«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЦЕРКОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!..»

Святая Православная Христианская Церковь, во всей ее полноте, является обществом верующих, объединенным внутри себя иерархическим соподчинением по степеням — епископат, священство и народ. Глава таковой Церкви — Христос, все же члены ее — Тело Христово. Каждый член Церкви, мирянин и клирик, находящийся в иерархическом активном подчинении воле первого иерарха Церкви, преемника главенства Христова, может считать себя живым и плодотворящим членом Тела Христова. И наоборот — всякий отказывающийся от иерархического подчинения тем самым отошел от источника тем самым отошел от источника благодати и стал неспособным к духовному плодотворению, сделался духовным мертвецом, извергнул сам себя из спасительного Корабля церковного и покусился своими слабыми человеческими силами вплавь переплыть бурное житейское море.

Если это сделал мирянин, он лично отвечает перед Господом за такую попытку духовного самоубийства. Тогда же, когда епископ или священник, злоупотребляя даром своего апостольского слова, соблазняет и свою паству на уклонение от признания высшего авторитета Матери-Церкви, — горе их ожидает, по словам Христа, за этот соблазн.

«Ответственность, церковная ответственность!..» — таковы были предсмертные слова Митрополита Феофила. В самый последний момент жизни его озарило сознание тяжелой ответственности перед Богом за упорное непослушание Матери-Церкви, без благословения которой он взял в свои руки управление Северо-Американской епархией после Митрополита Платона, умершего в запрещении.

Следуя за Митрополитом Феофилом и после его смерти, большой Собор архиереев Русской Православной Митрополии в Северной Америке обратился 27 июля 1950 г. с особым посланием к боголюбивым пастырям, клирикам и всей православной американской пастве. В этом послании Собор русских епископов вновь подчеркивает, что он отмежевывается от своей Матери-Церкви. Добрая и естественная мысль участников Кливлендского Собора 1946 г. о восстановлении канонического общения с Матерью-Церковью названа в этом послании «напрасной». Напротив, «историческим направлением» и «путем Митрополии на американском континенте» это послание называет стремление к полной независимости Митрополии от какого бы то ни было высшего церковного авторитета.

«Общение с самою Церковью Российской» является для Митрополии только предметом молитвы и пассивной «надежды». О любви к Матери-Церкви в послании даже не упоминается. Там только выражается уверенность, что «придет... радостное... время свободного и открытого общения с Матерью-Церковью Русской..., которая поймет и благословит путь (Митрополии) на американском континенте».

Может быть, эти слова послания свидетельствуют о том, что русская митрополия в Америке не свободна вернуться в каноническое общение с Матерью-Церковью? Может быть, русские архипастыри в Америке имеют возможность только скрытно, в молитве, проявлять желаемое ими церковное общение?

Тогда им легко понять, почему Матерь-Церковь скорбит о своих заблудших чадах, от которых она не требует ничего, кроме восстановления нормальных иерархических отношений, издавна соблюдаемых американскими епархиями всех прочих Православных Церквей.

Но факты говорят о другом: не о желании феофиловских епископов войти в каноническое общение с Матерью-Церковью, а о явном стремлении их уйти от нее на «страну далече».

Кливлендский собор состоялся в ноябре 1946 г., однако решения его были вкратце сообщены Митрополитом Феофилом Святейшему Патриарху Алексию лишь в двадцатых числах января 1947 г. Святейший Патриарх в ответной телеграмме приветствовал решение Собора, заявляя, что «не имеет возражений против автономии для нашей Православной Церкви в Америке» и поручает Митрополиту Григорию «обсудить в миролюбивом духе» все вопросы с Митрополитом Феофилом.

На этой патриаршей телеграмме Митрополит Феофил наложил резолюцию, в которой считает ответ Патриарха неудовлетворительным и находит бесполезным «вести какие-либо соглашения или ставить какие-либо условия по этому делу», отрицая смысл «в личном разговоре с Митрополитом Григорием или другим... представителем Патриарха».

Как известно, эта резолюция попала в печать.

Но одновременно с нею Святейшему Патриарху Алексию была послана следующая телеграмма: «Телеграмма Вашего Святейшества принесла большую радость. Мы ожидали от Вашего Святейшества официального указа, утверждающего автономию нашей Церкви в Северной Америке, как это указано в Вашей телеграмме на мое имя. Возможно, что тогда не потребуется командировка Митрополита Григория в Америку, так как детали могут быть выработаны по почте. Однако, если Ваше Святейшество считает необходимым командировать Митрополита Григория, с моей стороны препятствий не имеется, и я верю, что все вопросы будут разрешены в мире ради блага и единства Церкви. Митрополит Феофил».

Сопоставление резолюции и телеграммы ясно показывает, насколько порочен путь «Американской Митрополии», указанный Митрополитом Феофилом. Это путь не только одного самочиния, но — лжи и обмана. Поэтому Матерь-Церковь никогда не «благословит» тех путей непослушания и раскола, на которых Митрополит Феофил отверг евхаристийное общение с нею и отказал в простом гостеприимстве мирному посланцу Святейшего Патриарха в то время, как главы некоторых других исповеданий сочли своей обязанностью лично встретиться с делегатом Московского Патриарха Митрополитом Григорием.

Так определился путь отчуждения от Матери-Церкви, предначертанный Митрополитом Феофилом и подтверждаемый его сторонниками — архиепископом Леонтием, епископом Димитрием, епископом Иоанном Дейтройтским, епископом Иоанном Бруклинским, епископом Никоном и епископом Дионисием, подписавшими послание от 27 июля с. г. Чтобы сойти с этого пагубного пути, русской православной пастве в Америке необходимо должным образом подготовиться к предстоящим выборам нового митрополита и обеспечить выбор такого кандидата, который правдиво и честно выполнил бы решения Кливлендского Собора о восстановлении канонического подчинения Матери-Церкви и о признании своим каноническим Главой (духовным и административным) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, как того требует единство Церкви.

Прот. Г. Разумовский

Система Orphus