Храм Успения «в Гончарах», предоставленный Московской Патриархией под Болгарское подворье, является ценным памятником архитектуры средины XVII века. (См. рис. на стр. 45.)
Он был построен в московской Гончарной слободе, где проживали гончары — мастера гончарного, керамического и «ценинного (изразцового) дела». Продукция этих мастеров, отмеченная высоким искусством, имела широкое распространение в Москве. Изразцами художественной работы был украшен и каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в 1654 году.
При ремонтных работах летом 1949 г. было обращено внимание на маленькую, с улицы незаметную, главу, находящуюся над южным приделом. Тамбур и барабан этой главы были покрыты двумя слоями масляной краски, из-под которой выступали какие-то рельефные изображения. Оказалось, что под краской находятся произведения искусных мастеров Гончарной слободы, которые украсили в свое время храм Пресвятой Богородицы художественными изразцами, расположенными вдоль северной стены храма.
Когда специалисты расчистили масляную краску, то под ней оказался редкостный образец московского «ценинного дела», процветавшего в Гончарной слободе во времена постройки храма.
В обнаруженной монументальной керамике, наряду с орнаментальными и архитектурными мотивами, имеются изображения человеческих фигур. Каждая из них составлена из трех крупных квадратных изразцов, размером 40×40 см, на которых изображены четыре евангелиста. Изразцы дают своеобразную трактовку евангелистов в ярких зелено-красных одеждах, с белыми лицами и руками — на глубоком синем фоне, с желтыми нимбами, с Евангелиями в руках и с надписями, в обрамлении весьма своеобразных изразцовых пилястр. (См. рис. на стр. 46.)
Цилиндр главы, поставленный на восьмигранник, покрыт сплошным орнаментальным ковром изразцов разнообразного профиля. Этот ковер изображает поле, усеянное цветами.
Под железным козырьком, покрывающим восьмигранник сверху, также обнаружены изразцы, которые образуют керамическое покрытие, связывающее восьмигранник с цилиндром.
Замечательны лица евангелистов, — это настоящие народные русские липа, с русской бородой и с характерно подрезанными волосами «под скобку».
Этот редчайший памятник керамического искусства свидетельствует как о самобытности, так и высоком мастерстве московских гончаров середины XVII века.
П. Харламов