«Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти..., вознесеся во славе» (1 Тим. 3, 16).
Вознесение Господне есть чрезвычайно важное событие в подвиге Искупления, совершенном явившимся во плоти Сыном Божиим.
Это — венец, завершение служения Христа на земле для спасения мира. «Вознесением оканчиваются телесные деяния Христовы и начинаются дела Духа» [1].
Страдания Господа Иисуса Христа, Его Воскресение, Вознесение, Сошествие Святаго Духа на апостолов — звенья одного дела Искупления.
В чем состояло самое событие Вознесения Господня?
В Новом Завете об этом событии упоминается у разных новозаветных писателей, но рассказывают о Вознесении, как об историческом событии, имевшем место в определенное время, только евангелисты Марк (16, 19) и Лука (24, 50—54 и Деян. 1, 4—13) [2].
По повествованию евангелистов Марка и Луки в Евангелии и книге Деяний апостольских, Вознесение Господне последовало после беседы. Евангелист Марк говорит: «Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мрк. 16, 19). У евангелиста Луки также сначала приведена беседа Господа Иисуса Христа с учениками, а потом сказано, как о непосредственно последующем: «Извед же их вон до Вифании» (Лк. 24, 50) [3]. В книге Деяний апостольских с 4-го стиха 1-ой главы передается наставительная беседа Господа, после которой Он, «зрящим им, взятся, и облак подъят Его от очию их» (ст. 9-й) [4].
Таким образом, несомненно, Вознесению Господа Иисуса Христа на небо предшествовала беседа Христа с учениками Его.
Где же происходила эта беседа?
По Евангелию Марка, как и по Евангелию Луки, нужно думать, что беседа происходила в Иерусалиме, так как Вознесение связывается с беседой, которая была при явлении Воскресшего Господа в Иерусалиме одиннадцати апостолам и «иже бяху с ними» [5](Лк. 24, 33). К тому же выражение: «вывел их вон из города до Вифании» (Лк. 24, 50) свидетельствует, что то, что было раньше, было не на месте Вознесения, а в городе. В книге Деяний апостольских говорится, что беседа была на горе Елеонской и что после беседы Он «зрящим им, взятся, и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1, 9).
Как же все это примирить? Где происходила беседа?
С необходимостью следует, что беседа началась в Иерусалиме, продолжалась по дороге к Елеонской горе и закончилась на самой горе Елеонской, где произошло и Вознесение Господа.
Славянский перевод говорит, что начало этого собрания протекало за трапезой. Это было общение трапезы: «С ними же и ядый, повеле им...» (Деян. 1, 4).
Таким образом, последняя беседа Христа с апостолами была за трапезой в одном частном доме, возможно, в том, в каком апостолы пребывали и после Вознесения Господня.
Но в какое же время дня была эта трапеза: днем или вечером?
Хотя в тексте книги Деяний апостольских не дается прямых указаний, но нужно думать, что Вознесение совершилось днем. На это указывают некоторые подробности повествования. Прежде всего, ученики видели, как Господь поднимается, как явилось облако и скрыло Его; долго смотрели они на небо и т. д. Все это такие признаки, которые более понятны днем, чем ночью. Темная южная палестинская ночь была совсем неблагоприятна для созерцания Вознесения. Такой взгляд о времени Вознесения проводится и в постановлениях апостольских (Книга 5, 19) и отражен преданием в церковной иконописи.
Каково было содержание последней беседы Спасителя с учениками?
В Своей беседе Господь Иисус Христос, прежде всего, повелел Своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обетования, обещанного от Отца (Деян. 1, 4; Лк. 24, 49).
В беседе, которая приводится у евангелиста Марка, упоминания о таком повелении Господа нет. В книге Деяний апостольских и Евангелии Луки об этом говорится одно и то же, с тем различием, что в Евангелии целью пребывания в Иерусалиме указывается облечение силою свыше («дондеже облечетеся силою свыше»), в книге же Деяний апостольских яснее сказано, что это облечение силою свыше произойдет чрез крещение Духом Святым (Деян. 1, 5, 8). В этом облечении свыше, или крещении Святым Духом, исполнится обетование Отца.
