ПЕРВАЯ НОВОЗАВЕТНАЯ ПЕСНЬ

В текущем году два заветных священных воспоминания сошлись в один день: Благовещение и Великий Пяток. Начало, «главизна», нашего спасения и — близкий конец земной жизни Господа Иисуса Христа.

Назаретская скромная горница. Чистая, смиренная Дева за чтением книги пророка Исаии. Она читает то место, где пророк предрекает рождение Спасителя от Девы: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил» (Исаии 7, 14). Какая это счастливая Дева, размышляет Мария, — и как я хотела бы быть хотя последней служанкой у нее. И точно в ответ на эти благочестивыя желания и думы Пресвятой Девы, вдруг является Ей небесный посланник, Архангел Гавриил, с радостным приветствием: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» и благовествует, что Она именно и есть благословенная между женами избранница Божия, Которая ныне, по наитию Духа Святаго, зачнет во чреве и родит Сына, по имени Иисуса, Сына Всевышнего, Сына Божия, имеющего совершить спасение мира. Дева Мария смутилась. Но Архангел рассеял смущение, естественно овладевшее Девой от неожиданного явления и необычного привета, разрешил недоумения Ее невинной, чистой души и слышит в ответ: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». В этом простом, кратком ответе было сказано много. В нем вылилась чистая высокая душа Пресвятой Девы Марии: Ее кроткая преданность Господу: «Я — раба Господня»; твердая незыблемая вера, в силу которой Пречистая Дева не колеблется в возможности исполнения чудных глаголов Архангела. Наконец, в этом ответе нельзя не почувствовать глубочайшего искреннего смирения Девы Марии.

Благовестие Архангела наполнило душу Марии величайшей радостью. Оно было той светлой, благой вестью, которую с давних пор, на протяжении целых тысячелетий, лучшие ветхозаветные люди томительно, напряженно ждали, болея тем, что они в плену, лишены света, не имеют свободы.

Возвещенный Архангелом грядущий Спаситель, Радость, Утеха, Свет, Избавитель пришел, просветил, искупил всех людей.

Но какой страшной, какой дорогой ценой! Ценой Креста, ценой крови, ценой тяжких невыразимых страданий, ценой мучительной позорной смерти. Голгофа, Крест, на котором наш Спаситель, и у подножия Креста Пресвятая Матерь Дева. Предреченное Симеоном лютое оружие горя пронзает душу Пречистой. Пред Нею на Кресте Ее Возлюбленный

Божественный Сын, Ее Надежда, Радость, Свет, и этот Свет, увы, заходит... Поруганный, изъязвленный, Он в тяжких предсмертных муках. Потухающие очи Божественного Страдальца видят несказанную печаль Матери, и готовые уже сомкнуться уста обращаются к Ней со словами утешения, отрады... Она же слушает Его молча...


Служба Великого Пятка в соединении с службой Благовещения исключительна и необычна. В тихие мелодии скорбных умилительных песнопении, в молитвы, полные сокрушения, в траур церковных одежд и обрядов Великого Пятка вторгаются радостные, светлые песнопения праздника Благовещения. На утрени, перед пением тропаря о предательстве Иуды и последней вечере Спасителя: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся...», раздается торжествующая песнь: «Днесь спасения нашего главизна...», т. е. сегодня начало избавления нашего от греха, проклятия и смерти. Чтение 12 Евангелий о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа озаряет светлый луч евангельского повествования о Благовещении. В скорбном величественном трипеснце: «К Тебе утреннюю...» зазвучали торжественные песни Благовещенского канона с припевом-призывом: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». Печальные стихиры о тяжких мучениях и крестной смерти Божественного Искупителя смешались с пением Благовещенских стихир, проникнутых чистой, высокой, неизреченной радостью: «Еже от века таинство открывается днесь...» Бог сходит на землю, смиренно облекается в человеческий образ.

Какое великое, бесценное сокровище — наши священные церковные песни! Как много они говорят! Какой глубиной богословской мысли, высотой и силой чувств полны они! Как они назидают, утешают и радуют нас!

В них раскрываются неисследимые тайны спасения мира, тайны Божественной безграничной любви, правосудия и святости Божией. В них целая система православного богословия.


Но многие ли знают, что начало наших священных новозаветных песнопений связано с праздником Благовещения? Из чьих уст раздалась, прозвучала самая первая новозаветная песнь?

Из уст Пречистой Девы, из уст Богоматери.

Об этом так повествует Евангелие (Лк. 1, 39—55): [1]

«Воставши Мариам во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захариин и целова Елисавет» (Ст. ст. 39—40). «В те дни...» В какие это дни? В те дни, когда Дева Мария только что приняла дивное благовестие Архангела о рождении от Нее Иисуса Христа, когда Она услышала от небесного вестника, что Ее родственница Елисавета, «называемая неплодной», зачала сына в старости и с тех пор идет уже шестой месяц.

