ПРОФЕССОР А. И. САГАРДА

(Некролог)

9 мая 1950 г. Ленинградская Духовная Академия осиротела: в 6 часов утра после продолжительной болезни почил старейший профессор Академии Александр Иванович Сагарда, занимавший две академических кафедры — Истории Древней Церкви и Патрологии.

А. И. Сагарда родился в гор. Золотоноше, Полтавской области, 15 декабря 1883 г., в бедной и многодетной семье псаломщика.

За детскими годами «обычной чредой» потекли годы учения в Переяславском Духовном Училище и в Полтавской Духовной Семинарии, по окончании которой Александр Иванович состоял некоторое время учителем мужской прогимназии гор. Золотоноши. В 1905 г. он поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1909 г. первым с ученою степенью кандидата богословия.

Его сочинение на степень кандидата богословия о св. Клименте Александрийском получило высокую оценку профессора-рецензента и было удостоено высшей денежной премии, присуждаемой за лучшие кандидатские сочинения студентов.

Для дальнейшей научной работы А. И. Сагарда выбрал Историю Древней Церкви и древнехристианской литературы.

Естественно, что по окончании курса Академии Александр Иванович, как один из двух лучших студентов, был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Истории Древней Церкви, у проф. А. И. Бриллиантова. У него Александр Иванович начал свои научные занятия по истории раннего христианства еще студентом II курса Академии.

По окончании стипендиатского года, Совет Академии, заслушав предложение проф. А. И. Бриллиантова и проф. Н. Н. Глубоковского, избрал Александра Ивановича и. д. доцента на вновь открывшуюся вторую кафедру патрологии (на первой кафедре профессором был Н. И. Сагарда). Так началась учено-педагогическая деятельность Александра Ивановича в родной ему Петербургской (а с 1914 г. «Петроградской») Академии.

Он проработал доцентом Академии около 8 лет. Это был период его особенно напряженной учено-преподавательской и журнально-публицистической деятельности.

За это время Александр Иванович прочитал курсы по истории александрийской церковной школы, по истории антиохийской церковной школы, специальный курс об иконоборческих спорах, специальный курс о христианских писателях — моралистах. На семинарах студенты под его руководством прорабатывали письма Иоанна Златоуста, Церковную Историю Феодорита Кипрского, сочинения Исаака Сирина, Амвросия Медиоланского, Августина Иппонского и Иоанна Дамаскина.

Одновременно с регулярной преподавательской работой А. И. Сагарда неустанно трудился над своим главным научным трудом — о св. Клименте Александрийском.

В 1913 г. Александр Иванович представил в Совет Академии на соискание степени магистра богословия свой труд «Св. Климент Александрийский и его литературная деятельность», который был признан достойным опубликования.

Наряду со своей основной профессорской работой А. И. Сагарда сотрудничал в богословских и церковно-общественных изданиях и журналах. Его статьи, всегда серьезные и содержательные, появлялись в «Христианском Чтении», в «Церковном Вестнике», в «Церковных Ведомостях», в «Православно-Богословской энциклопедии» и в других повременных изданиях.

С 1 февраля 1948 г. А. И. Сагарда вновь вернулся к профессорской деятельности в родной ему Ленинградской Академии, одновременно состоя и преподавателем Ленинградской Духовной Семинарии.

Александр Иванович проработал здесь всего два года, но работал он с исключительной энергией. За это время он успел составить курс лекций по Свящ. Писанию Нового Завета (о Евангелиях), два курса по патрологии и приступил к переработке курса проф. В. В. Болотова по Истории Древней Церкви.

Но первый же год напряженной работы в Академии резко ухудшил состояние здоровья А. И. Сагарды. Силы его заметно падали.

Он вскоре простудился и под новый (1950) год слег в постель. Прикованный к кровати, Александр Иванович все же продолжал, несмотря на все запрещения, свою обычную работу по составлению и корректированию лекций, по приему зачетов и экзаменов от студентов и интересовался всеми мелочами академическо-семинарской жизни.

Так продолжалось до 20 апреля. В этот день, вследствие кровоизлияния в мозг, Александра Ивановича постиг паралич, а 9 мая в 6 часов утра не стало биться сердце А. И. Сагарды. Из среды ученого братства Академии выбыл старейший и авторитетный профессор, такой непримиримый и пламенно-бурный в защите интересов русской богословской науки и такой жизнерадостный в обыденной товарищеской обстановке. От учащихся ушел не только замечательный педагог и руководитель, но и их искренний друг...

Академия и Семинария торжественно проводили своего любимого и уважаемого профессора. На отпевании многочисленный сонм духовенства возглавлял Высокопреосвященный Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский, который, провожая в последний путь академического наставника, сказал в своей речи:

«Скорбит Академия, потеряв одного из лучших своих профессоров. Скорбит вместе с нею и Святейший Патриарх, просивший меня передать его сердечное соболезнование и Академии и семье почившего, понесшей эту тяжелую утрату. Скорбит и богословская наука, лишившись одного из своих преданных и серьезных исследователей.

