ВОЙНА И МИР

Всякий трепещет перед призраком войны, потому что всякий знает, какие огромные ужасы и тяжелые последствия оставляет она на земле. Война несет смерть, страдания, разрушения и потоки слез.

Сегодняшнее человечество еще не забыло невыносимых испытаний недавно закончившейся войны. Одно воспоминание о ней причиняет страдания народам, особенно тем, которые полностью испытали ее зло. Зловещие развалины, которые разрушительная война оставила после себя, тревожно напоминают об этом зле. А скорбь миллионов людей по бессчисленным жертвам безумного братоубийства будет всегда возбуждать протест совести против войны.

Поэтому народы не хотят войны и обращают сердце свое к тем, кто говорит о мире и стремится к тому, чтобы установить прочный и благодатный мир по всей земле.

Разум и совесть — против войны, потому что давно уже пали акции морального оправдания причин войны. Причина войны в капиталистическом мире разоблачена до полного ее посрамления: она является одним из органических недугов капиталистической общественной системы.

Демократические народы, а также народные массы всех стран поднимают голос против войны. Впереди этого всемирного движения за мир стоит Советский Союз, вождь народов в деле мира и демократии. Свою волю к миру народы внушительно заявили на двух международных конгрессах мира, а также на многих национальных конгрессах мира в разных странах. Силы мира объединяются и день ото дня все больше растут и крепнут. Превышая зловещую силу войны, они смогут ее обуздать, чтобы уберечь человечество от новых страданий и разрушений.

Но как раз в это же время с передней линии капиталистических стран нам вновь угрожают атомной и водородной бомбами. И вновь оправдываются слова псалмопевца: «Я мирен; но только заговорю, они — к войне» (Пс. 119, 7). Готовятся к войне и составляют заговоры против мирных земли (Пс. 34, 20), а, в сущности — это заговоры против собственных их народов, потому что любая новая война представляла бы тяжелое испытание для всех народов.

Церковь Христова есть провозвестница мира, потому что она служит Царю мира Господу Иисусу. Ради этого и в теперешние, исторически ответственные, времена она должна служить миру и трудиться для морального обезврежения поджигателей новой войны. Она должна быть и против «холодной войны», против психологической подготовки войны, против всяких сочинений, речей и высказываний за войну, так как знает, что язык их — убийственная стрела (Иер. 9, 8).

В исполнение этого своего долга представители Православной Церкви на Всеправославном Совещании в июле 1948 г. в Москве отправили обращение к христианам всего мира. В этом обращении указывается очевидный факт, что мир переживает буреносное время между католическим и протестантским Западом и православным Востоком. Православный Восток воодушевляется великими началами мира на земле, в то время как капиталистический и империалистический Запад подготавливает новую войну. «На нас, служителей Православной Церкви, — говорится в послании, — производит жуткое впечатление тот факт, что поджигателями новой войны являются чада христианского — католического и протестантского — мира. Мы глубоко скорбим, что, вместо голоса мира и христианской любви, из крепости католицизма — Ватикана и из гнезда протестантизма — Америки мы слышим благословения новой войне и хвалебные гимны атомным бомбам и подобным изобретениям, предназначенным на уничтожение человеческой жизни». Обращение призывает христиан к объединению во имя мира: «Мы протягиваем руку всем, которые хотят, чтобы человек для человека был братом, а не зверем, и предлагаем, братски соединив усилия, обессилить поджигателей новой катастрофы, служителей темной силы, для которой великие начала христианского миролюбия и братолюбия давно потеряли всякое значение».

Этот голос христианской совести был подкреплен и нашей Святою Православною Церковью, которая в нескольких посланиях призывает верующих у нас работать для мира — возвещать его, создавать его, защищать его, если он будет в опасности. Таким образом, мы будем содействовать расстройству зловещих попыток вновь воспламенить войну.

Мы будем иметь мир, потому что этого хотят народы. Для мира должны работать все верующие, потому что это — долг верующих и от Бога указанный идеал всех благородных наших стремлений: «Будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаии, 2, 4).

Кирилл, Митрополит Пловдивский

(«Церковный Вестник», орган Болгарской Православной Церкви 1950 г. № 8—9)

Система Orphus