«...Петре, веры каменю! Павле, похвало вселенныя!..» (Служба свв. первоверховным апостолам, ипакои).
Святая Церковь называет апостолов Петра и Павла первоверховными апостолами. Этим почетным наименованием она отмечает их как апостолов, более других потрудившихся в деле распространения учения Христова и показавших высочайшие образцы ревности и любви к Божественному Учителю и Его делу на земле. Св. Иоанн Златоуст, удивляясь «болезням и трудам» святых Петра и Павла и не зная, кому из них отдать предпочтение, говорит: «Они лучше друг друга и больше всея вкупе твари». Святая Церковь почитает их заслуги равночестными; отмечая все величие их трудов на ниве Христовой, она установила для верующих даже предварительный пост, чтобы достойно подготовить их к празднованию памяти этих вселенских столпов, и чествует их одинаковым торжеством.
Мы должны помнить, что Господь украсил их нетленными венцами за чрезвычайные труды и испытания в проповеди Евангелия: «Болезни бо онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия» [1] (Кондак свв. апостолам). «Я думаю, — пишет св. апостол Павел к Коринфянам, — что нам.. Бог судил быть как бы приговоренным к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира... Терпим голод, и жажду, и наготу, и побои и скитаемся... Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1 Кор. 4, 9, 11—13). Вот откуда возникает слава св. апостолов. «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием», — продолжает св. Павел (1 Кор. 4, 15). А голод, жажда, позорище для мира, хулы и страдания — это муки рождения, они являются источником радости для святых апостолов: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения», — взывает Павел к строптивым и несмысленным Галатам, — доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4, 19).
Оба апостола бестрепетно, с радостью завершили свое земное поприще, ибо, как свидетельствует один из них, не было для них высшего счастья, как «разрешитися и со Христом быть». Они добрым подвигом подвизались, течение жизни своей свершили и наследовали венец правды.
Апостолы Христовы, выполняя повеление своего Учителя: «Шедше научите вся языки», в самое короткое время распространили Евангелие по всему лицу тогдашней вселенной. «Чьею силой все это совершилось?» — спрашивает св. Иоанн Златоуст и отвечает: «Силою Того, Кто послал Своих учеников на проповедь. Сам Он предуготовлял им путь; Сам все трудное делал удобоисполнимым. Он, единым словом создавший мир, насадил и Церковь. Сказал: Созижду Церковь Мою, и совершил сие самим делом». Святые апостолы — органы благодати Божией; их служение — дивное дело силы и Промысла Божия. Кто же они, эти носители благодати Божией? Это были люди простые, некнижные, незнатные, «немощные мира...», против которых в каждом городе воздвигалась брань, которые преследовались просвещенными блюстителями закона — фарисеями и старцами людскими; которых встречали недоверчиво мудрецы языческого мира: «Об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17, 32).
Один из прославляемых первоверховных апостолов, св. Петр, до призвания своего Господом к трудам апостольским носивший имя Симон, сын рыбака Ионы, был родом из галилейского городка Вифсаиды. Человек простой и неученый, он провел свою жизнь до зрелого возраста на море Галилейском, занимаясь рыболовством.
«Идите за Мною, — призвал Господь обоих братьев: Симона и Андрея, увидя их за обычными занятиями, закидывающими сети в море. — Я сделаю вас ловцами человеков». Симон живо откликнулся на призыв Господа, вместе с братом он тотчас бросил сети, оставил дом и все свои занятия и последовал за этим чудным Учителем.
Господь видел беззлобную и простую, как у ребенка, душу Симона, его ревностное и пылкое сердце. Он назвал Симона Кифой, что по-гречески значит Петр, по-русски же — камень, провидя твердость веры Симона. С этих пор Петр не расставался со Христом. Он сделался горячим последователем Христовым, Его постоянным спутником и учеником.
