Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы
Вот мы с вами, дорогие, провели Великий пост, встретили Светлый день Воскресения Христова. В дни святой Четыредесятницы перед нами был открыт престол благодати Божией не для осуждения, а для прощения и помилования кающихся грешников. Много раз приготовлялась для нас за Божественной литургией трапеза, дающая жизнь вечную и спасение.
Многие из вас в течение этого поста освободились от греховных уз и получили от Господа через нас, смиренных и грешных служителей, прощение в своих грехах. Воистину святое и благое и спасительное дело совершили те из вас, кто уже принес пред лицом Божиим раскаяние в грехах, кто встретил Святую Пасху с очищенной от греховных скверн душой. Спасительное дело, — если исповедь ваша была чистосердечной, сокрушенной и покаяние ваше — твердым и неизменным.
Святой псалмопевец говорит: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха!» (Пс. 31, 1—2). Это он мог сказать и о себе самом. Как вы знаете из библейской истории, и сам он, пророк Божий Давид, царь Иудейский, по немощи человеческой впал в тяжкие грехи, но слезами своего раскаяния, своей неусыпающей молитвой, оставив беззакония, заслужил от Господа прощение. И нося в своем сердце это сознание, это ощущение прощенности Богом, он и назвал в одном из своих псалмов блаженными тех, «кому отпущены беззакония».
Но не перестанем, дорогие мои, вам напоминать о том, что это прощение грехов после нашего сердечного, сокрушенного исповедания и плача о своих грехах, получение благодати покаяния, очищающей грешную, раскаивающуюся перед Господом, душу, — только начало покаяния, только начало той жизни, какую каждый истинный христианин, как сын или дочь своего Небесного Отца, ведет в течение всего земного пути. Покаяние — целожизненно; оно сопровождает православного христианина в течение всей нашей земной жизни. В чем оно должно проявлять себя?
Вы знаете призыв св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня: «Сотворите достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 8). Эти слова имеют обязательную силу на все времена для каждого кающегося грешника. Мы должны продолжать начатый нами в таинстве покаяния путь: творить плоды, достойные этих священных минут, потому что истинное покаяние — это есть решительное исправление и обновление всей нашей грешной жизни, это есть полное отречение от тех грехов, в которых мы исповедуемся и в которых приносим перед Богом свое раскаяние.
Наша исповедь является началом жизни со Христом после того, как мы отреклись от греховного пути, осудив и оплакав его. А ведь начало, хотя и хорошее, еще не говорит о том, что таким же будет и конец. Венчает начало конец. И после принесенного покаяния от нас, раскаявшихся, требуются труды и усилия для того, чтобы сохранять свою душу свободной и чистой от страстей и беззаконий, в которых мы раскаялись.
Наша исповедь — это есть семя. Если это семя будет и хорошим, но не прорастет; если из него не поднимется стебель, а стебель не принесет плода, — оно будет неживым и пропадет. И из нашего исповедания во грехах должны рождаться соответствующие действия, чувства, желания. Оно должно укрепляться нашими подвигами, иначе оно останется бесполезным для жизни вечной и мы потеряем полученную благодать прощения.
Наше раскаяние в грехах — это корень, который должен дать свой рост. Если он здоров, из него вырастет дерево истинно христианской жизни. А если после исповеди не будет в нас новой жизни, а все та же греховная, страстная, — этим погубим мы в себе ту благодать милосердия Божия, благодать прощающую и изглаждающую наши скверны, какую мы получаем, каясь, от Господа в таинстве покаяния.
Итак, дорогие мои: «Сотворите достойные плоды покаяния».
Чем надо нам продолжать наше покаяние, чтобы оно было спасительным, чтобы оно было ступенью к вечной жизни, к нашему вечному спасению? Прежде всего, достойным покаяния плодом является смерть греху. Св. апостол Павел говорит: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Римл. 6, 2). Если мы осудили грех, то как, осудив его, отвернувшись от него, мы опять встанем на путь того же самого греха? Если мы омылись от греховной скверны благодатью, прощающей нас в покаянии, то как мы опять опустимся своей бессмертной душой в эту смердящую греховную скверну? Если мы в покаянии исторгли из себя яд греховный, который привел бы нашу душу к вечной смерти, то как мы опять будем принимать в себя этот погибельный для бессмертной души яд?
