РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАЩИТА МИРА

Послание Священного Синода православному клиру и верующим и всем христианам Румынской Народной Республики

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27).

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Возлюбленные наши духовные дети!

Вся проповедь и все деяния истинной Церкви Христовой исходят из любви Всевышнего к Своему созданию и направлены к распространению этой любви между людьми, созданными «по образу и подобию Его», дабы осуществить «на земли мир и в человецех благоволение» (Лк. 2, 14), для спасения рода человеческого.

Следовательно, в основе деяний Церкви Христовой лежит любовь, созидающая мир и наше спасение. Также очевидно «для всех слушающих и видящих», что наивысшим божественным назначением Церкви Христовой является спасение человека, которое может быть достигнуто лишь посредством любви и мира.

Поэтому Православная Церковь словом и примером постоянно призывает всех людей и все народы к любви и благоволению. Но сознавая, что любовь и благоволение не могут быть установлены между людьми и между народами на иных основах, чем естественные основы социальной справедливости, Православная Церковь постоянно поддерживала и поддерживает проводников этой справедливости, которые поистине выполняли слова Господа «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Православная Церковь благословляет путь любви, который является путем справедливости, света и процветания, и верит, что благодаря ему новый мир пойдет по путям Господним. Иначе и не может быть, потому что в стремлениях создателей нового мира как будто бы отражаются слова апостола: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 18).

Прежние препятствия, стоящие на пути взаимопонимания и любви между людьми и народами, рушатся. Это обстоятельство дает надежду тем, кто страдал от бремени несправедливостей и эксплоатации. Поэтому они с воодушевлением воздвигают новый справедливый порядок жизни, основанный на любви. В то же время приверженцы старых порядков напуганы их разрушением. Надеясь приостановить это разрушение, они сеют вражду между народами, забывая слова апостола: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33).

Растущее взаимопонимание и любовь между свободными народами наполняют радостью Православную Церковь. Она благословляет эту любовь и славит ее, как деяние Святаго Духа, стихами праздника Троицы, в которых говорится: «Когда Всевышний (Бог), нисшедши, смешал языки, — разделил между собою народы; когда же раздал огненные языки (в сошествии Святаго Духа), — к единению всех призвал; и мы единодушно прославляем Всесвятаго Духа» (Кондак, глас 8).

Любовь между людьми, так же как любовь между народами, основанная на справедливости и равенстве, является верным залогом мира и нерушимым основанием, «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). Поэтому Православная Церковь на всех святых службах молится за мир, без которого невозможны благостояние, процветание и счастье мира.

Следуя голосу небесных сил, приветствовавших рождение Спасителя словами «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14), и завету Спасителя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27), Церковь видит свое призвание в проповедании мира.

Но Православная Церковь не только проповедует мир и молится о нем, но созидает мир в душах людей и всеми силами своими поддерживает миротворцев, которых она считает сынами Божиими, соблюдающими Его заповеди любви и мира.

А врагов мира, поджигателей войны, угрожающих свободе и праву на жизнь честных трудящихся людей, врагов любви и согласия между народами, врагов процветания и счастья, Церковь осуждает по завету св. апостола Павла: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9—10).

В наше время мы видим, что враги мира смыкают свои ряды в лагерь, который угрожает жизни свободолюбивых народов и людей труда во всем мире. Во главе этого лагеря находятся богачи Англии и Америки.

Друзья и защитники мира тоже смыкают свои ряды перед опасностью, угрожающей им со стороны врагов мира. Их лагерь является лагерем мира и демократии, во главе которого находится мощный Советский Союз, великий сосед и друг румынского народа.

Справедливость и святость дела, за которое борется и которое защищает лагерь мира, а также количество борцов за это дело являются верной гарантией их победы.

Но ни одна сила, верная делу мира, не может оставаться в стороне. Каждый человек, так же как и каждое учреждение, чьим идеалам и жизни угрожает война, должны решительно и быстро включиться в борьбу за мир всеми средствами. Не может оставаться в стороне от борьбы за мир и Румынская Православная Церковь.

«Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14, 19).

Возлюбленные наши духовные братья!

В деятельности врагов мира и поджигателей новой войны Православная Церковь видит прежде всего угрозу своим деяниям, направленным к спасению людей. Кто может указать на более жестокого врага спасения и Церкви, чем война? Разве есть грех больше того, какой совершают поджигатели войны? Какие последствия могут быть для спасения хуже тех, какие оставляет война? Разве войною не уничтожаются многие человеческие жизни? Разве не войною уничтожаются материальные и моральные ценности, на которых зиждется христианская жизнь и дело спасения? Разве не война приносит жестокую нищету, часто вызывающую моральную деградацию человека? Кто мог бы забыть чудовищные последствия прошлых войн, и кто не содрогается, думая о жестокостях, которые принесет новая война?