По пылкости своего сердца Петр быстрее других апостолов откликался на слова Христа, часто обнаруживая при этом свои человеческие немощи и непонимание духа учения Христова, что Господь исправлял, иногда весьма строго обличал, но зато раньше других Петр высказывал свою веру и горячую любовь ко Христу. Так, он первым исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога Живаго (Мф. 16, 16). Когда многие из учеников Христовых, не будучи в состоянии вместить слов Господних о таинстве Плоти и Крови Его, «отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6, 66), Петр на слова Христа, обращенные к апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» — ответил твердо и горячо: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Иоан. 6, 67—69). Беззаветно любя Христа, он защищает Его мечом в саду Гефсиманском, не разумея, что так должно быть, иначе «как же сбудутся Писания»; однако, поклявшись, что он не оставит своего Учителя в опасности, трижды от Него отрекается. Его искреннее и горячее сердце не выдерживает взгляда Господа после этого малодушного поступка (Лук. 22, 61), и, исходя вон, он горько плачет. Слезами раскаяния он омыл свое прегрешение; первый из апостолов он удостоился лицезреть воскресшего Спасителя мира. После троекратного обращения Спасителя: «Симоне Ионин, любиши ли Мя...?» (Иоан. 21, 15—17), он был восстановлен в апостольском достоинстве.
Св. апостол Павел, подобно своему великому соратнику по ниве Христовой, до призвания к апостольству носил другое имя — Савл. Он был еврей из колена Вениаминова, родом из города Тарса. С детства Савл был наставлен «в законе отеческом». Как видно, он предназначался отцом своим в раввины, а потому отправлен был в Иерусалим, где, под руководством известного тогда учителя Гамалиила, совершенствовался в изучении Писания.
Савл обладал сильным и стремительным характером. Всякому делу, за которое он брался, он отдавался всецело, со всем жаром своей пылкой натуры. «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, — описывает св. Павел свое настроение до обращения в христианство, — обрезанный в восьмый день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный (Филип. 3, 4—6).
Прямой и честный юноша серьезно воспринимал воззрения фарисеев на «отеческую законность» в духе внешнего, обрядового благочестия и старался выполнять их точно и охранять от всяких посягательств. Его действия в пользу того учения, которое он тогда считал незыблемым и святым, не знали предела ни в уважении ко взглядам инакомыслящих, ни в естественном чувстве любви к ближнему и сострадании к нему. Его ревность к закону всегда была с теми, которые готовы были безжалостно уничтожать всех его нарушителей.
Когда Савл выступил на поприще самостоятельной деятельности, он стал в ряды непримиримых врагов христианства. «Я думал, — говорит ап. Павел, — что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея..., я много святых заключал в темницы... И по всем синагогам я многократно мучил их... и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26, 9—11). Имя Савл было страшно для христиан: для них он был «как бы некиим извергом».
Несмотря на такое различие в направлении жизни обоих апостолов, в их характерах мы находим много общих черт. Оба — пылкие и ревностные к исповедуемому ими учению. Правда, Петр более непосредственен и прост и воспринимает истину быстро и всем пламенем сердца; Павел подходит к истине от разума, но также охватывает ее всем пылом своего сильного характера. Оба стремительны, оба вдохновенно любят то учение, которое каждый из них признает истинным; но Петр иногда кажется неустойчивым и маловерным: «Будь милостив к Себе, Господи! — обратился он к Христу, услышав, что Учителю придется пострадать и быть убиту. — Да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16, 22). Павел же прямолинеен до конца, он готов и кровь пролить инакомыслящих ради торжества исповедуемой им истины.
Апостол Петр не обладает особыми знаниями, несведущ в «правде законной», совершенно незнаком с языческой мудростью. Апостол Павел получил по тому времени полное и законченное образование в школе известного Гамалиила, хорошо знаком он был и с языческой ученостью, в частности, с греческой литературой (Деян. 17, 18—31).
«Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою, — пишет он Филиппийцам. — Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Филип. 3, 7—8). Так что оба они, ап. Петр в большей степени, ап. Павел в меньшей, являют собой немощное мира, которое Господь призвал для буйства проповеди всей вселенной: один — простодушный рыбак, другой — фарисей, по ремеслу скинотворец.
Апостол Петр был ближайшим спутником Христа; апостол Павел не видел Христа во время Его земной жизни. Однако, независимо от этих различных условий их воспитания, оба они — и ап. Петр, слушатель Слова, и ап. Павел — воспитанник фарисейской школы и гонитель христиан — контрастом своих психологий до и после рождения своего Духом Святым являют нам яркие примеры возрождающей благодати Божией.
«Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18, 21) — задает вопрос своему Учителю ап. Петр после того, как не раз слышал проповедь Господа о любви, о милости.
«Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19, 27) — вопрошает апостол Петр Христа, рассматривая свое последование Ему как жертву и ожидая плату как наемник. Он многое не понимает, ибо искупительная Жертва не открыла ему еще тайны любви и всепрощения.
На горе Фаворе, видя свет невечерний, который осиял Господа, Петр не удивляется небесной славе своего Учителя, его разум не вдохновляется ни преображенной плотью Христовою, ни открывающейся в связи с этим перспективой для человеческого естества. Петр восклицает: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лук. 9, 33).
Он не понимал еще вполне ни учения, ни Миссии Господа Иисуса Христа, поскольку в нем жило еще ветхозаветное сознание. Но он по-человечески беззаветно любил своего Наставника, следовал за Ним в Его испытаниях «вплоть до двора первосвященника», неудержимо стремился быть около Него; бросался в море и плыл к стоящему на берегу своему Возлюбленному Учителю, не ожидая, когда лодка подойдет к земле.
Савл был в худшем положении, ибо он принимал мертвую букву закона за живую истину Божию и жил, таким образом, до своего обращения ко Христу «на стране далече». Он так далеко зашел в своей ревности к мертвой обрядности, что ни проповедь апостолов, обновленных силою Духа Святаго, ни их чудеса не могли вразумить его. Он взирал на избиваемого архидиакона Стефана и не видел, что лицо первомученика сияло, как лицо ангела; «одобрял» убиение первомученика Стефана и стерег одежды убийц (Деян. 7, 58; 8, 1).
Таковы были «апостолов первопрестольницы» до осияния их Духом Святым.
«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, — сказал Господь перед Своим Вознесением апостолам, — и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1, 8). И мы видим эту силу Духа Святаго, изобильно действующую через св. первоверховных апостолов. Оба они, под действием благодатных даров Святаго Духа, стали иными. Они вырастают в богомудрых и неутомимых вещателей всему миру возвышенных истин Богословия, бесстрашных проповедников Евангелия Христова перед синедрионом, властями и народами, носителями великой власти, которой облек их Господь: низводить благодать Духа Святаго на верующих, творить чудеса, вязать и разрешать грехи именем Христовым.
Отрекшийся от своего Учителя перед служанкой первосвященника, Петр в день своего крещения Духом Святым возвышает голос перед многотысячной толпой и разъясняет смысл событий; он всенародно обличает избранный народ в убийстве Бога, смело говорит главным виновникам казни Христа: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе» (Деян. 5, 29—30). Ему запрещают под страшной угрозой проповедовать «об имени Иисуса», но он пренебрегает опасностью, он заявляет, что не может не свидетельствовать об истине, о том, что он видел и слышал. Его подвергают биению, а он благодарит Бога, что сподобился претерпеть за имя Христово; его заключают в темницу, но и в заключении он славит Бога. Сами враги учения Христова
— первосвященники, старейшины и книжники — дивились могуществу слова и обширности познания Петра; они знали, что он человек простой и неученый; и вот теперь они сами свидетели, что он своей проповедью увлекает тысячи людей.
А благодать Божия обильно действовала через Петра, и верующих все больше присоединялось ко Господу. Церковь росла, и Петр явился одним из первых ее устроителей и самым ревностным проповедником. Велика была его сила духовная: «Выносили больных на улицы... дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5, 15—16). Он поражает Ананию и Сапфиру, солгавших Духу Святому; перед убедительностью его слова бледнеют все доводы законников.
...А Савл в это время терзал Церковь Божию. «В те дни, — читаем мы в Деяниях, — произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме» (Деян. 8, 1). И Савл был в первых рядах гонителей: он входил в частные дома, извлекал оттуда последователей Христовых и отдавал их в темницу.
Дыша угрозами и убийством на последователей Христа, он с полномочиями от первосвященника направляется в Дамаск, чтобы пресечь распространение христианства на Востоке. Здесь-то, на этом пути и «достиг» его Христос Иисус (Филип. 3, 12). В полдень, «когда он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал, Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3—5). Поднявшись, Савл ничего не видел он ослеп, однако в душе его воссиял свет истины Христовой: в нем произошел решительный переворот.
