ЦЕЛЬ

Слово, сказанное в Ильинской церкви села Черкизово г. Москвы

С чувством светлого духовного восторга встретили мы с вами, дорогие, ночь Святой Пасхи Христовой. Эта радость о Воскресшем Господе не знает границ и проявляет себя во все дни пасхальной четыредесятницы в бесчисленных взаимных пасхальных приветствиях. Мы радуемся тому, что воскрес Господь Спаситель, что с Его Воскресением нет смерти ни для кого из нас, а есть жизнь вечная, в которую мы вступим, что Воскресший Господь всегда пребывает с нами и в нас.

Наступила вечерня первого дня Пасхи. Мы вспоминали о том, как Воскресший Господь явился Своим ученикам в первый день при закрытых, «страха ради иудейска», дверях. Он вошел и обратился к ученикам со словами: «Мир вам!». И возрадовались ученики, увидев Господа, — говорит святой евангелист. О радости видеть Господа своего, Ему поклоняться, слышать из Его уст Божественные слова приветствия говорил нам этот пасхальный вечер.

Прошла в праздничных ликованиях Светлая неделя. В восьмой день по Воскресении Христовом мы прославляли явление Воскресшего Спасителя ученикам уже при апостоле Фоме. С волнением сердца слухом своей веры мы внимали исповеданию веры апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой!». В эти слова апостол Фома вложил не только всю свою веру в Воскресшего Господа, не только всю свою сыновнюю любовь к Божественному Учителю, но и всю свою радость увидеть Господа своего Воскресшего и опять быть с Ним, как пребывали с Ним ученики до Его страданий.

Еще прошла неделя. В следующее воскресенье, посвященное памяти святых жен-мироносиц, мы восхваляли их подвиг, какой они понесли в ночь Воскресения Христова, когда, под покровом этой ночи, презирая все страхи, торопились по улицам Иерусалима с ароматами в руках к дорогому гробу Господнему с целью возлить на тело Иисусово благовонное миро. Преклоняясь перед подвигом святых мироносиц, мы представляли себе духом, как Воскресший Спаситель явился им на пути от гроба, как возрадовались их сердца, как они бросились к ногам Спасителя, чтобы прикоснуться устами к пречистым Его стопам, и как услышали от Него: «Радуйтесь!» — то слово, от которого еще большим пламенем возгорелась в их сердцах радость о том, что Господь с ними.

Итак, все, что пережито нами, что вспоминается и прославляется нами в эти три воскресенья, говорит о радости видеть Господа, Ему поклоняться, Его любить, в Него веровать всей своей душой. Эта радость о Господе, радость жить с Ним — вечная, ибо, начинаясь здесь, она не окончится никогда. Кто эту радость здесь нашел в своем сердце или найдет, — с тем она уйдет в вечную жизнь и там, у Господа, в Его нетленном и нерукотворенном Небесном Доме, она будет источником вечного нашего счастья.

Вот о том и хочется напомнить всем вам, дорогие мои, что эта радость доступна каждому из нас. Господь Спаситель сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ио. 15, 4). В этом вся сущность христианства, в этом цель и крещения нашего, в этом цель всей нашей жизни: соединиться с Господом навеки, пребывать в Нем, чтобы и Он, по Его Божественному обещанию, всегда пребывал в нас со всеми дарами Своей милости, Своей благодати, Своей любви.

Быть с Господом, дорогие мои, это значит сочетаться с Ним крепкой верой в Него, как нашего Спасителя и Небесного Отца, как Праведного Судию, Который всем нам воздаст, каждому по деяниям его, у Себя, в Своем Небесном Царстве.

«Пребывание» в Господе требует от нас того, чтобы мы соединились с Ним крепкой как смерть, никогда не увядающей любовью, любили Его безгранично преданной любовью больше всего этом мире, так чтобы никто и ничто не умаляло и не затемняло этой любви сыновнего сердца к нашему Спасителю.

Единение с Господом — это не колеблющаяся уверенность в том, что, если мы за Господом идем, если с Ним мы будем жить до конца дней и с Ним будем уходить из этого грешного мира, Он не оттолкнет нас в Своем Вечном Царстве согласно Своему слову: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ио. 6, 37). Это — не сомневающаяся, твердая как скала, надежда на то, что Господь, верный каждому Своему слову, исполнит Свое обещание, оставленное верующим во имя Его: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ио. 12, 26), и мы будем с Ним в той жизни, куда Он нас зовет.

Жизнь с Господом — это подражание Ему всеми силами своей души; стремление быть смиренным, как был смиренен Он; терпеть, как терпел Он; любить, как любил Он; сострадать, как Он сострадал в дни Своей земной жизни; чувствовать и желать, как чувствовал и желал Он.

