Перед страшным призраком войны человечество все более проникается тревогой за свою судьбу и все быстрее начинает преодолевать средостение языков, политических убеждений и религиозных различий, дабы придти к единству в борьбе за устранение смертельной опасности, нависшей над всем миром.
Созидая это единство, движение сторонников мира стремится превратить его в реальную силу сопротивления поджигателям войны и с этой целью призывает всех честных людей присоединиться к решениям Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия и признании военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие.
Эта мирная акция сторонников мира против сил войны имеет огромное значение, которое состоит, прежде всего, в том, что согласие или отказ подписать указанные решения позволяют выявить и разделить силы войны и силы мира. Когда это будет сделано, то в самом соотношении тех и других сил ясно определится победа мирного человечества над жалкой кучкой злостных сторонников войны.
Но эта победа еще не достигнута, и перед защитниками мира стоит грандиозная задача провести мировой референдум до конца и оправдать его результатами веру человечества в превосходство сил мира.
Казалось бы — при наличии полной уверенности в миролюбии народов — задача сбора подписей под Воззванием Стокгольмской сессии представляет лишь организационно-технические трудности. На самом же деле приходится считаться с тем, что движению сторонников мира противостоит широкая пропаганда его врагов, которые пытаются сделать все, чтобы представить это движение, как и решения Стокгольмской сессии, в ложном свете политических подозрений и прямой клеветы.
Сначала поджигатели войны как бы не замечали успехов Стокгольмского Воззвания и не хотели открыто признавать за ним силы общественного и тем более международного влияния. Но когда число людей, осуждающих атомную войну, стало неудержимо увеличиваться, враги мира пришли в раздражение и, наряду с преследованиями руководителей и активных сторонников мира, направили свою пропаганду к тому, чтобы преуменьшить значение Стокгольмских решений и ослабить веру простых людей в силу референдума. Называя его «коммунистической затеей», империалисты пытаются представить сторонников мира защитниками Советского Союза, которому, в свою очередь, приписывают самые «агрессивные» намерения.
Но сторонникам мира ясно, что не они защищают Советский Союз, а Советский Союз, вместе с ними, защищает мир, предлагая великим державам заключить пакт мира и запретить атомное оружие. К тому же
нравственная высота идеи международного мира и неодолимое стремление к нему со стороны людей самых различных политических и религиозных убеждений яснее всего свидетельствует о независимости движения сторонников мира от каких-либо партийных интересов.
Империалисты, конечно, учитывают моральную слабость своей позиции — позиции беспрерывно вооружающегося военного лагеря — и поэтому стараются оправдывать свои военные мероприятия исключительно целями обороны и поддержания мира, который, по их мнению, можно обеспечить лишь превосходством оружия.
Естественно, что миролюбивые народы воспринимают эту «оборонную» политику не иначе, как издевательское предложение наслаждаться спокойствием под дулами наведенных на них пушек и под «защитой» атомных бомб, висящих на волоске. Иначе и нельзя понять таких фактов, как развитие сверхскоростных методов производства атомных бомб, изготовление новой водородной сверхбомбы, подготовка бактериологического оружия и разжигание военной истерии.
В таких способах «защиты мира», как гонка вооружений, уже таится война. Из опыта хорошо известно, что «всеобщие и чрезвычайные вооружения, даже вызванные желанием предотвратить войну, в действительности только усиливают ее опасность». Поэтому со стороны подлинных защитников мира, со стороны всех миролюбивых народов нужны немедленные и решительные усилия к тому, чтобы заставить свои правительства перейти к политике международного сотрудничества и, прежде всего, согласиться на объявление вне закона атомного оружия, применение которого в современных условиях может дать победу только одной смерти. Очевидность этого вывода, вытекающего из страшного опыта Хиросимо и Нагасаки, должна послужить пробой благоразумия тех, кому вверены судьбы народов — иначе всеобщая катастрофа неминуемо разразится.
В борьбе с опасностью атомной войны огромная ответственность ложится на христиан, которые по самому существу своей веры должны быть в первых рядах сторонников мира. И действительно, с самых первых шагов этого движения христиане всех исповеданий неизменно ему сопутствуют, помогая своими духовными средствами достигнуть желанной цели. Они и не могут занимать иной позиции в назревшем конфликте, не впадая в опасность измены делу Христа Спасителя. Не сомневаясь в том, что укрепление мира есть дело богоугодное, требуемое самым духом и учением христианской религии, епископы, священники и простые верующие люди различных христианских исповеданий с надеждой ставят свои подписи под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия и зовут всех христиан последовать их примеру.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, совместно с епископатом, клиром и верующими всех епархий Русской Православной Церкви, присоединился к решениям Стокгольмской сессии сторонников мира и призвал к тому же все другие Православные автокефальные Церкви. Осуждая атомное оружие, укрепляя лагерь сторонников мира, — сказал Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, — Русская Православная Церковь выполняет свой долг, долг религии, любви и мира, и она считает своей священной обязанностью призвать всех христиан к выполнению этого долга [1].
