем мире».

Призыв к единению, прозвучавший из уст представителя Русской Православной Церкви, явился напоминанием об опасности разделения христиан перед наступлением мирового зла, которое появляется в обличии новых претензий на мировое господство. Митрополит Николай указал, что «нам, христианам, нельзя стоять в стороне от мировых событий, от нужд времени, пассивно ожидая разворота событий. Пока в этом мире продолжается борьба между добром и злом, нам нужно быть в самых опасных местах,... защищая справедливость, отстаивая мир» и непрерывно воздвигая против врага Божия невидимое, но несокрушимое оружие молитвенного единомыслия, о котором говорит нам завет св. Игнатия Богоносца: «Будьте все заодно нераздельным сердцем — и при вашем единении не будут иметь места волки».

Свою речь Митрополит Николай закончил новым призывом объединить во имя Господа Иисуса Христа христианские усилия в защиту мира, послужив этому делу самыми сильными и действенными качествами своего духа. «Пусть свойства духа, — сказал он, — присущие каждому исповеданию, — молитвенность Православия, активность католичества, рассудительность протестантства, развившиеся в нашем разделении, — соединятся в созидании мира, завещанного Христом, чтобы пламенными доказательствами Павла, решительными действиями Петра и горячей любовью Иоанна раскрыть всему миру христианский идеал мира и победить всех, кто идет против мира».

Так, от лица Русской Православной Церкви была твердо и ясно выражена мысль о том, что дело мира на земле подчиняется доброй воле в той же степени, как и религиозному смыслу жизни.


В то самое время, когда представители Русской Православной Церкви, во главе с Митрополитом Николаем, находились в Чехословакии, на Конференции духовенства всех христианских исповеданий, и призывали его к совместной работе по защите мира, архипастыри, пастыри и верные чада Русской Православной Церкви внимали Обращению своего духовного Главы — Святейшего Патриарха Алексия, который, во имя соблюдения заповеди Христовой о любви, призывал и благословлял православное духовенство и мирян подписать Стокгольмское Воззвание о запрещении атомного оружия.

Обращение Святейшего Патриарха последовало сразу же после того, как Советский Комитет защиты мира, следуя бесчисленным голосам советских людей, одобрявших Заявление Верховного Совета СССР о поддержке Стокгольмского Воззвания, объявил о проведении по всей стране сбора подписей под его призывами.

Обращаясь к верующим, Глава Русской Православной Церкви, конечно, не видел никакой необходимости в том, чтобы убеждать или склонять их к участию в деле, которое составляет прямое веление христианской совести и заветную цель всех народов нашей страны. Поэтому он, с твердым и спокойным убеждением в единодушии верующих, только напомнил им о христианском долге хранить мир и быть постоянно на высоте этого евангельского призвания.

«Не сомневаюсь, — пишет Патриарх в своем Обращении, — что каждого верного сына нашей Родины одушевляет горячее стремление принять деятельное участие в деле ограждения мира не только в нашей стране, но и во всем мире. Внося свою подпись под этим важнейшим историческим документом, я призываю всех архипастырей, пастырей и верных чад нашей Святой Православной Церкви присоединить свой голос в защиту мира путем своих подписей и тем засвидетельствовать свою непреклонную решимость самоотверженно бороться за мир».

О том, как откликнулись православно верующие люди на призыв своего Патриарха, можно было бы и не говорить, ибо нашему церковному сознанию чужда далее самая мысль о возможности равнодушного отношения к делу мира, как чужда она и всем народам нашей страны. Но нельзя пройти мимо тех многочисленных откликов, которыми православные архипастыри, пастыри и миряне засвидетельствовали свою ревность о поддержке Стокгольмских решений, направленных к запрещению истребительных войн. Читая эти отклики, нельзя не порадоваться единодушию нашего народа, его нравственной цельности и миролюбию, составляющему отличительную особенность характера сильного и устойчивого во всех обстоятельствах, счастливых и трудных.

Из многочисленных откликов можно видеть, что Патриаршее Обращение было прочитано со всех церковных амвонов. Всюду православное духовенство с большим подъемом выразило в проповедях и беседах чувства и настроения верующих людей, жаждущих мира и тишины на земле ради спокойного труда и молитвы, ради благополучия и процветания Родины.