«Быть в Нем» — значит все силы, все свои чувства: зрение слух, язык, руки — все это посвятить служению Ему и служению своему ближнему, все это отдать в волю Божию, чтобы она, воля Божия, а не наша грешная, себялюбивая, всегда ко греху наклонная, господствовала в нашем сердце, чтобы Господь был Хозяином наших мыслей, наших чувств, наших поступков, чтобы Он Сам управлял нашей жизнью и вел по всем шагам нашего земного пути. И для этого, — говорил св. Иоанн Златоуст, надо жить так, чтобы перед каждым шагом своей жизни, перед каждым решением, каждым соблазном — в глубине своего сердца приучать себя спрашивать: что сказал бы, что посоветовал бы в эти минуты мой Господь Спаситель? О таком пребывании в Господе говорит св. апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

В этом, как мы и сказали, дорогие мои, — цель всей нашей жизни земной: сколь возможно и доступно слабому и немощному духу человеческому, слиться, соединиться с Богом, Им жить, Им дышать.

И вот, кто так живет с Господом, тот счастлив. Его счастье подобно состоянию души апостола Фомы, исповедавшего Господа в восьмой день по Воскресении Христовом, подобно радости жен-мироносиц в тот час, когда они увидели Воскресшего Господа.

Если не живет Бог в сердце человека, если нет в сердце этого небесного сокровища веры, то как бы ни были мы украшены земным благополучием, всяческим достатком и здоровьем, мы не найдем для своей души того счастья, которого никто, кроме Бога, не может дать душе, вложенной Богом в каждого из нас и призванной для вечной жизни. Чем, какими богатствами человек, не имеющий Господа в сердце, может откупиться от угрызений совести, когда она заговорит в нем? Чем он, если не живет с Господом и не умеет любить Его, может приобрести тот внутренний мир, ту духовную опору, стоя на которой человек имеет силы перенести любое жизненное испытание? Бывают и будут у такого человека минуты своего, как ему кажется, прочного земного счастья: и здоровье его не покинет, и достатков у него хватит, и все остальное земное сложится в его пользу, и кто-нибудь уже готов будет сказать своей душе, как евангельский безумный богач: «Душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пен, веселись». Но пронесутся эти минуты, эти часы, эти дни, кажущиеся благополучием и земным счастьем, как проносится облако на голубом небе, и опять заточит в глубине духа неумирающий червь неудовлетворенности земной жизнью. Это томление и тоска, влекущие дух человека к своему Источнику, к своему Небесному Отцу, часто остаются непонятыми человеком, в сердце которого нет Господа.

Посмотрите теперь на того, кто живет с Господом. Если он окружен благополучием, он принимает все это от руки Божией, все это наполняет его сердце благоговейным умилением, еще больше умножает и воспламеняет в нем сыновнюю благодарную любовь к Богу. Он ни к чему земному, вещественному не привязывается, не забывая о том, что и он, как все люди, смертен и идет к вечной жизни. Он не плачет беспросветными слезами, если Господь лишает его этого земного счастья. Если у него есть достаток, он торопится поделиться с тем, у кого его нет, кто ищет у него помощи, и, во имя своей любви к Богу, утирает слезы плачущего, утешает скорбящего. Он знает, что все, что он подает ближнему, он «дает взаймы Господу» (Притч. 19, 17), и Господь воздаст ему отеческим воздаянием за каждое доброе движение, добрый порыв его души.

Никакие лишения, никакие испытания, болезни или скорби не лишают человека этого счастья жить с Господом и в Нем находить для себя утешение при жизненных ударах. Вера воодушевляет его чувство любви к Господу и укрепляет его среди страданий. Лишится такой человек земного имущества: сгорит ли оно, украдут ли его,— он скажет вместе с праведным многострадальным Иовом: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иова 1, 21). Злоба ли, насмешки или клевета преследуют того, кто носит в сердце Господа,— он скажет, как говорил св. апостол Павел: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4, 12—13). Переживая страдания, мы, верующие, знаем, что в этом подражаем Господу, сострадаем Ему, Который за нас .перенес такие муки, по сравнению с которыми наши земные страдания — ничто. Мы вдохновляемся и укрепляемся силой своего общения с Господом Воскресшим, Вознесшимся на Небо, открывшим нам двери Царства Небесного и обещавшим пребывать с нами во все дни до скончания века.