Мы должны, по слову апостола Павла, умереть для греха. Мы не должны возвращаться на тот же греховный путь, от которого отреклись; мы не должны изменить своему обещанию отстать от этого пути, тому обещанию, какое дали Господу и во имя которого пастыри Церкви и даруют нам отпущение грехов.
Плодом, достойным покаяния, какое мы приносим к ногам Божиим, должно быть заглаждение наших грехов. Тяжка вина каждого грешника перед Спасителем, Которого он оскорбляет своими грехами, перед лицом Которого он является преступным нарушителем воли Божией, Которому за Божественную отеческую к нему любовь он отвечает своей греховной смрадной жизнью. Но от этой вины, вины перед лицом Господа, может нас искупить и ее может загладить только Всеочищающая Кровь нашего Спасителя, пролитая за нас на кресте. Только в этой Крови Агнчей угашаются стрелы праведного гнева Божия, каким Господь должен был бы поразить каждого из нас, грешников. Только всемогущее ходатайство за нас Сына Божия, распятого на кресте, может освободить нас от вечной смерти. Только милосердие Божие, безграничная любовь к нам нашего Небесного Отца может даровать нам прощение наших согрешений. И, заглаждая свои грехи, в которых каемся, мы обязуемся не только всегда беречь в своем сердце, но умножать веру в нашего Господа Спасителя и искупительный крестный Его подвиг. Покаявшись в грехах, мы должны носить в себе крепкую надежду на это неиссякаемое милосердие Божие и молить Господа Спасителя со всей силой нашей сыновней, благодарной к Нему любви о том, чтобы Он, простив нам многое множество согрешений, не отвернул лица Своего от нас, грешных, ищущих вечного спасения; Сам Своею Божественною благодатью подкреплял нас на всех путях нашей дальнейшей жизни; в борьбе с грехами помогал нам удержать себя от возврата на погибельный греховный путь; был всегдашним нашим Божественным руководителем на пути вечного спасения.
Наш христианский долг требует от нас, дорогие мои, заглаждать свои грехи не только в отношении Господа, Которого мы ими оскорбляем: мы должны заглаждать их в отношении и самих себя, и друг друга. Когда человек согрешает не один раз, а несколько и, может быть (не только может быть, а это бывает так часто!), много раз повторяет один и тот же грех, у него образуется злая наклонность к греху, привычка.
И мало того, что мы в этом грехе принесем свое раскаяние, надо, творя плоды, достойные покаяния, бороться с этими греховными привычками и наклонностями, надо отсекать от себя все то, что может напоминать нам о наших грехопадениях; надо изгонять из своих мыслей, из своего воображения память о совершенных грехах, чтобы это напоминание о них не оскверняло нашей души. Нам надо избегать всего того, что может опять толкнуть нас на путь того же греха, от которого мы отреклись. Нам предстоит трудиться над сердцем, всегда быть на страже его дверей, бодрствовать, чтобы во-время не допустить повториться тому грехопадению, в котором мы раскаялись, чтобы не дать старому греху, который мы уже оторвали от себя, опять возобладать над нашим грешным слабым сердцем. Такое бодрствование над самим собой, такая внутренняя борьба с греховными наростами, образующимися в нашей душе, — это плоды, достойные покаяния.
И каждый день, в утренние и вечерние часы нашей молитвы, из нашего сердца пусть исходит молитва к Царю Небесному о том, чтобы Он пришел к нам, вселился в нас, очистил нас от всякой скверны и спас души наши. Пусть в каждом из нас не остывает горячая молитва к Господу о том, чтобы Он не оставил нас ни на один день, ни на один час Своей Божественной помощью в этой непрестающей внутренней борьбе христианина.
