ПРАЗДНИК СВ. ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

«Послеши Духа Твоего и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103, 30).

При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы и прочие последователи Христовы «были единодушно вкупе». Не только в этот знаменательный для каждого иудея праздник собрались в Сионскую горницу ученики Господни, — но все время, со дня Его Вознесения, они пребывали вместе по заповеди Своего Учителя: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, через (несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 4—5).

«Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6) — спрашивали Его апостолы. Этот вопрос показывает, что ученики Христовы не представляли еще себе ни того служения миру, к которому готовил их Христос — «и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1, 8), — ни того нового направления жизни, которое сообщит им «не по мнозех сих дней» благодать Духа Святаго. Услышавши же от Него, что вскоре произойдет нечто чрезвычайное и они от Отца получат Духа Святаго, апостолы поняли это обещание как знамение открытия царства Израилева. Не будучи еще научены Духом Святым, — говорит св. Иоанн Златоуст, — они не совсем ясно понимали, что собою представляло это царство, но полагали, что «сами они окажутся в славе, если это сбудется» [1].

Священный день Пятидесятницы не мог не возбудить в сердцах апостолов надежды, что именно в сей день Господь вспомнит Свой народ и вновь сойдет к нему, как Он сходил во времена древние на гору Синай, чтобы сообщить людям Свои законы. Поэтому в день Пятидесятницы все апостолы вместе с Богоматерию пребывали в полном единодушии и непрестанной молитве.

И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2, 2—3).

Благодать Духа Святаго, по свидетельству св. Отцов, приходит «с тихостью». Но на этот раз она снизошла в духе бурном, ибо «уверяла, — поет св. Церковь, — державное пришествие». — «Восшумела она, как небесная труба», — говорит св. Кирилл Иерусалимский, провозглашая тем величие Нисходящего. Сионская горница «сделалась вместилищем духовной воды, и ученики пребывали внутри его. Поэтому всецело крестились они, по обетованию Спасителя, душою и телом облеклись они в Божественное и спасительное одеяние» [2].

И явились им разделяющиеся языки и почили на каждом из них... И бурное дыхание и разделяющиеся языки были лишь видимыми знаками пришествия Святаго Духа, и продолжалось это явление недолго, может быть, несколько мгновений, но Дух Святый навсегда наполнил сердца апостолов Своей благодатью: они сделались иными людьми и получили дар проповеди Царства Божия для всей вселенной.

Все собравшиеся в горнице «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2,4).

Ко дню Пятидесятницы Иерусалим был переполнен иудеями и прозелитами со всех концов рассеяния. Был 9-й час утра (по еврейскому времени час 3-й), когда произошло это знаменательное событие. В это время толпы народа направлялись в храм. Шум в Сионской горнице был настолько сильный, что привлек внимание народа, стечение которого по этому поводу сделалось значительным. Некоторые, быть может, вошли в горницу и там наблюдали поразительное зрелище: многолюдное собрание, в котором слышались речи на разных языках..., и то, что ученики Христовы, исполненные святой радостью и ревностью возвещать славу Божию, видя стекавшийся народ, сами вышли на плоскую кровлю дома, где они находились, со славословиями Господу на разных языках... «Все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии, говорящие, не все ли Галилеяне? Как же мы слышим их..., нашими языками говорящих?» (Деян. 2, 7—8, 11).

В «Деяниях» сказано, что собравшийся народ «пришел в смятение». Многотысячную толпу охватило сильное возбуждение потому, что «слышалось чудное от учеников», «не по закону их природы» (1-й канон на Пятидесятницу, песнь 9-я, тропарь).

Зрители, собравшиеся в Иерусалим «из всякого народа под небесами», слышали — каждый на своем родном языке — истины «о великих делах Божиих». Дееписатель не сохранил нам подробностей, о чем именно вещал Дух Святый устами апостолов, но, как можно предполагать, эти вещания были настолько значительны для зрителей и так их потрясли, что они не расходились; забыв свой священный долг по отношению к закону Моисееву, они не спешили в храм и, оставаясь около Сионской горницы, внимали там высоким истинам, которые раздавались в этом странном для них собрании.

Петр же, став с одиннадцатью другими апостолами, «возвысил голос свой» (Деян. 2, 14). В лице апостола Петра, держащего свое первое слово многотысячному собранию, мы видим уже не того малодушного ученика Христова, оробевшего перед служанками первосвященника (Матф. 26, 69—72), но мужественного и убежденного проповедника. Он, как «медленноречивый Моисей», — покрытый священным пламенем Духа Святаго, «провозглашает богописанный закон» (2-й канон на Пятидесятницу, песнь 1-я, ирмос). Ныне наступает «день Господень, великий и славный» — торжественно провозглашает Петр. На землю сошла благодатная сила Божия, «и всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Слова апостола Петра просты, но исполнены духовной силы. Неученый галилейский рыбак предстает сейчас глубоким знатоком Священного Писания. Петр обращается к пророчествам, ясно раскрывает их тайны и освещает их светом те события, свидетелями которых были все жители Иерусалима. — «Мужи Израильские! — продолжал Петр — ...Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, ...вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его... Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 22—24, 33).