Почему все произошло именно так? почему голос не сказал: Я Сын Божий, Слово изначальное; Тот, Кто создал небо? — спрашивает св. Златоуст. — Потому что Савл мог бы ответить, что он преследовал не Его. Величие Божества могло бы остановить Савла, устрашить, привести к раскаянию за совершенный грех, но это не переродило бы натуру Савла, не открыло бы в нем Христа (Галат. 1, 16).
«Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Здесь не гремит гроза не чувствуются раскаты Божьего гнева. Небесный Свет, осиявший Савла, свидетельствовал о Божественной силе Гонимого, Который имеет в Своем распоряжении легионы ангелов, но терпит скорби ради нашего спасения. Перед внутренними очами Савла открылась Голгофа со всей силой ее воздействия на человека, с ее невинными страданиями и безмерной Божьей любовью к заблудшему человеку.
Небесный Пастырь посетил Савла, и Савл отдал Ему свое сердце. «Господи! что повелишь мне делать?» — в трепете спросил Савл. «Встань и иди в город, — услышал он, — и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» («Деян. 9, 6). Савл повиновался. «И повели его за руку и привели в Дамаск». Три дня Савл не ел и не пил: избранный сосуд готовился принять великую благодать Духа Святаго.
Как бы чешуя спала с глаз Савла, когда посланный Господом (Деян. 8, 10—16) апостол Анания «возложил на него руки». Савл прозрел, крестился «и тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе что Он есть Сын Божий» (Деян. 9, 20). Все слышавшие удивлялись, видя, что гонитель Иисуса стал Его ревностным проповедником.А Савл «более и более укреплялся» (Деян. 9, 22).
При жизни первоверховных апостолов Святая Церковь была не раз гонима.
За свою проповедь апостол Петр первый, вместе с Иоанном, сделался узником. Петр был и среди тех апостолов, которых первосвященники держали под стражей, а затем, подвергнув их побоям отпустили «запретивши им говорить об имени Иисусовом». Но они продолжали небоязненно благовествовать об Иисусе Христе.
Первое время деятельность апостола Петра ограничивалась Иерусалимом, куда в 37-м г. приходил и новообращенный Савл «соглядати Петра» (Гал. 1, 18). По принятии самарянами слова Божия Петр вместе с Иоанном был послан братиею в Самарию для укрепления новообращенных и преподания им Духа Святаго. Это было первое апостольское путешествие ап. Петра за пределы Иерусалима. После этого он неустанно, до конца своей жизни, путешествует с проповедью Евангелия, лишь на короткое время являясь в Иерусалим. Он благовествовал по всей Иудее, Галилее и Самарии. В Кесарии Палестинской, наставленный Божественным видением, он первый отверз двери Церкви язычникам, крестив Корнилия сотника и домашних его. По возвращении в Иерусалим Петр в третий раз был заключен в темницу. Чудесно освобожденный ангелом, он вновь путешествует с проповедью Евангелия, обходя города Финикии.
Дальнейшая его апостольская деятельность нам известна по преданию св. Отцов и учителей Церкви. Он был в Сирии, проходил многие малоазийские области: Каппадокию, Галатию, Понт, Вифинию, был в Илионе, в Греции, проповедовал дважды в Египте, где поставил для Александрийской паствы епископом своего спутника Марка.
Мы имеем неоспоримые свидетельства, что он прибыл в Рим под конец своей жизни при императоре Нероне (Ориген, Лактанций, Евсевий).
Ап. Петр был на Востоке, когда получилось известие о воздвигнутом Нероном гонении на христиан, и он почел необходимым свое пребывание среди страждущих братьев.
Проповедь ап. Петра в Риме была так успешна, что, по свидетельству христианского писателя Лактанция, не только в Риме, но и в окрестных местах народ во множестве от идолопоклонства обращался ко Христу. По приказу Нерона, преследовавшего христиан, как якобы виновников пожара г. Рима, ап. Петр был заключен в темницу. В тюрьме он томился девять месяцев. Нерон определил ему казнь на кресте. По преданию, ап. Петр просил своих палачей, чтобы они распяли его вниз головой, ибо считал себя недостойным умереть в том именно виде, в каком благоволил принять смерть его Возлюбленный Учитель. Его желание исполнили:
«...Кая темница не име тебе юзника? Кая же Церковь не имать тебе витию?...» (Канон свв. апостолам, ипакои) — поет об апостольских трудах св. Павла Церковь.