Ученики Господа, услышав об этом обетовании, подумали, не наступает ли с исполнением этого обетования и осуществление национальной мечты иудеев — восстановление царства иудейского, престола Давидова. Смерть Иисуса поколебала эти ожидания, как мы видим из слов учеников, шедших в Эммаус (Лк. 24, 21). Но когда Господь воскрес из мертвых и стал говорить им о Царствии Божием; когда Он им обещал, что они облекутся силою свыше, — то эти старые ожидания пробудились с новой силой. Ученики Господни понимали Царство Божие, как царство Израиля, как царство земное, а не духовное, и думали, что настало время осуществления их надежд.
На вопрос учеников о восстановлении царства Израилева Господь Иисус Христос отвечает не прямо. Он говорит: «Несть ваше разумети времена и лета [6], яже Отец положи во Своей власти» (Деян. 1, 7), тем самым указывая, что данный вопрос учеников неуместен. В сокровенное решение Бога-Отца они не должны проникать. Они должны смиренно исполнить те свои особенные обязанности, которые возложены на них в отношении к Царствию Божию. Их задача — быть свидетелями об Иисусе — Мессии и Сыне Божием — и через это свидетельство основывать и распространять на земле Царство Божие в Иерусалиме, во всей Иудее, Самарии и «даже до последних [7] земли» (Деян. 1, 8).
Этими словами Спаситель разъяснил, что под восстановлением царства Давидова, о котором предсказывали пророки, разумеется не земное царство Давида — Израиля, но Царство Сына Божия, имеющее обнять собою весь мир (Иерусалим и Иудею, Самарию и края земли). В этих словах экзегеты Священного Писания находят указание Спасителя, в каком порядке будет проповедываться Евангелие Христово. Прежде всего Иерусалим и вообще Иудея, так как к принятию Царства Божия иудеи особенно готовились; затем Самаряне, занимавшие среднее положение между иудеями и язычниками, как обладавшие тоже словом Божиим и близко стоявшие к обетованиям мессианским; и, наконец, язычники, не имевшие этих обетований и не готовившиеся особенным образом к принятию Мессии.
Книга Деяний апостольских свидетельствует, что проповедь апостолов шла именно в этом порядке: Иудея (2, 2), потом — Самария (8, 1) и, наконец, язычники, обращение которых было начато ап. Петром (10, 1), но довершено Павлом, апостолом языков.
В Евангелии Луки не говорится о Самарии и «последних» земли, но там употреблено выражение: «...во всех языцех, наченше от Иерусалима» (24, 47). Также в Евангелии Марка сказано: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (16, 15). Если эти выражения сопоставить, то будет ясно, что под «последними земли» разумеются самые отдаленные народы, населяющие землю, т. е., разумеется весь мир. Конечно, апостолы не проповедывали всем народам мира (земли), но в лице апостолов это повеление дано их преемникам. Для такого свидетельства апостолы получат «силу, когда сойдет на них Дух Снятый» (Деян. 1, 8). Она сразу же обнаружилась при сошествии Святаго Духа на апостолов,— не только в проповеди на разных языках, но и в даре исцелений (Деян. 2, 4; 3, 7—8). Можно предположить, что Господь Иисус Христос в этой Своей последней беседе сказал то, о чем передает евангелист Марк: «Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут; языки возглаголют новы; змия возмут; аще и что смертно испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат и здрави будут» (16, 17—18).
Таково было содержание последней беседы Господа Иисуса Христа.
«И сия рек, зрящим им, взятся, и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1, 9).
Евангелие от Луки сообщает нечто, дополняющее картину Вознесения, именно, говорит, что перед поднятием, или Вознесением, Спасителя Господь благословил пришедших с Ним: «...воздвиг руце Свои и благослови их» (24, 50).
Что это было за благословение? В чем оно состояло?
