(29 июня — 6 июля 1950 г.)
9 июня с. г. Святейший Патриарх Алексий получил следующую телеграмму из Праги:
«Духовенство Чехословакии считает своим долгом перед Богом поднять голос в защиту мира. Духовенство всех христианских церквей с этой целью соберется 1 июля 1950 г. на Конференцию на курорте Лугачовицы. В Конференции примут участие также заграничные делегации. Обращаемся к Вам с просьбой любезно выслать на эту Конференцию делегацию Вашей героической Церкви, приблизительно в составе пяти человек. Питаем надежду, что Вы не отклоните наше приглашение. Ожидаем Вашего скорого ответа. Делегация должна быть в Праге 29 июня. Успеха Вам лично и полного расцвета Вашей Церкви желает Подготовительный комитет Лугачовицкой конференции духовенства христианских церквей».
Святейший Патриарх ответил сообщением о том, что на эту Конференцию им назначена делегация от Русской Православной Церкви в составе: Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, архиепископа Виленского и Литовского Фотия, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иоанна и двух благочинных г. Москвы протоиереев П. Филонова и П. Цветкова.
Прилетев в Прагу 29 июня, мы были встречены на аэродроме председателем Подготовительного комитета Конференции духовенства министром (римско-католическим священником) И. Плойгаром, рядом высших чиновников министерств и Экзархом Московской Патриархии Митрополитом Елевферием. Выслушав 4 приветственных речи и ответив на каждую из них, мы отбыли в гостиницу Алькрон.
В этот день мы сделали визиты в Посольство СССР, Заместителю. Председателя Совета Министров Зд. Фирлингеру и Экзарху.
30 июня самолетом и автомашиной мы были доставлены на курорт Лугачовицы, где в течение этого дня происходили дружеские встречи с делегатами, приезжающими на Конференцию. Кроме делегаций Русской Православной Церкви и Армянской Церкви, на Конференцию прибыли делегаты из Венгрии, Болгарии (православная делегация — во главе с Митрополитом Пловдивским Кириллом и вице-директором Департамента исповеданий Пешевым — и римско-католический священник), Румынии (православная делегация во главе с епископом Кесарием), Австрии (председатель Всеавстрийского Комитета защиты мира пастор Кох), Англии (настоятель Кентерберийского собора д-р Джонсон и 4 англиканских священника), Австралии (один англиканский священник), Германской демократической республики (пастор и римско-католический священник). В большом количестве были представлены все религиозные объединения Чехословакии: церкви — православная, римско-католическая, чехословацкая национальная, чешскобратская, евангелическо-лютеранская, евангелическо-реформатская, баптисты, методисты, адвентисты, унитарии и др. Делегаты прогрессивного римско-католического духовенства из Польши (в количестве 20 человек) в Конференции не принимали участия, но участвовали в последующей за Лугачовицкой — Велеградской конференции специально католического духовенства (4—6 июля), а также в манифестациях в защиту мира в Велеграде (3 июля) и в Козьем Градке (4 июля). Всего на Конференции было свыше 300 делегатов, представляющих более 15 христианских исповеданий. По общему суждению, такая конференция по своему составу была первой за всю историю христианства и, как в этом отношении, так и по своим результатам, — исторической.
Заседаний Конференции духовенства христианских исповеданий Чехословакии, происходившей в зале Общественного Дома в Лугачовицах, было три. 1 июля было открытие Конференции и одно дневное заседание; 2 июля было два заседания — утреннее и вечернее.
Председательствовал министр Плойгар. По правую его руку сидел Митрополит Николай. Как на Конференции, так и на манифестациях, и на приемах — нашей делегации оказывалось исключительное внимание и предоставлялись первые места. В состав президиума, помимо членов Подготовительного комитета, были введены главы всех заграничных делегаций и представители всех христианских исповеданий Чехословакии.
На первом заседании, после приветственных речей членов Правительства, был заслушан доклад д-ра Горака (римско-католического священника) на тему: «Христианская точка зрения на усилия создания социально справедливого общества».
Тотчас после доклада было предоставлено слово мне для приветствия от Русской Православной Церкви и для оглашения Обращения Патриарха Алексия (напечатано в № 7 «Ж. М. П.» за 1950 г.). В прениях из православных делегатов выступал Экзарх Митрополит Елевферий.
Целый ряд ораторов говорил о Русской Православной Церкви, как примере и образце служения народу и работы за мир (министр Плойгар, римско-католический администратор Дехет, докладчик д-р Горак, епископ румынский Кесарий, пастор Кох из Австрии и др.). Почти каждый оратор упоминал о Советском Союзе как светоче для человечества. Все эти упоминания вызывали шумные аплодисменты по адресу Советского Союза и нашей делегации. Упоминание имени И. В. Сталина всегда сопровождалось бурной овацией: все вставали со своих мест.
Все ораторы от имени своих церквей заверяли в том, что они отдадут все силы на дело построения социалистического общества и дело защиты мира.
Д-р Горак в своем докладе приводил цитаты из статей, печатавшихся в «Журнале Московской Патриархии» (по вопросам защиты мира). Ряд делегатов выступал с обличением Ватикана (евангелический священник Донкош, римско-католический священник Дехет, римско-католический священник Мара и др.). Выступавший от баптистов Ричардж заверил, что среди баптистов в США огромное движение за мир и что все до одного баптисты Чехословакии борются за мир и социализм.
На втором заседании 2 июля был заслушан доклад епископа Чехословацкой национальной Церкви д-ра Новака на тему: «Борьба за мир и задачи христианских церквей в этой борьбе».