«Со тщанием», т. е. с поспешностью, торопливо собирается Пресвятая Дева к Своей старшей родственнице, чтобы поведать ей о совершившемся, открыть ей Свою душу, поделиться с ней Своими необычайными переживаниями и разделить с Елисаветой и ее собственную радость.

Путь из Назарета «в горняя», в горную часть Иудеи, далекий. Около четырех дней должно было пройти в дороге, когда, наконец, Мария достигла дома Захарии и, войдя туда, целовала, приветствовала Елисавету.

Радостно было родственное свидание встретившихся счастливых жен, неожиданно, чудесно, в близком будущем матерей!

Едва приветствие Девы коснулось слуха Елисаветы, как младенец, которого уже шестой месяц носила она, радостно взыграл в ее чреве. Елисавета исполнилась Святаго Духа и, объятая, осененная, возбужденная Им, «гласом велиим», т. е. громко, восторженно, воскликнула: «Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего».

Великая тайна, возвещенная Архангелом Марии и пока еще неведомая никому из людей, сделалась известной, открытой Елисавете. Она даже повторяет слова ангельского приветствия: «Благословена Ты в женах» и добавляет: «и благословен плод чрева Твоего». Она уже знает, что пред ней сейчас не просто ее юная родственница, но Та, Которая благословенна между всеми женами, Которая принесет величайший благословенный Плод, Которая избрана стать Матерью Господа.

«И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» И откуда это мне такая великая честь, такое редкое безмерное счастье, — трепетно, благоговейно спрашивает праведная Елисавета, — что Матерь Господа моего пришла ко мне?

Глубоко взволновала юную, чистую Деву встреча со Своей старшей родственницей, необыкновенно растрогало, умилило Ее приветствие Елисаветы, назвавшей Ее Матерью Господа.

И вот — обычно тихая, кроткая, молчаливая, любящая слагать Свои переживания в тайниках собственного сердца Дева Мария, на этот раз, от избытка сердца, открыла уста и воспела Свою восторженную, вдохновенную песнь, ту несравненную песнь, которая ежедневно слышится, повторяется за нашими богослужениями.

«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Величит, славит Моя душа Господа, и дух Мой полон радостью о Боге, Спасителе Моем.

Он «призрел», обратил внимание «на смирение Рабы Своей», ибо «отныне ублажат» и будут славословить «Меня все роды», все поколения верующих людей и народов.

От такого знаменательного пророчества о Себе, о Своем прославлении, Пресвятая Дева обращается к Виновнику Своей радости — к Богу и величает Его Сильным, Святым, Милостивым ко всем, кто боится Его, благоговеет пред Ним.

«Яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его и милость Его в роды родов боящимся Его» (Ст. ст. 49—50).

Держава, сила Господня проявляется в Его неусыпном промышлении о мире, в Его постоянном действии в мире, в рассеянии гордых, в низложении сильных, в возвышении смиренных, в насыщении алчущих, голодных, и отпущении ни с чем богатящихся, хвалящихся своими приобретениями, стремящихся к наживе: «Сотвори державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи» (Ст. ст. 51—53).

Закончив Свою хвалебную песнь, Дева Мария снова обращается к прославлению Бога за исполнение милостивых обетований, данных некогда Аврааму и семени — потомству его.

«Восприят Израиля, отрока Своего, помянута милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века» (Ст. 54).

Такова была самая первая из всех новозаветных песней.

Во всей силе сбылось вещее слово Приснодевы. И как скоро оно начало исполняться! Еще в пору земной жизни Христа Спасителя, в дни Его учительства на земле, одна женщина, восхищенная словом Христовым, «воздвигла», возвысила свой голос из народной толпы, благоговейно внимавшей Господу, и восторженно, громко воскликнула во славу Пречистой: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27).

Чем дальше шло время, чем шире распространялось по земле христианство, тем сильнее росло ублажение, прославление Богородицы, тем громче, одушевленнее раздавались похвалы Ей, звучавшие в посвященных Ей песнопениях, тем больше становилось праздников, торжеств в честь Ее.

Призыв: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» нашел самый живой отклик в сердцах песнотворцев. Св. Иоанн Дамаскин, преп. Косма Майумский, св. Георгий Писидийский, св. Иосиф песнописец и множество других песнотворцев, составивших наши дивные богослужебные песнопения, повторяли те мысли и чувства, какими была проникнута первая новозаветная песнь Божией Матери. Они внушали в своих песнопениях всему христианскому миру, что Бог рассеивает, низлагает гордых, надменных, величающихся собою, и милостив к тем, кто в трепетном смирении боится Его, полон спасительного страха Господня, что Он — Великий, Святый, Милостивый.

Вместе с этим они прославляли Пречистый Образ Богоматери, Ее веру, Ее смирение, Ее матернее заступление о людях, Ее высоту над всем миром, небесным и земным.

«Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаема (Св. Косма Майумский).

Л. Парийский

[1] Чтение евангельского повествования (Лк. 1, 30—49, 56) положено на утрени праздника Благовещения; оно же читается всегда на молебнах Божией Матери.

Система Orphus