Укрепляемое религиозным сознанием стремление к мирной и созидательной жизни составляет неотъемлемую потребность всех церковных людей нашей страны, как и всего нашего народа, в памяти которого еще живы страшные картины невыразимых страданий и лишений, испытанных им в годы минувшей воины. Поэтому угроза нового столкновения, представляющегося человеческому воображению настоящим адом, побуждает всех людей доброй воли объединяться для совместной борьбы с поджигателями войны и для защиты идеалов мира.
С готовностью защищать дело мира всеми доступными средствами встретили церковные люди нашей страны новое Обращение Святейшего Патриарха Алексия с призывом подписать Стокгольмское Воззвание о запрещении атомного оружия. «Во имя соблюдения заповеди Христовой о любви, — сказано в Обращении, — благословляем подписать Воззвание Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира — духовенству по месту жительства и мирянам по месту их работы или жительства».
Это благословение еще более укрепило православных людей в подвиге труда и молитвы и сообщило акту подписания Стокгольмского Воззвания значение христианского долга. Судя по бесчисленным откликам на это событие, можно видеть, что среди православных людей нашей страны, как и среди всего советского народа, не нашлось ни одного человека, который бы равнодушно отнесся к исполнению этого долга.
Особенно быстро и организованно откликнулось на призыв Святейшего Патриарха московское духовенство. Вечером 1 июля, после всенощного бдения, все священнослужители и церковнослужители московских храмов собрались в здании Московской Патриархии.
За отсутствием Святейшего Патриарха Алексия, пребывавшего в Одессе, и Митрополита Николая, находившегося в это время в Чехословакии, с речью к собравшимся обратился Преосвященный Макарий, епископ Можайский, который и возглавил акт подписания Стокгольмского Воззвания.
На другой день в газете «Известия» под заголовком «Московское духовенство подписывается под Стокгольмским Воззванием» появилось следующее сообщение ТАСС:
«Вчера в Московской Патриархии состоялось собрание столичного духовенства.
Викарий Московской епархии епископ Можайский Макарий, обратившийся к собранию с краткой речью, зачитал Воззвание Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира и Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия к духовенству и верующим Русской Православной Церкви.
В этом Обращении говорится, что Патриарх Московский и всея Руси, ставя свою подпись под Стокгольмским Воззванием, призывает всех священнослужителей и верующих Русской Православной Церкви присоединить свой голос в защиту мира путем своих подписей и тем засвидетельствовать свою непреклонную решимость самоотверженно бороться за мир.
Затем епископ Можайский Макарий поставил свою подпись под Воззванием Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира. Вслед за ним подписалось присутствовавшее на собрании московское духовенство».
К этому сообщению следует добавить, что Святейший Патриарх подписал Стокгольмское Воззвание в Одессе, где он в это время находился, а Митрополит Николай, вернувшись из Чехословакии, поставил свою подпись под Воззванием в Советском Комитете защиты мира, членом которого он является.
Верующим москвичам, как и прихожанам всех храмов Московской епархии, Обращение Святейшего Патриарха Алексия было прочитано за воскресным богослужением 2 июля. Судя по откликам настоятелей храмов, оно произвело на верующих глубокое впечатление, разрешившееся единодушным одобрением Стокгольмского Воззвания. Требования последнего верующие люди расценили как путь к разрешению самого жизненного вопроса нашего времени об установлении мира во всем мире, составляющего предмет постоянных молитвенных прошений Православной Церкви.
В Киеве Обращение Святейшего Патриарха по получении было немедленно разослано по храмам и монастырям города и всего Экзархата.
1 июля все причты киевских церквей, в том числе и представители трех женских монастырей и Киево-Печерской Лавры, собрались в помещении Экзархии, где, после речи Митрополита Иоанна о великом значении дела защиты мира, поставили свои подписи под Стокгольмским Воззванием.
Сбор подписей среди духовенства и верующих прошел с большим подъемом и по другим городам и селениям Киевской епархии. Всюду Обращение Святейшего Патриарха Алексия возбудило в церковных людях твердую решимость бороться против опасности новой войны с ее страшным орудием истребления — атомной бомбой, бороться всеми доступными средствами и, прежде всего, трудом и молитвой, бороться в духе церковного песнопения: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог».
В храмах г. Ленинграда Обращение Святейшего Патриарха Алексия было оглашено 2 июля. В этот день верующие люди с большим воодушевлением молились за богослужением о мире всего мира и с надеждой расходились из храмов по домам, чтобы оповестить своих близких о призыве Святейшего Патриарха поставить свои подписи под Стокгольмским Воззванием.
Общее собрание городского и части областного духовенства было созвано в актовом зале Ленинградской Духовной Академии. Ввиду отсутствия Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, находившегося ив это время в Бейруте у Антиохийского Патриарха, собрание возглавил Преосвященный ректор Академии и Семинарии епископ Лужский Симеон.
После его краткого слова о цели собрания, прот. Евгений Лукин прочитал уже знакомые всем Обращения Постоянного Комитета и Святейшего Патриарха Алексия, которые были вновь пережиты собравшимися как призывы к бдительности и единству, как свидетельства нашей общей ответственности за дело мира во всем мире. Затем начались выступления участников собрания. Они говорили о неудержимом росте движения сторонников мира, о значении решений Стокгольмской сессии Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира, о великих жертвах, понесенных в минувшей войне нашей страной, нашим народом ради спасения больших и малых народностей от ужасов фашизма, и о том, что русский народ не хочет войны, не хочет, чтобы люди истребляли друг друга ради прибылей англо-американских капиталистов.
Эти выступления закончились горячей речью священника Георгия Степанова, который, напомнив присутствующим, что такое война, сказал:... «Прогрессивное человечество с огромной верой поддерживает требования Стокгольмского Воззвания. Его подписали и продолжают подписывать многие и многие миллионы людей, среди которых великие ученые, писатели, художники, священники, рабочие, крестьяне, люди всех цветов кожи и всех религий и политических убеждений. К миллионам сторонников мира присоединились и все миролюбивые народы Советского Союза, составляющие величайшую силу, которая несокрушимой стеной встает перед поджигателями новой войны. Всенародное подписание Стокгольмского Воззвания в Советском Союзе скрепляется новыми трудовыми подвигами и достижениями мирного строительства. Вместе с народом — и Русская Православная Церковь. Она, во главе со своим Первосвятителем Патриархом Алексием, непрестанно молится о мире и воодушевляет на его защиту всех церковных людей нашей страны»...
Собрание духовенства закончилось подписанием Стокгольмского Воззвания, ставшего знаменем народов, жаждущих мира на земле, и обличением врагов человечества, мечтающих покорить его своему господству при помощи устрашения атомной бомбой и другими орудиями уничтожения.
Обращение Святейшего Патриарха было разослано также по церквам всей Ленинградской епархии, и всюду оно укрепляло верующих людей в сознании ответственности за судьбы мира, воодушевляя их на поддержку Стокгольмского Воззвания о запрещении атомного оружия и об установлении строгого международного контроля за исполнением этого решения.
Поступающие из епархий многочисленные сообщения говорят о том, что верующие люди нашей страны всюду с исключительным единодушием откликнулись на призыв Святейшего Патриарха Алексия подписать Стокгольмское Воззвание и сделали это не формально, не равнодушно, а с глубокой верой в торжество мира и справедливости. Подписывая требование миролюбивого человечества о запрещении атомного оружия, они засвидетельствовали свое убеждение в том, что все люди, все народы являются членами одной семьи, что все они имеют одно происхождение, одну природу, одну цель, один нравственный закон.
А. Крашенинников