Как видно, оно состояло в поднятии рук. Это было по форме обычное благословение иудейское, о котором, напр., упоминается в книге Левит: «И воздвиг Аарон руце свои к людем, благослови я» (9, 22). Благословение Господом Своих учеников ясно говорило, что это были последние явление и беседа Спасителя с учениками на земле. Христос поступил как отец, который, не думая скоро возвратиться, благословляет своих детей. Это благословение не было кратковременным. Отступая и возносясь, Он «благословляше их» (Лк. 24, 51), а не только «благослови». Прекрасно по этому поводу сказал Московский Митрополит Филарет: «Какой чудный образ действия! Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него» [8].
После благословения началось Вознесение Господа. Евангелист Лука в Евангелии сообщает подробность, которой нет в книге Деяний: Господь, «егда благословляше их, отступи от них» (Лк. 24, 51), т. е. несколько отошел от них, как бы для того, чтобы они не препятствовали Его поднятию на небо.
После этого отдаления Господь стал возноситься на небо: «и возношашеся на небо» (там же, ст. 51) [9]. Следовательно, это не было моментальное исчезновение, как было при явлениях Господа в течение 40 дней по Воскресении Его, это поднятие совершилось видимо и не с быстротой.
У евангелиста Марка сказано кратко: «...вознесеся на небо» (Мрк. 16, 19), т. к. он не описывает картины Вознесения, но только упоминает о совершившемся факте, безразлично к тому, сразу ли оно совершилось или с некоторой постепенностью.
Замечание Деяний «зрящим им, взятся» нисколько не противоречит словам Евангелия Луки: «возношашеся на небо», так как говорит только о внезапности начала поднятия, а не о мгновенной быстроте Вознесения, как это ясно видно из следующих слов: «И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему» (Деян. 1, 10).
Святые Отцы в истолковании этих слов оттеняют, что Господь вознесся Сам, Своей собственной силой. «Не сказано, — говорит блаженный Феофилакт, — поднимаемого или несомого, но идущего. Если Он прежде Креста, облеченный еще подверженным страданию Телом, ходил по водам, то никто не должен сомневаться, что Он, после того как принял Тело нетленное, рассекал воздух» [10].
Св. Григорий Богослов в своем слове на Вознесение Господа пишет: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь ангелов, ибо Творец Своей Божественною силою вознесся на небо, возвратился туда, откуда сошел, вошел туда, где от века имел пребывание; ибо хотя по человечеству возносился, но по Божеству обладал небом и землей» [11]. Так же говорит св. Иоанн Златоуст: «Не при помощи кого-либо, ведшего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем» [12].
Когда Господь поднялся (дальнейшее сообщается только в книге Деяний апостольских), явилось облако, которое «подъят Его от очию их» (1, 9).
У евангелиста Луки (24, 52) сказано, что, когда Господь стал возноситься на небо, ученики «поклонишася Ему».
Это было поклонение, какое подобает Сыну Божию. В нем выразилось понимание апостолами, что наступает долгая разлука их со Спасителем.
Что надо понимать под небом, куда вознесся Господь?
Конечно, не звездное небо, или бесконечное мировое пространство, но какое-то высшее небо, где особенно пребывает Бог, в которое не проник грех, смерть, — туда, где правда и святость, где Бог открывает Свою славу в неприкровенном блеске. Сам Господь Иисус Христос противопоставляет в таком смысле небо земле в молитве: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Где находится это небо, нам неизвестно. Апостол Павел был восхищен до третьего неба и там слышал глаголы, которых нельзя передать (2 Кор. 12, 2—4). У евангелистов Марка и Луки только указывается, что Господь вознесся на небо, у апостола же Павла говорится, что Господь вознесся «превыше всех небес» (Ефес. 4, 10), т. е. стал в самом центре Божественного мироправления. Об этом говорит и добавление, которое мы читаем у евангелиста Марка: «и седе одесную Бога».
Седение Христа Спасителя одесную Бога-Отца есть невидимая сторона Вознесения. Но такова была вера апостольской Церкви. Во всех символах веры есть учение о седении Сына Божия одесную Бога-Отца, начиная с древнейшего апостольского Символа веры. Это означало веру Церкви в то, что Иисус Христос получил равные права, силу и власть с Богом-Отцом.