За осуждение атомной войны одна за другой высказались Грузинская, Болгарская, Румынская, Албанская и Польская Православные
Церкви. Всем известно отношение к делу мира Патриарха Антиохийского Александра III и других православных иерархов, присоединившихся вместе с верующими к лагерю мира. «Война порождается ненавистью, властолюбием и завистью, — пишет в своем послании верующим Митрополит Ливанский Илия Карам. — Мир никогда не испытывал недостатка в людях, совесть которых не может быть пощажена этими смертельными недугами. Эти люди посвятили себя борьбе против войны, в защиту мира; они вступили в борьбу за Бога, ибо мир — это имя Божие... Поэтому мы должны сотрудничать с ними, присоединить свой голос к их голосу и всеми силами помогать им. Мы хотим, чтобы атомное оружие было безоговорочно запрещено, как оружие, предназначенное для уничтожения людей».
Вслед за известными представителями западных исповеданий, ставшими в ряды сторонников мира и осудившими атомное оружие, в лагерь мира с каждым днем вливаются епископы, священники и верующие протестантских исповеданий и католической Церкви, движимые убеждением в том, что защита мира является их прямым долгом. «Церкви должны занять подобающее им место в защите мира, —пишет лютеранский епископ в Венгрии монсиньор Лайош Вето, — и воспитывать верующих в духе его защиты, следуя словам Христа: «Творите мир». Вера без дел мертва. Агрессивная война является тягчайшим преступлением против Бога и человечества. Я призываю всех верующих оказать деятельную поддержку движению сторонников мира и прошу всех священников лютеранской церкви, всех протестантских пасторов и всех честных верующих оказать поддержку кампании сбора подписей под Стокгольмским воззванием» [2].
«В вопросе о защите справедливого дела мира, — пишет епископ Дебреценский Янош Петер, — серьезная задача стоит перед церквами стран Западной Европы. Вселенский Совет церквей должен смело извлечь уроки из мужественной позиции, занятой сторонниками мира. Все говорит о том, что время еще не потеряно. Люди, твердо убежденные в необходимости борьбы за мир, развивают все большую активность; они намерены бороться против нависшей опасности войны, опередить ее и победить. Церкви непозволительно уклоняться от своей ответственности».
В обращении видных протестантских пасторов Франции говорится: «Если мы хотим сохранить верность Иисусу Христу, мы не можем оставаться безразличными в эти грозные времена. Сегодня мы должны безоговорочно одобрить все усилия, направленные на сохранение мира и могущие уже теперь привести к положительным результатам.
Мы считаем, что Стокгольмское Воззвание представляет собою чрезвычайно важный шаг в деле защиты мира, как с точки зрения масштабов его распространения, так и с точки зрения отклика на него самых различных слоев населения. Оно может оказаться ступенью к возобновлению переговоров и разрядить напряженное международное положение...
Мы убеждены, что наша преданность Христову Евангелию выдвинет перед нами завтра новые проблемы. А сегодня, отвечая по-христиански на этот призыв, мы обязуемся повседневно прилагать все усилия к тому, чтобы использовать малейшую возможность для укрепления мира и примирения людей между собой.
Вот почему, будучи христианами, мы подписываем Стокгольмское Воззвание» [3].
Подписав осуждение атомного оружия, католические епископы Венгрии обратились к верующим с таким посланием: «Будучи последователями и учениками Христа, проповедавшего мир, мы особенно осуждаем это смертоносное оружие, которое, в случае его применения, принесло бы смерть не только агрессорам, но и массам беззащитного населения».
Против применения атомного оружия высказались также кардиналы и архиепископы Франции. Они опубликовали для католиков «Письмо о мире», в котором пишут: «Вас, ваших священников, ваших епископов теперь настойчиво спрашивают, осуждаем ли мы применение атомного оружия. Этот вопрос оскорбляет и возмущает учеников Христа... Мы всей душой осуждаем применение таких видов оружия, точно так же, как мы, не задумываясь, осудили во время прошлой войны массовые бомбардировки, от которых страдали не только военные объекты, но и старики, женщины и дети. Мы убеждены, что человечество позорит разум, дарованный нам Господом Богом, обращая во зло науку, которая могла бы принести ему столько добра.
Мы умоляем государственных деятелей, на которых лежит сейчас колоссальная ответственность, не поддаваться омерзительному соблазну использовать это оружие разрушения и сделать все возможное, чтобы общими усилиями добиться полного запрещения его применения» [4].
