Слово, сказанное в Борисоглебском кафедральном соборе г. Рязани
Мы встретили, дорогие мои, величайший из наших православных праздников — светозарный день Светлого Христова Воскресения. Бесчисленное множество раз сегодня и в наступающую Светлую седмицу мы будем повторять: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Как святой огонек, это наше пасхальное приветствие обегает в великую ночь всю православную землю от края и до края. Везде, где живут православные люди: русские, греки, арабы, грузины, румыны, болгары, сербы, чехи, албанцы, — где только ни бьется православное сердце, эти слова в эту единственную в году ночь не сходят с уст православных людей.
И как чудодейственны эти два изумительных слова: «Христос воскресе!» Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились: здесь ли, в столице нашей великой Родины, где мы сейчас приветствуем ими друг друга, или в далеком отсюда Париже, где в прошлом году в пасхальную ночь я поздравлял православных русских и французских людей, собравшихся в храме Знамения Пресвятой Богородицы на нашу православную службу; где бы, повторяю, эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, — они вызывают трепетание в каждом православном сердце, и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа Иисуса Христа.
Мы говорим их, и с чувством духовного восторга их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину воскресе!»
Эти слова не имеют равных на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню для нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви к Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию Воскресшему.
Они говорят каждому из нас о бесценной и ни с чем не сравнимой радости нашей святой православной веры. Св. апостол Павел учил: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Если бы Христос не воскрес, Он оставался бы для человечества великим, праведным, святым Учителем и Проповедником, но не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Но Он воскрес в эту святую ночь, какую мы пережили сейчас вместе с вами!
Он воскрес! Ведь и сегодня, и накануне каждого воскресенья в церковном году мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Воскресение Христово мы сами видели. Мы исповедуем эту истину вместе со всею Церковью. Почему «видевше»? Это не ошибка составителя церковной песни? Может быть, он хотел сказать «уведевше», т. е. «узнав», о Воскресении Христовом? Нет, это не ошибка. У каждого из нас есть очи телесные. Мы ими видим небо, солнце и звезды, сады и луга, видим друг друга. Но есть у нас, верующих людей, и другие очи — очи веры: ими мы видим Небесный Иерусалим, двери в который открыты навстречу каждому приходящему в вечную жизнь; мы видим этими очами церковное небо, усеянное тысячами духовных звезд — святых угодников Божиих, видим духовный сад с благоухающими в нем цветами — теми, кто удостоен Господом вечной славы.
Очами веры мы видим и священное событие Воскресения Христова. Мы веруем в Воскресшего Господа одной верой с бесчисленными миллионами христиан, которые жили до нас, сейчас живут и будут жить после нас.
Но мы не только такими очами, очами своей веры видим Воскресшего Господа, но и очами апостолов, мироносиц и тех из уверовавших в Господа, которые лицом к лицу были с Ним, Воскресшим, беседовали с Ним, принимали из рук Его пищу, осязали Его. Для удостоверения на все времена в Своем Воскресении Воскресший Христос оставил нам в лице всех тех, кто Его видел, свидетельство истины Своего Воскресения. Будучи «самовидцами» (Лк. 1, 2), апостолы записали в евангелиях и посланиях о явлениях Воскресшего Господа, и радость лицезрения Воскресшего через их писания дошла и до нас.
Христос воскрес! И в эту священную ночь чудом Своего Воскресения Он утвердил все истины Своего Божественного учения.
Мы знаем теперь, что Он — не только наш Божественный Учитель, но Он — Бог Всемогущий, Который силой Своего Божественного всемогущества воскрес тридневно от гроба. Воскресение Христово — это высшее чудо из совершенных Господом Иисусом Христом в дни земного Его подвига, высшее из свидетельств Его Божественной силы.
Мы знаем теперь, после события Воскресения Христова, что Он — наш Небесный Отец, знаем, что все, о чем Он говорил, что Он обещал дать верующим в Него людям, — это непреложная Божественная истина. Все истины нашей веры — говорим мы — утверждены на вечные времена чудом Воскресения Христова. И потому мы так ликуем, так радуемся, так торжествуем в эти пасхальные дни.
Ведь что для нас, мои дорогие, дороже кашей святой веры? Она дает смысл нашей земной жизни. Вера ведет нас за собою в Царство Небесное и указывает нам в него путь. Вера — сила и опора во всей нашей жизни. В грехах — она несет нам прощение, в жизненных тяготах — облегчение; она нас согревает, утешает, укрепляет на нашем жизненном пути, так как нет такого горя, нет такого страдания у человека, какое не утолилось бы силой нашей веры в Любвеобильного и Милосердного Небесного Отца, склоняющегося к слезам и горю каждого из Своих детей.