Во всем этом наша Церковь отдает себе ясный отчет. Сознавая свою миссию и видя угрозу, таящуюся для нее в новой войне, она поднимает свой мощный голос, данный ей Господом, против поджигателей войны, дабы все поняли завет Христа: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоан. 13, 34).

Но наша Церковь, выполняя свою спасительную миссию, выражает и постоянное желание народа, среди которого она действует и которому она служит, желание мира, потому что только мир обеспечивает народу благосостояние, процветание и счастье.

Благословляя миротворцев и осуждая врагов мира, наша Церковь присоединяет свой голос в защиту мира к призывам остальных братских Церквей, которые еще в 1948 г., на Всеправославном Совещании в Москве, обратились с «Призывом о мире» к христианам всего мира, продолжая с тех пор и поныне помогать делу его укрепления.

Утверждаясь на учении нашей Православной Церкви и на основе ее великих религиозных и патриотических обязанностей, Священный Синод Румынской автокефальной Православной Церкви с любовью благословляет борьбу всех народов за мир.

Зная, что целью этой борьбы является благо всего человечества, Священный Синод Румынской Православной Церкви призывает всех христиан Румынской Народной Республики включиться в активную борьбу за мир.

Возлюбленные христиане!

Обращаясь ко всем православно верующим с этим призывом, Священный Синод Румынской Православной Церкви с болью отмечает, что в то время, когда восточное православное христианство поняло свое призвание и присоединилось к лагерю защитников мира, часть западного католического и некатолического христианства, через своих вождей — Ватикан и Всемирный совет протестантских церквей — примкнула к рядам поджигателей новой войны.

Поэтому Священный Синод Румынской Православной Церкви с братскою любовью обращается на этот раз не только к сынам Православной Церкви, но и ко всем остальным христианам Румынской Народной Республики, призывая их сплотить свои ряды вокруг всех, кто решительно защищает знамя мира и счастья рода человеческого. Все единой мыслью будем бороться и молиться Отцу Небесному нашему «за мир во всем мире и за спасение наших душ».

Для организации этой борьбы Священный Синод:

1) Советует всем христианам принимать участие в собраниях, посвященных защите мира, с любовью откликаться на все призывы Комитетов защиты мира и поддерживать всю их деятельность.

2) Призывает все православное духовенство оказывать всякую поддержку в борьбе за мир: общественными молитвами, проповедями и речами, вступлением в Комитеты защиты мира и участием в их деятельности; распространением устных и письменных воззваний, брошюр и призывов к миру среди верующих и всей своей пастырской деятельностью.

3) Настоящее Послание должно быть прочитано и объяснено духовенством нашей Православной Церкви в третье воскресенье Великого поста. И в дальнейшем оно должно постоянно распространяться.

Возлюбленные духовные наши дети и возлюбленные христиане!

Принимая участие в борьбе за мир на основах, указанных в настоящем Послании, мы убеждены в том, что мы все выполняем священную обязанность как перед верой, так и перед нашей любимой Родиной — Румынской Народной Республикой.

Поэтому мы надеемся, что голос наш будет услышан и понят всеми вами, потому что «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4, 7).

Сливаясь с этими мыслями с вами, мы, отцы ваши духовные, тепло обнимаем вас и даем наши архиерейские благословения.

Дано в Бухаресте, в Воскресенье Православия — от года спасения 1950.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

+ЮСТИНИАН, Митрополит Венгро-Влахии, местоблюститель Митрополии Молдовы и патриарх Румынии.

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:

+ НИКОЛАЙ, Митрополит Ардяла

+ ФИРМИЛИАН, Митрополит Олтении

+ ВАСИЛИЙ, Митрополит Баната

+ СЕБАСТИАН, Архиепископ Сучавы

+ ИОСИФ, Епископ Рымника и Арджеша

+ АНТИМ, Епископ Бузеу

+ ТЕОФИЛ, Епископ Романа и Хуши

+ АНДРЕЙ, Епископ Арада

+ АНТИМ, Епископ М. Б. Галаца

+ НИКОЛАЙ, Епископ Орадья

+ НИКОЛАЙ, Епископ Клужа

+ КЕСАРИЙ, Епископ Констанцы

Система Orphus