После своего обращения ко Христу Савл, бывший гонитель Церкви Христовой, обратился в великого апостола, всю остальную жизнь свою помышлявшего только о Святой Церкви, об ее устройстве, правильном учении и распространении ее во всей тогдашней вселенной. Савл сделался Павлом; он «вся пренебрег красная мира, уязвен Владычною любовью» (Канон, песнь 6, тропарь). Все свое рвение, все порывы своего горячего и стремительного сердца он отдал гонимому им ранее Иисусу Назорею. Ни расстояния, ни трудности путешествия, ни болезни, ни опасности, ни угрозы врагов, ни пытки, ни смерть не останавливали ап. Павла на этом его новом поприще. «Я покажу ему, — сказал Господь Анании, посылая его к Савлу, — сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 16). И Савл с радостью принял этот жребий свой из рук Господних.
В отличие от ап. Петра, который именуется «апостолом иудеев», Павла называют «апостолом языков» (язычников), потому что его проповедь протекала главным образом среди язычников. «Я увидел Его, — говорит ап. Павел, — и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне... Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22, 18, 21). Павел повиновался. Перед ними был могущественный и великолепный по внешности, но развращенный языческий мир. Это были Рим и Греция в эпоху своего самого блестящего и утонченного тлена. Изысканное обжорство, разгул чувственности, жестокости амфитеатра, крайние суеверия и различные религиозные системы, принесенные с Востока — вот чем услаждался в то время языческий мир. И в этот мир вошел Савл со словом благовестия.
Апостол Павел, как и апостол Петр, совершил несколько продолжительных путешествий, во многих местах он побывал несколько раз, всюду проповедуя слово Божие. «Павел языков ловче, уста немолчная Христа Живаго Бога, обтекий, яко солнце, концы вся проповеданием Божественныя веры» (Стихира на стиховне, на малой вечерне), поет о трудах святого апостола Церковь Христова. Он проповедовал в Антиохии Сирийской, был на о. Кипре, прошел несколько раз малоазийские области: Киликию, Памфилию, Писидию; палящий зной Ликаонии обжигал его многотрудное тело, ее города: Листра, Дервия, Икония не раз наслаждались зрением вдохновенного апостола.
«Приди в Македонию и помоги нам», — слышит он в видении, когда прибыл в Троаду. Переправившись в Европу, ап. Павел прошел Филиппы, Фессалонику, Берию, Афины. Афинский ареопаг слышал его проповедь. В пышном и богатом Коринфе полтора года благовествовал он святое Евангелие; около трех лет жил в Ефесе, великолепной и многолюдной столице проконсульской Азии, служительницы богини Артемиды. В этом городе для апостола была «отверста великая и широкая дверь» (1 Кор. 16, 9). Отсюда по проторенным путям древней цивилизации во все стороны расходились волны Божественного вещания о спасении. Во всех перечисленных областях неутомимый апостол побывал несколько раз; кроме того назидал основанные им Церкви посланиями. В Риме ап. Павел проповедовал, будучи в узах, под надзором воина. Два года прожил он здесь и с первых же дней начал свою проповедь, «уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28, 31).
Свое апостольское служение Павел проводил под непосредственным и явным руководством Божиим. «Павел, волею Божиею призванный апостол Иисуса Христа», — пишет он во многих своих посланиях. «Свыше зван был, а не от человек», — поет об его благодатном призвании Святая Церковь (на хвалитех стихира). «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их», — приказал Дух Святый антиохийским христианам (Деян. 13, 2). «Возвещаю вам, братия, — пишет апостол Галатам, — что Евангелие... я принял... и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11—12).
Велико было могущество проповеди Павла: иудеи не могли противостоять силе его слова; язычники же толпами, иногда почти всем городом, собирались слушать его (Деян. 13, 44).
Подвиг апостольского служения св. Павла был беспримерный: только поддерживаемое любовью и ревностью к Божьей славе, могло выдержать болезненное и слабое тело апостола работу его духа. «Я более всех... потрудился», — пишет он Коринфянам (1 Кор. 15, 10). Любовь и терпение в своих трудах он проявлял неистощимые, жизнь проводил святую, памятуя всегда с глубоким сокрушением о своем противлении Христу до своего обращения. В прощальной беседе своей с пресвитерами Ефесской Церкви, — в которой Павел перед узами как бы подводит итог своим апостольским трудам,— он, как ни в одном из своих посланий, просто и задушевно открывает свое многообъемлющее сердце: «Я... все время (с первого дня прибытия в Асию) был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами,.. я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы...; узы
и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией... Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы... Итак, внимайте себе и всему стаду... Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада... И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20, 18—32).