Силой Своего Воскресения Господь Иисус Христос победил смерть и открыл перед нами тайну жизни вечной. Мы и поем в эти дни: «Смертию смерть поправ». Он явил Себя миру как Хозяин жизни и смерти и Своим Воскресением показал нам, что и для нас смерти нет, и жизнь в бесконечных веках — это удел каждого из людей, благословляемого Богом на его земную жизнь. «Поглощена смерть победою» (Исаии 25, 8; 1 Кор. 15, 54) — пророчествовал св. Исаия и повторяет его слова св. апостол Павел. Теперь, после Воскресения Христова, говорит верующий человек вместе с пророком Осией: «Смерть! где твое жало?» (Осии 13, 14; 1 Кор. 15, 55).
Нет ничего священнее для каждого из нас, православных людей, чем наше вечное спасение. Спасти свою бессмертную душу, сделать ее достойной жить с Господом в жизни, не знающей конца, — это самое большое счастье для верующего человека. И путь к нашему вечному спасению теперь доступен для каждого из нас силой Воскресения Христова, для каждого, кто за Господом идет, кто имеет радость веровать в Него и хочет жить по Его заветам.
Воскресший Спаситель основал на земле Свою Святую Церковь. Он как бы соорудил великий духовный корабль, который ведет людей к берегам вечного Небесного Царства. Всякий из нас, православных верующих людей, будучи сыном Церкви Христовой, пребывает на этом великом корабле, Кормчий которого — Сам Господь Иисус Христос. Господь и направляет этот корабль со всеми, кто в нем спасается для жизни вечной, в ту страну, о которой Он говорил: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ио. 12, 26).
Все, что мы имеем в своей жизни, как православные верующие люди, самого радостного, самого дорогого, — все нам дано силой Воскресения Христова, ибо вся наша вера, как на камне, стоит на этом чуде, так торжественно и величественно прославляемом Церковью.
Нам бесконечно дорог на нашем жизненном пути святой и теплый покров нашей Небесной Матери, нашей Заступницы во всех скорбях, бедах и болезнях. Мы называем Ее Преблагословенной Богородицей. И мы веруем в Нее как в Преславную Богородицу, и мы имеем в лице Ее Небесную Матерь, носительницу милости небесной к нам, в этой милости нуждающимся, потому, что Она — Мать Воскресшего из мертвых Всемогущего Господа Бога. Силою Воскресшего Спасителя Ей и даруется та Божественная благодать, которую раздает Она нам, грешным, по нашим к Ней молитвам и, по вере нашей, через Свои святые иконы.
У нас, православных, есть целый сонм святых угодников Божиих, исчислить который трудно нашими цифрами. Святые молятся за нас, благословляют нас и по нашим молитвам к ним ниспосылают нам Божие благословение и Божию помощь. И эта наша радость нам дарована силою Воскресения Христова. Святые — наши молитвенники потому, что Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос, как Бог Всемогущий, даровал им, пока они жили на земле, Свою Божественную помощь для достижения святости и вершин духовной красоты. А сейчас силою Своего всемогущества Он дает им Свое Божественное благословение для того, чтобы они по нашим к ним молитвам передавали его нам.
Как нам не ликовать, как нам не торжествовать в день Воскресения Христова, если все, что есть у нас самого священного, исходит из Живоносного Гроба, из которого восстал в третий день наш Спаситель!
И самый храм, в котором мы совершаем наше пасхальное празднество, без которого мы, православные люди, не представляем себе своего жизненного пути в Царство Небесное, — это дело милости Воскресшего Спасителя. Это Он — Бог Всемогущий — в Своих храмах раздает нам Свою благодать, соприсутствует здесь с нами в часы богослужения и питает нас здесь Своим Божественным Телом и Животворящей Кровью.
Все радости о Господе Иисусе Христе: радость принадлежать к Святой Православной Церкви и спасать свою душу для вечности, в скорбях и страданиях иметь в лице своего Господа источник неиссякаемой милости, поклоняться Его Преблагословенной Матери, ощущать покров и молитвы святых Божиих людей, — все это плоды Воскресения Христова. Слава Ему, Воскресшему из мертвых, во веки вечные!
Обнимая всех вас духом, мои дорогие, и поздравляя с Светлым праздником, я хочу пожелать от всего сердца, чтобы эта радость о Воскресшем Господе горела в ваших сердцах до конца дней каждого из вас. С этим светом веры легче переносить и страдания, и скорби; с ним осмысливается вся наша земная жизнь как ступень к вечной жизни; с ним и умереть не страшно истинному христианину. И с этой верой в Воскресшего Спасителя пусть непостыдно предстанет каждый из вас перед лицом нашего Небесного Отца, когда Господь повелит ангелу смерти пресечь нашу земную жизнь и бессмертную душу возьмет к Себе.
Наша пасхальная радость о Воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души, и пусть бессчетное число раз проявляется она в этих радостных, победоносных кликах: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Митрополит Николай