Первое слово после докладчика было предоставлено мне. Моя речь (напечатана в № 7 «ЖМП» за 1950 г.) была очень тепло встречена; долго не умолкали аплодисменты. Я проводил ту мысль, что борьба за мир — священный долг христианина; он должен быть выполнен каждым, кто носит это звание. В резких словах я заклеймил линию Ватикана.
На первом и втором заседаниях в этот же день от православных выступали: Оломоуцко-Брненский епископ Честмир, Митрополит Кирилл — с приветствием от Болгарской Церкви и епископ Кесарий — с приветствием от Румынской Церкви. Армянский архиепископ Рубен приветствовал от Католикоса всех армян.
Речи всех выступавших дышали ненавистью к поджигателям войны и готовностью страстно защищать мир.
Римско-католический священник Чарноцкий в саркастических выражениях говорил о позорной политике Ватикана. Евангелическо-реформатский пастор из Словакии говорил, что его церковь состоит членом Всемирного совета церквей и останется состоять, чтобы противодействовать реакционным и антинародным течениям в Совете.
Перед закрытием заседания были единодушно приняты резолюция и Воззвание к христианам всего мира (печатаются ниже). На почве защиты мира духовенство всех христианских исповеданий проявило полное единство христианского духа.
Министр Плойгар внес предложение устраивать подобные конференции каждые два года.
Участниками Конференции высказывались единодушные мнения о том, что решения Конференции по вопросам мира будут новым большим вкладом в дело мира. То же говорил и Заместитель Председателя Совета Министров Зд. Фирлингер, и министр Плойгар, и другие министры, как при закрытии Конференции, так и на народных манифестациях и на приемах.
На второй день работ Конференции (2 июля) в местности Девин (Словакия) справлялся, при большом стечении народа, славянский народный праздник, связанный с днем памяти свв. Кирилла и Мефодия. От каждой заграничной делегации Конференция выделила на это торжество по одному делегату. От нашей делегации на празднике присутствовал архиепископ Фотий, направившийся туда утром 2 июля.
3 июля рано утром на самолете и автомашинах вся наша делегация прибыла в г. Велеград (в Моравии) на ежегодный народный праздник, также устраиваемый в день свв. Кирилла и Мефодия. В этом году праздник был связан с общенародной манифестацией за мир.
На огромной площади римско-католического монастыря собралось множество народу. На митинге выступали: премьер-министр Запотоцкий, г. Зд. Фирлингер, министр Лукачевич, д-р Хьюлетт Джонсон, Митрополит Николай и министр Плойгар. (Моя речь напечатана в № 7 «Ж. М. П.» за 1950 г.).
Была принята резолюция об единодушном участии в деле защиты мира.
Без преувеличения можно сказать, что и на Конференции, и на манифестациях наша делегация была в центре внимания самого сочувственного, дружеского, горячего.
Речи выступавших на этой манифестации транслировались по радио, а затем, вечером, записанные на пленку, еще несколько раз передавались по радио из Праги; моя речь передавалась полностью.
К вечеру 3 июля мы вернулись в Прагу.
4 июля рано утром автомашинами мы прибыли в г. Табор, а оттуда в местечко Козий Градек на народный праздник в честь Яна Гуса, ежегодно приурочиваемый к этому дню.
Здесь манифестация мира состоялась на огромной поляне среди гор, покрытых лесами. Народу было почти столько же, сколько и в Велеграде.
В начале митинга речь произнес Председатель Национального Собрания д-р О. Ион. После X. Джонсона выступил и я. И здесь повторялась та же картина, что и в Велеграде: овации по адресу И. В. Сталина, Советского Союза и нас, делегатов Русской Православной Церкви. И здесь десяткам, сотням людей я пожал после митинга руки и слушал крики: «Передайте привет Сталину», «Привет Советскому Союзу», «Да здравствует наш освободитель — Советский Союз!»
Единодушно была одобрена резолюция о борьбе за мир.
После обеда в г. Таборе мы направились к месту закладки нового православного храма в этом городе, причем день этой закладки связывался с днем народного праздника в честь Яна Гуса. Был совершен молебен. При встрече меня приветствовал речью Председатель Краевого народного комитета. Я ему отвечал речью и после молебна произнес слово верующим.
Мы осмотрели городской музей имени Яна Гуса и вечером вернулись в Прагу.
При всех приездах нашей делегации — в г. Готвальдов (по пути в Лугачовицы), в г. Лугачовицы, в г. Велеград, в г. Табор — нас приветствовали теплыми речами власти краев и городов и представители общественности. Я отвечал на каждое приветствие.
6 июля г. Зд. Фирлингер устроил в зале Народного клуба (в Праге) прием в честь нашей делегации, с приглашением всех заграничных делегатов. На приеме и ужине присутствовали члены Правительства. Внимание к нашей делегации со стороны г. Зд. Фирлингера было исключительным, что мы и отмечали в своих застольных речах.
Мы покинули Чехословакию с чувством большого удовлетворения.
Мы были участниками исключительной по своему составу Конференции, в работу которой, направленную на укрепление дела мира и на сплочение всех прогрессивных церковных сил Чехословакии, мы вложили свою долю.
Мы приняли участие в мощных народных манифестациях, с радостью и гордостью говорили на митингах о своей Родине и были свидетелями стихийной любви, уважения и благодарности к Советскому Союзу и его великому Вождю со стороны десятков тысяч людей.
Мы ощутили всю теплоту и сердечность гостеприимства братской страны и старались закрепить эти чувства нашим общением с чехословацкими друзьями.
Митрополит Николай