Выступая на Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, католик Войцех Кетржинский сказал: «От христиан нужно потребовать, чтобы они спросили у своей совести ответа на вопрос: в какой степени они ответственны за развязывание возможной третьей мировой войны. Пусть каждый христианин, по зрелом размышлении, ответит, считает ли он себя вправе способствовать в нынешних условиях этому всемирному человекоубийству? Если нет, если его совесть запрещает ему это, то христианин должен, каковы бы ни были его политические и социальные взгляды, встать в ряды активных сторонников мира» [5].
Другой католик, Марио Монтези, член Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира и видный представитель движения за мир среди христиан в Италии, пишет: «Я думаю, что для нас, христиан, поистине пришло время выдержать высшее испытание нашей веры и нашей моральной стойкости. Предадим же огню — всеочищающему огню — весь груз наших разногласий, накопившийся за многие века, набор лживых слов, под которыми мы слишком часто прикрываем и хороним истину наших личных убеждений — двигатель и подлинную цель наших действий. А затем разгребем пепел и попытаемся найти в нем, если только там оно есть, то, что осталось подлинного от нашего христианского единения» [6].
Так христиане всех исповеданий противопоставляют свое единство в защите мира антихристианской политике развязывания третьей мировой войны. Если угроза этой войны сближает между собою людей самых различных политических и религиозных убеждений, то тем более она должна сблизить христиан, которые во всяком земном конфликте должны единодушно становиться на сторону добра и правды. Мир между людьми и народами, как наивысшее выражение добра и правды, «создает наилучшие условия для реализации, нравственных принципов и интеллектуальных способностей человека» [7], «мир является наилучшим
временем для приобретения людей Царству Божию» [8]. Поэтому защита мира должна стать не только общим делом христиан, но и основой дальнейшего их взаимопонимания и единения. На данной стадии нужно иметь в виду, конечно, не формальное единение Церквей, что людям и не под силу, а христианскую солидарность и единомыслие по решающим вопросам современной жизни.
Из таких вопросов современности требует христианской оценки не одна защита международного мира. С нею тесно связано и единое отношение к различным мерам укрепления мира, в частности, к запрещению атомной и бактериологической войны, к надежному контролю над производством атомной энергии, к всеобщему разоружению и строгому соблюдению принципов Организации Объединенных Наций.
Единой оценке со стороны христиан должна подвергнуться и «холодная война» и вопрос о мирном сосуществовании социалистической и капиталистической систем.
У христиан, конечно, не может быть двух мнений по поводу опасности и взаимного вреда «холодной войны», особенно в той форме прямых действий, которые весной этого года выразились в массовом сбрасывании с американских самолетов колорадского жука на поля Народно-Демократической германской республики.
Что касается сосуществования двух социально-экономических систем, то христиане, как последовательные борцы за мир, могут желать и несомненно желают, чтобы социальная правда выяснялась на путях мирного их соревнования, а не взаимного уничтожения. «Тот, кто верит в превосходство своей собственной системы,— сказал в своем докладе на Стокгольмской сессии генеральный секретарь Постоянного комитета Жанн Лаффит, — естественно, является человеком, стоящим за мир, так как ему не может придти в голову мысль навязать силой оружия то, что он, несомненно, получит по справедливости» [9].
Значение христианского единства в защите мира простирается и на строительство церковной жизни — преддверия Царства Божия. Возникая внутри человека, его семя прорастает и в отношениях между людьми и в исканиях социальной правды, вся суть которой состоит в бессознательном. следовании требованиям нашей внутренней природы — природы христианской. Поэтому, с христианской точки зрения, борьба за мир и социальную справедливость составляет одно из важнейших звеньев в реализации Царства Божия.
Проповедуя мир и любовь, как высшую норму человеческой жизни, христианство обязывает верующих усердно работать на исторической ниве, быть верными сынами своей народности, содействовать нравственному и социальному прогрессу и таким образом исполнять свой жизненный урок в конкретной исторической обстановке, которая составляет для нас нравственную школу и мост, ведущий из времени в вечность.
Так, в согласном решении общих жизненных задач христиане могут и должны найти путь к тому единству, которое во всей полноте реализуется в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, возглавляемой Господом нашим Иисусом Христом.
А. Крашенинников
[1] Митрополит Николай, Речь на заседании Советского комитета защиты мира 7 марта 1950 г. См. «Журнал Московской Патриархии» 1950 г., № 4, стр. 31.
[2] «Сторонники мира» 1950 г., № 11, стр. 22.
[3] «Сторонники мира» 1950 г., № 10, стр. 17.
[4] «Сторонники мира» 1950 г., № 12, стр. 20.
[5] «Сторонники мира» 1950 г., № 9, стр. 64.
[6] Марио Монтези, Обретем мир; см. журнал «Сторонники мира» 1950 г., № 11, стр. 64.
[7] Там же, стр. 62.
[8] А. Крашенинников, Миссия христианства в современном мире — «Журнал Московской Патриархии» 1949 г., № 6, стр. 9.
[9] «Сторонники мира» 1950 г., № 9, стр. 28.