Епископ Кировоградский и Николаевский Евстратий пишет о том, как он обнародовал в храме Обращение Святейшего Патриарха и затем призвал все духовенство и паству проявить свою любовь к родной стране, ко всему человечеству и дать свои подписи под Стокгольмским Воззванием ради мира во всем мире. «По всей епархии, — пишет он, — подписка под Стокгольмским Воззванием прошла среди верующих с полным сознанием его значения для дела мира».

«Сегодня воскресная обедня в нашем Ярославле, — телеграфирует архиепископ Димитрий, — вылилась в прекрасный праздник яркого проявления высоких церковно-патриотических чувств молящихся... Вся сегодняшняя служба явилась светлой воскресения проповедью, по словам воскресного тропаря, ибо из святых уст воскресшего Христа мир услыхал золотые слова: «Мир вам».

«С большим воодушевлением все верующие вверенной мне епархии присоединяются к Стокгольмскому Воззванию сторонников мира», телеграфирует из Костромы Преосвященный Антоний. О том же говорят телеграммы архиепископа Харьковского и Богодуховского Стефана, архиепископа Тульского Антония и многих других правящих архиереев. «Всюду подписание Воззвания, — пишет секретарь Эстонской епархии прот. Г. Алексеев, — прошло в атмосфере единодушия и сознания ответственности предпринятого волеизъявления всего советского народа».

Достойно внимания письмо епархиального духовенства Мукачево-Ужгородской епархии, только в прошлом году присоединившегося к Русской Православной Церкви. «Мы, представители Православной религии в Закарпатье, — пишут бывшие униатские священники, — следуя заветам Христа, всегда стояли на страже мира, так необходимого народам для созидания спокойной и плодотворной жизни. А потому, как глашатаи этой истины, с полным удовлетворением принимаем и поддерживаем предложения Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия и об усердных стараниях к поддержке и к созиданию мира во всем мире и с великой любовью отзываемся на Стокгольмское Воззвание, подтверждая свою солидарность собственноручными подписями».

В своем архипастырском слове, обращенном 2 июля к молящимся измаильского кафедрального собора, епископ Анатолий воодушевленно сказал: «Дело мира священно и дорого для каждого из нас; оно обеспечивает нам спокойный творческий труд. Сейчас во всем мире все сознательные люди объединяются и поднимают свой голос в защиту мира против поджигателей войны, стремящихся к наживе на человеческих страданиях и крови. И мы с вами призываемся сказать свое твердое слово в защиту мира против атомных и других бомб, которыми враги мира хотят разрушить покой и мирный творческий труд людей. И не только сказать, а самым делом, неустанным творческим трудом доказать всем врагам мира, что мы готовы бороться и будем бороться за мирное процветание и счастье народов. Подписывая Стокгольмское Воззвание, мы голосуем за мирную сталинскую внешнюю политику, которую наше Советское Правительство осуществляет в своей деятельности и которую приветствуют и поддерживают все народы мира. Для нас, верующих в Бога людей, мир особенно дорог еще и потому, что принесен на землю и возвещен людям Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Чудная ангельская песнь, воспетая в час рождения Христа, была первой провозвестницей мира на земле: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». С тех пор песнь о мире непрестанно звучит в наших сердцах и воодушевляет нас к строительству мирной жизни в единении с Господом Богом, источником мира и любви».

Выражая общее настроение молящихся, епископ Тамбовский Иоасаф огласил Обращение Святейшего Патриарха и сказал в своем слове: «С чувством радости и глубокого удовлетворения восприняли мы это Обращение Святейшего нашего отца. Наступил момент исполнить и нам наш гражданский патриотический долг и, вместе с тем, христианский долг — выявить сущность христианской религии, которую мы исповедуем как религию мира, любви и братства, исключающую всякое проявление вражды, человеконенавистничества и агрессии. Подписывая Воззвание, мы тем самым выражаем не только свою солидарность со всеми благородными людьми, борющимися за мир, но этим актом заявляем и о своей готовности защищать мир всеми доступными нам средствами и вместе с тем решительно осуждаем деятельность людей, враждебных делу мира».

