Господь наш Иисус Христос поставил перед нами закон высшего духовного совершенства, закон любви к Богу и ближним. Поэтому тот, кто идет за Христом, не может быть защитником социальных несправедливостей, не может равнодушно взирать на то, как бедняков эксплоатируют, подавляют и унижают богатые и сильные; он всегда будет на стороне угнетенных, будет другом свободы, другом всякой правды; он не будет равнодушно взирать на то, как льется кровь голодных крестьян южной Италии, которые посмели пахать землю, пустовавшую у помещиков.
Не могут быть христиане и на стороне колониальных держав, творящих кровавую неправду в Индонезии, Вьетнаме, Малайе, поддерживающих ужасы фашизма в Греции, Испании, насилующих волю народа в Южной Корее.
Не первейшая ли обязанность каждого христианина, обязанность Церкви заботиться о бедных, творить дела милосердия, ограждать всеми способами тех, кого угнетают? Разве не наша христианская обязанность заботиться о стариках, бездомных, о покинутых детях, о неизлечимых больных?
Поэтому не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего в невиданных масштабах эти элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности.
Для нас, православных, глубоко чуждо и непонятно то, что написано в § 80 Силлабуса папы Пия IX 1864 г.: Condemnat: Romanus Pontifex potest ас debet cum progressu, cum liberalismo et cum recent civilitate sese reconciliare et componere [1].
Мы признаем неправильным вывод Римского престола о том, что не должно считаться с прогрессом и с новым государственным порядком. Мы, христиане, должны содействовать всему доброму и справедливому, к чему с такой могучей энергией стремятся народы, сбросившие ярмо эксплоатации, социального неравенства и колониального угнетения.
И, конечно, мы должны быть в первых рядах борцов за мир против поджигателей третьей мировой войны.
Но в чем и как может выразиться наше содействие всему доброму и справедливому в великой борьбе народов за правду общественных и международных отношений?
Не в том, что ставят своей целью вожди так называемого экуменического движения и их съезды. Не в том, что ставит задачей «Sozialpfarrer» Cordes в своей книге Die soziale Aufgabe der Kirche [2] , считающей обязательным для священника знание социологии, психологии, народного хозяйства и необходимым практический стаж на фабриках, заводах, фермах и больницах.
Не слыхали мы от св. апостолов и отцов Церкви, что надо нам готовить из своей среды знатоков социологии, политической экономии, международного права, истории дипломатии, политических ораторов. А научены мы совсем другому. Кровь мучеников, молитвы праведников должны мы противопоставить страшному змию, а не вмешательство в политику.
Противодействовать злу войны и всякому социальному злу Церковь может только своим служением добру, ибо зло побеждается только добром. Непобедимая сила Церкви в том, что она состоит из миллионов верующих, родственных по духу преподобным Сергию и Серафиму и следующих завету ап. Павла Тимофею: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6, 11).
Архиепископ Лука
[1] Осуждается, (если кто полагает, будто) Римский Первосвященник может и должен мириться и сообразоваться с прогрессом, либерализмом и с новым государственным порядком.
[2] Göttingen, 1932.