РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ к Преосвященному епископу Таллинскому Роману по рукоположении его в сан епископа в Никольском соборе в г. Ленинграде 16 апреля 1950 г.

Преосвященный епископ Роман, возлюбленный о Господе брат и сопричастник тайнодейственной благодати!

Промышлением Божиим ты ныне приобщился к сонму святителей Церкви Христовой и в таинственном рукоположении приял великий дар Божий. И ныне ожидаешь от нас назидания и напутствия твоему новому служению.

Св. апостол Павел, по поставлении во епископа ученика своего Тимофея, напутствовал его следующим назиданием: «Не неради, — говорит он, — о даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть... с возложением рук...» (1 Тим. 4, 14).

Это же напоминание, знаменательное, — чтобы указать тебе твои обязанности, и достаточное, — чтобы руководствовать тебя к их выполнению, и мы тебе ныне даем, заповедуя вместе с апостолом «возгревати дар Божий», отныне «живущий в тебе» (2 Тим. 1, 6).

Если ты встретишь в пастве твоей священнослужителей, недостойно совершающих служение свое Престолу Божию, «не неради» об их исправлении; чаще напоминай им грозное слово пророка Малахии: «Ныне заповедь сия к вам, священницы: аще не услышите и аще не положите на сердцах ваших еже дати славу имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву... и разорю благословение ваше» (Малах. 2, 1—2).

Приходится отметить два господствующих в современной церковной жизни, прискорбных для архипастыря и вредных для Церкви явления: это — поползновение многих мирских людей восхитить себе непринадлежащую им в Церкви власть и стремление некоторых быть непризванными судьями своих пастырей. Такие люди, подобно неверному ученику Христову, «притворяют благочестие» и льстиво вторгаются в среду церковных работников, устремляя преимущественное внимание к «корване» церковной, к «ковчежцу», в который усердствующие вметают свои лепты; и постепенно становятся хозяевами в храме, стремясь подчинить своему влиянию все дело приходское; в случае же прещения со стороны пастыря, они прибегают по отношению к нему к угрозам, клевете и всякому досаждению. «Корень» же сему, по слову апостола, «сребролюбие, егоже неции... себе пригвоздиша болезней многим...» (1 Тим. 6, 10).

Епископ не может терпеть такого бесчиния в Церкви Божией, и долг его изгонять из ограды церковной таких лукавых делателей, которые, не находя в настоящее время возможности удовлетворить свою алчность в области гражданской деятельности, ищут приюта в храме и дерзают совершать свои темные дела под покровом Церкви.

Наряду с таким прискорбным явлением, нельзя не обратить внимания на стремление многих, мнящих быть ревнителями церковными, к злословию по отношению к своим пастырям, к осуждению их в действительных, а чаще в вымышленных пороках и недостатках. Долг архипастыря не доверяться слепо подобным осуждениям, не принимая, согласно предупреждению апостола, «на пресвитера хулы..., разве при двою или триех свидетелех» (1 Тим. 5, 19); но вместе с тем строго и решительно требуя от пастырей, чтобы они со всяким тщанием ходили достойно звания.

Да не смущают тебя, возлюбленный брат, предстоящие трудности твоего нового служения; да утешает тебя вера в сильную небесную помощь ради воспринятых тобою ныне благодатных даров в таинстве; и эта же вера да побуждает тебя бережно хранить неповрежденным сокровище дарований, тебе врученное, никогда не забывая «возгревати дар Божий, живущий в тебе» (2 Тим. 1, 6).

Засим — приими сей жезл, видимое знамение вручаемой тебе духовной власти в Церкви Христовой, и благослови своим первым архипастырским благословением этот благочестивый народ, всегда с верою в силу благодати Божией приемлющий преподаваемое ему благословение небесное. Аминь

Система Orphus