Вопрос: «Что Вы можете сказать по вопросу об энциклике Константинопольского Патриарха от 26 февраля с. г., обращенной ко «всем членам Православной Церкви», в которой Патриарх Афинагор, именующий себя «вселенским», называет Константинопольскую Церковь Матерью-Церковью для прочих Православных Церквей и рассчитывает «на покорную преданность ее детей и на полное и добровольное исполнение ими своих обязанностей по отношению к ней»?.
Ответ: «Этой энциклики от Константинопольского Патриарха мы не получили и не можем сказать, предназначалась она нам или нет. Мы прочитали сокращенное изложение ее в заграничной печати.
В ней мы усматриваем лишь повторение давних попыток константинопольских патриархов установить, вместо первенства чести, первенство власти Константинопольского престола над всеми другими православными патриархатами, то-есть воскресить отвергнутые Православной Вселенской Церковью идеи папизма, против которых всегда боролась Русская Церковь.
Матерью-Церковью всех Церквей являлась и является Иерусалимская Православная Церковь, а не Константинопольская. Для Русской Церкви Константинопольская Церковь является такой же братской Церковью, как и прочие братские автокефальные Церкви.
Что касается титула «вселенский», то этот титул никогда не имел в прошлом и не имеет в настоящем своего прямого значения: в прошлом он был лишь почетным титулом по праву чести для патриарха столичного города и по традиции сохранился до настоящего времени».
(Напечатано в Болгарской газете «Изгрев» 24 июня 1950 г.).