(Перевод с румынского)
Введение. После великой схизмы 1054 г. папский Рим, считавший себя законным наследником императорского Рима, приложил немало усилий к тому, чтобы завоевать территории, оставшиеся в сфере религиозно-политического влияния Византийской империи.
Этими завоеваниями Ватикан преследовал в первую очередь политические и экономические цели и лишь во вторую очередь религиозные, но и последние связывались, главным образом, с укреплением политических завоеваний или же служили средством проникновения в сферу противника.
Действуя таким образом, Ватикан утвердил себя, как политическую силу и как теократическое государство, стремившееся подчинить себе все остальные государства, под предлогом своих высших прав, унаследованных от всемирной римской империи.
Располагая огромными богатствами и сильной армией с мощным дипломатическим аппаратом, который через своих ставленников-королей диктовал свою волю другим государствам, Ватикан постоянно стремился проникнуть на Восток, мечтая об империи, которая олицетворяла бы собой «orbis terrarum».
На пути этих стремлений римского «папы» — цезаря находились и румынские княжества: Трансильвания, Валахия и Молдова. С целью их завоевания Ватикан использовал самые разнообразные средства: и католические династии Венгрии и Польши с их военно-политической и религиозной властью; и сеть духовных миссий с целой армией монахов; и даже католических княгинь, которые выдавались замуж за румынских князей. Мы не говорим уже о льстивых письмах в их адрес и о других неблаговидных приемах пропаганды.
Таким путем папским агентам удалось кое-где проникнуть на территорию Румынской Православной Церкви и, похитив нескольких заблудших овец, создать для них епископии «in partibus infidelium» — миссионерские епископии в различных частях Трансильвании, Валахии и Молдовы.
Но сопротивление румынского клира и народа привело к тому, что все эти миссионерские епископии были по очереди ликвидированы, а главы их постарались по-волчьи проникнуть в среду верующих Православной Церкви.
Таким образом, католицизм не смог обосноваться среди румын, и лишь в начале XVIII века в Трансильвании и во второй половине XIX века в Валахии и Молдове он, с помощью господствующих классов и католического королевского двора Гогенцоллернов, добился некоторых успехов.
Рассмотрим теперь эти две фазы проникновения и укрепления католицизма на территории Румынской Православной Церкви.
Уния 1700 г. в Трансильвании. До 1698—1700—1701 гг. религией всего румынского народа Трансильвании было православие (греко-восточная православная религия), и лишь в 1700 г., когда часть духовенства и народа, возглавляемая православным митрополитом Трансильвании Афанасием, приняла унию с католицизмом и создала себе новую церковную организацию, это единство православной веры в Трансильвании было нарушено.
Новая полукатолическая Церковь была названа греко-католической потому, что она сохранила обряды, организацию и дисциплину греко-восточного Православия; но с принятием некоторых догматов католической веры она все же не стала полностью католической. Она называлась еще и «Униатской Церковью», что указывало на факт объединения с Римско-католической Церковью.
Для того, чтобы пояснить причины, породившие унию 1700 г., мы, прежде всего, должны рассмотреть общее положение тогдашней Трансильвании и условия жизни румынского народа Трансильвании с точки зрения экономической, политической, религиозной и культурной.
Положение Трансильвании в общем историческом плане. До 1525 г. Трансильвания являлась частью венгерского королевства. С 1525 г. она перешла под турецкое владычество, но в качестве автономного княжества.
Начиная с 1540 г., католики утратили политическую власть над Трансильванией и их место заняли кальвинисты. Руководство страной стало осуществляться с помощью парламента трех наций (мадьяр, саксов и секлер) и духовенства четырех исповеданий: кальвинистского, католического, лютеранского и униатского.
Такое положение продолжалось, примерно, до 1683 г., когда турки стали терпеть поражения от австрийцев. Последние, продвигаясь к Трансильвании, заняли ее в период между 1686—1688 гг. и, закончив в 1697 г. победоносную войну с турками, полностью укрепили свое владычество над Трансильванией.
Экономическое положение румын в Трансильвании. Румыны жили в исключительной бедности: все крестьяне и даже священники были крепостными.
Буржуазии в то время среди румын не было, а немногие дворяне православного вероисповедания представляли собой мелких помещиков, обремененных тяжелыми непосильными налогами.
Среди румынской знати преобладали католики и особенно кальвинисты и униаты, а православные составляли небольшую часть — не более 10%.
Политическое положение. Весь румынский народ Трансильвании не имел никаких политических прав. Его только «терпели» на земле Трансильвании. Такое положение было и de jure, и de facto и основывалось на законах страны.
