Речь, произнесенная на Конференции духовенства всех христианских исповеданий Чехословакии в Лугачовицах по вопросам защиты мира 2 июля 1950 г.
Господин Заместитель Председателя Совета Министров, Господин Министр — Председатель нашей Конференции, дорогие братья во Христе, дорогие друзья по защите мира!
Примите привет любви и мира от Русской Православной Церкви вместе с молитвенным пожеланием полного успеха в осуществлении благородных начинаний настоящей Конференции.
Грузинская Православная Церковь поручила мне передать и ее приветствие нашей Конференции.
Дорогие братья! Мы все знаем, что над человечеством нависла грозная туча новой мировой войны. Напряженная атмосфера современности полна тревог, предчувствий и военных слухов. Воображению мирных людей представляются ужасы атомного и бактериологического истребления. Кучка безумных поджигателей войны всеми способами раздувает огонь вражды и ненависти, народы лихорадочно вооружаются, а в оправдание этих вооружений на все лады повторяется мотив о сохранении мира, как будто бы пушки и атомные бомбы являются не мироубийцами, а миротворцами.
Но, к счастью, мир творят и защищают живые люди, более надежные, более сильные, нежели пушки и атомные бомбы. Добрая воля к миру объединила сотни миллионов этих людей — без различия политических и религиозных убеждений — в мощное мировое движение, которое беспрерывно растет и преуспевает. Моральная сила этого движения все решительнее противостоит угрозе атомного истребления и все более обезоруживает его вдохновителей. Об этом свидетельствуют свыше ста миллионов подписей, уже поставленных на сегодняшний день под Воззванием Стокгольмской сессии Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия и признании военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие.
Силу этого Воззвания враги мира уже почувствовали, хотя еще и не образумились. Вместо того, чтобы прекратить «холодную войну» и идти на переговоры по улаживанию международных отношений, они пытаются теперь подорвать веру людей в силу и значение мирового референдума о запрещении атомной войны и объявляют это требование народов «никчемной болтовней».
Конечно, эти попытки врагов мира ни в малой степени не могут разоружить его сторонников, которые убеждены в том, что Стокгольмское Воззвание достигнет своей цели. Оно, как меч, рассечет человечество на друзей и врагов мира и, несомненно, обнаружит такое грозное превосходство его сторонников, с которым нельзя будет не считаться.
Даже в сегодняшнем соотношении сил войны и мира можно видеть признаки грядущего торжества, ибо нравственная победа уже одержана. Она состоит в том, что возникло моральное единство людей различных политических и религиозных убеждений, но исполненных веры в достоинство друг друга и в святость идеалов мира.
Среди этих идеалов мы видим и свободу совести, и свободу вероисповеданий, и равноправие народов, и социальную справедливость, и заботу о международном сотрудничестве — в то время, как противоположный лагерь потрясает всеми видами секретного оружия и огромным разнообразием способов вредной и опасной пропаганды.
Эта пропаганда, с одной стороны, цинична и откровенна, с другой — лжива и лицемерна. Когда «защитники» цивилизации, в заботах о сокращении «избыточного» населения за пределами западных стран, деловито рассуждают о сравнительных достоинствах атомного и бактериологического оружия, то это, по крайней мере, правдиво отражает их замыслы. Когда те же люди пытаются оправдать свои военные мероприятия «оборонными» соображениями, то можно говорить о совершенно прозрачной маскировке их агрессивных намерений. Когда же они стараются утвердить свою человеконенавистническую политику на высоком авторитете христианской религии, то они пытаются совершить величайший обман.
Опасность этого обмана состоит в том, что в своей борьбе против народной демократии и коммунизма империалисты объявляют себя защитниками христианства. В этом им содействуют некоторые духовные вожди западных исповеданий, связанные с ними отнюдь не духовными интересами. Роль Ватикана, этого заклятого врага народов, защищающих мир, нам всем известна, она требует нашего осуждения, она не может не вызывать содрогания каждого честного сердца.