Грехи, в которых мы покаялись, должны быть заглажены нами и в отношении друг друга. Ведь, совершая какой-либо грех, мы могли своим примером подтолкнуть и брата своего совершить такой же грех. Мы осудили кого-нибудь, он слышал этот наш греховный голос осуждения. и повторяет его сам, своими устами. Может быть, мы впали в какой-нибудь грех, соблазняющий брата нашего. Он осуждает нас, носит в своем сердце память об этом греховном соблазне. Другого огорчила наша гордыня, иного оскорбило наше гневливое, злобное слово. Мы часто не замечаем, как многие наши грехи соблазняют, огорчают, оскорбляют наших ближних. Мы в этих грехах каемся, просим у Бога прощения, но мы должны загладить соблазны и огорчения, причиненные нашими грехами.
В начале четвертого века христианства к св. Василию Великому пришел известный в то время еретик, пал к его ногам и, обливаясь слезами, говорил: «Прости меня, архиерей святой, я во всем раскаиваюсь: и в своей ереси, и в своем хулении имени Божьего».
Св. Василий Великий поднял лежащего у ног раскаявшегося грешника и сказал ему: «За то, что ты впал в ересь, за то, что ты оскорблял Господа Бога, я тебе назначаю ежедневную усиленную молитву. Ты должен молиться целый год, и после года я приму твое покаяние и ты причастишься Святых Таин. Но, — сказал св. Василий, — подумай, скольких людей ты соблазнил своими еретическими проповедями и творениями, сколько человеческих душ пошло за тобой. И этот грех, посеянный во многих людях, будет вопиять к Небу и будет осуждать тебя на Страшном Суде Божием. Сам ты покаялся, а твое грехопадение остается в душах этих людей, соблазненных тобою. И вот, ты должен, и по истечении этого года своего покаяния и молитвы о своем грехе против Господа, до конца своих дней нести новый молитвенный подвиг (он сказал, в чем будет состоять этот подвиг), должен будешь утром и вечером каждого дня молиться и о тех, в чьих сердцах ты посеял грех, чтобы загладить свое грехопадение и искупить тот грех, в котором ты приносишь покаяние».
Вот, дорогие мои, и нам, своими грехами оскорбляющим и соблазняющим друг друга, нужно не только раскаиваться в них перед Богом, не нужно прежде всего, с кем возможно, с кем мы встречаемся, примириться, испросить друг у друга прощение. К этому призывала наша Церковь еще накануне дней Великого поста. К нашей ежедневной молитве о том, чтобы Господь Своей Божественной помощью содействовал нашему вечному спасению, нужно присоединять молитву за всех, кого мы соблазнили или огорчили своими грехами, чтобы незримой силой Божией и в их душах были изглажены эти плоды наших грехопадений, чтобы на Страшном Суде Божием никто из них не осудил нас.
Это все значит — творить плоды, достойные покаяния.
Так видите, дорогие, недостаточно одной исповеди. Для истинного христианина, ищущего вечного спасения, это — только начало новой жизни по заветам Христовым, жизни чистой, заполненной делами братолюбия, смиренной и терпеливой в страданиях, исполненной борьбы со страстями и грехами. Но это — нужное для нас начало, ибо в исповеди подается благодать Божия, которая не только прощает наши грехи, но укрепляет и обновляет наши духовные силы для жизни со Христом.
В спасительные дни Великого поста мы каялись, мы исповедывались, мы получили прощение. И скажем опять, повторяя слова святого псалмопевца: воистину блажен тот, чьи грехи покрыты!
Да не возобладают же вновь в нас грехи и беззакония! Не будем рабами своих страстей, не уйдем туда, в вечную жизнь, жалкими пленниками греховных скверн! Никто из нас да не осудится перед лицом Всеправедного Судии!
Прощаемые Божественною благодатью и питая себя Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых, войдем в вечную жизнь истинными, добрыми детьми Небесного Отца, жаждущими своего вечного спасения, для которых нет в жизни земной ничего страшнее вечной погибели.
Воскресший Христос Бог наш, Вознесшийся на Небо и Ниспославший от Отца Своего Духа Святаго, да дарует всем вам вечное спасение!
Митрополит Николай