Эта великая любовь апостола к своей пастве, растворенная скорбью, потрясла ефесских пастырей; она всегда потрясает всю Церковь своим порывом отеческой нежности и заботы о своих детях, для которых он «воистину всем был всяк, да вся приобрящет и спасет люди» (Канон, песнь 6). «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его» (Деян. 20, 37).
Прошли тысячелетия, но они не могут охладить этой, производящей глубокое впечатление, картины любви детей к своему духовному отцу.
Ап. Павел, избранный сосуд Христов, завершил в Риме свое великое служение. «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало, — писал старец-апостол возлюбленному сыну своему Тимофею, томясь в одной из мрачных римских тюрем. — Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом..: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием... Переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 1—2, 5—6).
Апостол Павел мученически окончил свою земную жизнь. Так как он был римским гражданином, то его не распяли, как ап. Петра, а подвергли менее позорной казни: он был обезглавлен мечом.
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14). Святые апостолы оповестили всю вселенную об этом радостном событии. Они не излагали миру какую-то философскую доктрину, но благовествовали о том, что «слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали» руками (1 Иоан. 1, 1). Такова же проповедь и апостола Петра: она вся дышит силой свидетельства этого чрезвычайного исторического факта. «Ибо мы, — пишет он: в своем втором соборном послании, — возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Петр. 1, 16).
В первом же своем слове по сошествии Святаго Духа на апостолов (Деян. 2, 14—36) он не убеждает, пользуясь «словами человеческой мудрости» (1 Кор. 2, 4), но, как древле Моисей, «провозглашает богописанный закон» (Канон на Св. Пятидесятницу). Отверзая уста пророков, «которые предсказывали о назначенной... благодати» (1 Петр. 1, 10), ап. Петр из глубины ветхозаветной истории освещает факт наступившего «дня Господня, великого и славного». Слова апостола проникнуты силой Духа. Перед его взором снимаются покровы тайны с пророчеств и чрез них сияет ясный день осуществившихся обетований Божиих. Он говорит о наступивших «временах отрады», как будто перед взорами его широко открыты двери вечности и он ясно созерцает через них «дни сии». Своим вдохновением и убежденностью он увлекает слушателей: «Слыша это, они (иудеи рассеяния) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: Что нам делать, мужи-братия?» (Деян. 2, 37).
Послания Петровы проникнуты такой же силой веры. Он проповедует упование живое, наследство нетленное, хранящееся на небесах.
(1 Петр. 1, 3—4). Верные — лишь пришельцы и странники на земле. Чрез веру свою они «силою Божиею» соблюдаются ко спасению (1 Петр 1, 5); получив новое рождение «не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия», верные должны проводить жизнь добродетельную: не воздавать злом за зло, ругательством за ругательство, напротив, благословлять причиняющих зло.
Ап. Петр — камень веры и всю жизнь христианина предлагает строить на сем камне. «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое (1 Петр. 2, 5). Прочно устроенный храм души он представляет в виде лестницы преуспеяний: вера, основа всего, должна прозябать цветами добродетели; добродетель же научает нас рассудительности; рассудительность рождает воздержание; последнее же приучает к терпению, которое украшает нас благочестием; в благочестии обнаруживается братолюбие, и вся эта лестница восхождения венчается любовью. Восходя по ступеням этой лестницы, человек соделывается причастником Божественного естества (2 Петр. 1, 4).
«Остальное во плоти время» следует проводить, как бы шествуя по небесным обителям: «Говорит ли кто, говори, как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог» (1 Петр. 4, 11).
Где Петровы колебания в вере, вопросы о награде за следование Христу, страх перед людьми, непонимание славы Божией на Фаворе и Его искупительных страданий? Перед нами несокрушимый камень веры, немолчные уста, разглашающие всему миру славу Божию и славу человеков; это пророк искупительных страданий Христовых; восторженные очи, созерцающие невидимое, как видимое.