Иудеи, этот жестоковыйный народ, который, по словам первомученика архидиакона Стефана, всегда противился Духу Святому, — были потрясены всем происходящим на их глазах. — «Что нам делать, мужи братия?» спрашивали они апостолов. Петр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа... и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 37—38).

Охотно принявших крещение и присоединившихся в тот день к апостолам было около трех тысяч.

Вторая проповедь апостола Петра, произнесенная им по случаю исцеления «хромого от чрева матери его», пополнила число верующих еще пятью тысячами членов. Так за весьма непродолжительное время к ученикам Христовым присоединилось около восьми тысяч душ. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 47).

Благодать Духа Святаго коренным образом изменяла направление жизни принявших крещение. «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Они пребывали в единодушной молитве и взаимной любви, строго соблюдали учение апостолов, имущие же продавали имения свои «и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 45). Очищенные и просветленные дарами Духа Святаго, первые христиане воплощали в своей жизни образ Христа; Его учение стало законом и нормой поведения для всех Его последователей.

Так родилась Церковь Христова, прозябла она «не от тленного семени, но от нетленного» (1 Петр. 1, 23); появилось общество людей, связанных между собою крепкими духовно-нравственными узами, создалось на земле Царство Божественной любви.


Праздник Пятидесятницы, в память описанного нами чудесного события, называется также днем Сошествия Святаго Духа на апостолов. Святая Церковь радостно вспоминает в этот день «Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение» (Седален на утрени Пятидесятницы). Поистине велико и многознаменательно это событие, ибо с пришествием Святаго Духа получила свое устроение Святая Церковь.

«Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам... Он наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня» (Иоан. 16, 7, 13, 14), — утешал Господь Своих учеников. Дух Святый и явился Утешителем, наставником и руководителем зарождающегося общества верующих.

Дух Святый устраивает Церковь Божию, руководит ею; Он — «Бог и Боготворяй,... глаголяй, деяй, разделяяй дарования...» (Стихира на хвалитех праздника Пятидесятницы).

Книга Деяний апостолов и вся последующая история Церкви Христовой ярко отражает в себе то «воздыхание» Духа бурного, которое, пронесшись в Сионской горнице в день Пятидесятницы, продолжается и поныне, ибо «Утешительный Дух на всякую плоть излияся: от апостольских бо ликов наченши, от тех по причастию верным благодать простре» (Стихира на вечерне Пятидесятницы). Каждый шаг Церкви Христовой отмечен заботой Утешителя, да будем причастницы Божественного естества (2 Петр. 1, 4).

Дух Святый посылает Филиппа «на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу» для проповеди вельможе царицы Эфиопской. «Вот три человека ищут тебя..., иди с ними,... ибо Я послал их», — сказал Дух Святый апостолу Петру, посылая его с благовестием к сотнику Корнилию. Дух Святый утешает находящихся в узах, освобождает из темницы апостолов, направляет их для проповеди в различные части вселенной; понуждает свидетельствовать, ободряет: «Не бойся, говори и не умолкай».

Он очищает от плевел стадо Христово (Деян. 5, 1—11); исцеляет болезни, воскрешает мертвых; умножает Церковь, рукополагает пресвитеров, укрепляет мучеников. Дух Истины отменяет ветхие установления: «Изволися Духу Святому и нам», — изрек апостольский собор, вынося решение об освобождении Новозаветной Церкви от всего, что носило печать «сени грядущих благ» — подзаконного и преобразовательного.

«Видишь, — пишет св. Кирилл Иерусалимский, — Дух глаголет, отделяет, призывает, посылает со властию, имеет жизнь. Сей есть благий Освятитель Церкви, Учитель, Утешитель, о Котором Спаситель сказал: Той вы научит всему» [3].

На протяжении всей истории Церкви не прекращается ни в силе, ни в масштабе «дыхание Духа бурного». Он глаголал устами Отцов на вселенских соборах и устанавливал догматы о Лицах Св. Троицы; Он низлагал ереси, вдохновлял вселенских учителей к «точному изложению православной веры», исполнял небесной сладостью уста церковных песнотворцев. Это Он зажег пламенем сердца святых подвижников; под Его воздействием пустыни зацвели молитвами, подвигами, украсились скитами, монастырями.

Но Дух Святый не только руководит и распространяет Церковь, Он наполняет Своими дарами души верных. Благодаря этим дарам совершается «восхождение наших сердец» к высшему познанию Божества и созидание нового человека «по Богу в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 24). Сообщаются они изобильно в таинствах Святой Церкви: в крещении, миропомазании, покаянии и др. таинствах, когда воздействием Духа Святаго мы очищаемся и просветляемся к новой жизни.