Политическими правами пользовались только мадьяры, саксы и секлеры из буржуазии или духовенства, а крестьяне этих национальностей были такими же крепостными, как и румыны. Руководящие классы этих трех наций, заключившие союз в 1437 г. под названием «Unio triom Nationum» (Союз трех Наций), владели всем и не давали каких-либо прав крепостным румынам.
Религиозное положение. Как лишенная всяких прав, румынская нация, так и православная религия румын была лишь терпима в Трансильвании. Православный клир был крепостным, за исключением епископов и митрополитов, которые однако, были, обременены налогами.
Начиная от Стефана, короля Венгрии (997—1038), и до 1525, точнее, до 1540 г., когда в Трансильванию проникло лютеранство, Трансильванская Православная Церковь подвергалась постоянным преследованиям со стороны католиков.
В период с 1540 и до 1571 г. лютеране, кальвинисты и униаты успешно боролись с католицизмом, а позднее они все вместе обратили свое оружие против православия. Между 1572—1597 гг. им удалось подчинить православного митрополита города Алба-Юлия (тогда называвшегося Былград) кальвинистскому епископу, который именовался «суперинтендентом». Это положение продолжалось до 1701 г., хотя с 1697 г. уже началось объединение части православных румын Трансильвании с Римом.
Между XI веком и 1540 г. большинство румынской знати перешло в католицизм и денационализировалось.
С 1572 г. (1597) и до 1701 г. Румынская Православная Церковь была подчинена только административной, но не религиозной юрисдикции кальвинистской церкви. В это время многие из румынских дворян, оставшиеся православными, и даже те, которые стали католиками, начали переходить к кальвинистам и к униатам.
В 1609 и 1632 гг. православные священники получили некоторые права, им снизили налоги, но по существу они остались такими же крепостными, как и крестьяне.
Культурное положение. Естественно, что румыны, не имея экономических, политических и религиозных свобод и прав, не могли развиваться и в культурном отношении. Правда, румыны имели свою древнюю народную культуру, но она оставалась еще в зачаточном состоянии. Впрочем, следует отметить, что в тот период румынский язык стал церковным языком в Трансильвании. В 1544 г. в городе Сибиу началось печатание религиозных и церковных книг на румынском языке, который постепенно стал заменять славянский язык, являвшийся до того времени церковным языком румын Трансильвании.
Таким образом, кальвинисты, в целях распространения своей веры среди румын, помогали последним сделать первые шаги в национальной культурной жизни.
Таково было положение румынского народа в конце XVII века, когда начались серьезные действия, имевшие целью объединить его с Римом.
История унии. После завоевания Трансильвании католической Австрией католики Трансильвании вновь начали борьбу за восстановление своих позиций, утерянных после 1540 г.
Король Леопольд I, желая укрепить свою власть в Трансильвании, постоянно наталкивался на сопротивление кальвинистов, лютеран и униатов. Против них он мог бороться лишь с помощью католиков, но в среде трех привилегированных наций католицизм распространялся довольно медленно. Поэтому политические руководители венского двора обратили свои взоры на румын Трансильвании, пытаясь окатоличить их в политических и религиозных интересах австрийской империи.
Но крепостных румын можно было привлечь на свою сторону лишь посредством предоставления прав, которых они были лишены. Поэтому император Леопольд I, опираясь на католиков, пообещал предоставить румынским православным священникам ряд экономических, политических и религиозных прав, если они перейдут в католицизм. Подобные обещания подготавливались и для народа.
Однако, чтобы не восстановить против себя кальвинистов, лютеран и униатов, король свое обещание о предоставлении прав румынам обусловил переходом в одно из четырех исповеданий: католическое, лютеранское, кальвинистское и униатское.
При таких обстоятельствах началось объединение православных румын с Римом. Это объединение проводилось, главным образом, иезуитами.
Еще в 1697 г., т. е. как раз в тот год, когда австрийцы закончили войну с турками, иезуиты просили Леопольда I обратиться к румынам Трансильвании с призывом об объединении их с Римом. Этот призыв появился 14 апреля 1698 г. В нем румынским православным священникам было обещано, что если они признают папу, то, сохраняя свой обряд, будут пользоваться всеми привилегиями наравне с католическим духовенством. Те, которые объединятся с одним из других официальных исповеданий, получат привилегии, предоставленные духовенству этих исповеданий. Те же, которые не объединятся, останутся в прежнем положении, т. е. в положении крепостных.
Кардинал Леопольд де Колонитс, глава католической церкви Венгрии, также обратился 2 июня 1698 г. с призывом, но он требовал объединения румын только с Римом и ставил условием этого объединения принятие румынскими священниками всех основных догматов католицизма.
В то время румынским православным митрополитом в Алба-Юлия был Афанасий, избранный осенью 1697 г. и получивший хиротонию в январе следующего года в Бухаресте.