Прекрасно изъясняет смысл образного выражения: «Седе одесную Бога» Московский Митрополит Филарет: «Ты слышишь иногда, — пишет он, — что человек говорит о другом человеке: он — моя правая рука, и не думаешь, чтобы он сделался рукой, а разумеешь сие так, что он близок к другому, подобно как его собственная рука... Слыша, что Христос сидит одесную Бога-Отца, помышляй, что Он имеет единую со Отцем Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире и особенно о Церкви спасаемых» [13].
Эту власть, славу и честь Христос имел и ранее как Сын Божий, как истинный Бог, но теперь Он ее получил еще и как Богочеловек: Он воссел одесную Бога еще и как Богочеловек. «Иисус Христос вознесся на небеса и сел одесную Отца со славою и честию в том самом Теле, в котором пострадал истинно и воскрес из мертвых... Он вознесся на небо только как человек, ибо, как Бог, Он всегда был на небеси и на всяком месте... Человеческое естество, которое Он однажды принял от Девы Марии, никогда не слагал с Себя» [14].
Как видимую, так и невидимую сторону Вознесения имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что Христос «вознесеся во славе» (1 Тим. 3, 16).
Удивительная и неожиданно открывшаяся пред учениками картина приковала к себе зрение их. Они как бы окаменели, смотря на небо («что стоите зряще на небо?» — Деян. 1, 11). Благоговейными взорами провожали ученики поднимавшегося все выше и выше Божественного Учителя, пока, наконец, светлое облако не скрыло Его. По словам церковных песнопений на великой вечерне праздника, апостолы со слезами восклицали Спасителю: «Владыко, не остави нас, сирых» (3-я стихира на «Господи, воззвах»). — «Не разлучися нас, Пастырю добрый» (Стихира 6-я на литии).
Конечно, мысль о Вознесении Господа на небо не могла быть чужда Его ученикам. Они знали слова Христа, что Вознесение Его было необходимо для ниспослания Святаго Духа в мир: «Аще... не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам» (Иоан. 16, 7). Но событие все же поразило их, тем более, что они могли не знать, что такое совершилось. Эту мысль высказывает ов. Иоанн Златоуст: «Так как глаза апостолов не могли проникнуть в высоту и показать, вознесся ли Он точно на небо или только как бы на небо, то смотри, что совершается» [15].
В удостоверение того, что Господь Иисус вознесся на небо, что это было последнее явление Его на земле до второго пришествия Господня, — к апостолам, смотревшим на небо, во время Вознесения Христа, нисходят два мужа в белых одеждах: «...и се мужа два стаста пред ними во одежди беле» (Деян. 1, 10).
О явлении двух мужей при Вознесении говорится только в книге Деяний апостольских.
Что это были за мужи?
Евангелист Лука обозначает ангелов именно как мужей. Так, в Евангелии, об ангелах, явившихся женам у гроба Господня и возвестивших о Воскресении Господа, сказано как о мужах: «...и се мужа два стаста пред ними в ризах блещащихся [16] ...и рекоста к ним: что ищете Живаго с мертвыми?» (Лк. 24, 4—5) [17]. Значит, обозначение ангелов как мужей свойственно евангелисту Луке. Об этих двух мужах как об ангелах говорят и св. Отцы, и церковные богослужебные песнопения на праздник Вознесения «...Ангели Твои, Господи, апостолом глаголаху...» (Литийная стихира); «...предсташа ангели вопиюще...» (Канон, песнь 5-я). Почему ангелы, сошедшие с неба и возвестившие ученикам Господа о Вознесении Его, названы мужами, прекрасно объясняет св. Иоанн Златоуст: «И се, — сказано, — мужа два стаста». Почему сказано: мужа? Потому что (ангелы) приняли... образ мужей, чтобы ученики не испугались» [18].
Невольно обращает на себя внимание и число ангелов — два. Св. Иоанн Златоуст объясняет: «Названо два ангела потому, что действительно было два ангела, а было два потому, что только свидетельство двоих непреложно» (2 Кор. 12, 1) [19].
