ОБРАЩЕНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ, ГРУЗИНСКОЙ И АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ К ХРИСТИАНАМ ВСЕГО МИРА

В настоящее время особенно напряженной борьбы народов за мир, когда их миролюбию противопоставляются новые угрозы и средства уничтожения, мы, Предстоятели трех христианских Церквей, находящихся на территории Советского Союза, — Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат и Католикос-Патриарх всех армян Георг VI, движимые тревогой за судьбы народов и руководимые желанием оказать возможное содействие сторонникам мира, собрались вместе в г. Тбилиси, дабы обдумать новые меры этого содействия в духе и силе христианского единения.

Всем хорошо известно то упорство, с каким враги мира продолжают готовиться к войне. Они стараются прикрыть свои замыслы широкими планами «помощи» другим народам, а злую волю к войне — якобы оборонительными союзами. Но их выдает напряженность их военных приготовлений и их стремление навязать мирным народам свою волю вместе с запасами смертоносных орудий.

Однако, в противовес усилиям этих врагов мира, подготовляющих новую войну, стремительно растет и укрепляется союз сторонников мира, объединяющий всех людей доброй воли, без различия политических и религиозных убеждений. Нравственное превосходство этого союза и его мощь внушают народам уверенность в победе над мрачными силами войны. Уже многое сделано в смысле укрепления этого союза миролюбивых людей в деле сопротивления наступательным планам врагов мира. А в марте этого года весь мир услышал от Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира призыв к запрещению атомного оружия. В этом призыве сказалась совесть человечества, обязывающая каждого из нас поднять свой голос против оружия смерти. И чем сильнее обостряется борьба за мир, тем становится очевиднее, что уставшие от войн и раздоров народы возжаждали, наконец, единой жизненной правды и устремились к тому спасительному источнику, где «правда живет» (2 Петр. 3, 13).

Видя людей алчущими и жаждущими правды, можем ли мы, исповедники Победителя смерти — Христа, Который Своими страданиями примирил людей с Богом и дал залог взаимного мира между людьми, можем ли мы оставаться в стороне от этого движения и, не оказывая ему никакой помощи, тем самым молчаливо одобрять изготовление оружия смерти?

Если на защиту мира поднимаются и далекие от Христа люди, то христиане, по завету Христову, должны быть всегда миротворцами. Поэтому Русская Православная Церковь сразу присоединила свой голос к голосу сторонников мира, как сделала это и Церковь Грузинская и другие Православные Церкви — Румынская, Болгарская, Албанская, Польская. Присоединилась к союзу защитников мира и Армянская Церковь. В единстве усилий эти Церкви неустанно воздвигают в помощь миролюбивым народам свое духовное оружие: животворящую молитву о мире всего мира, проповедь любви, моральное единство пасомых и единение в деле борьбы за мир и за утверждение христианской правды.

Но враги мира всеми способами изощряются в мерах сопротивления этой правде, угрожая ей сверхмощными силами разрушения и смерти. Поэтому мы, Патриархи трех христианских Церквей, нашли благовременным усилить помощь движению сторонников мира и обратиться с призывом о том же ко всему христианскому миру, который не может и не должен стать опорой безумной политики уничтожения.

Во имя Спасителя мира мы призываем всех архипастырей и пастырей стада Христова и всех ищущих спасения во Христе Иисусе соединить свои силы для совместной борьбы с угрозой мировой катастрофы, дабы и самый призрак ее растаял, «яко тает воск от лица огня», и исчез с горизонта жизни. Вооружиться против зла войны — долг каждого христианина, ибо христианство есть религия не смерти, но жизни и спасения, к чему стремятся все народы. Они в едином союзе повели борьбу с врагами мира, имея в рядах своих миллионы христиан. Необходимо продолжить и усилить эту борьбу, дабы все христиане, без различия вероисповеданий, соединили свои усилия в этом святом деле.

В борьбе за мир, как главное условие жизни, необходимо возвыситься над всем тем, что разделяет людей, ибо все мы, христиане, по слову апостола, «одним Духом крестились в одно тело, ...и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 13).

Отсюда открывается общая основа для единения христиан в деле защиты мира.

В приложении к нуждам современного человечества христианское дело состоит, прежде всего, в том, чтобы действенно поддержать благородные решения борцов за мир о запрещении атомного оружия и о признании военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие.

К этому неотложному делу мы и призываем всех христиан и, прежде всего, досточтимых Предстоятелей Церквей.

Тот же призыв направляем мы и протестантскому миру в лице Всемирного совета церквей. Присоединившись к Стокгольмскому акту мира, Всемирный совет церквей на деле оправдал бы свое осуждение военного насилия.

Мы призываем к тому же и католическую часть христианского мира, в надежде, что она не разделяет политики римской курии, всецело ставшей на поддержку поджигателей новой войны, и что она не хочет служить опорой для антихристианской политики истребления.

Пусть наш призыв дойдет и до Англиканской Церкви, являющейся всегда провозвестницей идей христианского единения, а также и до всех других христианских обществ, живущих на земле.

Присоединяясь к указанным решениям, христианский мир этим самым придаст им такую нравственную силу, которая будет в состоянии воздействовать и на самих носителей идеи войны.

Одобрение решений о запрещении атомного оружия и об ответственности того правительства, которое его решится применить, получит еще большее значение, если духовенство и верующие всех христианских исповеданий, во имя спасения человечества от опасности новой войны, еще более кровавой, чем прежние войны, — присоединят к нему новые меры, именно: если будут вступать в союзы защиты мира и всемерно содействовать их работе; если каждый архипастырь и каждый священник будет продолжать ту же работу на церковной кафедре, призывая пасомых к молитве о мире во всем мире, к мирному созидательному труду и благословляя всякие действия, направленные к утверждению мира и евангельской правды в жизни.

Пусть там, где это возможно, проявится сила этого меча духовного не только в устном, но и в печатном слове в виде воззваний, статей в защиту мира и в призывах к участию во всенародных и всемирных объединениях борцов за мир.

Призывая всех христиан к борьбе за мир, мы, поставленные Промыслом Божиим Предстоятелями христианских Церквей, молим Господа Бога, чтобы великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора и чтобы все мы, последователи Христа, стали не только словом призывающими к миру, но и подлинно творящими мир — миротворцами, достойными именоваться, по обетованию Христову, сынами Божиими.

Да минует это тяжелое время тревог и беспокойства для миролюбивых народов, и да настанет во всем мире время спокойствия, уверенности в безопасности и вечном мире.

Самоотверженно и решительно все да противостанем злу и да победим его всепобеждающей силой правды, силой веры в несомненную помощь Божию в этом нашем святом и правом деле.

АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси

КАЛЛИСТРАТ, Католикос-Патриарх всея Грузии

ГЕОРГ VI, Верховный Патриарх-Католикос всех армян

5 августа 1950 г., г. Тбилиси

Система Orphus