Из статей, напечатанных в румынских церковных изданиях за 1949 год, многие привлекают к себе самое пристальное внимание русского церковного читателя. В круг этого внимания входит, прежде всего, состояние религиозной жизни братских единоверных народов и в данном случае — румынского народа. Позволяя судить о современном положении Румынской Православной Церкви, некоторые статьи, кроме того, ясно свидетельствуют о значительном оживлении деятельности румынского православного духовенства в новых условиях народно-демократического строя.
Но интерес к высказываниям церковных деятелей Румынии еще более возрастает, когда они раскрывают свое понимание церковного и гражданского долга и говорят о практическом сочетании того и другого. Этот момент приобретает особенное значение в сопоставлении с высказываниями румынских государственных деятелей о Церкви и с теми чувствами, которые связывает с нею верующий церковный народ.
Не меньший интерес вызывают также свидетельства некоторых авторов об освобождении религиозного сознания православного духовенства от вредных пережитков старого общественного и государственного строя. Но с особенным интересом читательское внимание приковывается к тем строкам, в которых отражаются благие плоды свободы совести и вероисповедания для духовной жизни верующего народа.
Словом, разнообразные и содержательные статьи, написанные людьми солидной учености и духовного опыта, не могут не радовать русского православного читателя своим оптимизмом, источником которого может быть только христианское упование пишущих. Радует и благожелательное отношение новой государственности к Православной Церкви, как и готовность православного духовенства работать на благо своего народа и государства.
Имеются в статьях и другие ободряющие высказывания, по которым можно судить о новых возможностях румынского духовенства, благоприятных для осуществления его апостольской миссии. К ним нужно отнести право Церкви руководить богословскими школами, неприкосновенность церковной жизни и проповеди, сотрудничество с другими Православными Церквами и многое другое, что прямо или косвенно связано с новым положением Румынской Церкви.
Вместе с тем статьи румынских церковных деятелей возбуждают и вопросы, от православного освещения которых зависит весьма многое и, прежде всего, определение путей христианского подвига в условиях современности. Значение этих вопросов тем глубже, чем ближе мы подойдем к христианскому оправданию борьбы за всеобщий мир и социальную справедливость. Но пусть смысл этой борьбы раскрывается для церковного сознания самой жизнью и опытом подвига, который предстоит Церкви в новых условиях ее существования. А сейчас, в кратком обзоре наиболее актуальных статей, отметим те их стороны, которые более всего питают наш церковный оптимизм и возбуждают полезные мысли.
1. Статья «Правовое положение религиозных союзов в Румынии» [1] дает ясное представление о том, как народно-демократическое государство определило свое отношение к Православной Церкви. В румынской Конституции это отношение характеризуется отсутствием Положения об отделении Церкви от Государства и наличием Положения об отделении школы от Церкви. Православная Церковь может иметь только богословские школы для подготовки священнослужителей.
Государство рассматривает Церковь как организацию верующих, наравне с товариществами и другими юридическими лицами, деятельность которых регламентируется законом. В силу этого преследование религии совершенно исключается.
2. Речь д-ра Петру Гроза на тему «Церковь не должна быть статичной» [2] интересна тем, что излагает требования Государства к Православной Церкви. Их содержание вытекает из следующих соображений. Государство, координируя все демократические силы в стране, включает в их состав и Церковь, как одну из реальностей жизни. Если новые формы последней не устраняют Церковь со своего пути, то и Церковь не имеет права мешать развитию и процветанию народа, а должна идти в ногу с настоящей жизнью.
Сохраняя свою национальную форму, Церковь должна уважать другие нации и бороться с нетерпимостью, шовинизмом и расовой ненавистью. Поскольку Государство рассматривает условия жизни в движении и развитии, то и Церковь в его глазах должна быть не статичной, а развивающейся вместе с объективными формами жизни.
В заключение своей речи глава румынского правительства говорит, что основой добрых отношений между Церковию и Государством нужно считать координацию свободы вероисповедания и совести с гражданскими правами и обязанностями.