Явившиеся ангелы возвестили, во-первых, что Иисус вознесся на небо; во-вторых, что именно Он («Сей») вновь приидет; и, в третьих, что Он именно «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1, 11).
Под вторым пришествием, несомненно, разумеется второе Христово пришествие. «Он... приидет судить, как ангелы возвестили апостолам» (Деян. 1, 11), в том человеческом естестве, «которое Он однажды принял от Девы Марии и никогда не слагал с Себя» [20].
После сообщения о явлении ангелов и их слов, в книге Деяний апостольских говорится, что апостолы возвратились в Иерусалим (1, 12). У дееписателя ничего не сказано о том настроении, какое переживали ученики. В Евангелии же указывается, что они возвратились «с радостию великою» (Лк. 24, 52).
Разлука обычно бывает печальной. Когда Христос умер на Кресте, тогда страдали в горе друзья Христовы, лютое оружие пронзило душу Пречистой Богоматери, померкло солнце, потряслась земля, содрогнулись камни, подвигся, востенал самый ад. До сих пор чада церковные эту первую разлуку с Господом, смерть, погребение Его вспоминают в священной скорби, в печали, в слезах.
Вознесение Господа — вторая разлука. Но неодинаково переживалась эта разлука по сравнению с первой! С великой радостью возвращаются с горы Вознесения апостолы; той же самой радостью полна Богородица, ликует земля, торжествует Небо.
«Земля тайно [21] ликует, и небесная веселия исполняются» (1-й канон, 3-я песнь, тропарь). «Мир весь празднует, видимый и невидимый, славословяще непрестанно Вознесение» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 2-й). «Ангельстии лицы, зряще Тя, с телесем Вознесшася, воспеваху Твое Вознесение» (1-й канон, песнь 3-я, тропарь 3-й).
Чем объясняются эта радость и ликование?
Великая радость учеников объяснялась тем, что они, во-первых, убедились в Божестве Господа; во-вторых, твердо уверовали, что в ближайшем будущем облекутся силою свыше; и, в-третьих, тем, что Господь Иисус Христос вновь будет с ними.
Это прекрасно раскрыто в тропаре на праздник Вознесения: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».
Вознесение Христа произошло на горе Елеонской, близ Иерусалима, по направлению от него к Вифании.
Некоторые задаются вопросом, почему для Вознесения была избрана Господом гора Елеонская?
Ответ на этот вопрос находят в том, что и прежде Елеонская гора была у Спасителя избранным местом, которое Он освятил многократным Своим пребыванием и молитвами. Здесь Господь в день Своего торжественного Входа в Иерусалим воссел на самое простое и бедное животное — на осля, являя тем для всех людей пример кротости и смирения. Здесь Он проливал в тот великий день слезы сострадания и любви, оплакивая горькую участь, в недалеком будущем ожидающую Иерусалим, который со склона представился Его взорам во всей своей величавой красоте. Здесь Он вел затем с учениками беседу о конце мира и о Своем втором славном пришествии на землю. Наконец, здесь Он в саду Гефсиманском молился ночью о Чаше страданий, молился так горячо, напряженно, что пот, как капли крови, падал с Его чела, причем явился Ему ангел с небес и укреплял Его. Здесь преданный Иудой Он был схвачен и веден на суд Анны и Каиафы.
После Вознесения Господня ученики, возвратившись в Иерусалим, «взыдоша на горницу, идеже бяху пребывающе» (Деян. 1, 13). В Евангелии от Луки сказано, что они «бяху выну в церкви [22], хваляще и благословяще Бога» (24, 53). Таким образом, по Евангелию, апостолы всегда пребывали в церкви, а по книге Деяний — в горнице, т. е. в частном доме. Лучше всего понимать так, что ученики Господни жили в частном доме, но ежедневно посещали храм, бывали за храмовыми богослужениями, всегда, когда часы молитвы и богослужений их призывали (Ср. Деян. 3, 1). Это ревностное и частое посещение храма и названо у евангелиста постоянным пребыванием в храме. Понимать как-либо иначе было бы странно. Нельзя же думать, что апостолы безвыходно находились в храме.