Благодаря силе Духа Святаго мы в таинстве причащения вступаем в приискреннее общение с Господом. Дух Святый, по обетованию Спасителя, «учит нас всему», «наставляет нас на всякую истину», и «одушевляет богоизлиянной благодатью», с помощью которой мы, «изменившись дивным благолепнейшим изменением, познаем ревностное, нераздельное, премудрое, трисветлое Существо» (2-й канон Пятидесятницы, песнь 9-я, тропарь).


Праздник Пятидесятницы называется еще Троицыным днем, так как с сошествием Святаго Духа на апостолов открылась людям еще раз высокая догматическая истина о Триипостасном Боге; во свете Духа Святаго люди стали яснее постигать участие всех Трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человека. Еще при струях Иордана явилось миру «Тройческое поклонение»; однако в день Богоявления Святая Троица доступна была для созерцания только внешнему оку, ныне же, под благодатным воздействием Святаго Духа, человек имеет возможность вступить на путь познания действований о нас всех Трех Лиц Св. Троицы, внутренно созерцать, по мере своих сил, благодатное Царство Отца и Сына и Святаго Духа и востекать в этом познании к совершенству.

Божественным Промыслом была установлена некоторая последовательность в приведении людей к познанию Триипостасного Бога. После того, как погрузившийся в плоть человек был отстранен от непосредственного созерцания Бога, Он, в последовательных откровениях, начал раскрывать человеку благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога-Отца и очистительную Святыню Духа. «Неспособные к восприятию истины вполне, — пишет св. Григорий Нисский, — вследствие приключившейся им от духовного глада слабости», люди в древние времена отвлекаются от многобожия и приучаются почитать единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца. «Затем, для ставших более совершенными при помощи закона — открывается через Евангелие и Единородный Сын», а ныне сходит Святыня Божества, которая просвещает и обожает искупленного Сыном Божиим человека. Так в последние дни «предлагается нам совершенная пища для нашего естества — Дух Святый, в Котором жизнь» [4].

С пришествием Духа Святаго людям открывается чудная лестница Богопознания: дарами Духа Святаго человек очищается от терний греха и, совершенствуясь, восходя от силы в силу, может восстановить в себе утерянный в грехопадении образ Божий. Во внутреннем нашем человеке постепенно водворяются свойства Христовы, — и далее, водимые Духом, простираясь все к большему совершенствованию, «дондеже не изобразится в нас Христос», — мы достигаем благодати сыноположения (усыновления), «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Римл. 8, 14).

Так, просвещая нас Своею благодатью, Дух Святый дает нам силы к познанию Сына Божия, «ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). А чрез познание Сына мы входим и в Обитель Отца, ибо «в Сыне Бог-Отец всецело изобразил Себя» [5].

Дух Святый в этой лестнице духовного восхождения является, по выражению преп. Симеона Нового Богослова, «ключом разумения». Этим ключом отверзаются нам двери познания Отца и Сына.

Так Дух Святый, пришед на землю, исполняет нас «всею полнотою Божиею» (Ефес. 3, 19) и, руководя нашими слабыми силами на пути Богопознания, приобщает нас к жизни вечной, ибо «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17, 3).


Сошествие Святаго Духа на апостолов, происшедшее в знаменательный день Пятидесятницы, представляет собой не только выходящее из ряда чудо, но и чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека, ибо сошедшая на землю благодать Божиего Духа, «вразумляя верных» разными языками, одновременно в спасительное соединение всех призвала. В Духе бурном нам звучит великая зиждительная сила Божией любви, зовущей человека от «страны далече» в объятия Отча.

Ныне не «былие травное» исходит из земли, повинуясь живительному дыханию Божией Святыни, — рождается в душе падшего человека «огненный язык», «закон Бога живаго, огонь любви и стон раскаяния, пленяющие всякое помышление наше в послушание Христу». В этом очистительном пламени зарождается и распространяется по всей вселенной Святая Церковь Божия. «Послеши Духа Твоего, — поет великий псалмопевец и пророк, — и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103, 30).

В день Пятидесятницы мы вспоминаем всю промыслительную заботу о нас Святой Троицы. И прославляя Ее всегда, а в сей день особенно, вспоминая также великие дары любви, которые посланы Святой Троицей нам во спасение, — мы воспеваем непрестанно, как обещание нашего сердца: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

Н. Попов

[1] Иоанн Златоуст, Беседы на Деяния, т. IX, стр. 21.

[2] Кирилл Иерусалимский, Творения, стр. 246.

[3] Кирилл Иерусалимский, Творения, стр. 227.

[4] Григорий Нисский, «Слово о Св. Духе», ч. 8, стр. 99—100.

[5] Василий Великий, «О Святом Духе», стр. 587.

Система Orphus