Таков ап. Петр — проповедник слова Божия, один из выдающихся строителей Церкви Христовой и устроителей душ наших на камени краеугольном, избранном, драгоценном (1 Петр. 2, 6).
...«Павле, насыщенный Христовых словес», Павел, «зван апостол Иисус Христов». Мы имеем четырнадцать посланий св. апостола Павла к христианским общинам, в книге «Деяний» содержится также несколько его речей. Все они представляют собой памятник его деятельности по распространению Евангелия Христова, сокровище его сердца, переполненного любовью ко Христу и людям, бесценный источник христианской мудрости и пастырских наставлений. Истины, которые он возвещал своей пастве, и поныне звучат в наших сердцах и яснее представляют нам великую благочестия тайну, которая была возвещена в Евангелии.
Проповедь апостола Петра сильна; он увлекает слушателей своей убежденностью и силой веры. Но Петр — апостол иудеев, которым для принятия Духа Святаго нехватало веры в Господа Иисуса Христа и Его искупительную жертву.
Апостольское служение св. Павла и его проповедь складывались иначе. Его миссионерская деятельность протекала в обширном эллинистическом мире, с его смесью иудейства и язычества; строгие ревнители Моисеева закона, прозелиты, философы разных школ, пестрая языческая толпа, погрязшая в пороках и суевериях — вот источник забот св. апостола. Много противления встречал он от «лжебратии»; его многонациональная паства часто терзалась спорами, языческими мудрованиями (коринфяне), смущалась лжеапостолами и лукавыми делателями (2 Кор. 11, 13) превратно излагавшими благовествование Христово. Кроме того некоторые строгие блюстители закона, принявшие христианство, принуждали христиан от язычников выполнять закон Моисеев и тем подрывали авторитет ап. Павла (Послание к Галатам).
Многие по его отшествии в другие места вновь смешивались с языческим бытом, ибо им трудно было отказаться от столь привычных языческих празднеств. Все это волновало св. апостола, доставляло ему душевные терзания, требовало исправления, наставления: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29).
Его послания отражают заботу апостола о детях своих; наряду с высоким богословием, содержащимся в них, — это искры любви, исходящие от болезнующего сердцем отца.
Условия проповеди ап. Павла требовали обоснований, и он поднял христианскую веру на вершины богословия.
Богословие ап. Павла — это мудрость Божия, некогда сокрытая от мира, но явленная нам Сыном Божиим, и одновременно — это увещания отца, рожденные горячей молитвой о спасении детей своих. Он пишет своей любимой общине в Филиппах: «Только живите достойно благовествования Христова... Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами» (Филип. 1, 27; 4, 9).
Для апостола не было большей радости, как видеть детей своих «в истине ходящих», венец своих трудов он усматривал не в слушании его Божественной проповеди, но в ее исполнении. Всю ревность своего характера, всю силу своего ума он вложил в апостольские труды, дабы представить Церковь Жениху-Христу приукрашенной.
«Ты обручил еси, якоже невесту представити, Жениху-Христу Церковь; невестовождь бо сея показался еси, Павле Богоносне» (Канон свв. апостолам, песнь 8).
Праздник свв. первоверховных апостолов Петра и Павла есть великое торжество всей Церкви. Петр — камень веры, горячий последователь Христа, «веры Христовой твердый изобразитель», апостол исповедания. Павел — узник Господень и меч духовный, поражающий нечестие, раскрывающий нам Христа, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колос. 2, 3); «Павле, похвало вселенныя», апостол народов, вдохновенный проповедник христианской свободы и разума.
«Прекрасны ноги благовествующих мир». Прекрасны души, уста, прекрасен пламень любви св. апостолов ко Христу. Можно перечислить города, которые исходили великие апостолы, пересказать их проповеди и совершенные через этих апостолов чудеса. Все это можно отметить, однако одно невозможно выполнить: описать их любовь ко Христу. Но «в том и состоит величайший род похвалы, — говорит св. Иоанн Златоуст, — когда величие совершенств своим превосходством превышает искусство слова». И эти невыразимые человеческими средствами похвалы, которые достойно заслужили св. первоверховные апостолы, должно прежде всего воздать Тому, Чьею силой совершилось это призвание Петра и чудесное обращение Савла в Павла, Кто Сам все трудное сделал удобоисполнимым, ибо «дивен Бог во святых Своих».
Н. Попов
[1] Всесожжения