Для полноты представления всей картины Вознесения нужно ответить на вопрос, кто был непосредственными свидетелями Вознесения. На этот вопрос даются различные ответы.
Одни ограничивают число присутствовавших одиннадцатью апостолами. Большинство толкователей думают, что всех свидетелей события Вознесения было около 120, так как в 16-м стихе 1-й главы книги Деяний апостольских сказано: «Было же собрание человек около ста двадцати». Правда, об этом собрании упомянуто уже после Вознесения, но так как это было вскоре после него, то заключают, что приблизительно такое же число было и свидетелей Вознесения Господня. Во всяком случае, среди сопровождавших Христа на Елеонскую гору были, кроме одиннадцати апостолов, и другие лица, «иже бяху с ними» (Лк. 24, 33) на последней земной вечери Христа, как можно заключить по контексту повествования евангелиста Луки (24, 33—50). При сопоставлении же со ст. 14-м 1-й главы Деяний апостольских есть основание считать, что непосредственными свидетелями Вознесения Христа была Его Пречистая Матерь, некоторые из жен-мироносиц и др. При этом несомненно, что из числа присутствующих при Вознесении никак нельзя исключить Божию Матерь. Предположить, что в это последнее свидание Ее не было, не позволяют ни здравый смысл, ни нравственное чувство. В богослужебных песнопениях в честь Вознесения ясно и уверенно высказывается, что на горе Елеонской при Вознесении Господа была и Его Пречистая Матерь. Священные песни говорят нам, что Спаситель Своим Вознесением исполнил «радости безчисленныя» не только учеников, но и рождшую Его Богородицу («Слава и ныне» — на «Господи, воззвах»), что Он пришел на гору Елеонскую, с которой вознесся, имея с Собою и Рождшую Его, что Ей, «матерски паче всех болезновавшей» во время страданий Христа, подобало теперь, при виде славы плоти Его, «премногия насладитися радости» (Стихира на литии).
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо в основе завершило искупительное дело. Это кратко и ясно выражено в кондаке на праздник Вознесения: «Еже о нас исполнив смотрение [23] и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш».
Вторая половина того же кондака: «...никакоже отлучаяся, но пребывая Неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы», — ярко и выразительно определяет отношение события Вознесения к последующему событию: Сошествию Святаго Духа и основанию Святой Церкви.
Вознесшийся Господь, как не покинул апостолов, так и теперь не оставляет верующих в Него; как Он пребывал с апостолами, так и теперь пребывает во все века со всеми верующими в Него и любящими Его (Иоан. 15, 4).
Л. Парийский
[1] Григорий Богослов. Творения, Слово 4-е, IV, 7.
[2] Как известно, книга «Деяний святых апостолов» написана также евангелистом Лукою.
[3] Русский перевод: «И вывел их вон из города до Вифании».
[4] Русский перевод: «Поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
[5] Бывшим с ними.
[6] Сроки.
[7] До края.
[8] Филарет, Митрополит Московский, Слова и речи, т. V, стр. 255.
[9] В русском переводе: «...стал ... возноситься на небо».
[10] Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский, Толкование на Новый Завет. Изд. Сойкина, стр. 22.
[11] Григорий Богослов, Слово на Вознесение Господне — «Христ. Чтение» 1846 г., ч. II, стр. 333—334.
[12] Иоанн Златоуст, Творения, т. I, стр. 381.
[13] Филарет, Митрополит Московский, Слова и речи, т. V, стр. 257.
[14] «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» М. 1843, стр. 53—54.
[15] Иоанн Златоуст, Творения, т. IX, кн. 1, стр. 24.
[16] Блистающих.
[17] Между мертвыми.
[18] Иоанн Златоуст, Творения, т. IX.
[19] Иоанн Златоуст, Творения, т. IX, кн. I.
[20] «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», М. 1843, стр. 53—54.
[21] Таинственно.
[22] Всегда пребывали в храме.
[23] Исполнив план Божественного Промышления о спасении людей.