Возможно, что некоторые простодушные люди из правоверных христиан поддаются этому обману и, разжигаемые религиозной нетерпимостью, может быть, близки к тому, чтобы двинуться в новый «крестовый» поход против народов демократии, против нового социального порядка, утверждающего сейчас свое бытие на огромной части земного шара. Поэтому настоящей Конференции, собравшейся под знаменем защиты мира, предстоит особенно важная миссия разъяснить всем христианам ложь пропаганды, которая, связывая нашу религию с отжившим социальным порядком, намеренно ставит ее во враждебное отношение к новому строю жизни.
Мы должны разъяснить всем верующим людям, что христианство, как религия любви и мира, не нуждается в защите тех, кто, с помощью атомных бомб и смертоносных бактерий, хладнокровно готовится уничтожать население целой половины земного шара; кто в законе материнства видит причину экономических кризисов; кто эпидемию чумы или холеры принимает за благодеяние природы; кто, замышляя новую войну, называет только что бывшую старомодной войной. Не может быть ничего общего с христианством у людей, которые не исполняют, а чудовищно извращают дело Христово в интересах своего земного господства.
Правда христианской жизни может осуществляться в различных социальных условиях. Но, не касаясь идеологии разных социальных систем, легко заметить огромную близость социальной правды нового строя жизни нравственным понятиям христианства и никак невозможно установить их связь с социальной действительностью капитализма.
Нужно понять всем христианам, что новый социальный строй составляет высшую ступень человеческого общежития по сравнению с предыдущей и что все человечество с исторической необходимостью должно подняться на эту ступень общественного устроения. Поэтому христиане, оставаясь на высоте своего звания, должны осознать не только социальную правду времени, но и долг своего служения ей в духе евангельском.
Но еще важнее проникнуться сознанием ответственности за судьбы международного мира, нарушение которого в наше время может привести к бессмысленной гибели сотен миллионов людей. Для нас эта ответственность оказывается тесно связанной с единством христианского мира. Поэтому мы, представители различных христианских исповеданий, движимые чувством духовного родства во Христе, Спасителе нашем, собрались на эту Конференцию не для споров и пререканий о вере, а для того, чтобы — перед лицом угрожающей человечеству катастрофы — подтвердить друг другу единство христианского идеала и соединить свои усилия в защите мира во всем мире.
Несмотря на вероисповедные различия, наше единство в защите мира делается все более необходимым, ибо им должна утвердиться правда христианства перед всеми людьми и обличиться неправда тех, кто старается усилить раздор и нарушить мир, прикрываясь именем защитников христианства. Нам нужно понять, что при отсутствии такого единства мы будем наносить ущерб и делу мира, и авторитету христианства.
Настало время, когда Господь призывает нас, разделившихся между собою в вероисповедных различиях, к соединению в общечеловеческом деле защиты мира и социальной правды. Нам нужно теперь не в теории, а на деле показать свою верность Христу и помочь человечеству в преодолении зла войны. Наша помощь тем более необходима, что угроза нового истребления исходит из среды христианских народов. Это обстоятельство не может не навлечь на нас, если не будем едины, справедливого осуждения со стороны народов нехристианских, которые могут оказаться правыми, отрицая наши заслуги в практическом осуществлении заветов христианской религии.
Нам, христианам, нельзя стоять в стороне от мировых событии, от нужд времени, пассивно ожидая разворота событий. Пока в этом мире продолжается борьба между добром и злом, нам нужно быть в самых опасных местах, на самых передовых постах, защищая справедливость, отстаивая мир.
К этим усилиям — в личном и общественном плане — мы, православные, и призываем всех последователей Господа Иисуса Христа. Пусть свойства духа, присущие каждому исповеданию,— молитвенность православия, активность католичества, рассудительность протестантства, развившиеся в нашем разделении,— соединятся в созидании мира, завещанного Христом, чтобы пламенными доказательствами Павла, решительными действиями Петра и горячей любовью Иоанна раскрыть всему миру христианский идеал мира и победить всех, кто идет против мира.
Братия-христиане, будем всеми силами бороться за дело мира!
Бог — наш Помощник!
Окрыляет нас всеутверждающая вера в победу добра над злом, мира над войной.
Да воцарится благословенный Богом мир во всем мире!
Митрополит Николай