3. Статья министра культов проф. Станчиу Стояну «Отношение режима народной демократии к религиозным культам» [3] усматривает задачу Государства в том, чтобы установить отношение к догматам Церкви, к ее традициям и к обязанностям духовенства в настоящее время. Он говорит, что алтарь не может быть местом проповеди идей, чуждых религии, а в заключение статьи свидетельствует о желании Государства видеть укрепление, сотрудничества Румынской Православной Церкви с другими Православными Церквами.
4. «Слово Румынской Православной Церкви по вопросу о свободе вероисповедания» [4], сказанное Патриархом Юстинианом 27 февраля 1949 г. по радио, построено вокруг задачи — согласовать свободу Церкви с ее обязанностями по отношению к новой государственности. Режим народной демократии, — говорит Патриарх, — обеспечивает нам полную свободу организации и действия, не вмешиваясь в религиозные дела Церкви. Одним из доказательств этой свободы является право Церкви готовить в своих школах кадры священнослужителей. И теперь под руководством Церкви богословские школы готовят служителей алтаря, сознающих свою апостольскую миссию и гражданские обязанности.
Мы, служители Христа и Его Церкви, далеки от материалистической доктрины. Но это не мешает нам видеть и сознавать все то, что хорошо в социальной справедливости и во всем, что дано нам государственной властью. Поэтому священник наших дней будет тем лучше выполнять свою апостольскую миссию, чем больше станет служить народу и поддерживать его в борьбе за построение более справедливой жизни.
5. В статье «Клятва и ее выполнение» [5], написанной в связи с первой годовщиной интронизации Патриарха Юстиниана, подытожены некоторые из достижений на новом пути церковной жизни в Румынии. На первое место в ней поставлены успехи новой ориентации румынского духовенства, которое, в лице Патриарха Юстиниана, считает, что Церковь Христова никогда не имела более благоприятных возможностей для осуществления евангельских заветов, чем теперь, при народно-демократическом строе.
В качестве конкретных достижений за минувший год статья указывает установление связей с другими Православными Церквами, участие в Московском Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 году и выступления Патриарха в защиту мира.
Отмечены также успехи богословских институтов и миссионерских курсов для переподготовки духовенства.
Приняты меры и к преобразованию монастырей и монашества в духе новых требований. Созданы специальные семинарии, из которых должно выходить просвещенное монашество, способное связывать духовную жизнь с общественной и культурной жизнью страны.
Особое значение придается пересмотру средств, которыми пользовались миссионеры, и вооружению их оружием нового духа для того, чтобы помочь новому человеку и обществу в его лучших стремлениях к справедливой жизни.
6. Статья Н. Дана на тему «Резолюции Румынской Рабочей партии, связанные с деятельностью священников» [6], интересна в той части, которая говорит о задачах духовенства в условиях народно-демократического строя. Оно обязано бороться за мир, защищать суверенитет и национальную независимость народов, бороться против суеверий и вредных сект, разоблачать подрывную деятельность Ватикана, изгонять шовинизм, антисемитизм и расовую ненависть и т. д. Поступая таким образом, духовенство будет служить Богу и своему народу.
Большой интерес представляют и такие статьи, как «Социальные проблемы в Ветхом Завете» — проф.-свящ. В. Прилипчану, «Современная конфигурация христианства» — диакона И. Пулия, «Православная Церковь — вестник мира и братства» — проф.-диакона О. Бучевского и другие. Их содержание возбуждает и много надежд и много вопросов, которые можно осветить только в специальной статье.
А сейчас закончим наш краткий обзор указанием на один лишь вопрос об апостольской миссии румынского православного духовенства и выскажем уверенность в том, что оно выполнит эту миссию в духе апостольского подвига, существенным признаком которого является единство религиозной веры и жизни, а также — ревность о славе Божией и о спасении душ, вверенных пастырскому попечению и руководству служителей Церкви Христовой.
А. Крашенинников
[1] Из журнала «Ведомости Польской Православной Церкви» №№ 6—12, 1948 г.
[2] Кн. Cultele religioase în R. P. R., стр. 54—67.
[3] Кн. Cultele religioase în R. P. R., стр. 67—75.
[4] Кн. Cultele religioase în R. P. R., стр. 115—125.
[5] Журнал «Biserica ortodoxa Romana», май—июнь 1949 г.
[6] Журнал «Studü teologice», № 5—6, 1949 г.