Почивший был живой непосредственной связью между прежней Петербургской и нынешней возрожденной Ленинградской Духовной Академией. Он принес в Академию свои первые молодые богатые, талантливые силы; он принес ей и обогащенные громадным опытом свои последние силы.

Он пришел в нашу Академию с огромным запасом церковно-исторического знания и опыта; пришел с унаследованным от корифеев нашей богословской науки широким и твердым взглядом на явления двухтысячелетней истории жизни Святой Церкви.

Церковно-историческая наука должна быть непременной основой высшего богословского образования, и в этом отношении почивший являлся поистине «столпом и утверждением» нашей молодой Академии, авторитетным представителем в ней церковно-исторического знания.

С любовью, самоотверженно он нес на служение Церкви свои уже надломленные силы; щедрой рукой сеял семена церковно-исторического знания, прочно закладывая основы ее в умах своих учеников.

Он был строг в своих требованиях к научным трудам своих учеников. Но эта строгость исходила из его любви к науке, из глубокого благоговейного преклонения пред ней.

Сам горячий и беззаветный труженик науки, Александр Иванович оставил всем нам, работникам духовной школы, завет такого же всецелого, проникновенного, любовного, строгого отношения к науке, а для своих питомцев он должен навсегда быть маяком, светочем на дальнейшем пути их богословского образования.

Пусть же благодарная память о нем, его высокий светлый образ будет постоянно жить в наших сердцах, а наши молитвы о нем от всего сердца пусть сопутствуют ему на пути к Престолу Вечной Истины.

Верный раб, не зарывший, а во много раз умноживший данный ему от Господа талант, верим, — услышит этот Отеческий глас: «Добрый рабе благий и верный, вниди в радость Господа Твоего!» Аминь».

Похоронили Александра Ивановича на Больше-Охтенском кладбище г. Ленинграда.

А. И. Сагарда оставил по себе значительное литературное наследство. Кроме его магистерской диссертации о св. Клименте Александрийском, так и не увидевшей света, заслуживают упоминания следующие его печатные работы: 1) «Феодор Студит. Малое оглашение». Перевод с греческого. 2) «Феодор Студит. Письма к разным лицам». Перевод с греческого. 3) Обширная статья о св. Клименте Александрийском в Православно-Богословской энциклопедии. 4) «Иоанн Дамаскин. Его жизнь, учение и литературная деятельность». 5) «Иоанн Дамаскин. Источник знания». Перевод с греческого.

В «Христианском Чтении» были напечатаны такие статьи: 1) Обширный отзыв о переводе проф. Гидуляновым книги: «Фр. Кс. Функ. История Христианской Церкви от времен апостольских до наших дней». 2) «Климент Александрийский. Ипотипосы». Перевод с латинского. 3) «Климент Александрийский. Избранные места из пророческих книг». Перевод с греческого. 4) Отзыв о сочинении проф. А. Гарнака о Макарии Магнесийском. 5) Отзыв о сочинении проф. А. Гарнака о Диодоре Тарском. 6) «Проф. Бёркит. Лекции по истории христианства в Сирии». Перевод с английского. 7) «Пресвитеры Климента Александрийского». Очерк из истории раннего христианства.

В «Церковных Ведомостях» помещены следующие статьи: 1) «Миланский эдикт». Церковно-исторический очерк. 2) «Учение церковных писателей о Filioque». 3) Ряд очерков по вопросам церковной жизни на Западе Европы. 4) Очерки о мученических актах Поликарпа Смирнского о мученических актах Варвары и каноне Андрея Критского. 5) С литературной деятельности проф. Н. Н. Глубоковского. 6) Очерк о Московской Духовной Академии.

Затем следует ряд библиографических заметок в «Церковном Вестнике» и «Церковных Ведомостях».

И, наконец, в «Журнале Московской Патриархии» за 1949 г. была напечатана актовая речь проф. А. И. Сагарды на тему: «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли».

Последнее сочинение Александра Ивановича было поистине его «лебединой песней». В нем он дал не только глубокое обоснование и блестящую защиту устного предания как одного из источников христианской веры, в чистоте хранимого Русской Православной Церковью. В своей последней речи А. И. Сагарда высказал и свое личное исповедание веры как православный богослов, для которого бескорыстное и благоговейное служение научной истине оправдывалось тем, что объективная научная истина есть излучение вечной Истины Христовой. Научному служению ей он отдал лучшие годы своей жизни, а страстным напряжением в работе, особенно в последнее время, доказал, что свою жизнь он подчинял основному правилу христианской этики — самоотвержению. Отдаваясь православной богословской науке, Александр Иванович всегда имел примером своих академических профессоров, истинных и скромных подвижников науки. Естественно, что и сам Александр Иванович был среди преподавательской корпорации восстановленной Академии самым сведущим и верным хранителем академических преданий, которыми он всегда делился с величайшей готовностью.

Пусть же среди всех нас — преподавателей, учащихся, священнослужителей — никогда не умолкнет «устная традиция» о достойном представителе православной богословской науки, доказавшем и трудами своими и всею своею жизнью верность христианским идеалам и горячую любовь к Православной Церкви и Родине!

Доцент А. Макаровский

Система Orphus