На Афанасия и его протопопов оказали сильный нажим иезуиты. Они сумели собрать в Алба-Юлия несколько десятков протопопов и составили 7—21 октября 1698 г. акт о соединении их с Римом. Этот акт был составлен от имени митрополита Афанасия, но лишь 38 протопопов поставили под ним свои подписи. В акте содержится оговорка, что если обязательства, принятые на себя австрийским правительством, не будут выполнены, то и «объединение» не состоится. «А если они не предоставят этого положения для нас и для наших наследников, — говорится в акте, — то наши печати и подписи не будут иметь никакой силы».
Необходимо подчеркнуть, что по этому акту, составленному на основе призыва Леопольда I от 14 апреля 1698 г., объединение с Римом ограничивалось только признанием главенства папы. Но иезуиты, составив латинский перевод этого акта, внесли в него те пункты, которые имелись в призыве кардинала Колонитса от 2 июня 1698 г.. 16 февраля 1699 г. Колонитс опубликовал копию императорского декрета, которым объединение румын Трансильвании с Римом утверждалось на условиях, содержавшихся не в призыве Леопольда I, а в призыве Колонитса.
Декрет, об оригинале которого ничего неизвестно, был доведен до сведения румынских протопопов, собравшихся на Собор в Алба-Юлия 24 мая 1699 г., и этим актом было положено начало унии с Римом.
Нужно сказать, что митрополит Афанасий, не доверявший иезуитам, не проявлял особого усердия к выполнению условий унии. Поэтому иезуиты заподозрили его в неискренности и постарались оклеветать перед Леопольдом I, который вызвал митрополита в 1701 г. в Вену. Там Афанасий был судим и в конце концов был вынужден принять католическую веру. После этого католические иерархи вновь хиротонисали его во епископа и поставили в непосредственное подчинение архиепископу Эстергомскому Колонитсу. Кроме того, к нему был приставлен постоянный опекун в лице иезуита, без разрешения которого он не имел права предпринимать никаких действий.
Ввиду полного подчинения Афанасия, император Леопольд I издал 19 марта 1701 г. новый декрет по поводу унии, которым формально предоставлялись некоторые права клиру и греко-католическому румынскому народу Трансильвании.
Епископ Афанасий вернулся из Вены в мае 1701 г., покорный и послушный своему иезуитскому опекуну.
Такова вкратце история «объединения» части православных румын Трансильвании с Церковью Рима. Оно закончилось, примерно, в 1700 г. и вошло в историю под названием «унии 1700 года».
Выводы. Обзор исторических условий, в которых слагалась жизнь румынского народа Трансильвании, показывает, что уния 1700 г. была порождена причинами политического, экономического и религиозного характера, которыми искусно воспользовались наемники Ватикана и королевский двор Вены.
Но эта уния оставалась для православных румын чисто формальной связью с католицизмом, и все лучшие люди румынского народа стремились отказаться от нее. Такими были Петру Майер, Георгий Шинкай, Самуил Мику и Иннокентий Мику (XVIII—XIX века) и все их наследники, которые на «Великом Румынском Национальном Собрании в Блаже» 15 мая 1848 г. потребовали восстановления религиозного единства румынского народа Трансильвании с Православной Церковь.
С другой стороны, с изменением условий, породивших унию, естественно изменялось и отношение к ней. Если унию можно объяснить экономическими, политическими и религиозными условиями феодального строя (1700-й г.), если можно понять ее существование при строе феодально-буржуазном, то в наши дни возникли такие обстоятельства, при которых уния должна была прекратиться и перейти в объединение с Румынской Православной Церковью.
Просвещенные и прогрессивные люди из среды клира и народа униатской церкви ясно увидели, что связи с Римом, установленные в 1700 г., потеряли свою силу, и в ответ на призыв руководителей Румынской Православной Церкви вернулись, вместе с верующим народом, в лоно своей Матери-Церкви Православной.
И вот 21 октября 1948 г., как раз в тот день, когда исполнилось 250 лет со дня унии 1698 г., торжественное собрание бывшего униатского клира и румынского народа объявило в Алба-Юлия воссоединение греко-католической Церкви Трансильвании с Румынской Православной Церковью.
Этим актом была ликвидирована одна из сильнейших позиций, завоеванных Ватиканом на территории Румынской Православной Церкви.
Священник Ливиу Стан, профессор Богословского института в Бухаресте
[1] Библиография: Штефан Лупша, Трансильванская Церковь и уния 1697—1707 гг., Бухарест, 1949 г.
Л. Пыдуряну, Что представляло собой «объединение» с Римом в Румынской Церкви Трансильвании, Бухарест, 1948 г.
Л. Пыдуряну, Правда об унии 1700 года, Бухарест, 1949 г.