А для человека, который живет с своими нераскаянными грехами, не ищет общения с Богом, испытания и страдания земные являются источником уныния, отчаяния, озлобления, ропота. Ему неоткуда найти сил переносить жизненные лишения; ни мир, ни люди не дадут ему для этого внутренней опоры. Эти силы духа переживать жизненные испытания дает только Тот, в Кого мы веруем, за Кем идем и умереть с Которым в своем сердце является горячим, пламенным желанием каждого истинно верующего православного сердца.

Вот и подойдет и страшный час смерти. Если он наступит не внезапно, но среди полного нашего сознания и мы будем понимать, что приближаемся к таинственному порогу смерти, за которым нас ожидает жизнь вечная,— что в эти минуты, в эти часы переживет нераскаянный грешник, не живший с Господом в своем сердце? Оборачиваясь назад, он вспоминает в своей кончающейся жизни только свои грехопадения, своих сообщников в грехах. Посмотрев вокруг себя, он видит, что все, к чему прилеплялось его сердце, исчезает как дым в его потухающих очах; а его тело, которое он холил и любил, которому оказывал так много внимания, уже готовится стать безжизненным трупом. Заглянет ли он в будущее, хотя бы и не представляя себе его ясно своим сердцем, — он увидит там, в наступающей вечной жизни, Праведного Судию, Который воздаст и ему, как и каждому из нас, по деяниям его. Тяжко умирать грешнику. Потому и говорит пророк Божий: «Смерть грешников люта» (Псал. 33, 22).

Умирает и человек, который не порывал в своей жизни общения с Господом, умирает веруя. Позади, в уходящей жизни, у него — слезы, какие он проливал, омывая свою грешную душу, искупая ее в содеянных грехах. И он ободряется надеждой на то, что слезное покаяние, какое он не раз приносил в своей земной жизни, Господь примет как благоухающую жертву его верующего сердца. В прошлом у него — побежденные им соблазны, от которых он сохранил себя. Он видит свои добрые дела, какие он спешил совершить в своей земной жизни, чтобы они пошли впереди его в вечную жизнь. Он умирает, но его утешают те евангельские обетования, о каких он напоминает своему сердцу, обещания Божии о том, что верный Господу до смерти получит венец жизни вечной. Он принимает напутственные таинства Святой Церкви, и очищается и омывается от последних греховных пятен его душа, готовящаяся перейти в жизнь будущего века. Своим верующим сердцем, своими верующими очами он взирает туда, впереди себя, и видит там страну вечного блаженства, в ней — Преблагословенную свою Заступницу, Которой молился в дни своей земной жизни и Которая, верует он, придет к нему в этот страшный час, чтобы облегчить переход души в вечную жизнь. В этот последний страшный час его вера и любовь к Богу умаляют страх созерцанием того вечного счастья, какое откроется перед каждым верным рабом Божиим, когда скажет Небесный Отец там, у Себя, встречая во вратах Вечного Царства: «Рабе благий и верный, вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21).

Вот, дорогие мои, так жить и так умереть — не только доступно каждому из нас, но в этом — цель земной жизни. Надо жить с Господом в сердце, идти за Ним своей верой, своей любовью, повиноваться Его отеческому голосу, в течение всей жизни земной искать наибольшего общения и единения с Ним в молитве, покаянии, добрых делах, через слово Божие, через достойное причащение Святых Таин Христовых, через достойное приготовление себя к встрече праздников Божиих и, особенно, святой Пасхи Христовой, радость которой есть предощущение вечной радости.

В Великий Четверг, после чтения двенадцати евангелий, православные люди уносят из храма огонь своей свечи, стараясь оберечь его от ветра по дороге, и, принеся его домой, возжигают от него неугасимую лампаду в своем молитвенном уголке. С какой же тщательностью надо беречь нам огонек пасхальной радости, зажженный в сердце каждого из нас в недавно нами встреченную и пережитую пасхальную ночь! Эти пасхальные переживания верующей души, живое ощущение особенной близости к нам Воскресшего Спасителя в эти святые дни вдохновляют нас еще крепче веровать, еще горячее любить своего Сладчайшего Господа!

Пусть огонек радости о Воскресшем Господе каждый из нас донесет до следующей Пасхи, если Господь удостоит нас радостью пожить еще один год, и от Пасхи до Пасхи пусть несет эту радость до конца своих дней, когда мы перейдем бессмертной душой в ту страну, где всеми ангелами Божиими и душами праведных, во главе с Преблагословенною Матерью, справляется вечная Пасха Христова.

Жить с Господом — в этом наша жизнь, в этом наше вечное спасение, наше счастье и в короткой жизни земной, и счастье вечное в Доме Сладчайшего Господа, Воскресшего из мертвых.

Митрополит Николай

Система Orphus