Нет никакой возможности исчерпать богатейшее содержание всех откликов на Обращение Святейшего Патриарха Алексия, призвавшего верующих к единодушной поддержке Стокгольмского Воззвания. Обобщая выраженные в них чувства и мысли, можно сказать, что члены Церкви Христовой, чающие вечной жизни за гробом, вовсе не замыкаются в этом уповании и не выключают себя из потока настоящей временной жизни, а чувствуют себя сознательными участниками исторического процесса, «работниками на исторической ниве, несущими историческое послушание каждый на своей борозде».

Это чувство истории, в особой степени свойственное церковным людям, говорит о многом и, прежде всего, о сознании ответственности за все происходящее в мире. «Все, что совершается на земле, имеет к нам отношение, за всякое зло мы ответственны, всякое добро зовет нас для своего осуществления». Поэтому Церковь ни к чему не безразлична в этом мире: ко всему она имеет собственное отношение и всякую вещь измеряет данной ей мерой.

По достоинству оценивает Церковь и замыслы врагов мира. Она видит в них или нравственных уродов, или сознательных противников добра, которые не желают исправлять социальную действительность, порождающую войны.

Но движение сторонников мира с его благородной целью добиться запрещения атомного оружия находит в лице Церкви сопутствующую силу, которая помогает людям доброй воли достигать условий, необходимых для умиротворения народов.

Среди этих условий Церковь ставит на первое место борьбу с первоисточником мировой испорченности — борьбу с грехом. Прямой целью этой борьбы является примирение человека с Богом, спасение души человека для вечной жизни, для Царства Божия, которое есть «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). А попутно этой борьбой исправляется и весь строй земной жизни, которая, таким образом, делается для членов Церкви приготовлением к жизни будущей и через то просветляется, становится подвигом святости, подражанием Христу. Следовательно, Церковь, и только одна она, неустанно побуждает человека во имя высшей Святости, которая есть Сам Бог, идти все вперед и вперед в нравственном совершенствовании и тем самым способствует развитию человеческого общества, от которого христиане, совершающие свой путь в общении с другими людьми, не обособляются.

Таким образом, Церковь Христова, спасая человека для Царства Божия, начинает созидать его тут же, в условиях земной жизни, и, прежде всего, в душе человека, откуда благоухание любви и мира распространяется и на окружающих. Примером спасительного действия Царства Божия, созидаемого внутри нас, может служить опыт первохристианской общины и бесчисленной чреды святых, спасавшихся и прославленных в последующие времена. И сейчас христианам не нужно доказывать, что за 19 веков своего существования христианство наложило на мировую культуру и на основные учреждения и законы неизгладимый след.

Для общества спасительное действие Церкви благотворно сказывается в том, что она непрерывно осуществляет нравственное воспитание цельного человека, здорового духом и выполняющего свои земные обязанности в духе новой заповеди. В плане социальном Церковь способствует развитию и укреплению более совершенного общежития, отвечающего интересам всех людей. В то же время она учит своих членов блюсти достоинство и характер своего народа и, укрепляя национальное самосознание, вменяет в христианский долг верность своему земному отечеству. Не остаются в стороне от воздействия Церкви и международные отношения, в которые она постепенно вносит не только уважение к правам человека и каждого народа, но и дух умиротворения, о чем в наши дни свидетельствует помощь Церкви движению сторонников мира и единодушная поддержка церковными людьми Стокгольмского Воззвания.

Веруя в Царство Божие и созидая его беспрерывной борьбой с грехом, церковные люди питают в себе неисчерпаемый источник внутренней

бодрости, столь необходимой в момент всеобщего напряжения и опасности, и твердо исповедуют, что мир есть «врата правды, отверстые к жизни» (Клим. I Кор. 104). Поэтому для церковного сознания содействие делу мира на: земле составляет норму христианской жизни, естественное направление ее к цели, выражаемой полнотой бытия, когда Бог будет всяческая во всех. А самое дело мира, осуществляемое современным человечеством в движении его сторонников и в стремлении людей к социальной справедливости, Церковь рассматривает как поворот человеческих душ в сторону Царства Божия, которое, будучи жизненной целью христиан, оказывается невидимым, но действенным фактором благоустроения нашего земного, несовершенного мира.

С таким сознанием православные люди нашей страны, в лице архипастырей, пастырей и верных чад Церкви, единодушно поставили свои подписи под Стокгольмским Воззванием и тем самым внесли в дело мира новый существенный вклад.

А. Крашенинников

Система Orphus